ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ И ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Общая характеристика тревожности и ее особенности проявления в юношеском возрасте
1.2 Понятие самооценки в научной психологической литературе и особенности ее формирования в юношеском возрасте
1.3 Соотношение показателей тревожности и уровней самооценки в юношеском возрасте
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ И САМООЦЕНКИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Процедура и методы исследования
2.2 Результаты исследования показателя тревожности в юношеском возрасте
2.3 Результаты исследования уровня самооценки в юношеском возрасте
2.4 Анализ результатов исследования взаимосвязи тревожности и самооценки в юношеском возрасте
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что изучение взаимосвязи тревожности и самооценки в юношеском возрасте чрезвычайно важно в связи с проблемой эмоционально-личностного развития, сохранением психологического здоровья. Вопрос эмоциональных и личностных нарушений в юношеском возрасте приобретает в современном обществе всё большую значимость. Это связано с увеличением количества юношей и девушек с повышенным уровнем тревожности, неуверенностью в себе, эмоциональной неустойчивостью [22].
Анализ литературы последних лет позволяет рассматривать тревожность с разных точек зрения, допускающих утверждение о том, что повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых при воздействии на человека различными стрессами. В отечественной психологической литературе можно выделить несколько подходов к пониманию тревожности. Некоторые исследователи [21], [23] рассматривают тревожность преимущественно в рамках стрессовых ситуаций, как временное отрицательное эмоциональное состояние, возникающих в трудных, угрожающих, необходимых условиях. А.М. Прихожан указывает что тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, и предчувствием грозящей опасности [16].
Изучению проблемы формирования самооценки в юношеском возрасте посвящены труды Р. Бернса, Л.С. Выготского, И.С. Кона, Д.Б. Эльконина и многих других ученых. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я - концепции, самопознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я – концепции.
Однако, несмотря на многообразие исследований по изучаемой проблеме, отмечается недостаточное количество работ, посвященных систематизации и комплексному анализу особенностей взаимосвязи тревожности и самооценки в юношеском возрасте.
Объект исследования: эмоциональная и личностная сфера в юношеском возрасте.
Предмет исследования: взаимосвязь тревожности и самооценки в юношеском возрасте.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ И ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Общая характеристика тревожности и ее особенности проявления в юношеском возрасте
Тревожность относится к одним из видов эмоциональных нарушений. Эмоциональные нарушения изучаются в рамках медицинской психологии и патопсихологии. Различным аспектам эмоциональных нарушений, их классификации посвятили свои работы такие ученые как Ю.А. Александровский [1], Г.М. Бреслав [16], и др. Эмоциональное нарушение – это такое состояние эмоциональной сферы, которое недоступно произвольной регуляции по причине слабой осознаваемости или несознаваемости его связи с вызвавшим ее предметом / обстоятельством, приводящее к дезадаптации личности в форме психического / соматического расстройства, нарушений поведения и т.д. [1, с. 42].
Тревожность определяется как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность – это личностная особенность, состоящая в особо легком возникновении состояния тревоги [16, с. 87]. Тревога же проявляется как ощущение, ожидание неопределенной опасности. Уровень тревоги повышается в состоянии стресса, т.е. нагрузки из-за необходимости приспособления к неблагоприятным или резко меняющимся условиям. В этом случае тревога играет положительную роль: она мобилизует психологические резервы для преодоления стресса. Однако острая тревога может приводить к распаду целенаправленной деятельности и паническому поведению.
Ситуация, которую большинство людей восприняло бы как вполне рядовую, при высокой тревожности вызывает стресс. Боясь ошибиться, тревожный человек постоянно пытается контролировать себя («тревожный гиперконтроль»). Из-за этого нарушается нормальное осуществление автоматизированных действий. При высокой тревожности для человека характерны постоянные опасения, часты страхи.
Когда ребенок чаще испытывает тревогу (например, большинство дней и в течение нескольких месяцев) и более интенсивно, чем другие дети того же возраста, более вероятно, что у ребенка возникает тревожное расстройство. Наконец, те дети, которые испытывают определенный список тревожных симптомов, чаще и интенсивнее, чем сверстники, более склонны также испытывать значительные нарушения в своей жизни.
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ И САМООЦЕНКИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Процедура и методы исследования
Цель исследования: выявить взаимосвязь тревожности и самооценки в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между показателями тревожности и самооценки в юношеском возрасте.
Теоретико-методологической основой исследования послужили концепции развития эмоциональной и личностной сферы в юношеском возрасте Л.С. Выготского, И.С. Кона и Д.Б. Эльконина.
Описание процедуры исследования:
– выявить показатели тревожности у лиц юношеского возраста, сравнить данные юношей и девушек;
– выявить показатели самооценки у лиц юношеского возраста, сравнить данные юношей и девушек;
– в ходе эмпирического исследования выявить взаимосвязь тревожности и самооценки в юношеском возрасте.
Описание выборочной совокупности: выборку составили 20 юношей и 20 девушек в возрасте 18-19 лет, студенты первого курса УО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина».
В качестве методов исследования были использованы: теоретический анализ и обобщение научной литературы, методы сбора эмпирических данных, методы количественной и описательной статистики, методы статистической обработки данных, направленных на подтверждение взаимосвязи между изучаемыми параметрами (корреляционный анализ).
Для проведения исследования, были использованы следующие психодиагностические методики:
1. Шкала самооценки тревожности Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина (STAI).
Цель методики: выявление уровня ситуативной и личностной тревожности. Этот опросник состоит из 20 высказываний, относящихся к тревожности как состоянию (состояние тревожности, реактивная или ситуативная тревожность) и из 20 высказываний на определение тревожности как диспозиции, личностной особенности (свойство тревожности). Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера является единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тревожность определяется как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий. Источником повышенной тревожности в юношеском возрасте выступает внутренний конфликт, обусловленный внешними и внутренними факторами. К внешним относятся стремление соответствовать требованиям и ожиданиям значимых для юноши людей. К внутренним - его личностные особенности. В юношеском возрасте тревожность бывает ситуативной и личностной, а также различается по уровням проявления и характеризуется низкой, умеренной и высокой степенью выраженности.
Самооценка представляет собой ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Различают общую и частную самооценку. Частной самооценкой будет оценка каких-то деталей своей внешности, отдельных черт характера. В общей, или глобальной самооценке отражается одобрение или неодобрение, которое переживает человек по отношению к самому себе. Человек может оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения). Самооценка может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности. В юношеском возрасте самооценка имеет принципиальное значение для формирования личности в целом и таких её качеств, как уверенность в себе, настойчивость, в достижении желаемых результатов, самокритичность или, напротив, неуверенность, некритическое отношение к себе. Именно самооценка становиться важнейшим условием личностного благополучия в юношеском возрасте.
В ходе эмпирического исследования было выявлено, что большинство юношей и девушек имеют умеренный уровень ситуативной и личностной тревожности. У отдельных испытуемых был выявлен высокий уровень ситуативной и личностной тревожности. Это состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. У незначительной части испытуемых был выявлен низкий уровень ситуативной и личностной тревожности. В результате изучения уровня самооценки было установлено, что большинство юношей и девушек положительно оценивают собственную личность, высоко оценивают собственные способности. Они уверены в собственных силах. По показателю самооценки выраженных отличий между юношами и девушками выявлено не было, что подтверждают данные статистической обработки.
1. Александровский, Ю.А. Пограничные психические расстройства / Ю.А. Александровский. – М. : Медицина, 2000. – 540 с.
2. Анохин, П.К. Эмоции / П.К. Анохин // Психология эмоций / Авт.-сост. В. Вилюнас. – СПб. : Питер, 2007. – 496 с.
3. Белорусова, А.В. Изучение влияния акцентуаций характера на социальную адаптацию в юношеском возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т.18. – С. 16–20.
4. Бреслав, Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 544 с.
5. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб. : Союз, 1997. – 224 с.
6. Давыдова, С.Е. Особенности формирования и коррекции тревожности в юношеском возрасте / С. Е. Давыдова, Т. Ю. Хабарова // Молодой ученый. – 2016. – № 3. – С. 259-261.
7. Долгова, В.И. Развитие критериальной базы изучения социально-психологической адаптации личности / В.И. Долгова, Е.А. Василенко // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 5. – С. 30–34.
8. Емельянов, Е.А. Понятие эмоций и их роль в жизни человека в интерпретации различных теорий / Е.А. Емельяной // Соционика, психология и межличностные отношения. – 2008. - № 133. – С.40-47.
9. Заслуженок В.Н. Заниженная самооценка учащихся: диагностика и коррекция // Адукацыя i выхаванне. – 2000. - № 2. – с.11-16.
10. Зинько Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний // Психологический журнал. – 2006. - № 3. – с.18-30.
11. Кияшко, Д.Ю. Тревожность в юношеском возрасте: внутриличностные детерминанты // Материалы XXI Регион. науч.-практ. конференции преподавателей, науч. сотрудников и аспирантов, Витебск, 11-12 февраля 2016 г. : в 2 т. – Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова, 2016. – Т. 2. – С. 23-24.
12. Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И. С. Кон – М. : Приори, 2013. – 176 с.
13. Малиновский, И.Н. Формирование самооценки // Адукацыя i выхаванне. – 2004. – № 11. – С.12-15.
14. Методы практической психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг: учеб. пособие для вузов / Под ред. Ю.М. Жукова. – М. : Аспект Пресс, 2014. – 256с.
15. Мухина, Ю.И. Самооценка как форма проявления самосознания / Ю.И. Мухина // Вопросы науки и образования. – 2018. – №1. – С. 12-17.
16. Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование. – 2008. - №2. – С.38-48.
17. Психические состояния / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. – СПб. : Питер, 2010. – 512с.
18. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация: учеб. пособие / Е.Ю, Пряжникова, Н.С. Пряжников. – М. : Издательский центр «Акаденмия», 2013. – 496 с.
19. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 1999.
20. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб. : Речь, 2001. - 350 с.
21. Степанов, С.С. Тревожность и ее проявления / С.С. Степанов // Семья и школа. – 2014. - №1. – С.136-148.
22. Утюж, А.С. Анализ состояния тревожности у студентов медицинского университета / А.С. Утюж, А.В. Юмашев, И.В. Нефедова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 3–6. – С. 89–92.
23. Хорни, К. Тревожность / К.Хорни // Собр. соч.в 3 томах. Т.2. – М. : Смысл, 1997. – 314 с.
24. Шмырева, О.И. Эмоциональное состояние личности: Монография / О.И. Шмырева. – Воронеж : Изд-во «АИСТ», 2007. — 176 с.
25. Эйестад Г. Самооценка у детей и подростков: Книга для родителей / Гюру Эйестад; Пер. с норвежского Н. Шинкаренко. – М. : АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2014. – 294 с.
26. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под редакцией Д.И. Фельдштейна. – М. : Издательство «Институт практической психологии», Воронеж : НПО «МОДЭК», 1995. – 416 с.