ВВЕДЕНИЕ
1. Ревность как личностное переживание в системе отношений человека с другими людьми
1.1. Теоретические подходы к понятию ревность
1.2. Феномен ревности в межличностных отношениях
2. Факторы, провоцирующие переживание человеком ревности
2.1. Факторы ревности
2.2. Причины возникновения ревности и ее проявление в отношениях между близкими людьми
3. Особенности переживания ревности в юношеском возрасте
3.1. Психологические особенности межличностного взаимодействия в юношеском возрасте
3.2. Взаимосвязь ревности и любви в интимно-личностных отношениях юношества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Общение и отношения – это одна из важнейших потребностей человека.
Межличностные отношения девушек и юношей в юношеского возраста всегда интересовали множество учёных, как они строят свои отношения с друзьями, близкими людьми. Кто более сдержан, заботлив, агрессивен и так далее. Общение – это информационное и предметное взаимодействие, в процессе которого проявляются и формируются межличностные отношения.
Межличностные отношения давно уже являются предметом изучения многих общественных и гуманитарных наук, и это позволяет глубже понять их социальные истоки и тенденции развития. Ранняя юность означает рост самостоятельности, эмансипацию от родителей и переориентацию на сверстников. Это период бурного роста самосознания и обусловленной этим потребности в интимности. Все чувства и отношения этого возраста отличаются исключительно яркой эмоциональной окрашенностью.
Мальчики с самого раннего возраста активнее девочек вступают в контакты с другими детьми, затевают совместные игры. Чувство принадлежности к группе сверстников и общение с ними для мужчин всех возрастов значительно важнее, чем для женщин. Общение девушек выглядит более пассивным, зато более дружественным и избирательным. Судя по данным психологических исследований, юноши сначала вступают в контакты друг с другом и лишь потом, в ходе игрового или делового взаимодействия, у них складывается положительная установка, появляется духовная тяга друг к другу.
1. Ревность как личностное переживание в системе отношений человека с другими людьми
1.1. Теоретические подходы к понятию ревность
Негативно окрашенное чувство в межличностных отношениях, которое возникает при недостатке внимания, любви, уважения или симпатии от любимого или очень уважаемого человека, в то время, как кто-то другой якобы или действительно получает их от него – это ревность. Ревность является феноменом сложной психологической природы, она проявляется у людей, начиная с детства. Необузданная ревность влечет за собой конфликты. В области человеческих эмоций ревность — одно из самых трудных и неприятных переживаний. [2]
Существуют разные взгляды отечественных и зарубежных учёных на проблему классификации чувства ревности.
Такие отечественные как Т.М. Заславская и В.А. Гришин выделяют следующие типы ревности:
1. Собственническая ревность. Её "девиз": "Вещь всегда должна принадлежать своему хозяину". Этот тип ревности обязательно связан с сильным переживанием измены партнёра с угрозой разрыва отношений. Возможны следующие причины собственнической ревности: она может быть спровоцирована изменой или подозрительным поведением партнёра, вызвана охлаждением чувств любимого, отсутствием информации о нём либо компрометирующей информацией, разлукой.
2. Ревность от ущемлённости. Свойственна обычно людям с тревожно-мнительным характером, неуверенным в себе, с комплексом неполноценности, со склонностью к преувеличению опасности. Чувству ревности этого типа способствует низкая самооценка, которая в свою очередь может возникать уже до брака, а может быть вызвана неправильными действиями другого человека или переживанием своей сексуальной несостоятельности.
2. Факторы, провоцирующие переживание человеком ревности
2.1. Факторы ревности
Ревность возникает из-за разных факторов, а именно:
- Недоверие. Оно может быть вызвано особенностями личности ревнивца, прошлыми травмами и неприятными переживаниями, ранее перенесенной изменой, убеждениями о порочной природе мужчин или женщин. Недоверие иногда возникает на пустом месте, но бывает обусловлено объективными факторами – охлаждением партнера, его странным поведением, ссорами. [13]
- Неуверенность в себе. Когда человек сравнивает себя с потенциальными конкурентами и понимает, что проигрывает им, то начинает подсознательно бояться, что партнер найдет спутника достойнее.
- Недостаток внимания. Когда, например, супруг или супруга ревнивца посвящают время работе, хобби, детям, друзьям, он чувствует себя покинутым и ненужным. Из-за этого возникают подозрения в неверности и нечестности партнера.
- Взаимодействие лиц противоположного пола со спутником. Ревнивец принимает безобидные дружеские или рабочие беседы партнера за попытки найти ему замену.
- Редкое общение. Когда партнеры временно отдаляются друг от друга, у ревнивого человека возникает чувство, что причиной является появление любовника (любовницы), а не объективные факторы (работа, дети, неотложные дела).
- Психологическая зависимость от отношений. Ревнивцы бывают глубоко привязаны к своему партнеру и считают, что не смогут найти ему замену в случае расставания. Они требуют доказательств любви и верности, что выливается в контролирующее поведение.
3. Особенности переживания ревности в юношеском возрасте
1.3. Психологические особенности межличностного взаимодействия в юношеском возрасте
Юношеский возраст в отечественной психологической науке принято разделять на два периода: раннюю юность (14-15 - 18 лет) и зрелую молодость (18 - 21-23 лет). [5]
И. С. Кон этот возрастной период называет «третьим миром», который существует между детством и взрослостью. Юношеский возраст является заключительным этапом, как биологического созревания, так и первичной социализации. В течение этого периода происходит профессиональное, жизненное и социальное самоопределение, происходит переосмысление мировоззрения и жизненной позиции, развивается рефлексия и открывается собственное «Я».
В эмоциональной сфере происходит постепенная стабилизация, которая проявляется в появлении уравновешенности и избирательности. Нравственное развитие характеризуется переходом от конвенциональной к автономной морали. В волевой сфере – растет уровень саморегуляции и самоконтроля.
В ранней юности происходит развернутая социализация, личность превращается в развитого субъекта и овладевает общественным опытом, делает его своим достоянием. Именно в период раннего юношеского возраста, на основе появления собственного мировоззрения, жизненных позиций и принципов, растет избирательность, устойчивость и интимность межличностного взаимодействия. Расширение круга личностно значимых отношений связано с развитием, так называемых высших чувств. Усвоение определенной системы нравственных норм и принципов превращается в сложную гамму разного рода нравственных чувств. В этот период личность находится на самом высоком уровне развития нравственной саморегуляции, которая представляет собой относительно зрелую и устойчивую систему.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Юношество – это период формирования мировоззрения, происходит так же формирование самооценки. А одна из важных психологических характеристик юности - самоуважение (принятие, одобрение себя или непринятие, неудовлетворенность собой). Наблюдается расхождение между идеальным и реальным «Я». Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью (неуравновешенность, резкая смена настроения, тревожность и так далее). В то же время чем старше юноша, тем сильнее выражено улучшение общего эмоционального состояния. Становится актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определенными людьми. Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное место среди других привязанностей. Однако потребность в интимности в это время практически ненасыщаема, удовлетворить ее крайне трудно. Повышается требование к дружбе, усложняются ее критерии. В связи с чем возможно развитие чувства ревности. [3]
Как показал, проведенный нами, анализ психологической литературы по выбранной теме, проблема ревности как чувства в наши дни изучена достаточно обширно.
Гипотеза данного исследования гласит, что существующая взаимосвязь ревности и любви в интимно-личностных отношениях юношества достаточно тесная, что было доказано и рассмотрено в некоторых главах работы.
1. Ахмедханов, А.М. Психологические особенности межличностного общения в юношеском возрасте / А.М. Ахмедханов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26940588;
2. Википедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ревность;
3. Вишняков, А.И. Гендерные и возрастные особенности проявления ревности / А.И. Вишняков [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernye-i-vozrastnye-osobennosti-proyavleniya-revnosti;
4. Дайновская, А. Особенности проявления ревности / А. Дайновская [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.b17.ru/article/osobennosi_proyavleniya_revnosti/;
5. Евтушено, О.И. Психологические особенности межличностного взаимодействия в юношеском возрасте / О.И. Евтушенко [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_28869658_21809976.pdf;
6. Ильин, Е.П. Психология любви / Е.П. Ильин [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psy.wikireading.ru/61065;
7. Качанова, О.И. Феномен ревности в повседневной жизни / О.И. Качанова Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-revnosti-v-povsednevnoy-zhizni;
8. Мингазова, Д.В. Деструктивное общение подростков: особенности и возможности коррекции / Д.В. Мингазова [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/destruktivnoe-obschenie-podrostkov-osobennosti-i-vozmozhnosti-korrektsii;
9. Мулышина, Ж. Как справиться с ревностью / Ж. Мулышина [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tutknow-ru.turbopages.org/s/tutknow.ru/psihologia/6711-kak-spravitsya-s-revnostyu.html;
10. Полещук, В. Психологические особенности межличностных отношений в юношеском возрасте / В. Полещук [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://znanio.ru/media/psihologicheskie-osobennosti-mezhlichnostnyh-otnoshenij-v-yunosheskom-vozraste-2578821;
11. Понимание родителями особенностей юношеского возраста [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.stud24.ru/psychology/ponimanie-roditelyami-osobennostej-junosheskogo-vozrasta/305714-914320-page2.html;
12. Ревность подростка [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studbooks.net/1698979/psihologiya/revnost_podrostka;
13. Ревность – виды, признаки, причины и психология проблемы в целом [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://turbo-suslik.org/revnost/;
14. Рыбкина, А.В. Межличностное отношение в юношеском возрасте / А.В. Рыбкина [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2012/10/21/mezhlichnostnoe-otnoshenie-v-yunosheskom-vozraste;
15. Рушина, М.А. Особенности самооценки и самоотношения в юношеском возрасте / М.А. Рушина [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-samootsenki-i-samootnosheniya-v-yunosheskom-vozraste;
16. Студопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studopedia.ru/21_77408_klassifikatsiya-revnosti.html;
17. Сулима, В. Проявление феномена ревности в детско-юношеских отношениях / В. Сулима [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.b17.ru/article/71678/;
18. Тутушкин, Л.Н. Стресс в романтических отношениях юношеского возраста / Л.Н. Тутушкин [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/stress-v-romanticheskih-otnosheniyah-yunosheskogo-vozrasta;
19. Чернявская, А.С. Детская дружба и проблемы общения со сверстниками / А.С. Чернявская [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mir.pravo.by/library/edu/roditel/detskay_drycgba/;
20. Шадричева, А.И. Особенности межличностной аттракции в юношеском возрасте / А. И. Шадричева [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-mezhlichnostnoy-attraktsii-v-yunosheskom-vozraste;
21. Шефер, А.П. Самоотношение в юношеском возрасте / А.П. Шефер [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sci-article.ru/stat.php?i=1557329263;
22. Фролова, Л. Подростковый и юношеский возраст. Психологические особенности юношеского возраста / Л. Фролова [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.syl.ru/article/203468/new_podrostkovyiy-i-yunosheskiy-vozrast-psihologicheskie-osobennosti-yunosheskogo-vozrasta.