ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕНОСТЕЙ «Я» КОНЦЕПЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Психологические особенности личности подросткового возраста
1.2 Понятие «Я» концепции в психологии
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ «Я» КОНЦЕПЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методы проведения исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что образ «Я» в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности, выполняет функции мобилизации собственных сил, реализации скрытых возможностей, творческого потенциала. От образа «Я» зависят взаимоотношения индивида с другими людьми, его критичность и требовательность к себе, отношение к собственным успехам и неудачам. При неустойчивости, спутанности, противоречивости и негативном характере образа «Я» неизбежно постоянное переживание глубокого эмоционального дискомфорта.
Изучение особенностей Образ «Я» в подростковом возрасте приобретает особую значимость в связи с изменениями, которые сопутствуют этому важнейшему возрастному периоду.
Значительный вклад в разработку проблемы «Я» - концепции внесли У. Джемс, К. Роджерс, Дж. Мид, Э. Эриксон, Р. Бернс, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев и др.
Однако, проблема «Я» концепции в подростковом возрасте остается недостаточно освещенной.
Цель исследования: выявить особенности «Я» концепции в подростковом возрасте.
Объект исследования: «Я» концепция.
Предмет исследования: особенности «Я» концепции в подростковом возрасте.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу и рассмотреть понятие «Я» образа в психологии.
2. Раскрыть психологические особенности подросткового возраста.
3. Провести эмпирическое исследование «Я» концепции в подростковом возрасте.
4. Сделать выводы исходя из результатов исследования.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
– теоретические (анализ методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования Я-концепции у личностей подросткового возраста);
– эмпирические (тестирование с помощью следующих методов диагностики: тест «Кто Я?» М. Куна и Т. Мак-Партленда, методика исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантелеева, констатирующий эксперимент);
– методы обработки результатов (количественный и качественный анализ результатов исследования).
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕНОСТЕЙ «Я» КОНЦЕПЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Психологические особенности личности подросткового возраста
Обучение в старших классах (10-11 классы) охватывает возраст 15-18 лет. По возрастной периодизации Б.Г. Ананьева возраст от 16 до 21 года относится к юношескому [3, с. 14]. Согласно периодизации В. Штерна, период юношеского созревания приходится на возраст от 14 до 18 лет и представляет собой время развития самостоятельности личности и планов дальнейшей жизни. По мнению И.А. Зимней в последних классах школы обучаются старшие подростки. Так, учащийся старших классах находится на границе подросткового возраста и юношеского возраста.
Подростковый возраст как наиболее сложный, противоречивый и поэтому наиболее конфликтный представляет собой критический возраст в развитии личности подростка и межличностных отношений. На этой возрастной стадии детско-родительские отношения перестраиваются на базе признания родителями самостоятельности и взрослости подростка в связи с трансформацией прежних отношений к самому себе и окружающим [5, с. 465].
В.А. Сухомлинский выделил некоторые противоречия, возникающие у подростков в старших классах:
– сочетание юношеского максимализма с неумением разобраться в явлениях жизни, что ведет к возникновению внутренних противоречий;
– стремление быть хорошим, стремление к идеалу и в то же время нежелание поддаваться воспитательному воздействию;
– желание самоутвердиться и неумение это сделать;
– богатство желаний и ограниченность сил, опыта, возможности для их осуществления;
– показное отрицание авторитетов, увлечение идеальным и сомнение в том, что идеальное может быть в нашей будничной жизни;
– удивление неисчерпаемостью науки, желание много знать, переживание вдохновения, радости интеллектуального труда и в то же время поверхностное, даже легкомысленное отношение к учебе, к своим повседневным заданиям;
– романтическая восторженность и грубые выходки, моральное невежество, восхищение красотой и ироническое отношение к красоте [21, с. 187].
Выводы по первой главе
Подростковый возраст как наиболее сложный, противоречивый и поэтому наиболее конфликтный представляет собой критический возраст в развитии личности подростка и межличностных отношений. Важнейшее психологическое образование старшего школьного возраста – это становление самосознания и устойчивого образа «Я». Положение старшего подростка характеризуется противоречивостью, изменением структуры его социальных ролей, а также самооценки и уровня притязаний. В старших классах «Я» еще достаточно неопределенно, расплывчато, диффузно. Старших подростков, в силу возрастных особенностей, часто относят к группе риска.
В психологии «Я» концепция рассматривается как система представлений индивида о самом себе, осознаваемую, рефлексивную часть личности, которая является инструментом познания себя, выступает в качестве регулятора действия. В отечественной психологии «Я» концепция рассматривается в качестве набора характеристик, посредством которых индивид описывает себя как индивидуальность. Зарубежные психологи «Я» концепцию рассматривают как многоаспектный феномен, набор образов, понятий, целей или задач. Структуру «Я» концепции образуют: знание индивида о своих особенностях (когнитивный компонент) и отношение к себе (аффективный компонент). «Я» концепция осуществляет контроль и интерпретацию поведения, влияние на выбор индивидом своей активности, что обусловливает особенности развития позитивного или негативного образа себя.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ «Я» КОНЦЕПЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методы исследования
Исходя из цели исследования, было проведено экспериментальное исследование особенностей образа «Я» в подростковом возрасте.
База исследования: исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа №45» города Бреста.
Всего в исследовании приняли участие 60 учащихся 7-8 классов, из них 30 мальчиков и 30 человек. Возраст испытуемых – 13-14 лет.
С целью проведения экспериментального исследования была составлена программа эксперимента, которая включает:
Первый этап – теоретический анализ литературы по исследуемой теме, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования.
Второй этап – проведение тестирования, направленного на изучение
особенностей образа «Я» в подростковом возрасте;
Третий этап – на основании полученных данных был проведен качественный и количественный анализ.
Цель экспериментального исследования: выявить особенности образа «Я» в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: мальчики при самоописании используют преимущественно категории Физическое Я и Социальное Я, характеризуются средней самоценностью и высоким самопринятием; девочки при самоописании используют преимущественно категории Коммуникативное Я и Рефлексивное Я, характеризуются высокой самоценностью и самопринятием.
Для реализации цели и задач исследования применялись следующие методы диагностики:
1. Тест «Кто Я?» М. Куна и Т. Мак-Партленда [27].
Опросник «Кто Я?» разработан представителями интеракционистской ориентации М. Куном и Т. Мак-Партлендом. Данный опросник используется для выявления Я-концепции личности, а также для изучения содержательных характеристик идентичности личности.
Методика предназначена для изучения содержательных характеристик идентичности личности. Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом-Я или Я-концепцией. Шкала анализа идентификационных характеристик включает в себя 24 показателя, которые, объединяясь, образуют 7 обобщенных показателей-компонентов идентичности: Социальное Я; Коммуникативное Я; Материальное Я; Физическое Я; Деятельное Я; Перспективное Я; Рефлексивное Я.
Выводы по второй главе
Проведенное эмпирическое исследование образа «Я» в подростковом возрасте позволяет сделать следующие выводы: В подростковом возрасте мальчики склонны описывать себя суждениями, относящимися к показателям Социального Я и Физического Я. При этом, они практически не использовали в своих описаниях суждения, связанные с общением, материальной обеспеченностью и перспектив в различных сферах. Девочки описывали себя суждениями, относящимися к показателям Коммуникативного Я, Рефлексивного Я, Перспективного Я, Деятельного Я.
Мальчики подросткового возраста характеризуются закрытостью, средним уровнем самоуверенности, низким саморуководством, высоким уровнем Зеркального Я, средним уровнем самоценности, высоким самопринятием, высокой самопривязанностью, низкой внутренней конфликтностью, низким самообвинением. Девочки подросткового возраста характеризуются открытостью, средним уровнем самоуверенности, средним уровнем саморуководства, высоким уровнем Зеркального Я, высокой самоценностью, средним уровнем самопринятия, средним уровнем самопривязанности, средним уровнем внутренней конфликтностью, низким самообвинением.
Гипотеза исследования о том, что мальчики при самоописании используют преимущественно категории Физическое Я и Социальное Я, характеризуются средней самоценностью и высоким самопринятием; девочки при самоописании используют преимущественно категории Коммуникативное Я и Рефлексивное Я, характеризуются высокой самоценностью и самопринятием, подтвердилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подростковый возраст представляет собой сенситивный период для утверждения личностью своего «Я», развития эмоциональной и мотивационно-потребностной сфер, становления идентичности. Внутренний мир подростка формируется путем усвоения, интериоризации внешних форм социальной деятельности. В подростковом возрасте происходит развитие самосознания, формирование рефлексии, самооценки. У ребенка появляется чувство взрослости – отношение подростка к себе как взрослому. Интеграция самосознания подростка приводит его к осознанию себя в единстве всех проявлений, к осознанию своей особенности, оригинальности, появляется способность суждения в отношении себя и оценки своей личности. На формирование образа «Я» подростка оказывают влияние особенности социализации, психологические и социальные факторы.
В психологии «Я» концепция рассматривается как система представлений индивида о самом себе, осознаваемую, рефлексивную часть личности, которая является инструментом познания себя, выступает в качестве регулятора действия. В отечественной психологии «Образ Я» рассматривается в качестве набора характеристик, посредством которых индивид описывает себя как индивидуальность. Зарубежные психологи «образ Я» рассматривают как многоаспектный феномен, набор образов, понятий, целей или задач. Структуру «Образа Я» образуют: знание индивида о своих особенностях (когнитивный компонент) и отношение к себе (аффективный компонент). «Образ Я» осуществляет контроль и интерпретацию поведения, влияние на выбор индивидом своей активности, что обусловливает особенности развития позитивного или негативного образа себя.
Выявлены особенности образа «Я» в подростковом возрасте. Мальчики склонны описывать себя суждениями, относящимися к показателям Социального Я и Физического Я. При этом, они практически не использовали в своих описаниях суждения, связанные с общением, материальной обеспеченностью и перспектив в различных сферах. Девочки описывали себя суждениями, относящимися к показателям Коммуникативного Я, Рефлексивного Я, Перспективного Я, Деятельного Я. Мальчики подросткового возраста характеризуются закрытостью, средним уровнем самоуверенности, низким саморуководством, высоким уровнем Зеркального Я, средним уровнем самоценности, высоким самопринятием, высокой самопривязанностью, низкой внутренней конфликтностью, низким самообвинением. Девочки подросткового возраста характеризуются открытостью, средним уровнем самоуверенности, средним уровнем саморуководства, высоким уровнем Зеркального Я, высокой самоценностью, средним уровнем самопринятия, средним уровнем самопривязанности, средним уровнем внутренней конфликтностью, низким самообвинением.
1 Ассаджоли, Р. Психосинтез / Пер. с англ. – М. : Рефл-бук, 1997. – 316 с.
2 Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М. : Прогресс, 1986. – 422 с.
3 Бубнова, И. С. Особенности Я-образа у подростков и его формирование в условиях семейного воспитания : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.07 / И. С. Бубнова. – Иркутск, 2004. – 19 с.
4 Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М. : Академия, 2008. – 368 с.
5 Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – М. : Эксмо-Пресс, 2000. – 1008 с.
6 Джеймс, У. Личность // Психология самосознания : Хрестоматия / под. ред. Д. Я. Райгородского. – Самара : Бахрах-М, 2000. – С. 7–44.
7 Интегральная индивидуальность, Я-концепция, личность / под ред. Л. Я. Дорфмана. – М. : Смысл, 2004. – 19 с.
8 Кон, И. С. В поисках себя : личность и её самосознание / И. С. Кон. – М. : Политиздат, 1984. – 335 с.
9 Кули, Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок / Ч. Х. Кули. – М. : Идея-Пресс, 2000. – 312 с.
10 Леонтьев, Д. А. Жизненный мир человека и проблема потребностей / Д. А. Леонтьев // Психологический журнал. – 2002. – № 2. – С. 107–120.
11 Лихтенберг, Дж. Д. Клиническое взаимодействие : Теоретические и практические аспекты концепции мотивационных систем / Пер. с англ. А. М. Боковикова. – М. : Когито-Центр, 2003. – 368 с.
12 Макаров, В. К. Особенности самосознания подростков / В. К. Макаров, Е. А. Борисова // Вестник СПбГУ. – 2008. – № 2. – С . 71-79.
13 Мид, Дж. Г. Избранное / Пер. В. Г. Николаева. – М. : Академия, 2009. – 290 с.
14 Михалева, Е. С. Развитие «Я-образа» подростка как педагогический феномен / Е. С. Михалева // Новое слово в науке: перспективы развития. – 2014. – № 2. – С. 69-71.
15 Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2008. – 456 с.
16 Новгородцева, А. В. Внутренние конфликты подросткового возраста / А. П. Новгородцева // Культурно-историческая психология. – 2006. – № 3. – С. 38-50.
17 Обухова, Л. Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова. – М. : Педагогическое общество России, 2004. – 442 с.
18 Ошанин, Д. А. Предметное действие и оперативный образ : автореф. дис. д-ра психол. наук : 19.00.01 / Д. А. Ошанин. – М., 1973. – 20 с.
19 Панченко, С. А. Психологическое здоровье подростков в контексте их личностного развития / С. А. Панченко // Известия ЮФУТН. – 2006. – № 1. – С. 95–99.
20 Первин, Л. Психология личности : Теория и исследования / Л. Первин, О. Джон ; пер. с англ. В.С. Магуна. – М. : Аспект Пресс, 2000. – 607 с.
21 Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов / К. Н. Поливанова. – М. : Академия, 2000. – 184 с.
22 Роджерс, К. Р. Становление личности: Взгляд на психотерапию / К. Р. Роджерс. – М. : Эксмо-Пресс, 2001. – 416 с.
23 Рубцова, О. В. Внутренний ролевой конфликт подросткового возраста и возможности его преодоления / О. В. Рубцова // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2011. – Т.4, № 2. – С.62-70.
24 Сапогова, Е. Е. Психология развития человека / Е. Е. Сапогова. – М. : Аспект пресс, 2001. – 460 с.
25 Соколова, Е. Т. Психотерапия. Теория и практика / Е. Т. Соколова. – М. : Академия, 2010. – 368 с.
26 Соловьева, Н. А. Динамика личностных особенностей наркозависимых в процессе реабилитации : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.13 / Н. А. Соловьева. – М., 2009. – 19 с.
27 Столин, В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. – М. : Просвещение, 1983. – 288 с.
28 Тест Куна. Тест «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т. В. Румянцевой) // Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре / Т. В. Румянцева. – СПб., 2006. – С.82-103.
29 Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин. – М.: Психотерапия, 2009. – 544 с.
30 Хухлаева, О. В. Психология подростка / О.В. Хухлаева. – М.: Академия, 2004. – 463 с.
31 Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер ; пер. с англ. С. Меленевская, Д. Викторова. – СПб. : Питер Пресс, 1997. – 608 с.