Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологических особенностей творческой личности в отечественной и зарубежной психологии
1.1 Психологические черты и особенности творческой личности
1.2 Сущность творчества как психологического процесса, стадий творчества
1.3 Влияние творчества на развитие отношений личности
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей творческой личности
2.1 Цель, задачи, гипотеза и методики исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Актуальность темы исследования. В виду проблемы внедрения новой образовательной парадигмы в XXI веке повышаются требования к развитию творческой личности, которая будет иметь развитое продуктивное мышление, гибкое воображение для решения наиболее сложных жизненных задач. В социуме осуществляются бурные преобразования. Человеку приходится на них адекватно реагировать и должен активизировать свой творческий потенциал. В связи с этим необходимо выбирать и разрабатывать адекватные средства формирования творческого продуктивного мышления, поскольку прежние не отвечают парадигме образования нового века.
Творчество – это деятельность по созданию новых аутентичных продуктов, которые являются общественно важными. Самый эффективный путь развития личных способностей лежит через приобщение к продуктивной творческой деятельности.
Воспитание самодостаточной, гармонично и разносторонне развитой личности, способной приспосабливаться к меняющимся условиям настоящего, способной к самореализации и самосовершенствованию – вот конечная цель применения творческих методов в педагогике и психологии.
Многие исследователи сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: нет конкретного творческого потенциала, но есть человек, обладающий определенной мотивацией и характеристиками. Действительно, если интеллектуальный талант напрямую не влияет на творческий успех человека, если в процессе развития творчества формированию определенной мотивации и личностных качеств предшествуют творческие проявления, то можно сделать вывод о существовании особого типа личности – «творческого человека». Термин «творчество» обозначает как деятельность человека, так и созданные им ценности, которые из фактов его личной судьбы становятся фактами культуры. В основе психологии творчества лежит связь между продуктом творчества и его процессом. Продукт принадлежит культуре, а процесс – индивидууму.
Овладение теорией творчества, методами и приемами поиска новых решений помогает осознать социальную значимость творчества, его социальную необходимость, более полно раскрыть его творческие возможности, создающие творческую личность как таковую. Таким образом, наше исследование, возможно, внесет что–то новое в изучаемую проблему.
Указанные обстоятельства определили выбор темы исследования и основные направления ее разработки.
Разработанность проблемы: в настоящее время наиболее перспективным представляется изучение творческой личности и ее связи с личностями и характеристиками. Многие отечественные и зарубежные ученые, в том числе В.И.Андреев, Д.Б.Богоявленская, Р.М.Грановская, А.З.А.С.С.Шагаев, В.И.Андреев, Д.Б.Богоявленская и др. занимались ее изучением.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологических особенностей творческой личности в отечественной и зарубежной психологии
1.1 Психологические черты и особенности творческой личности
Психологи рассматривают творчество как высокий уровень логического мышления, которое лежит в основе деятельности, «ведущей к созданию материальных и духовных ценностей» [6; 10–16].
В психологической литературе есть две основные точки зрения на творческую личность. Согласно одному из них, творчество или творческие способности в какой–то степени свойственны любому нормальному человеку. Это так же присуще человеку, как и умение думать, говорить и чувствовать. Более того, реализация творческого потенциала, каким бы великим он ни был, делает человека психически нормальным. Лишение человека такой возможности означает провоцирование невротических состояний. Согласно второй точке зрения, не каждого человека следует считать творческой личностью или творцом. Эта позиция связана с другим пониманием природы творчества. Здесь, помимо незапланированного процесса создания чего–то нового, учитывается значение нового результата. Она должна иметь общее значение, даже если ее масштабы могут быть разными. Важнейшей характеристикой творца является сильная и устойчивая потребность в творчестве. Творческий человек не может жить без творчества, считая его главной целью и смыслом своей жизни [13, c. 34].
Большое внимание в философской, педагогической и психологической литературе уделяется определению понятия «творческая личность»: В.И. Андреев, Д.Б. Богоявленская, Р.М. Грановская, А.З. Зак, В.Ю. Кан–Калик, Н.В. Кичук, Н.В. Кузьмина, А.Н. Лук, С.О. Сысоева, В.А. Цапок и др.
По словам В. Андреева, творческая личность – это тип личности, характеризующийся стойкостью, высоким уровнем сосредоточенности на творчестве, мотивации и творческой активности, который проявляется как органическая единица с высоким уровнем творческих способностей, позволяющая достигать прогрессивных, социальных и личных результатов в одном или нескольких видах деятельности [17; 98–99].
Большинство авторов согласны с тем, что творческая личность – это человек с высоким уровнем знаний и стремлением к новым и оригинальным вещам. Для творческой личности творческая деятельность является жизненной необходимостью, а творческое поведение – наиболее характерной. Основным показателем творческой личности, ее важнейшей характеристикой является наличие творческих способностей, которые рассматриваются как индивидуальные психологические способности человека, отвечающие требованиям творческой деятельности, и являются условием ее успешной реализации. Творческие способности связаны с созданием новых оригинальных продуктов, с поиском новых способов деятельности.
Н.В. Кичук определяет творческую личность через интеллектуальную активность, творческое мышление и творческий потенциал [11; 215].
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей творческой личности
2.1 Цель, задачи, гипотеза и методики исследования
Цель исследования: заключается в определении психологических особенностей творческой личности.
В курсовой работе используется психологическое тестирование каждого из испытуемых в отдельности, при помощи методик, определяющих их уровень самоотношения и типа мышления.
База для исследования: опрошено 15 человек, возрастом 16–20 лет.
Методы исследования:
1. Методика «Тип мышления», модификация Г. Резапкиной (Приложение №1).
Тест предназначен для диагностики типа мышления у респондента, у каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет определить один из следующих типов мышления:
- абстрактно–символическим мышлением.
- креативность.
- наглядно–образным мышлением.
- предметно–действенное мышление.
- словесно–логическое мышление.
2. Опросник самоотношения В.В. Столин, С.Р. Пантилеев (Приложение №2).
Опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В.В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Опросник позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:
- глобальное самоотношение;
- самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;
- уровень конкретных действий в отношении к своему «Я».
Заключение
В психологической литературе есть два основных взгляда на творческую личность. Большое внимание в философской, педагогической и психологической литературе уделяется определению творческой личности: Андреев В.И., Богоявленская Д.Б., Грановская Р.М., З.А.З. Зак, В.Ю. Кан–Калик, Н.В. Кичук, Н.В. Кузьмина, А.Н. Лук, С.О. Сысоева, В.А. Цапок и др. Человек представлен в творчестве во многих формах, так как он состоит из биологических, психологических и социальных структур, работающих на сознательном и бессознательном уровнях через когнитивные, эмоциональные и волевые системы. Человек уникален; он живет одновременно во внешнем и внутреннем мире.
Творческая деятельность – человеческую деятельность, при которой создается что–то новое. Предмет творческой деятельности может представлять собой либо некоторую материальную вещь, либо умственное достижение. Можно выделить два вида деятельности, а именно воспроизводящий и комбинирующий. Творческие способности – это сущностная характеристика, то есть черта, которая отражает основное глубинное существо, обеспечивающее бытие личности. Потенциальная способность к творчеству претворяется в жизнь в течение жизни человека, а творческая деятельность выступает базой, условием и итогом творчества личности. Субъект творчества является как инициатором творческой деятельности, так и ее результатом. Актуализация способности к творческой деятельности происходит во время различных стадий осознанности.
Формирование основных положений творческого человека к процессу его деятельности заключается в том, что образ жизни человека, занятого творчеством, предполагает необходимость изменения и обновления личных взглядов, перевода внутренних подсознательных эмоций и стремлений во внешнюю оболочку его деятельности. Каждый творческий человек обладает определенными качествами. Эти качества называются по–разному: способности, умения, предположения, черты, свойства, но жизнь творческой личности – это захватывающая борьба внутренних и внешних побуждений и превращение их во что–то новое.
Цель исследования: заключается в определении психологических особенностей творческой личности.
В курсовой работе используется психологическое тестирование каждого из испытуемых в отдельности, при помощи методик, определяющих их уровень самоотношения и типа мышления.
Методы исследования: методика «Тип мышления», модификация Г. Резапкиной; опросник самоотношения В.В. Столин, С.Р. Пантилеев.
Таким образом, полученные данные показывают типичную неравномерность в выражении определенной характеристики и уровня самоотношения, при этом данные колеблются от максимальной до минимальной оценки. Эти данные отражают нестабильный фон самовыражения и самоидентификации как личности.
1. Бердяев Н. Смысл творчества / Н. Бердяев, – М.: Прогресс, 1989. – 269 с.
2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М.: «Академия», 2012. – 320 с.
3. Венгеренко, Н.А. Структура творческого процесса / Н.А. Венгеренко //Структура и закономерности творческого процесса. – М., 1993. – 125 с.
4. Гатанов Ю. Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации // Ю. Б. Гатанов, «Психологическая наука и образование», – 1998. – №1 – С. 10 – 14.
5. Гераимчук И. М. Философия творчества / И. М. Гераимчук, – М.: Эксмо, 2006. – 120 с.
6. Дженнингс С., Минде А. Сны, маски, образы. Практикум по арт–терапии / С. Дженнингс, А. Минде, – М.: Эксмо, 2003. – 384 с.
7. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 448 c.
8. Кудрявцев, В.Т. Творческая природа психики человека / В.Т. Кудрявцев // Вопросы психологии / ред. А.М. Матюшкин, О.А. Конопкин, А.Б. Орлов. – 1990. – №3. – С. 113–121.
9. Майданов А. С. Методология научного творчества / А. С. Майданов, – М.: ЛКИ, 2007. – 512 с.
10. Меерович, М.И. Технология творческого мышления: практич. пособие / М.И. Меерович, Л.И. Шрагина. – Мн.: Харвит, – 2010. – 432 с.
11. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры / Б.П. Никитин. – 3–е изд., доп. – М.: Просвещение, 1990. – 160 с.
12. Николаенко Н. Н. Психология творчества / под ред. Л. М. Шипицыной, – СПб.: Речь, 2005. – 277 с.
13. Оганесян Н. Т. Практикум по психологии творчества / Н. Т. Оганесян, – М.: Флинта, 2007. – 528 с.
14. Переверзев, М. П. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учеб. пособие / М. П. Переверзев, Т. В. Косцов. – М.: Инфра–М, 2017. – 320 c.
15. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. – М.: Высшая школа, 2014. – 512 с.
16. Пономарев Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарев, – М.: Академия, 1998. – 296 с.
17. Пряжников Н. С. Методы активации духовного потенциала личности / Н. С. Пряжников, – М.: МОДЭК, 2008. – 168 с.
18. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2015. – 705 с.
19. Столяров, И.А. Современные методы и средства управления в отраслях культуры и искусства / И.А. Столяров. – М.: Экономика, 1983. – 208 с.
20. Тихомиров О. К. Психологические исследования творческой деятельности / О. К. Тихомиров, – М.: Эксмо, 2000. – 246 с.
21. Шадриков, В.Д. Общая психология: учеб. для академического бакалавриата / В.Д. Шадриков, В.А. Мазилов. – Москва: Издательство Юрайт, 2016. – 411 с.
22. Шекова, Е. Л. Менеджмент и маркетинг в сфере культуры: учеб. пособие / Е. Л. Шекова, Г. Л. Тульчинский, В. Н. Евланов. – СПб.: Лань, Планета Музыки, 2012. – 160 c.
23. Шумилин, А.Т. Проблемы теории творчества / А.Т. Шумилин. – Москва: Высшая школа, 1989. – 143 с.
24. Эдварде Б. Художники внутри вас / Б. Эдварде, – МН.: Попурри, 2000. – 256 с.
25. Яковлев В. Ф. Виртуальные миры трансового рисунка, или «Я требую, чтобы меня пожалели» / В. Ф. Яковлев, – М.: Класс, 2006. – 304 с.
26. Ярошевский М. Г. Психология творчества и творчество в психологии / М. Г. Ярошевский // «Вопросы психологии», – №6, 1985. – С. 14 – 24.