ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Современное состояние проблемы развития познавательных процессов в психолого-педагогической литературе
1.2 Общая характеристика детей с особенностями психофизического развития и их классификации
1.3 Психолого-педагогические средства развития познавательных процессов детей с особенностями психофизического развития
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1 Организация и проведение исследования
2.2 Результаты изучения развития познавательных процессов детей с особенностями психофизического развития
2.3 Методические рекомендации по развитию познавательных процессов детей с особенностями психофизического развития
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУР
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема активизации познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с особенностями психофизического развития сегодня становится все более актуальной. Эта тема посвящена многим исследованиям в области педагогики и психологии. Общеизвестно, что эффективность процесса правильного воспитания и развития ребенка напрямую связана с уровнем активности детей младшего школьного возраста с особенностями психофизического развития в этом процессе. В настоящее время педагоги и психологи пытаются найти наиболее эффективные методы процесса воспитания и обучения в учреждении образования для активизации и развития познавательного интереса к содержанию образования и обучения детей младшего школьного возраста с особенностями психофизического развития.
Проблема активизации познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с особенностями психофизического развития разработана в трудах видных ученых, педагогов и методистов: Е.В. Бондаревская, Л. С. Выготский, О. С. Газман, Т. К. Жикалкина, А. К. Макарова, А.Б. Орлова, Л. М. Фридман, С.В. Кутасова, Т.Б. Иванова, Н.И. Пирогов, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский и многие другие.
Исследования показывают, что большинство детей с особенностями психофизического развития – это дети с задержкой психического развития, которые не относятся к тому же возрасту, что и дети с некоторыми психическими функциями, но находятся как бы на более ранних стадиях развития. Характерной чертой таких детей является незрелость эмоционально-волевой сферы, что делает их неспособными быть внимательными, сосредоточенными и сосредоточенными на деятельности на более длительный или короткий период времени.
Развитие психики ребенка в отечественной и зарубежной психологии понимается как чрезвычайно сложный, противоречивый процесс, подчиненный взаимодействию многих факторов. Степень нарушения скорости созревания структур мозга и, как следствие, скорости психического развития может быть обусловлена своеобразным сочетанием неблагоприятных биологических, социально-психолого-педагогических факторов.
В рамках психолого-педагогических исследований накоплен значительный материал об особенностях детей с особенностями психофизического развития, которые отличают их, с одной стороны, от детей с нормальным психологическим развитием, а с другой – от умственно отсталых детей.
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Современное состояние проблемы развития познавательных процессов в психолого-педагогической литературе
Разнообразная информация о состоянии внешней и внутренней среды отражается в психике человека посредством органов чувств. Познание начинается с непосредственного контакта органов чувств индивида с внешними предметами и явлениями.
Все познавательные процессы тесно связаны и, взаимообусловлены между собой, проявляются в деятельности и поведении личности. При этом познание воздействий окружающей действительности осуществляется с помощью следующих процессов:
- сенсорно-перцептивных процессов (ощущение и восприятие);
- мнемических процессов (это процессы памяти);
- интеллектуальных процессов (мышление и воображение) [23, c. 47].
Итак, познавательными психическими процессами являются: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, речь.
Познавательные психические процессы протекают в виде отдельной функциональной системы, которая направляется психической волевой активностью, нацеленной на достижение целей деятельности. Э.И. Волченков считает, что внимание, восприятие и память взаимосвязаны в системе основных познавательных, эмоциональных и волевых процессов, проявляются в разных видах деятельности и направлены на самореализацию в проявлении индивидуальных способностей [2].
Простейший познавательный психический процесс – это ощущение, которое является отражением отдельных признаков и свойств предмета, явления, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Ощущение выступает как предпосылка для создания и познания образов объектов, будучи процессом первичной обработки информации внешней среды на сенсорном уровне.
Как отмечает И.А. Фурманов [1, c. 12], ощущения могут быть двух видов:
- объективные, т.к. в них всегда отражается внешний раздражитель;
- субъективные, т.к. они обусловлена состояние организма и индивидуальными особенностями человека [5, c. 36].
Восприятие представляет собой форму непосредственного отражения предметов и явлений на органы чувств во всей совокупности их свойств и признаков. Восприятие, в отличие от ощущения, является более сложным психическим познавательным процессом. Восприятие характеризуется различными свойствами: целостностью, осмысленностью, избирательностью, константность, апперцепцией.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1 Организация и проведение исследования
Нами было проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление различных познавательных способностей детей младшего школьного возраста с особенностями психофизического развития.
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 50 детей старшего детей младшего школьного возраста с особенностями психофизического развития (в возрасте от 6 до 7,5 лет). Среди испытуемых 64% девочек и 36% мальчиков.
Для осуществления диагностики познавательных способностей детей старшего детей младшего школьного возраста с особенностями психофизического развития использовались следующие методики:
- методика «Разрезные картинки» С. Забрамная;
- методика «Заучивания десяти слов» А.Р. Лурия;
- методика «Назови одним словом» А.Л. Венгер;
- методика «Четвертый лишний» Т.Д. Марцинковской;
- тест Пьерона-Рузера.
Рассмотрим подробнее предложенные методики:
1. Методика «Разрезные картинки» С. Забрамная [16, с. 87]. Целью данной методики является выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки детей с 3 лет. Стимульный материал к данной методике представлен в Приложении А.
2. Методика «Заучивания десяти слов» А.Р. Лурия.
Цель: оценка памяти, утомляемости, активности внимания.
Одна из наиболее часто применяющихся методик предложена А.Р. Лурия, используется для оценки состояния памяти, утомляемости, активности внимания. Текст к данной методике представлен в Приложении Б.
3. Методика «Назови одним словом» А.Л. Венгер [7, с. 92].
Цель: выявляет способность обобщать понятия по родовым и видовым признакам. Текст методики представлен в Приложении В.
4. Методика «Четвертый лишний» Т.Д. Марцинковской.
Цель методики: выявляет способность к обобщению, умение дифференцировать объекты по различным признакам и свойствам и обосновывать свой вариант решения. Текст методики представлен в Приложении Г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Познавательными психическими процессами являются: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, речь. Познавательные процессы тесно связаны и, взаимообусловлены между собой, проявляются в деятельности и поведении личности. Познавательные психические процессы протекают в виде отдельной функциональной системы, которая направляется психической волевой активностью, нацеленной на достижение целей деятельности. Познавательные психические процессы входят в познавательную сферу. Мышление выступает в качестве интегрирующего компонента познавательной сферы, направляя остальные познавательные процессы, развиваясь в процессе познавательной деятельности. Познавательные психические процессы относятся к психологической подструктуре личности, лежат в основе личностного развития.
Дети с особенностями психофизического развития (ОПФР) – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Существуют различные классификации детей с особенностями в развитии. В их основу положены различные критерии. Наиболее распространенными критериями являются следующие: причины нарушений; виды нарушений с конкретизацией их характера; последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей жизни.
Эффективность работы по развитию познавательного интереса у детей с особенностями психофизического развития осуществляется путем внедрения в педагогическую деятельность учреждений образования педагогических средств: познавательно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, игровые технологии, информационно-коммуникативные технологии и т.д. Под педагогическими средствами понимается совокупность материальных и идеальных средств, направленных на развитие когнитивного интереса у детей с особенностями психофизического развития, обеспечение перехода от развития к саморазвитию. Все функции педагогических средств обучения взаимосвязаны и оказывают комплексное влияние на образовательный процесс.
Во второй главе работы было проведено эмпирическое исследование процесса развития познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с особенностями психофизического развития.
В исследовании приняли участие 50 детей младшего школьного возраста с особенностями психофизического развития (в возрасте от 6 до 7,5 лет). Для осуществления диагностики познавательных способностей детей младшего школьного возраста с особенностями психофизического развития использовались следующие методики: методика «Разрезные картинки» С. Забрамная; методика «Заучивания десяти слов» А.Р. Лурия; методика «Назови одним словом» А.Л. Венгер; методика «Четвертый лишний» Т.Д. Марцинковской; тест Пьерона-Рузера.
1. Астапов, В. М. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: хрестоматия / В. М. Астапов В. М. Микадзе. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2008. – 256 с.
2. Винникова, Е. А. Основы психолого-педагогической диагностики лиц с особенностями психофизического развития: учеб.-метод. пособие / Е. А. Винникова, И. Ю. Евдокимова, Е. В. Плакса. – Минск : БГПУ, 2013. – 162 с.
3. Галанов, А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от рождения до года / А. С. Галанов. – М. : АРКТИ, 2001. – 243 с.
4. Гамезо, М. В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / М. В. Гамезо, В. С. Герасимлова, Л. М. Орлова. – М. : Ин-т практ. психологии; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2008. – 165 с.
5. Глозман, Ж. М. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте / Ж. М. Глозман, А. Ю. Потанина, А. Е. Соболева. – СПб. : Питер, 2006. – 80 с.
6. Забрамная, С. Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей / С. Д. Забрамная, О. В. Боровик. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 287 с.
7. Корнилова, Т. В. Экпериментальная психология: теория и методы: учеб. для вузов / Т. В. Корнилова. – М. : Аспект Пресс, 2002. – 381 с.
8. Кухтова, Н. В. Психологическое изучение детей с особенностями психофизического развития: методические рекомендации / Н. В. Кухтова, Е. В. Новосельцева. – Витебск : ВГУ П.М. Машерова, 2018. – 68 с.
9. Левченко, И. Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / И. Ю. Левченко, Н. А. Киселева. – М. : Изд-во «Книголюб», 2008. – 160 с.
10. Лубовский, В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / Науч.- исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. – М. : Педагогика, 2009. – 104 с.
11. Никандров, В. В. Наблюдение и эксперимент в психологии: учеб. пособие / В. В. Никандров. – СПб. : Речь, 2002. – 103 c.
12. Панько, Е. А. Диагностика и коррекция психического развития детей младшего школьного возраста с особенностями психофизического развития / под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Минск : Унiверсiтэцкае, 2007. – 165 с.
13. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студ. вузов / И. Ю. Левченко [и др.]; под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. – 4-е изд., стер. – М. : Академия, 2007. – 320 с.
14. Ратанова, Т. А. Психологические методы изучения личности / Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта. – М. : Флинта, 2003. – 187 с.
15. Регуш, Л. А. Практикум по наблюдению и наблюдательности / Л. А. Регуш. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Питер, 2008. – 208 с.
16. Розанова, Т. В. Принципы психологической диагностики отклонений в развитии у детей / Т. В. Розанова // Дефектология. – 2005. – №1. – С. 16-21.
17. Рубинштейн, С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии / С. Я. Рубинштейн. – М. : ЗААО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2009. – 448 с.
18. Семаго, Н. Я. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов / Н. Я. Семаго. – М. : АРКТИ, 2009. – 176 с.
19. Система работы центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации по осуществлению процесса выявления и диагностики детей с особенностями психофизического развития: Рек. Респуб. семинара-практикума // Зб. нарм. дакументаў М-ва адукацыі Рэсп. Беларусь. – 2009. – №2. – С. 46-49
20. Слепович, Е. С. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии / Е. С. Слепович, А. М. Поляков. – СПб. : Речь, 2008. – 247 с.
21. Сорокин, В. М. Специальная психология: учеб. пособие / В. М. Сорокин; под науч. ред. Л. М. Шипицыной. – СПб. : Речь, 2003. – 216 с.
22. Ульенкова, У. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами развития: учеб. пособие / У. В. Ульенкова, О. В. Лебедева. – М. : Академия, 2002. – 176 с.
23. Усанова, О. Н. Специальная психология: учеб. пособие для студ. вузов / О. Н. Усанова. – СПб. : Питер, 2006. – 396 с.
24. Цыганкова, О. М. Диагностико-коррекционная работа с детьми / О. М. Цыганкова. – Мозырь : Белый ветер, 2002. – 216 с.
25. Шаповал, И. А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: учеб. пособие / И. А. Шаповал. – М. : ТЦ «Сфера», 2005. – 320 с.
26. Шилова, Т. А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении / Т. А. Шилова. – М. : Айрис-пресс, 2004. – 176 с.