ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СООТНОШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ
1.1 Психологические особенности личности подросткового возраста
1.2 Исследование интеллекта в отечественной и зарубежной психологии
1.3 Характеристика ценностных ориентаций личности
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СООТНОШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация и методы проведения исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Сейчас общество характеризуется увеличивающейся динамичностью и неясностью, а также общество основывает и втягивает себя во все новые, более обширные и сложные сети разных видов взаимодействий. Эти обстоятельства окружающей действительности в совокупности с особенностями подросткового возраста могут приводить к возможности возникновения дезадаптации, особенно учитывая значительные нагрузки, возникающие в процессе обучения. К ним относятся: изменения в своем организме и внешнем виде, известная неясность положения, усложнение процесса жизненной деятельности.
Ценностные ориентации старшеклассников являются одной из актуальных проблем в настоящее время, поскольку, осознанность молодого поколения при выборе профессионального пути, стабильность и целостность их ценностных установок, определяет не только будущее одной конкретной личности, но и, во многом оказывает влияние на функционирование и развитие общества в целом.
Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников - все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации и являются факторами, оказывающими влияние на формирование ценностных ориентаций личности, это и будет определять нашу актуальность работы.
Ценностные ориентации как одна из составляющих структуры личности изучаются в рамках общей психологии, психологии личности, социальной психологии. Многие ученые (Б.Г. Ананьев, Т.М. Андреева, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский,.Т. Здравомыслов, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов,,В.Н. Мясищев, Г. Олпорт, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, В. Франкл, В.А. Ядов) рассматривают проблему ценностей в связи с источниками активности человека – потребностями, предметами этой активности – мотивами и механизмами регуляции активности.
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СООТНОШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ
1.1 Психологические особенности личности подросткового возраста
Обучение в старших классах (10-11 классы) охватывает возраст 15-18 лет. По возрастной периодизации Б.Г. Ананьева возраст от 16 до 21 года относится к юношескому [3, с. 165]. Согласно периодизации В. Штерна, период юношеского созревания приходится на возраст от 14 до 18 лет и представляет собой время развития самостоятельности личности и планов дальнейшей жизни. По мнению И.А. Зимней [13] в последних классах школы обучаются старшие подростки. Так, учащийся старших классах находится на границе подросткового возраста и юношеского возраста.
Подростковый возраст как наиболее сложный, противоречивый и поэтому наиболее конфликтный представляет собой критический возраст в развитии личности подростка и межличностных отношений. На этой возрастной стадии детско-родительские отношения перестраиваются на базе признания родителями самостоятельности и взрослости подростка в связи с трансформацией прежних отношений к самому себе и окружающим [21, с. 176].
В.А. Сухомлинский выделил некоторые противоречия, возникающие у подростков в старших классах:
– сочетание юношеского максимализма с неумением разобраться в явлениях жизни, что ведет к возникновению внутренних противоречий;
– стремление быть хорошим, стремление к идеалу и в то же время нежелание поддаваться воспитательному воздействию;
– желание самоутвердиться и неумение это сделать;
– богатство желаний и ограниченность сил, опыта, возможности для их осуществления;
– показное отрицание авторитетов, увлечение идеальным и сомнение в том, что идеальное может быть в нашей будничной жизни;
– удивление неисчерпаемостью науки, желание много знать, переживание вдохновения, радости интеллектуального труда и в то же время поверхностное, даже легкомысленное отношение к учебе, к своим повседневным заданиям;
– романтическая восторженность и грубые выходки, моральное невежество, восхищение красотой и ироническое отношение к красоте [26, с. 165].
Выводы по первой главе
Учащийся старших классах находится на границе подросткового возраста и юношеского возраста. Подростковый возраст как наиболее сложный, противоречивый и поэтому наиболее конфликтный представляет собой критический возраст в развитии личности подростка и межличностных отношений. Важнейшее психологическое образование старшего школьного возраста – это становление самосознания и устойчивого образа «Я». Положение старшего подростка характеризуется противоречивостью, изменением структуры его социальных ролей, а также самооценки и уровня притязаний. В старших классах «Я» еще достаточно неопределенно, расплывчато, диффузно. Старших подростков, в силу возрастных особенностей, часто относят к группе риска.
Исследования интеллекта продолжаются на протяжении веков. В его исследованиях принимали участие как зарубежные, так и отечественные исследователи. Интеллект – это система психических механизмов, определяющих возможность построения «внутри» человека субъективной картины происходящего.
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СООТНОШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация и методы проведения исследования
Целью данной работы является исследовать соотношение ценностных ориентаций и социального интеллекта личностей подросткового возраста. Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование, которое осуществлялось в несколько этапов.
На подготовительном этапе был проведен обзор литературы, исследований, а также тематически близких к данному исследованию работ, что позволило определить проблему, объект, предмет и цель исследования и подобрать методы исследования. На основном этапе во время работы, в сочетании с анализом научных положений было проведено эмпирическое исследование, направленное на установление самоотношения интеллекта и ценностных ориентаций личности подростков. В рамках этого этапа была проведена исследовательская работа. На заключительном этапе полученные эмпирические данные были подвергнуты интерпретации и анализу. Проводилось оформление результатов исследования.
База исследования: ГУО «Средняя школа №208 города Минска».
Выборка исследования: 28 личностей подросткового возраста. Учащиеся 10-х классов.
Для проведения эмпирического исследования использовались следующие диагностические методики:
1. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.
2. Методика исследования социального интеллекта Е.С. Михайловой, представляющей собой российскую адаптацию теста Дж. Гилфорда и М.О. Салливена.
Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича [23] применяется для процесса исследования направленности личности человека и определения ее отношения к окружающему миру, к чужим людям, к себе самому, к восприятию мира. Методика помогает выявить ключевые мотивы поступков, основу философии жизни. М. Рокич поводил анализ ценностям как разновидности неизбежного убеждения, что какая-нибудь цель или способ существования предпочтительнее, чем иной.
Выводы по второй главе
Сравнительный анализ результатов исследования показал, что потребность в здоровье занимает ведущее место в иерархии жизненных ценностей. Однако выяснилось и то, что между потребностью старшеклассников в здоровье и усилиями, направленными на его формирование и сохранение, существует явное несоответствие. В связи с этим, необходима актуализация потребности в здоровье физическом и духовном, обусловленная их ценностью, как средства достижения других жизненно важных ценностей (например, быть красивым, богатым, занять определенное положение в обществе, на производстве и т.п.), что будет активизировать действенную заботу о физическом благополучии. Потребность в счастливой семейной жизни у большего количества испытуемых объясняется тем, что основную часть старшеклассников, которые принимали участие в исследовании, составляют женщины – хранительницы семейного очага у многих из них есть свои семьи и дети, а многие только собираются создать свою семью и соответственно это для них является наиболее важным в жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учащийся старших классах находится на границе подросткового возраста и юношеского возраста. Подростковый возраст как наиболее сложный, противоречивый и поэтому наиболее конфликтный представляет собой критический возраст в развитии личности подростка и межличностных отношений. Важнейшее психологическое образование старшего школьного возраста – это становление самосознания и устойчивого образа «Я». Положение старшего подростка характеризуется противоречивостью, изменением структуры его социальных ролей, а также самооценки и уровня притязаний. В старших классах «Я» еще достаточно неопределенно, расплывчато, диффузно. Старших подростков, в силу возрастных особенностей, часто относят к группе риска.
Исследования интеллекта продолжаются на протяжении веков. В его исследованиях принимали участие как зарубежные, так и отечественные исследователи. Интеллект – это система психических механизмов, определяющих возможность построения «внутри» человека субъективной картины происходящего. Современные ученые очень широко смотрят на интеллект, и им явно не хватает объединяющего ядра, которое разумно позволило бы им ориентироваться в более глубоких чертах этого понятия. Изучение интеллекта продолжает оставаться проблемой для исследователей из разных областей знаний, привносящих новые идеи и мнения. В настоящее время, несмотря на большое количество исследований, посвященных этой проблеме, определение «социальный интеллект» не имеет однозначного значения и рассматривается с разных методологических позиций. В зарубежной психологической науке оно чаще всего рассматривается в рамках общего интеллекта, в то время как отечественные исследования более склонны изучать это явление с позиции практического интеллекта.
1 Абраменко, В. И. Особенности развития характера школьников подросткового возраста: Автореф. докт. дис. / В. И. Абраменко. – Л., 2014. – 342 с.
2 Айзенк, Г. Ю. Интеллект: новый взгляд / Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии. – 2005. – №1. – С. 111-131.
3 Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания / Б. Г. Ананьев. – Воронеж : НПО «МОДЭК», 2006. – 384 с.
4 Анисимов, О. С. Цели и ценности в сущностном определении и построении программ жизнедеятельности (теория и практика) / О. С. Анисимов // Мир психологии. – 2008. – № 4. – С. 178-189.
5 Андреева, Г. М. Психология социального познания: учеб. пособие для вузов по направлению и специальностям психологии / Г. М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 254 с.
6 Бобнева, М. И. Социальные нормы и регуляции поведения / М. И. Бобнева. – М., 2012. – 254 с.
7 Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. – М.: Издательство Московского университета, 2013. – 200 c.
8 Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. – Воронеж, 2005. – 231 с.
9 Гилфорд, Дж. П. Природа человеческого интеллекта / Дж. П. Гилфорд. Нью-Йорк.: Мак Гроу-Хилл, 1967. – 343 с.
10 Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Методология социологии / Пер с фр. – М.: Наука, 2011. – 572 с.
11 Емельянов, Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов. – Л.: Изд-во ЛГУ, 2005. – 168 с.
12 Журавлева, Н. А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе / Н.А. Журавлева. – М. : ИП РАН, 2006. – 335 с.
13 Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2013. – 448 c.
14 Кирилова, Н. А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников / Н.А. Кириллова // Вопросы психологии. – 2000. – № 4. – С. 29-37.
15 Куницына, В. Н. Межличностное общение: Учебник для вузов / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. – СПб., 2006. – 544 с.
16 Левин, К. Динамическая психология: Избранные труды / Под общ. ред. Д. А. Леонтьева и Е. Ю. Патяевой. – М. : Смысл, 2001. – 576 с.
17 Леонтьев, А. Н. К теории развития психики ребенка: Психологические основы дошкольной игры / А. Н. Леонтьев // А.Н. Леонтьев. Избранные психологические произведения. – Т.1. – М., 2003. – 342 с.
18 Малкина-Пых, И. Г. Справочник практического психолога / Малкина-Пых, Ирина. – М. : Эксмо, 2015. – 848 c.
19 Мясищев, В. Н. Психология отношений: избранные психологические труды / под ред. А. А. Бодалева. – М.: Модэк МПСИ, 2004. – 265 с.
20 Олпорт, Г. Становление личности. Избранные труды / Пер. с англ. – М. : Смысл, 2012. – 480 с.
21 Парыгин, Б. Д. Социальная психология Истоки и перспективы / Б. Д. Парыгин. – СПб. : СПбГУП, 2010. – 254 с.
22 Раттер, М. Помощь трудным детям / М. Раттер. – М.: Прогресс, 2007. – 424 c.
23 Рокич, М. Природа человеческих ценностей / М. Рокич. – М.,2005. – с.56
24 Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М., 2006. – 325 с.
25. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А. И. Савенков. – М. : Ось-89, 2006. – 310 c.
26. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. – М.: Школьная пресса, 2003. – 314 с.
27. Терстоун, Л. Л. Первичные умственные способности / Л. Л. Терстоун, Т. Г. Терстоун. Чикаго : научн-исслед. ассоциация, 1963. – 264 с.
28. Тищенко, Ю. В. Динамика ценностей личности в ранеем юношеском возрасте / Ю. В. Тищенко, А. Н. Бражникова. – М., 2009. – С. 47-49
29. Ушаков, Д. В. Интеллект. Структурно-динамическая теория / Д. В. Ушаков. – М., 2005. – 276 с.
30. Холодная, М. А. Когнитивные стили о природе индивидуального ума. 2-е изд. / М. А. Холодная. – СПб : Питер, 2004. – 384 с.