ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ
1.1 Понятие и причины интернет-зависимости
1.2 Последствия интернет-зависимости
1.3 Особенности интернет-зависимости в подростковом возрасте
ГЛАВА 2 ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ
2.1 Диагностика интернет-зависимости у подростков
2.2 Коррекция интернет-зависимости у подростков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в столетие широкого распространения информационных технологий жизнь современных подростков невозможно представить без ежедневного использования Интернета. Одной из наиболее популярных функций таких устройств выступает возможность виртуального общения между людьми. Средствами реализации данной функции служат социальные сети.
Актуальность профилактики интернет-зависимости у школьников связана с происходящей компьютеризацией, широким использованием компьютерных технологий во всех сферах жизни человека. Многие исследователи называют глобальную компьютеризацию, зависимость от компьютера и Интернета жизни болезнью ХХІ века. По причинам доступности компьютеров и сети Интернет интернет-зависимость получает широкое распространение и в нашей стране.
Сегодня компьютер является основным средством не только в работе взрослого человека, но и обучения и досуга современных школьников. Отмечается существенный рост значимости для современных подростков форм досуга, связанных с компьютером и Интернетом. Развитие компьютерных технологий как составная часть окружающей среды ребенка способно оказывать влияние на становление личностных и социально-психологических особенностей учащихся всех возрастов.
В подростковом возрасте, в то время, когда эмоциональная сфера ребенка весьма уязвима, зависимость от сети Интернет может разрушить психику ребенка, что, несомненно, вызываю чрезмерную тревогу и родителей и общества в целом, а также требует принятие мер по профилактике данной зависимости. Важным становится выявление факторов, способствующих формированию интернет-зависимости в подростковом возрасте, так как именно в этом возрасте на основе качественного изменения всей психической жизни перестраиваются прежние отношения ребёнка к миру и самому себе.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ
1.1 Понятие и причины интернет-зависимости
В своей работе С. А. Игумнов рассматривает интернет-зависимость в качестве одного из видов девиантного поведения, относит ее к аутодеструктивному поведению, который оказывает реальный ущерб здоровью человека [13].
С. Э. Дровосеков отмечает, что интернет-зависимость является также разновидностью технологических зависимостей, которая формируется на базе различных форм использования Интернета, за счет смещения целей аддиктивно-предрасположенной личности в виртуальную реальность для восполнения недостающих сфер жизни путем конструирования в виртуальной реальности новой личности и замещения реальной жизнедеятельности виртуальной [8].
Анализ отечественных исследований позволяет выделить два направления, в рамках которых осуществляется исследование феномена интернет-зависимости:
– клинико-психопатологическое, где под интернет-зависимостью понимают патологическое использование компьютера с целью входа в сеть Интернет (А.В. Урсу); форму нехимических аддиктивных расстройств (В.А. Лоскунова); разновидности девиантного поведения (Е.В. Змановская);
– психологическое, где интернет-зависимость представляет собой пристрастие к деятельности, связанной с использованием компьютера и сети Интернет (Ю.О. Прибылова); феномен, обусловленный психологическими факторами (А.Е. Войкунский, А.Е. Жичкина).
Выводы по главе
1. Интернет-зависимость понимается как непреодолимая привлекательность Интернета, которая характеризуется пагубным воздействием на социальную, бытовую, рабочую, образовательную и другие сферы деятельности. К основным причинам интернет-зависимости у подростков относятся следующие: отсутствие или нехватка общения и теплых эмоциональных отношений в семье; отсутствие у детей серьезных увлечений, интересов, увлечений и вложений, которые не связаны с компьютером и интернетом; неспособность ребенка установить желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей; общая неудачливость ребенка; наличие тяжёлой инвалидности, серьёзного заболевания.
2. К физическим последствиям Интернет-зависимости, которые являются прямым следствием патологического использования компьютера, относятся: синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц); сухость в глазах; головные боли по типу мигрени; боли в спине; нерегулярное питание, пропуск приемов пищи; расстройства сна, изменение режима сна; пренебрежение личной гигиеной. Что касается социальных последствий зависимости от интернета, она влечет за собой нарушение семейных отношений: между родителями и детьми, а также между супругами.
В отечественной психологии выделяются два направления исследования Интернет-зависимости у подростков: клинико-психопатологическое и психологическое, где интернет-зависимость представляет собой пристрастие к деятельности, связанной с использованием компьютера и сети Интернет. Длительное нахождение подростка в сети Интернет способствует появлению отчужденности, напряженности, конфликтности, агрессивности в процессе межличностного взаимодействия, эмоциональной закрытости, искажению восприятия социальной действительности.
ГЛАВА 2 ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ
2.1 Диагностика интернет-зависимости у подростков
В качестве психодиагностического инструментария можно использовать следующие методики:
1. Модифицированная анкета на выявление уровня Интернет-зависимости К. Янг.
Цель: выявление уровня Интернет-зависимости у подростков.
Тест включает 8 позиций по 2 утверждения. Испытуемому предлагается выбрать один из вариантов утверждений. Человек считается интернет-зависимым в случае 5 или более положительных ответов «А». Каждому ответа «А» присуждается 1 балл (Приложение).
Начинается анкета следующим образом:
Уважаемый подросток, приглашаем принять участие в исследовании твоего отношения к социальным сетям. Прочитав оба предложения под каждой цифрой, обведи букву «А» или «Б» в соответствии с согласием или несогласием с содержанием предложения. Анкета анонимная, поэтому подпиши ее кодом, который придумаешь и попроси своих родителей обозначить их анкеты тем же кодом.
2. Анкета на выявление уровня Интернет-зависимости (для родителей).
Цель: выявление уровня Интернет-зависимости у подростков с позиции родителей. Испытуемому предлагается ответить на 8 вопросов, оценив каждое высказывание в 5-балльной шкале. Человек считается интернет-зависимым в случае 5 или более положительных ответов на эти вопросы (Приложение).
Выводы по главе
1. В качестве психодиагностического инструментария можно использовать следующие методики: модифицированная анкета на выявление уровня Интернет-зависимости К. Янг; анкета на выявление уровня Интернет-зависимости (для родителей); методика «Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости» Л.Н. Юрьевой и Т.Ю. Больбот; опросник на киберкоммуникативную зависимость А.В. Тончево; тестовая методика «Интернет-зависимость» С. Чена.
2. Для коррекции Интернет-зависимости необходима поэтапная система. На первом этапе необходимо преодолеть возражение человека по поводу наличия у него зависимости. Цель второго этапа – осознание проблемы. Третий этап – собственно лечение, изменение поведения и преодоление зависимости, а также негативных эмоциональных реакций, возникающих при этом. Четвертый этап – коррекция семейных и социальных отношений. Последний этап – преодоление последствий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения исследования нами был достигнут ряд задач:
1. На первом этапе мы выявили понятие и причины интернет-зависимости. Большинство специалистов сходятся во мнении, что не Интернет делает человека зависимым, а человек, склонный к зависимости, находит деятельность, которая и становится объектом зависимости. Учитывая особенности интернет-среды, новые пользователи могут проводить в ней длительное время без формирования зависимостей. Удивительно, что интернет-зависимость формируется гораздо быстрее, чем любая другая традиционная (химическая) зависимость. В среднем, для развития интернет-зависимости требуется не более шести месяцев в году. К основным причинам интернет-зависимости у подростков относятся следующие: отсутствие или нехватка общения и теплых эмоциональных отношений в семье; отсутствие у детей серьезных увлечений, интересов, увлечений и вложений, которые не связаны с компьютером и интернетом; неспособность ребенка установить желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей; общая неудачливость ребенка; наличие тяжёлой инвалидности, серьёзного заболевания.
2. Далее мы описали последствия интернет-зависимости. К физическим последствиям Интернет-зависимости, которые являются прямым следствием патологического использования компьютера, относятся: синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц); сухость в глазах; головные боли по типу мигрени; боли в спине; нерегулярное питание, пропуск приемов пищи; расстройства сна, изменение режима сна; пренебрежение личной гигиеной. Что касается социальных последствий зависимости от интернета, она влечет за собой нарушение семейных отношений: между родителями и детьми, а также между супругами.
1. Алмазов, О. В. Особенности восприятия подростками профиля сверстника-пользователя социальных сетей / О. В. Алмазов, А. Н. Долгих, С. В. Молчанов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2019. – № 4. – С. 21-43.
2. Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностика / Л.Ф.Бурлачук – СПб. : Питер, 2006. – 528 с.
3. Вересаева, О. Психология и интернет на пороге ХХI века // / О. Вересаева. - Психологическая газета. - №12. - 1996. – 4-6 с.
4. Власова, Н. В. Профилактика аддиктивного поведения молодежи как средство противодействия радикализму и экстремизму / Н. В. Власова // Психология 21 века : материалы междунард. конференции. – 2019. – С. 532-540.
5. Войскунский, А.Е. Общение, опосредованное компьютером / А.Е. Войскунский // Диссертация канд. психол. наук. - М., 2003. – 146 c.
6. Войскунский, А.Е. Феномен зависимости от Интернета// Гуманитарные исследования в Интернете/ Под ред. А.Е. Войскунского. – М., 2000. – 100-131 с.
7. Выгонский, С.И. Обратная сторона Интернета. Психология работы с компьютером и сетью / С.И. Выгонский. - М.: Феникс, 2010. - 320 с.
8. Дровосеков, С. Э. Интернет-зависимость у школьников и студентов, проживающих в городах и селах / С. Э. Дровосеков, Ю.Д. Жвакина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – С. 301-303.
9. Егоров, А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции (обзор) / А.Ю. Егоров // Аддиктология. - 2005. - № 1. - 65-77 с.
10. Егоров, А.Ю. Нехимические зависимости / А.Ю. Егоров. - СПб.: Речь, 2007. - 190 - 52 с.
11. Егоров, А.Ю., Кузнецова, Н.А., Петрова, Е.А. Особенности личности подростка с Интернет зависимостью // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2005. - Т.5. - 20-27 с.
12. Жичкина, А.Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol
13. Игумнов, С. А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков / С. А. Игумнов. – М .: Изд-во Института психотерапии, 2000. – 112 с.
14. Касапчук, А. Компьютерная зависимость / А. Касапчук [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.tiensmed.ru/.
15. Короленко, Ц. П. Семь путей к катастрофе / Ц. П. Короленко, Т.А.Донских. – Новосибирск : Наука, Сиб. отделение, 1990. – 224 с.
16. Короленко, Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития// Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. - 1999. - № 1. - 8-15 с.
17. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – 9-е изд. – СПб. : Питер, 2007. – 940 с.
18. Кружкова, О. В. Личностные особенности подростков, юношей и молодежи, вовлеченных в среду Интернет : зоны уязвимости для экстремистского воздействия в условиях цифровизации / О. В. Кружкова, И. В. Воробьева // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2019. – № 4 – С. 160-185.
19. Лоскутова, В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств / В.А. Лоскутова. - Новосибирск, 2004. - 42 с.
20. Макартычева, Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей / Г.И. Макартычева. - СПб.: Речь, 2007. - 368 с.
21. Малыгин, В.Л. и др. Особенности личности подростков, склонных к Интернет-зависимому поведению / В.Л. Малыгин // Журнал неврологии и психиатрии имени С. С. Корсакова. - 2011. - Т. 111. - № 4. - Вып. 1. - 105-108 с.
22. Солдатова, Г. В. Кибербуллинг в школьной среде: трудная онлайн-ситуация и способы совладания / Г. В. Солдатова, Е. Ю. Зотова // Образовательная политика. – 2011. – № 5 (55). – С.11–22.
23. Стукова, О. В. В компьютерной колыбели? В компьютерных сетях! / О. В. Стукова // Аномалия. – 1996. – № 23. – С. 20-22.
24. Шаломова, Е. В. Особенности аддиктивного поведения подростков / Е. В. Шаломова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – С. 2-9.