Введение
1 Теоретические аспекты проблемы представления женщин о семье и браке
1.1 Понятие современной семьи
1.2 Сущность понятия «брачные отношения»
1.3 Особенности и факторы, влияющие на представление о семье и браке
Выводы по первой главе
2 Эмпирическое исследование представлений женщин о семье и браке
2.1 Организация исследования
2.2 Результаты исследования представлений женщин о семье и браке и их обсуждение
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Семья и брак во все времена находятся в центре внимания общества и со стороны исследования психологов. В основном, в настоящей традиционной семье, которая скреплена официальными узами брака, закладываются истоки формирования нравственной стороны личности человека. Вырабатываются нормы или стиль поведения, обнаруживаются внутренние стороны и качества личности человека. Семья содействует не только развитию личности человека, но и его самоутверждению. Семья при этом стимулирует творческую активность личности, показывает аспекты его индивидуальности.
Проблема исследования представлений женщин о семье и браке на протяжении последних десятилетий показывает, что семья по-прежнему остается самой главной ценностью для каждого человека, как женщины, так и мужчины, но во время этого характер семейных взаимоотношений видоизменяется. По мнению большого количества исследователей, непрочность браков в современное время в значительной мере объясняется тем, что у подрастающего поколения не формируется и не прививается истинное уважение к институту семьи. Признаки семейной реорганизации приводят к ослаблению чувств семейного долга, семейных традиций и установок, ослабление верности между супругами. В последние годы брак терпит значительные разрушающие видоизменения, хоть положение постепенно выравнивается.
Проблема расторжения брака устойчиво находится в центре внимания общества и психологов. Семья представляет собой ячейку общества. И неслучайно случилось так, что в семье должны быть и мать, и отец. Но, к великому сожалению, семейная жизнь не всегда является источником радостей, не может всегда в семье проходить все ровно и гладко, есть большое количество семейных сложностей. Как и в любой изменяющейся системе, в семье имеются стадии, которые называются кризисными, во время протекания которых углубляются те или другие проблемы, которые не были решены раньше, появляются конфликты, ссоры. К сожалению, не каждая семья может с такими ссорами и конфликтами справиться, и семья начинает разрушаться. Немаловажность исследования отношения женщин и изучение представлений женщин о семье и браке заключается в том, что именно женщины являются основателями возникновения будущих семей.
1 Теоретические аспекты проблемы представления женщин о семье и браке
1.1 Понятие современной семьи
Изучение такого социального института как семья началось еще в глубокой древности. На протяжении всего периода изучения данного феномена и до сегодняшнего дня ученые не пришли к однозначной оценке семейных ценностей и характеристик. Это связано с тем, что семейный институт претерпевает постоянные изменения, которые связаны с преобразованиями в общественной и экономической жизни. Неоспоримым остается лишь тот факт, что семья является основой любого общественного строя и имеет наибольшую значительность в воспитании и формировании здорового общества.
Самое широкое и точное определение понятию «семья» дал исследователь Н.Я. Соловьев. По его определению, семья – «малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личностного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» [1, с. 31]. Ядром семьи являются супруги, между которыми создаются определенные взаимоотношения.
Другой ученый психологи Л.Д. Шнейдер отмечает, что семейные отношения – «это сложная психическая реальность, включающая и мифологические и современные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические, социогенетические и филогенетические основания» [2, с. 93].
Проблемы развития современной семьи рассматривали отечественные психологи: Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис, Ю.Е. Алешина, Е.Г. Силяева, Л.Д. Шнейдер, Н.Ф. Федотова, А.В. Шавлов и др.
Многие исследователи придерживаются мнения, что на формирование семьи и семейных ценностей значительно повлиял переход современного общества к новым экономическим отношениям. Бесспорным остается тот факт, что все качественные изменения социальной жизни оказывают непосредственное влияние на семью, семья «прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной самостоятельностью» [3, с. 57]. Это позволяет говорить о том, что «представление о семье все больше уходит от безусловно признанных строгих функций, заданных обществом, а все более приближается к образу семьи, как малой группы, в которой функции, роли и ценности зависят от составляющих ее личностей» [4, с. 90].
Выводы по первой главе
Проведя теоретический анализ по проблеме исследования, получили следующие выводы.
Семья является важнейшим институтом общества, который исследовался и продолжает исследоваться на протяжении всей истории своего существования. В настоящее время в связи с экономическими и социальными преобразованиями семья также претерпевает значительные изменения. Однако во все времена хорошая семья – важнейшая предпосылка для воспитания и развития полноценного ребенка.
Брачные отношения предусматривают не только желание влюбленных быть постоянно вместе, но и ответственность, и серьезные обязанности, включая несколько аспектов: формирование определенного нравственного комплекса: готовность личности принять на себя новую систему обязанностей относительно своего партнера, будущих детей (речь идет прежде всего о распределении ролей между супругами); готовность к межличностному общению и сотрудничеству, семья является малой группой, для ее нормального функционирования необходима согласованность ритмов жизни супругов; готовность к самопожертвованию ради партнера, предполагает способность к соответствующей деятельности, основанной на альтруизме (бескорыстии), наличии качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека (эмпатийний комплекс); высокая эстетическая культура чувств и поведения личности; умение решать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения.
Большое количество факторов устанавливают и формируют представления о семье. Главными из них являются: родительская семья и стиль воспитания в этой семье; среда образования; общение со сверстниками; система массовых коммуникаций. Самым важным фактором формирования будущей личности является родительская семья, т.е. та семья, в которой родилась и растет будущая личность. Семейные представления играют очень важную роль в процессе управления восприятием личностью разных семейных ситуаций. Они устанавливают не только то, что именно представляется личностью само собой разумеющимся и неизменным, но и то, какую информацию личность хочет получить, попав в ту или другую ситуацию.
2 Эмпирическое исследование представлений женщин о семье и браке
2.1 Организация исследования
Целью данной курсовой работы является провести исследование представлений женщин о семье и браке. Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование, которое осуществлялось поэтапно.
На первоначальном этапе исследования осуществлялся подбор методик для установления семейных ценностей и представлений женщин о семье и браке. Изучив предложенные диагностические методики, был собран эмпирический материал в результате проведенного опроса женщин. На следующем этапе осуществлялся анализ и интерпретация полученных результатов исследования. На заключительном этапе проделанной работы были сформулированы выводы и сделаны заключения и представлениях современных женщин о семье и браке.
Выборка: в исследовании принимало участие 30 женщин различного возрастного диапазона.
С целью проведения исследования были использованы следующие диагностические методики:
– методика « Ролевые ожидания и притязания» А.Н. Волковой;
– методика «Семейные ценности» С.С. Носова.
Методика «Ролевые ожидания и притязания« А.Н. Волковой. Характер супружеских отношений во многом зависит от степени согласованности семейных ценностей мужа и жены и ролевых представлений о том, кто и в какой степени отвечает за реализацию определенной семейной сферы. Адекватность ролевого поведения супругов зависит от соответствия ролевых ожиданий ролевым притязаниям супругов. Данная методика, разработанная А.Н. Волковой, входит в комплексную программу практической работы с супружеской парой. Данная методика позволяет определить:
1. Представления супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнеров. Эти показатели, отражая основные функции семьи, составляют шкалу семейных ценностей (ШСЦ).
Выводы по второй главе
У большинства опрошенных женщин достаточно четко сформированы в сознании семейные ценности. Семья по-прежнему является одной из жизненно важных ценностей женщин, принимавших участие в исследовании. Такие женщины свою будущую семью готовы строить на основе гуманистических и нравственных принципов, но испытывают при этом огромный недостаток в психологических знаниях и умениях.
Современные женщины стремятся реализовать себя в разных областях, для них значимо профессиональное и личностное развитие, построение карьеры. Будущая семья для женщин – скорее, партнерский союз, в первую очередь удовлетворяющий психологические потребности в поддержке, эмоциональном контакте, доверительном общении и т.д.
Партнерство предполагает четкие договоренности и разделение зон ответственности партнеров, но представления женщин об обязанностях партнеров согласуются лишь частично, представления о правах являются недостаточно дифференцированными.
В представлениях женщин отчетливо прослеживается следующая закономерность: ориентированные на социальную (внесемейную) активность женщины ожидают, что их супруги возьмут на себя часть домашних обязанностей и родительской ответственности, что семья предоставит возможность психологической разрядки и стабилизации внутренней жизни.
В представлениях женщин, с одной стороны, прослеживается ориентация на активную родительскую позицию в будущем, с другой стороны, обнаруживается перекладывание родительских функций на партнера.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать следующие основные выводы.
Теоретический анализ проблемы представлений о семье и браке показал, что семья является важнейшим институтом общества, который исследовался и продолжает исследоваться на протяжении всей истории своего существования. В настоящее время в связи с экономическими и социальными преобразованиями семья также претерпевает значительные изменения. Однако во все времена хорошая семья – важнейшая предпосылка для воспитания и развития полноценного ребенка.
Брачные отношения предусматривают не только желание влюбленных быть постоянно вместе, но и ответственность, и серьезные обязанности, включая несколько аспектов: формирование определенного нравственного комплекса: готовность личности принять на себя новую систему обязанностей относительно своего партнера, будущих детей (речь идет прежде всего о распределении ролей между супругами); готовность к межличностному общению и сотрудничеству, семья является малой группой, для ее нормального функционирования необходима согласованность ритмов жизни супругов; готовность к самопожертвованию ради партнера, предполагает способность к соответствующей деятельности, основанной на альтруизме (бескорыстии), наличии качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека (эмпатийний комплекс); высокая эстетическая культура чувств и поведения личности; умение решать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения.
Большое количество факторов устанавливают и формируют представления о семье. Главными из них являются: родительская семья и стиль воспитания в этой семье; среда образования; общение со сверстниками; система массовых коммуникаций. Самым важным фактором формирования будущей личности является родительская семья, т.е. та семья, в которой родилась и растет будущая личность. Семейные представления играют очень важную роль в процессе управления восприятием личностью разных семейных ситуаций. Они устанавливают не только то, что именно представляется личностью само собой разумеющимся и неизменным, но и то, какую информацию личность хочет получить, попав в ту или другую ситуацию.
В итоге эмпирического исследования было обнаружено, что у большинства опрошенных женщин достаточно четко сформированы в сознании семейные ценности. Семья по-прежнему является одной из жизненно важных ценностей женщин, принимавших участие в исследовании.
1. Соловьев, Н. Я. Брак и семья сегодня / Н. Соловьев. – Вильнюс: Минтис, 1977. – 256 с.
2. Шнейдер, Л.Д. Психология семейных отношений. Курс лекций / Л.Д. Шнейдер – М.: Апрель-пресс, 2000. – 512 с.
3. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 232 с.
4. Борисова, О.Н. Новое и традиционное в социальном регулировании брачно-семейных отношений / Методология исследований управления социальными процессами в процессе перестройки / О.Н. Борисова. – Калининград, 1979. – С. 88-94.
5. Торохтий, В.С. Социальная работа с семьей. Психолого-педагогическое обеспечение: учебное пособие для академического бакалавриата / В.С. Торохтий. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 488 с.
6. Эйдемиллер, Е.Г. Психология и психотерапия семьи / Е.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. – С-Пб.: ПИТЕР, 1999. – 656 с.
7. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружини. – СПб.: Питер, 2008. – 104 с.
8. Силяева, Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учебное пособие / Е.Г. Силяева. – М.:ACADEM’A, 2002. – 192 с.
9. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. – М., 1993. – 175 с.
10. Андреева, Т.В. Психология семьи / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2007. – 160 с.
11. Федотова, Н.Ф. Глава семьи: мотивы признания // Вопросы психологии / Н.Ф. Федотова. – 1983. – №5. – С. 87-94.
12. Добрович, А. Милые бранятся…/ А. Добрович, О. Ясицкая. – М.: Московский Рабочий, 1988. – 172 с.
13. Немова, О.А. Ценностные установки учащейся молодежи в контексте социокультурного потенциала семьи: автореф. дис. канд. социол. наук: 22.00.06/ О.А. Немова; ГОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет». – Н./ Новгород, 2005. – 29 с.
14. Островский, С.Н. Изучение представлений студенческой молодежи о семье и браке/ С.Н. Островский// «Белорусский национальный технический университет». Том 12 – 2018. – №4. – С. 73–76.
15. Насиновская, Е. Е. Методы изучения мотивации личности. Опыт исследования личностносмыслового аспекта мотивации/ Е. Е. Насиновская. – МГУ, 2007.
16. Маслоу, А. Г. Мотивация личности/ А. Г. Маслоу. – СПб., 2005.
17. Минаева, В.М., Дернова, Е.В. Ценностные ориентации учащихся колледжа в системе семейно-брачных отношений / В.М. Минаева, Е.В. Дернова // Учреждение образования «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова» – 2014. – № 79. – С. 69–73.
18. Сермяжко, Е.И. Семья и личность / Е.И. Сермяжко. – Могилев: Изд–во Могилевск. гос. ун–та им. А.А. Кулешова, 2003. – 101 с.
19. Чечет, В.В. Социально–психолого–педагогическая поддержка современной белорусской семьи и детей / В.В. Чечет // Праблемы выхавання. – 2005. – № 6. – С. 36–40.
20. Шумская, А. А., Казаева, Е. А. Особенности психологически безопасной и комфортной образовательной среды // Всероссийская весенняя психологическая сессия : сборник материалов Всероссийской научно–практической конференции. – 2017. – С. 266–269.
21. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н.И. Шевандрин. – М.: Владос, 2009. – 512 с. 21
22. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. – М.: Изд. Центр «Академия», 2008. – 232 с. 22
23. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. – М.: Логос, 2001. – 544 c.23
24. Эйдемиллер, Э.К. Психология и психиатрия семьи / Э.К. Эйдемиллер. – СПб.: Питер, 2007. – 180 с. 24
25. Ермолаева, М.В. Психология развития / М.В. Ермолаева. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДАК, 2009. – 376 c. 25
26. Харчев, А.Г. Современная семья и ее проблемы / А.Г. Харчев, М.С. Мацковский. – М.: Просвещение, 2005. – 140 с. 26
27. Болотова, А.К. Психология развития / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. – М.: ЧеРо, 2005. – 524 c. 27