Введение
1 Теоретические особенности эмоционального интеллекта
1.1 Эмоциональный интеллект как психологический феномен
1.2 Методики диагностики эмоционального интеллекта
2 Практическое исследование проблем эмоционального интеллекта
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования эмоционального интеллекта
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы исследования. В настоящее время для успешной адаптации к запросам социума, личность должна обладать развитым эмоциональным интеллектом, способностью к осмыслению своих и чужих эмоций и управлению ими. Опираясь на собственные и чужие эмоции, люди учатся распознавать и получать информацию о том, что происходит в окружающей действительности.
Эмоциональному интеллекту принадлежит существенная роль в развитии личности. Благодаря эмоциям представляется возможным проникать вглубь внутреннего мира личности, описывать эмоциональную картину окружающей действительности. Важность, и необходимость развития компонентов эмоционального интеллекта как факторов, способствующих личностному и профессиональному росту человека и влияющих на его успешность в жизни, признается многими учеными (И.Н. Андреева, Д.В. Люсин, Э.Л. Носенко, Н.В. Коврига, М.А. Манойлова).
В настоящее время в зарубежной и отечественной психологии наблюдается рост интереса к изучению эмоционального интеллекта. Проблему успешности деятельности человека в связи с эмоциональным интеллектом поднимали отечественные (И.Н. Андреева, В.Н. Дружинин, В.С. Юркевич) и зарубежные (Д. Гоулман) психологи. Авторами приводятся доказательства того, что успешность деятельности зависит от способности индивида к управлению собственной эмоциональной сферой и пониманием эмоциональной сферы других людей. Кроме того, установлено, то на уровень эмоционального интеллекта влияют различные факторы, в том числе и индивидуальные особенности (И.Н. Андреева).
В последние годы повышается интерес к изучению эмоционального интеллекта у студентов. В исследовании А.М. Двойнина и Г. И. Даниловой эмоциональный интеллект рассматривается в связи с рефлексивностью студентов-психологов. В исследовании О.В. Грибковой показана взаимосвязь личностной тревожности и эмоционального интеллекта у студентов младших курсов гуманитарных специальностей. В работе Д.В. Фурсова изучено влияние эмоционального интеллекта на учебную успешность студентов-психологов. В диссертационном исследовании И.Н. Мещеряковой показаны особенности развития эмоционального интеллекта студентов-психологов в процессе обучения в вузе.
Так, актуальность темы и возрастающий интерес к изучению эмоционального интеллекта обусловили выбор темы настоящего исследования: «Сущность проблем эмоционального интеллекта. Анализ методик диагностики эмоционального интеллекта».
Объект исследования: эмоциональный интеллект.
Предмет исследования: сущность проблем эмоционального интеллекта, анализ методик диагностики эмоционального интеллекта.
1 Теоретические особенности эмоционального интеллекта
1.1 Эмоциональный интеллект как психологический феномен
Понятие «эмоциональный интеллект» впервые ввел в психологию X. Гарднер в 1983 г. Среди предположений ученого важным для развития теории эмоционального интеллекта явилось положение о том, что существует не один вид интеллекта, который положительно влияет на жизнедеятельность человека, среди которых – эмоциональный. Первые экспериментальные данные этого психологического конструкта нашли свое отражение в работах таких психологов как Дж. Майер (1995) и П. Селовей (2001) [1, с. 12].
Анализ способностей, связанных с переработкой эмоциональной информации, позволил П. Сэловею и Дж. Мэйеру выделить четыре компонента изучаемого феномена, которые выстраиваются в иерархию, уровни которой осваиваются в онтогенезе последовательно. При этом, каждый компонент касается как собственных эмоций личности, так и эмоций других людей [2, с. 209]. Предложенная П. Сэловеем и Дж. Мэйером четырехкомпонентная, иерархичная модель эмоционального интеллекта включает следующие компоненты:
– восприятие, идентификация эмоций, их выражение. Эта «ветвь» - компонент представляет собой способность воспринимать, определять эмоции, замечать факт наличия эмоции. Кроме того, адекватное, точное выражение эмоций, а также способность дифференцировать истинные и ложные выражения эмоций. При опознании своих эмоций ведущим признаком выступает субъективное переживание эмоции. Распознавание эмоций окружающих осуществляется преимущественно по внешним проявлениям эмоций – по мимике и пантомимике, изменению речи и голоса, поведения, вегетативным реакциям;
– фасилитация мышления. Этот компонент отражает способность вызвать определенную эмоцию, контролировать ее. Эмоции способны оказывать влияние на значимую информацию. При конкретных условиях эмоциональные переживания могут выступать в качестве фасилитаторов или ингибиторов мыслительной деятельности. Такими условиями являются интенсивность эмоции и личностные характеристики субъекта, к примеру, его волевые качества и направленность личности;
– понимание эмоций. Этот компонент отражает способность понимать эмоции, связи между эмоциями, переходы от одной эмоции к другой, причины возникновения той или иной эмоции, анализ эмоций, способность классифицировать эмоции, интерпретировать их значения. Понимание эмоций заключается в раскрытии подлинных связей и отношений, существующих между явлениями объективного мира, в появлении к ним определенного отношения. Понимание эмоциональных состояний способствует оптимизации общения, выступает в качестве необходимого аспекта осознания и оценки собственных личностных качеств и поступков через призму общественных ценностей;
2 Практическое исследование проблем эмоционального интеллекта
2.1 Организация и методы исследования
Эмпирическое исследование проводилось на базе … Всего в исследовании приняли участие 100 студентов 1-2 курсов, из них 50 юношей и 50 девушек.
Цель исследования: выявить уровень эмоционального интеллекта у студентов.
Этапы эмпирического исследования:
1) на первом этапе проводился подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования, подготовка инструментария;
2) на втором этапе проводилось исследование уровня эмоционального интеллекта у студентов с помощью тестирования;
3) на третьем этапе осуществлялась обработка данных, анализ и интерпретация результатов исследования, формулирование выводов исследования.
Методы исследования: тестирование, количественный и качественный анализ, методы математической обработки данных.
Для достижения цели был использован опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина [12].
Опросник эмоционального интеллекта Д.В. Люсина представляет собой психодиагностическую методику, основанную на самоотчете, предназначенную для измерения эмоционального интеллекта в соответствии с теоретическими представлениями автора.
В основе опросника лежит трактовка эмоционального интеллекта как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. И способность к пониманию, и способность к управлению эмоциями может быть направлена как на собственные эмоции, так на эмоции других людей.
Опросник включает 46 утверждений, по отношению к которым испытуемый должен выразить степень своего согласия, используя четырех балльную шкалу (совсем не согласен, скорее не согласен, скорее согласен, полностью согласен). Эти утверждения объединяются в 5 субшкал, которые объединяются в четыре шкалы более общего порядка: межличностный ЭИ, внутриличностный ЭИ, понимание эмоций, управление эмоциями.
Утверждениям приписывается значение в баллах, равное числовому значению ответа в бланке ответов – от 0 до 3 баллов. Часть пунктов интерпретируются в обратных значениях. Полученные баллы переводятся в стены. Критерии оценки:
1-3 стенов – низкий уровень эмоционального интеллекта;
4-6 стенов – средний уровень;
Заключение
Понятие «эмоциональный интеллект» впервые ввел в психологию X. Гарднер в 1983 г. Среди предположений ученого важным для развития теории эмоционального интеллекта явилось положение о том, что существует не один вид интеллекта, который положительно влияет на жизнедеятельность человека, среди которых – эмоциональный. Первые экспериментальные данные этого психологического конструкта нашли свое отражение в работах таких психологов как Дж. Майер (1995) и П. Селовей (2001).
Существуют различные подходы к изучению эмоционального интеллекта в зарубежной психологии. В иерархичной модели П. Сэловея и Дж. Мэйера эмоциональный интеллект рассматривается как совокупность таких компонентов как: восприятие, идентификация эмоций, их выражение, фасилитация мышления, понимание эмоций, управление эмоциями. В модели Д. Гоулмана, эмоциональный интеллект рассматривается в качестве сочетания когнитивных способностей и личностных характеристик. Р. Бар-Она эмоциональный интеллект понимается как совокупность некогнитивных способностей. В модели Г. Гарднера предлагается разделение внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта.
Отечественные психологи при рассмотрении эмоционального интеллекта делают акцент на его составляющих как основы благоприятного эмоционального состояния и успешного построения межличностных отношений. Эмоциональный интеллект рассматривается как фактор самоактуализации личности, улучшения адаптационных возможностей индивида, эмоционального здоровья личности, как условие развития самодетерминации. Эмоциональный интеллект тесно связан с рядом личностных качеств: высокой самооценкой, интернальностью, положительным самоотношением.
Студенты обладают преимущественно низким уровнем развития межличностного интеллекта, средним уровнем развития внутриличностного интеллекта, высоко развитыми способностями понимания чужих эмоций, средне развитыми способностями управления чужими эмоциями, высоко развитыми способностями понимания своих эмоций, недостаточно развитыми способностями управления своими эмоциями, средне развитыми способностями контроля экспрессии.
У юношей наиболее развитым является внутриличностный эмоциональный интеллект. Они спокойно относятся к давлению со стороны окружающих, эмоционально отходчивы, гибки, не зацикливаются на негативных эмоциях, способны быстро успокоиться после огорчения, а также могут отключаться от переживаний и неприятностей. Они с легкостью осознают, что стало причиной того или иного настроения, знают, каким образом поднять себе его, а также способны управлять своими эмоциями, контролировать внешние их проявления в критических ситуациях. У девушек наиболее развитым является межличностный эмоциональный интеллект.
1. Андреева, И.Н. Взаимосвязь личностной тревожности и социально-психологических характеристик подростков: автореферат дис. канд. психол. наук: 19.00.05 / И. Н. Андреева. – Минск, 2002. – 22 с.
2. Степанов, И.С. Психологические факторы становления эмоционального интеллекта / И.С. Степанов // Вестник ЧГПУ. – 2012. – № 1. – С. 205–212.
3. Носенко, Е. Л. Эмоциональный интеллект: концептуализация феномена: основные функции: монография / Е. Л. Носенко, Н. В. Коврига. – Київ: Вища школа, 2003. – 126 с.
4. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект в структуре индивидуальности / И.Н. Андреева // Философия и соц. науки. – 2010. – № 3. – С. 8–12.
5. Григорьев, С.А. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревожности у студентов-психологов / С.А. Григорьев // Известия высших учебных заведений. – 2016. – № 2. – С. 106–118.
6. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман. – М.: «АСТ МОСКВА», 2013. – 478 с.
7. Шнайдер, М.И. Основные направления исследования эмоционального интеллекта / М.И. Шнайдер // Гуманизация образования. – 2016. – № 2. – С. 58–64.
8. Базарсадаева, Э.Ж. К вопросу об истории изучения эмоционального интеллекта / Э.Ж. Базарсадаева // Вестник Бурятского гос. университета. – 2013. – № 5. – С. 24–29.
9. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – С. 29–36.
10. Манойлова, М.А. Акмеологическое развитие эмоционального интеллекта учителей и учащихся / М. А. Манойлова. – Псков : ПГПИ, 2004. – 140 с.
11. Михайлова, Е.С. Социальный интеллект: концепции, модели, диагностика: монография / Е.С. Михайлова. – Санкт-Петербург: изд-во СПбГУ, 2007. – 266 с.
12. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И.Н. Андреева. – Новополоцк: ПГУ, 2011. – 388 с.
13. Будакова, А.В. Эмоциональный интеллект как условие развития самодетерминации / А.В. Будакова // Психология индивидуальности : материалы научной конференции. – М.: Логос, 2012. – С. 41–42.
14. Грибкова, О.В. Взаимосвязь личностной тревожности и эмоционального интеллекта у студентов младших курсов гуманитарных специальностей / О.В. Грибкова // Вестник Самарской гуманитарной академии. – 2012. – № 1 (11). – С. 3–8.
15. Лёшенко, А.А. Связь эмоционального интеллекта с индивидуально-психологическими особенностями личности / А.А. Лёщенко // Альманах современной науки и образования. – Тамбов: Грамота, 2013. – № 2. – С. 104–107.
16. Комарова, А.И. Структура эмоционального интеллекта и возможности его развития / А И. Комарова // Вестник Московского государственного областного университета. – 2010. – № 4. – С. 23–26.
17. Мещерякова, И.Н. Развитие эмоционального интеллекта студентов-психологов в процессе обучения в вузе: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.05 / И.Н. Мещерякова. – Курск, 2011. – 23 с.
18. Двойнин, А. М. Эмоциональный интеллект и рефлексивность студентов-психологов / А.М. Двойнин, Г.И. Данилова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. – 2012. – № 4 (24). – С. 121–134.
19. Симбирцева, Н.В. Современные теоретические представления об эмоциональном интеллекте / Н. В. Симбирцева // Вестник КГУ. – 2008. – № 3. – С. 54–57.
20. Фурсова, Д.В. Экспериментальное изучение влияния эмоционального интеллекта на учебную успешность студентов-психологов / Д. В. Фурсова // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2013. – № 1. – С. 108–113.