ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ЭРИХА МАРИИ РЕМАРКА
1.1 Биография и эстетические взгляды Э.М. Ремарка
1.2 Э.М. Ремарк и литература «потерянного поколения»
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 СИСТЕМА ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В РОМАНАХ Э.М. Ремарка «ТРИ ТОВАРИЩА» И «ЖИЗНЬ ВЗАЙМЫ»
2.1 Проблематика романов «Три товарища» и «Жизнь взаймы»
2.2 Анализ женских образов в романах Э.М. Ремарка «Три товарища» и «Жизнь взаймы»
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Эрих Мария Ремарк (Erich Maria Remarque, 1898–1970) – один из самых популярных и читаемых немецких писателей. Его произведения горячо любимы не только на родине в Германии, но и во всем мире. Писатель не любил говорить о своих книгах, он предпочитал, чтобы книги говорили сами за себя. Его произведения посвящены актуальным проблемам современной истории. Его книги несут в себе ненависть к фашизму и милитаризму, к бесчеловечной государственной системе. Реализм Ремарка безжалостен. Следует отметить, что, хотя Ремарк написал всего 14 романов, они искренни, честны перед читателем и вызывают настоящие эмоции. Его работы переведены более чем на 60 языков. Цитаты из его романов широко цитируются современниками.
Каждый роман писателя наполнен реалистичными и утонченными образами, яркими и атмосферными описаниями и заставляет читателя полностью погрузиться в книгу.
Реалистичное и трогающее душу описание трагедии Первой и Второй мировых войн, боль «потерянного поколения», попытка создать для себя в такое непростое время забавный, в некотором роде циничный, и щемящий мирок отчаянной любви и верной дружбы – вот что такое творчество Ремарка, проза которого всегда актуальна и вне времени.
Произведения автора были созданы в непростое время: на фоне безработицы, развала и депрессии. Отсюда следует, что его романы наполнены отчаянием, грустью, скорбью и тоской. Главные герои романов – люди, живущие во время войны, и как правило, имеющие к ней непосредственное отношение, участники военных действий, пережившие ужасы войны. Герои Ремарка одиноки, не имеющие ничего за душой, потерянные, без семьи и дома. У них нет родителей, детей, нет радостей в жизни. Их жизнь бессмысленна и бесцельна. Женщины в его романах, как правило меланхоличны, но в то же время страстны и утончены. В моей работе особое место занимают исследования и анализ образов женских персонажей в романах «Жизнь взаймы» (Geborgtes Leben), который был выпущен в 1959 году, и «Три товарища» (Drei Kameraden), изданном в 1936 году. Данные произведения занимают почетное место в фонде мировой литературы.
ГЛАВА 1. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ЭРИХА МАРИИ РЕМАРКА
1.1 Биография и эстетические взгляды Э.М. Ремарка
Эрих Мария Ремарк – один из наиболее известных и читаемых во всем мире немецких писателей двадцатого века [28]. Причем больше он известен на постсоветском пространстве, чем у себя на Родине. Долгое время Ремарк не был признан не только простыми читателями, но и литературоведами. Никому не нравилась его манера письма. Он вытаскивал наружу все то, на что долгое время все пытались закрыть глаза и забыть. Ремарк писал и прозу, и поэзию. Но успех впоследствии имели именно его прозаические произведения.
Эрих Пауль Ремарк родился в 1898 году в городе Оснабрюк в Германии, в семье владельца небольшого переплетного предприятия. Предки Ремарка по отцовской линии вынуждены были бежать во Францию. С этим фактом связана фамилия писателя, которая была переделана на немецкий лад – с Remarque на Remark. Семья будущего прозаика была бедной, поэтому членам семьи приходилось часто переезжать. За 13 лет жизни семья меняла место жительства целых 11 раз. В детстве Ремарк увлекался коллекционированием бабочек, камней и марок. Он был разносторонним и увлекающимся ребенком: интересовался живописью и музыкой, играл на фортепиано и органе [1].
В юности Ремарка привлекало творчество Стефана Цвейга, Томаса Манна, Федора Достоевского, Марселя Пруста и Иоганна Гёте [28]. Достигнув совершеннолетия, будущий писатель начал давать частные уроки музыки, чтобы иметь карманные деньги на одежду. Он считал, что одежда должна быть красивой и элегантной, и тогда успех в обществе будет обеспечен. Особенно ему нравились большие галстуки и шляпы-панамы. Тяга к роскоши, к дорогим вещам и красивой жизни сопровождала автора всю его жизнь.
Эрих был вторым ребенком в семье, его старший брат умер от менингита еще в раннем детстве и его постоянно ставили в пример юному писателю. Поэтому писатель часто ревновал мать Марию к своему почившему брату.
При рождении имя писателя было отличным от того, под которым он издавал свои известные романы. Это связано с тем, что в 19 лет он изменил свое второе имя на инициалы с Павла на Марию в память о своей покойной матери.
ГЛАВА 2 СИСТЕМА ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В РОМАНАХ «ТРИ ТОВАРИЩА» И «ЖИЗНЬ ВЗАЙМЫ»
2.1 Проблематика романов «Три товарища» и «Жизнь взаймы»
«Три товарища»
Ремарк работал над романом «Три товарища» почти четыре года. В
1933 году он опубликовал книгу «Пат», которая стала первым шагом на пути к великому роману о крепкой мужской дружбе и попытке обрести счастье в любви даже в трудные времена. Описанные в книге события представляют собой своеобразный перерыв между двумя мировыми войнами, а именно 1928 год. Мировой экономический кризис ослабил экономическую сферу ведущих стран и определил печальную судьбу Веймарской Республики. Разразившийся в Германии финансовый кризис приобрел тревожные масштабы, и к лету 1932 года число безработных уже достигло 6 миллионов человек. На момент написания романа Ремарк жил на своей вилле в Швейцарии, потому что его лишили немецкого гражданства, а его книги уже были занесены в черный список и демонстративно сожжены на родине. Писатель был потрясен всем, что происходило в Германии и, в частности, в мире в целом. Отсюда и появилась история «Трех товарищей», описывающая экономический кризис, и бывших фронтовиков, оказавшихся на грани нищеты и в тяжелой жизненной ситуации. Когда роман близился к завершению, Ремарк получил предложение от немецкого правительства вернуться домой. Писатель отказался заключить мир с нацистами и отправился в Париж – на съезд писателей в изгнании [13]. Роман был опубликован в Дании в 1936 году на датском языке, затем в США – на английском в одном из журналов. И только в 1938 году в Амстердаме был опубликован роман «Три товарища» в оригинале.
Произведение «Три товарища» тематически связан с антивоенной прозой, но сюжет независим. Жизнь, мысли и настроения его героя Роберта Лакампа подводят итог представлениям Ремарка о судьбе представителя поколения, ставшего жертвой войны. Роберта Лакампа и его товарищей Кестера и Ленца объединяет не только дружба на передовой, но и общее мировоззрение и общая судьба. Они зарабатывали себе на жизнь всеми мыслимыми и немыслимыми способами и не стыдились нищеты, что не было чем-то необычным для жителей Берлина того времени. Они одиноки, бездомны, но в то же время сохраняют циничный ум, духовную чуткость и доброту. Главные герои романа снова и снова пытались отстаивать свои взгляды, но после реакционного переворота 20-х годов, когда Кестер и Ленц были арестованы, они больше не ввязывались в борьбу. Крепкие дружеские отношения, взаимопомощь и работа освещали их жизнь, но иногда герои романа чувствовали себя разбитыми, опустошенными. Одним из утешений для них было употребление алкоголя в различных любимых барах [4].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Эрих Мария Ремарк – писатель, чей талант к написанию романов, пользующихся большой популярностью у читателей, всегда вызывал противоречивые мнения со стороны литературных критиков. Причиной этого была его повышенная сентиментальность, а также неоднозначная оценка событий в Германии в период между двумя мировыми войнами. Более того, сюжеты его романов в большинстве случаев являются автобиографическими. Ремарк передал в них свою концепцию отношения к войне, к жизни после войны, а также ввел в сюжет своих романов тему любви, основанную на личном опыте отношений с женщинами. Задача Ремарка заключалась в том, чтобы показать через личную жизнь его героев проблему всего общества.
2. Помимо военной тематики романов, в основу сюжета Ремарк заложил любовную линию, путем включения женских образов, прототипами которых были любовные связи самого писателя. Благодаря этому, читатель смог увидеть чувства, которые пережил Ремарк за свою жизнь и воплотил их в прототипамх своих героинь. Цель этого исследования состояла в том, чтобы дать полный обзор основных женских образов в романах«Три товарища» и «Жизнь взаймы» и выявить особенности внутреннего мира Патрисии Холман и Лилиан Дюнкерк. В ходе работы были изучены портреты героинь и их поведение, определена мотивация их действий, описано их влияние на главных героев и на сюжет романов в целом.
3. Женщины в романах Ремарка сильные, немного таинственные, женственные, несмотря на все сложности, что выпадают на их долю. Они умеют видеть хорошее и наслаждаться жизнью, оставляя невзгоды и печали за кругом повседневности. Они мудрые и хрупкие.
Героини в романах писателя своего рода «обереги» для мужчин. Они – украшение их серой жизни. Они убивают меланхолию мужских характеров, побуждая их к действию.
Исходя из описания их внешности и черт, можно сделать вывод, что писатель не просто симпатизирует героиням, он воплощает в них свои идеалы. Он не описывает их как безупречных красавиц, но детали их внешности и манер, поведения описаны тонкими эпитетами и метафорами, исходя из которых у читателя складывается четкий и яркий образ.
1. 11 интересных фактов о Ремарке [Электронный ресурс] / Российская Газета. – Режим доступа: http://rg.ru/2013/09/24/remark-site.html.
2. Анализ произведения «Три товарища» [Электронный ресурс] / ДонНТУ. – Режим доступа: http://masters.donntu.org/2008/eltf/sokolov/ind/analyse.htm.
3. Бабенко, Л. Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа: учебник для вузов / Л. Г. Бабенко. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 464 с.
4. Башляр, Г. Поэтика пространства / Г. Башляр // Башляр Г. Избранное: Поэтика пространства. М., 2004. – С. 5-212.
5. Бергельсон, Г. Во имя мира / Г. Бергельсон // Ремарк Э. М. Три товарища. – М.: 1989. – С. 405-414.
6. Биография Эрика Ремарка [Электронный ресурс] / Эрих Мария Ремарк. – Режим доступа: http://www.em-remarque.ru/biografija.html#3.
8. Вопросы [Электронный ресурс] / Большой вопрос. – Режим доступа:http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1154806-kem-byl-po-professii-erih-marija-remark.html.
9. Есин, А. Б. Время и пространство / А. Б. Есин // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины / под ред. Л. В. Чернец. – М.: 2000. – С. 47-62.
10. Иванов, В. В. Категория времени в искусстве и культуре XX века / В. В. Иванов // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974. –С. 39-67.
11. Краткий обзор творчества писателя [Электронный ресурс] / Сайт, посвященный творчеству Ремарка. – Режим доступа http://emremarque.ru/kratkii_obzor_tvorchestva_pisatelia.html.
12. Критика [Электронный ресурс] / База сочинений. – Режим доступа : http://www.kritika24.ru/page.php?id=3339.
13. Кэмпбелл, Дж. Мифический образ / Дж. Кэмпбелл; пер. с англ. К. Е. Семенова. – М.: ACT, 2002. – 688 с/.
14. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман // Лотман Ю. М. Об искусстве: Структура художественного текста. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Статьи. Заметки. Выступления (1962-1993). –СПб., 1998. – С. 14-285.
15. Матвеева, Ю. Самосознание поколения в творчестве писателей младоэмигрантов / Ю. Матвеева. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2008. – 196 с.
16. Молчанов, В. В. Время как прием мистификации читателя в современной западной литературе / В. В. Молчанов // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. – Л., 1974. – С. 200-209.
17. Панова, Л. Г. Пространство в поэтическом мире О. Мандельштама / Л. Г. Панова // Логический анализ языка: Языки пространств: сб. ст. М., 2000. – С. 429-439.
18. Пикантные подробности. Ремарк [Электронный ресурс] / Проза.ру. –Режим доступа: https://www.proza.ru/2011/04/12/1237.
19. Подорога, В. А. Метафизика ландшафта. Коммуникативные стратегии вфилософской культуре XIX-XX веков / В. А. Подорога. М.: Наука, 1993. – 320 с.
20. Ремарк. Биография и творчество [Электронный ресурс] / Сайт, посвященный творчеству Ремарка. – Режим доступа: http://emremarque.ru/biograf.html.
21. Рецензия на книгу Ремарка «Три товарища» [Электронный ресурс] / Сайт для людей. – Режим доступа: http://setadra.ru/2012/06/recenziya-na-knigu-remarka-tri-tovarishha.
22. Сапаров, М. А. Об организации пространственно-временного континуума художественного произведения / М. А. Сапаров // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. — Л., 1974. – С. 85-103.
23. Семенова, С. Ю. О некоторых свойствах имен пространственных параметров / С. Ю. Семенова // Логический анализ языка: Языки пространств: сб. ст. М., 2000. – С. 117-126.
24. Стародубцева, Л. В. Поэтика воображаемого города в реальном мире духовных поисков как цели в историческом действии человека. / Л. В. Стародубцева // Город и искусство: субъекты социокультурного диалога. – М.: 1996. – С. 48-59.
25. Тамарченко, Н. Д. Теория литературы: учеб. пособие: в 2 т. / Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпа, С. Н. Бройтман. – М.: Академия, 2004. – 256 с.
26. Три товарища [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://world-of-love.ru/modules.php?name=Newsbooks&file=article&sid=15.
27. Три товарища серии «Зарубежная классика» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ast.ru/book/tri-tovarishcha-827632/.
28. Эрих Мария Ремарк [Электронный ресурс] / LivLib. – Режим доступа: https://www.livelib.ru/author/620.
29. Эрих Мария Ремарк [Электронный ресурс] / Клуб любителей книг. – Режим доступа: http://bookmix.ru/authors/index.phtml?id=51.
30. Der Himmel kennt keine Günstlinge / Небеса не знают любимчиков (Жизнь взаймы). Книга для чтения на немецком языке Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://aldebaran.ru/author/mariya_remark_yerih/kniga_der_himmel_kennt_keine_gunstlinge_nebesa/.
31. Remarque, Е. М. Drei Kameraden : Roman / Е. М. Remarque. – М.: Verlag Fremdsprachige Literatur, 1960. – 455 S.