2 Эмпирическое исследование уровня развития творческих способностей младших школьников
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Программа развития творческих способностей
Вывод в заключение
Приложения
2 Эмпирическое исследование уровня развития творческих способностей младших школьников
2.1 Организация и методы исследования
Базой исследования является государственное учреждение образование «Средняя школа № 15 г. Гомеля».
Характеристика выборки исследования: всего в исследовании приняли участие 80 учащихся 1 и 4 классов. Для проведения экспериментальной работы были сформированы две группы: в группу «А» вошли 40 учащихся 1 класса, группу «Б» составили 40 учащихся 4 класса.
Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе была проведена диагностика с целью выявления уровня развития творческих способностей у младших школьников.
На следующем этапе исследования была разработана программа и реализована программа развития творческих способностей младших школьников.
На третьем этапе после реализации программы развития творческих способностей была проведена повторная диагностика уровня развития творческих способностей младших школьников с целью оценки эффективности проведенных мероприятий.
Эмпирическое исследование уровня развития творческих способностей младших школьников осуществлялось с использованием следующих методик:
1) субтест «Закончи рисунок» фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торренса [23, с. 15]. Назначение: оценка уровня креативности при помощи таких показателей как беглость, гибкость, оригинальность, разработанность. Тест предназначен для диагностики творческих способностей начиная со старшего дошкольного возраста. Задание «Закончи рисунок» представляет собой второй субтест фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торренса. Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним. С детьми младшего школьного возраста проводится только индивидуальное тестирование. Время выполнения теста – 10 минут;
2) опросник креативности Дж. Рензулли [24, с.24]. Опросник креативности – это объективный, состоящий из десяти пунктов, список характеристик творческого мышления и поведения, созданный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. Каждый пункт оценивается на основе наблюдений эксперта за поведением интересующего нас лица в различных ситуациях (в классе, на занятиях, на собрании и т.д.). Этот опросник позволяет провести как
Вывод в заключение
Эмпирическое исследование уровня творческих способностей младших школьников позволило выявить, что у большинства испытуемых показатели творческих способностей соответствует возрастной норме. Младшие школьники имеют достаточно высокие показатели по критериям беглости, гибкости, оригинальности, разработанности. Выявлены достоверные различия между группами учащихся 1 и 3 классов по параметрам творческих способностей: оригинальность более выражена у учащихся 1 класса, чем у учащихся 4 класса (U=312 при р≤0,05); разработанность более выражена у учащихся 4 класса, чем у учащихся 1 класса (U=128 при р≤0,05). Способность продуцировать уникальные идеи более выражены у учащихся 1 класса; способность детально разрабатывать придуманные идеи более выражена у учащихся 4 класса.
Большинство младших школьников имеют высокий (50% учащихся 1 класса и 40% учащихся 4 класса) и средний уровень (35% учащихся 1 класса и 50% учащихся 4 класса) креативности. Также обнаруживается небольшое число учащихся (10% из 1 класса и 5: из 4 класса) с очень высоким уровнем креативности. Средний уровень креативности имеют 35% учащихся 1 класса и 50% учащихся 4 класса. Низкий уровень креативности выявлен у 5% учащихся 4 класса. Выявлены достоверные различия между учащимися 1 и 4 класса по уровню креативности. Уровень креативности выше у учащихся 1 класса, чем у учащихся 4 класса (U=416 при р≤0,05).
Результаты исследования уровня творческих способностей у младших школьников на констатирующем этапе свидетельствует о необходимости проведения работы по развитию творческих способностей у мальчиков и девочек.
На формирующем этапе эксперимента нами была разработана и реализована программа развития творческих способностей. Цель программы: развитие творческих способностей младших школьников методами арт-терапии.
В результате проведенной программы повысился уровень творческих способностей у младших школьников. Эффективным оказалось использование методов арт-терапии для повышения уровня творческих способностей у младших школьников. После реализации программы у младших школьников отмечается повышение творческих способностей и уровня креативности.