ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КОНФЛИКТОВ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие конфликта в психологии
1.2 Сущность и классификация конфликтов в организации
1.3 Проблема эффективности деятельности организации в психологии
Выводы по главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КОНФЛИКТОВ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования влияния организационных конфликтов на эффективность деятельности организации
Выводы по главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В настоящее время конфликты возникают во всех сферах общества, в том числе и в организациях как важнейших социальных структур. Организационные конфликты сопровождают деятельность трудовых коллективов, выступая в роли как отрицательного, так и положительного фактора, влияющего на функционирование и эффективность организации в целом. Конструктивный организационный конфликт может приводить к увеличению эффективности организации, деструктивный же способен привести к неудовлетворенности трудом персонала, снижению эффективности организации.
В последние годы кадрам как главному ресурсу успешного предприятия придается все большее значение. Широко разрабатываются системы эффективного управления персоналом, постоянно модернизируется работа в области кадрового менеджмента, от которого напрямую зависит успешность всего предприятия, фирмы либо организации. Особое внимание руководителей, предпринимателей, собственников, экономистов, организационных консультантов уделяется профилактике организационных конфликтов. Это связано с тем, что повышение эффективности сотрудников является сегодня основной целью управления человеческими ресурсами в компании, одним из путей повышение эффективности организации в целом.
В современном мире доминирующим фактором эффективности деятельности любого предприятия является мотивация, которая напрямую влияет на результаты работы. Мотивированные работники довольны работой и выполняют ее хорошо. Успешная мотивация работников позволяет объединить коллектив вокруг выполнения той или иной конкретной задачи, поэтому вопросы правильной мотивации работника или трудового коллектива в целом являются первостепенной задачей, решение которой приведёт к успешному выполнению поставленных задач.
Вопросам психологических показателей эффективности профессиональной деятельности уделялось большое внимание в трудах отечественных и зарубежных исследователей таких, как А.К. Макарова, В.А. Бодров, Н. И. Кабушкин, К.С. Фищенко, В. Л. Марищук, А.А. Деркач и др.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КОНФЛИКТОВ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие конфликта в психологии
В отечественной психологии выделяются три основных подхода к изучению конфликта: личностный, ситуативный, онтологический подходы.
В рамках личностного подхода в качестве объекта изучения психологов выступают различные аспекты личности – ее потребности, интересы и мотивы личности, служащие источником поведении в конфликте. Здесь конфликт рассматривается как взаимодействие, в основе которого лежат противоречия различного характера, несовместимые взгляды и цели сторон, поведение которых направлено друг против друга [5, с. 58].
В. П. Шейнов рассматривает конфликт как «столкновение, противоборство сторон, при котором хотя бы одна сторона воспринимает действия другой как угрозу ее интересам» [24, с. 4]. Г. И. Козырев определяет «конфликт как качество взаимодействия между субъектами (или аспектами структуры личности), предполагающее противоборство сторон в целях достижения собственной цели» [12, с. 218].
Представители ситуативного подхода рассматривали конфликт как субъективный феномен. По определению А. Я. Анцупова и А. И. Шипилова, «конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых аспектов в межличностных взаимодействиях индивидов, которому сопутствуют острые негативные эмоциональные переживания» [1, с. 27].
В рамках онтологического подхода, где человек рассматривается как активный субъект, выстраивающий социальную реальность, изучаются особенности взаимосвязи образа конфликтной ситуации и поведения человека в конфликте (Н.В. Гришина, Н.А. Лобан и др.). Образ конфликтной ситуации состоит из представлений индивида о себе, об оппоненте и о конфликтной ситуации. Поведение индивида выстраивается с учетом его индивидуальности, социальной перцепции и отношения к предмету конфликта. Так, Н. А. Лобан под конфликтным поведением понимает пространственно-временную организацию активности субъекта, регулирование которой зависит от конфликтной ситуации [13, с. 69].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КОНФЛИКТОВ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления влияния организационных конфликтов на эффективность деятельности организации было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление влияния организационных конфликтов на эффективность деятельности организации с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе ОАО «Атлант». В исследовании приняли участие 40 сотрудников организации. Выборку исследования составили 2 группы: 20 высокоэффективных сотрудников и 20 среднеэффективных сотрудников. В качестве критерия разделения выборок выступила экспертная оценка руководителя организации сотрудников по таким параметрам, как: производительность, успешность и результаты труда.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что организационные конфликты оказывают влияние на эффективность деятельности организации.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Опросник «Стиль поведения в конфликте» К. Томаса в адаптации Н. В. Гришиной [4].
Цель: выявление определенных стратегий поведения в конфликтной ситуации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа литературы по теме исследования установлено, что конфликт представляет собой столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в межличностном взаимодействии, характеризующееся отрицательными эмоциональными переживаниями. Конфликтное поведение как внешняя активность индивида, направленная на предмет конфликта, может реализовываться в следующих стратегиях: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. Существую различные классификации конфликтов. По критерию природы возникновения конфликты делятся на: внутриличностные, социальные, организационные.
Конфликт в организации представляет собой многоуровневое явление, основанное на взаимодействии противоборствующих между собой субъектов, предмет которого связан с деятельностью организации, условиями труда, интересами и ценностями его участников. Конфликты в организации приводят к нарастанию напряженности в отношениях между сотрудниками, резкому доминированию эмоционального фона субъективного восприятия событий, снижению степени значимости рационального аспекта в выборе способа поведения. Конфликты в организации подразделяются на: организационные, производственные, трудовые, инновационные, корпоративные. В зависимости от направления воздействия конфликты в организации бывают: вертикальными и горизонтальными.
Проблема эффективности деятельности организации в психологии исследуется с позиций разных подходов. Деятельность любого предприятия напрямую зависит от качества и эффективности трудовой деятельности его кадров. В рамках комплексного подхода утверждается, что эффективность деятельности сотрудника является сложным динамическим процессом, обусловленным экономическими аспектами, личностными характеристиками и особенностями выполняемой работы. В контексте личностного подхода особое внимание уделяется личностным характеристикам персонала. Деятельность организации в целом и личность сотрудника рассматриваются нами как тесно связанные между собой элементы, функционирующие в едином пространстве с целью достижения эффективности.
1. Анцупов, А Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб. : Питер, 2007. – 534 с.
2. Базаров, Т.Ю. Управление эффективностью персонала // Теория и практика эффективного управления: периодическое издание // Т.Ю. Базаров, П.В. Малиновский. – М. : ЮНИТИ, 2014. – С. 24-29.
3. Волкова О.В. Акмеологический аспект в профессиональной деятельности педагогов // Современной образование Витебщины. – 2014. – № 4. – С. 14-18.
4. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2008. – 544 с.
5. Гуминский, А.П. Конфликты в повседневной жизни: практическое руководство / А.П. Гуминский. – Минск : Тесей, 2002. – 107 с.
6. Деркач A.A. Развитие ценностной сферы профессионала / А.А. Деркач. – М. : Изд-во РАГС, 2001. – 482 с.
7. Дикая Л.Г. Личность профессионала в современном мире / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. – М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. – 942 с.
8. Иванова Е.М. Психология и эффективность деятельности субъекта труда // Психология в экономике и управлении. – 2013. – № 1. – С. 6-12.
9. Кан, М.Ч. Разрешение и регулирование социальных конфликтов в организациях : автореф. дис. канд. социол. наук / М.Ч. Кан. – М., 2002. – 23 с.
10. Князева, Е.В. Эффективность деятельности предприятия и факторы, влияющие на нее / Е.В. Князева // Вестник университета. – 2018. – № 2. – С. 112-114.
11. Козлов, С.А. Конфликт в организациях / С.А. Козлов // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. – 2007. – № 113. – С. 129-133
12. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию / Г.И. Козырев. – Москва : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 176 с.
13. Лобан, Н.А. Конфликт и конфликтное поведение / Н.А. Лобан. – Минск : Изд-во МИУ, 2008. – 215 с.
14. Магомедов, Г.М. Конфликты в организации : сущность и особенности / Г.М. Магомедов // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8-1. – С. 233-239.
15. Мамай, Л.А. Особенности психологической оценки эффективности работы специалистов: обзор подхода, методов и методик / Л. А. Мамай // Молодой ученый. – 2015. – № 18 (98). – С. 336-341.
16. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К Маркова. – М.: Провещение, 2002. – 312 с.
17. Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. А. Реана) // Сборник психологических тестов / Сост. Е.Е. Миронова – Мн. : Женский институт ЭНВИЛА, 2006. – С. 15-20.
18. Назаренко, В.В. Психологические детерминанты эффективности профессиональной деятельности: автореф. дис. канд. психол. наук / В.В. Назаренко. – Москва, 2009. – 21 с.
19. Ратников, В.П. Конфликтология / В.П. Ратников. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 524 с.
20. Родионова, Е.А. Психологические факторы эффективности сотрудников современного предприятия / Е.А. Родионова. – СПб.: Научно-технические ведомости. – 2011. – Выпуск 2 (124). – С. 109-115.
21. Рыболовлева, О.А. Профессиональное развитие персонала организации : компетентностный подход / О.А. Рыболовлева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – № 2. – С. 114-116.
22. Самец, Л.В. Социально-психологические детерминанты конфликтного взаимодействия в системе деловых отношений / Л.В. Самец, Л.В. Повидайко. – Минск : БГПУ им. М. Танка, 2011. – 78 с.
23. Слепцова, М.А. Способы разрешения конфликтов в организации / М.А. Слепцова // Научные исследования и разработки молодых ученых. – 2015. – № 5. – С. 281-283.
24. Тимонина, Г.Е. Межличностный конфликт как объект социально-психологического исследования : автореф. дис. канд. психол. наук / Г.Е. Тимонина. – М., 2002. – 20 с.
25. Фищенко К.С. Оценка эффективности работы персонала / К.С. Фищенко // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы междунар. науч. конф. – М. : РИОР, 2011. – С. 68–70.