ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ЧЕРТЫ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ
1.1 Понятие и общая характеристика защиты гражданских прав
1.2 Виды и способы защиты гражданских прав
ГЛАВА 2 САМОЗАЩИТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ И ЕЕ ЧЕРТЫ
2.1 Самозащита гражданских прав по законодательству Республики Беларусь
2.2 Сравнительный анализ самозащиты гражданских прав по законодательству Республики Беларусь и РФ
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМА ВЫБОРА СПОСОБА ЗАЩИТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ
3.1 Порядок определения способа защиты гражданских прав
3.2 Определение способа защиты гражданских прав между хозяйствующими субъектами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Защита гражданских прав представляет собой одну из наиболее важных функций в любом правовом государстве.
Надлежащая защита гражданских прав – это, в первую очередь, гарант для всех участников правоотношений, который обеспечивает беспрепятственную реализацию субъективных гражданских прав.
В Республике Беларусь защита гражданских прав также относится к одному из основных институтов гражданского законодательства.
Гражданские нормы закрепляют порядок, способы защиты нарушенных или подлежащих оспариванию гражданских прав.
И возможности по защите законных прав и интересов предоставляются субъектам гражданского права посредством различных способов и правовых средств.
В настоящее время в связи с активным и динамичным развитием рыночной экономики в белорусском обществе все более остро встает вопрос защиты гражданских прав.
В зависимости от степени эффективности действий, направленных на защиту субъективных прав, можно говорить и о зависимости успеха деятельности не только физических, но и юридических лиц, что способствует развитию экономики государства в целом.
К сожалению, исследуемая проблема не в достаточно степени освещена в действующем законодательстве. В юридической литературе зачастую говорится о рассмотрении дел в связи с фактом злоупотребления субъективным правом.
Однако на законодательном уровне принцип возможности защиты в данном случае закреплен в недостаточной степени. Также особое место занимает вопрос недостаточного развития института самозащиты как одного из способов защиты субъективных прав.
При этом следует учитывать, что в современном мире в обществе нередко встречаются проблемы недоверия населения к государственным органам и их должностным лицам и даже незначительная доля безразличия со стороны общества. В данных условиях говорить о развитии механизмов защиты субъективных прав становится довольно затруднительно.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что основным принципом демократического государства признано обеспечение интересов граждан, его прав и свобод.
Институт гражданских прав и свобод в Республике Беларусь играет немаловажную роль и вместе с тем регулирование норм по данному вопросу претерпевает постоянные изменения в связи с развитием общества, динамичным развитием законодательства.
В настоящее время на законодательном уровне закреплены пределы осуществления гражданских прав посредством их закрепления в общих принципах гражданского права.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ЧЕРТЫ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ
1.1 Понятие и общая характеристика защиты гражданских прав
Основополагающими принципами, как гражданского законодательства, так и права в целом выступают гуманизм и приоритет прав человека и гражданина. Именно согласно этим принципам статья 2 Конституции Республики Беларусь провозгласила «человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства» [10].
В статье 21 Конституции установлено: «Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами».
Нормальный гражданский оборот предполагает не только признание за субъектами определенных гражданских прав, но и обеспечение их надежной правовой охраны. В соответствии со сложившейся в науке традицией понятием «охрана гражданских прав» охватывается вся совокупность мер, обеспечивающих нормальный ход реализации прав. В него включаются меры не только правового, но и экономического, политического, организационного и иного характера, направленные на создание необходимых условий для осуществления субъективных прав.
Касательно самих правовых мер охраны, к ним относят все меры, посредством которых обеспечивается развитие гражданских правоотношений в их нормальном, ненарушенном состоянии, например, закрепление гражданской право-, дееспособности субъектов, установление обязанностей и тому подобные, а также восстановление нарушенных или оспоренных прав и интересов.
Однако это представляет собой понимание охраны в юридической литературе в широком смысле, а теперь рассмотрим данное понятие в узком смысле слова. В этом смысле данное понятие включает только меры, предусмотренные законом и направленные на признание гражданских прав или их восстановление и защиту прав, свобод и законных интересов в случае их нарушения или оспаривания. Во избежание коллизий (терминологической путаницы) охрану в узком значении этого слова принято именовать защитой гражданских прав.
Это означает, что защиту субъективных прав следует отличать от их охраны. Охрана прав осуществляется до совершения правонарушения, направлена на обеспечение их осуществления, предупреждение нарушений субъективных прав. Субъективные права охраняются государством через обеспечение правопорядка, установление ответственности и привлечение к ней за нарушение прав. Охрана права может осуществляться и самим его носителем [4, c. 108].
ГЛАВА 2 САМОЗАЩИТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ И ЕЕ ЧЕРТЫ
2.1 Самозащита гражданских прав по законодательству Республики Беларусь
Самозащита гражданских прав с позиций теории – это форма их защиты, допускаемая тогда, когда потерпевший располагает возможностями правомерного воздействия на нарушителя, не прибегая к помощи судебных или иных правоохранительных органов. В рамках этой формы защиты обладатель нарушенного или оспариваемого права может использовать различные способы самозащиты, которые должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.
К допускаемым мерам самозащиты относятся, в частности, действия лица в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости, применение к нарушителю так называемых оперативных санкций.
Защита гражданских прав и охраняемых законом интересов обеспечивается применением предусмотренных законом способов защиты.
Под способами защиты субъективных гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя.
Общий перечень этих мер дается статья 11 Гражданского кодекса Республики Беларусь, где говорится, что гражданские права защищаются путём:
1) признания права;
2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права;
3) пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
4) признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, установления факта ничтожности сделки и применения последствий ее недействительности;
5) признания недействительным акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления;
6) самозащиты права;
7) присуждения к исполнению обязанности в натуре;
8) возмещения убытков;
9) взыскания неустойки;
10) компенсации морального вреда;
11) прекращения или изменения правоотношения;
12) неприменения судом противоречащего законодательству акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления;
13) иными способами, предусмотренными законодательством [6].
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМА ВЫБОРА СПОСОБА ЗАЩИТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ
3.1 Порядок определения способа защиты гражданских прав
Традиционно цивилисты, рассматривая способы защиты гражданских прав, не преминут сослаться на статье 11 ГК Республики Беларусь и проанализировать сформированные судебной практикой дополнительные способы защиты (в легальной терминологии упомянутой статьи «…иные способы, предусмотренные законом»), а также указать, что использование ненадлежащего способа защиты приводит к отказу в иске [6].
В то же время, при всем разнообразии гражданско-правовых исков и постоянно шлифующей их применение судебной практики, вряд ли можно утверждать, что они в полной мере удовлетворяют потребность субъектов гражданских отношений на защиту субъективного права и охраняемого законом интереса.
Участники гражданского оборота, столкнувшись с нарушением своих имущественных прав и необходимости выбора способа их защиты, неумолимо руководствуются принципом «наименьшего сопротивления», выбирая вариант защиты права наиболее простой, максимально эффективный и, зачастую, с правом гражданским не связанный.
Рассмотрим это тезис на некоторых примерах.
1. Типичной для корпоративных отношений является ситуация, в которой корпоративные права и законные интересы миноритарных участников (акционеров) общества ущемляются как контролирующими общество участниками, так и назначенными последними руководящими органами.
Нередко ущемление прав миноритариев связано с совершением единоличным исполнительным органом заведомо невыгодных для общества сделок (отчуждение основных средств (зданий), возложение на общество обязанностей залогодателя, поручителя и т.д.), одобряемых большинством участников общества.
Профессиональный юрист порекомендует такому миноритарию один из классических косвенных исков (способов защиты прав и законных интересов).
Иск о признании сделки недействительной как нарушающей положения закона о крупности (ч. 1 ст. 58 Закона об хозяйственных обществах) [16].
Иск о признании сделки недействительной как нарушающей положения закона о заинтересованности (ч. 1 ст. 57-1 Закона об хозяйственных обществах).
Предположим даже, что истец докажет совокупность обстоятельств, установленных для признания сделки крупной и совершенной с заинтересованностью, а также невыгодность сделки для общества, но он упрется в труднопреодолимую преграду, сформированную судебной практикой для косвенных исков, – в невозможность повлиять своими голосами на результаты голосования об одобрении сделки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Осуществление субъектом гражданских прав представляет собой совершение участниками гражданских правоотношений действий или бездействий, которые закреплены законодательными нормами и условиями, которые установлены в договорных или иных обязательствах.
Посредством осуществления гражданских прав субъектом достигаются те хозяйственные, бытовые или иные цели, на достижение которых и направлены их действия: собственник владеет, пользуется, распоряжается своим имуществом; продавец реализует товары, авторы свое право на публикацию произведений и получает за это вознаграждение и тому подобные примеры.
Важно отметить, что субъективные гражданские права могут реализоваться непосредственно самим носителем или с привлечением других лиц. При этом собственник, как правило, реализует триаду своих полномочий: владеть, пользоваться, распоряжаться самостоятельно. Также зачастую поступают и те, кто реализуют принадлежащие им патентные и авторские права. То есть они имеют право сами определять как, где и в какие сроки будет реализовано их гражданское право.
2. Защита гражданами своих прав и законных интересов в таких процессах, как гражданский, уголовный, административный позволяет им осуществлять свои права и законные интересы в полном объеме, а также позволяет говорить о возможности защитить абсолютно любое право, так или иначе принадлежащее ему по закону.
На наш взгляд, разделение компетенции судей в судах – важное предложение, которое следует учесть государственным органам.
Таким образом, судебная власть в защите прав граждан осуществляется судами общей юрисдикции в пределах, регулируемых гражданским процессуальным законодательством.
Согласно статье 3 ГПК, она регулирует порядок рассмотрения и урегулирования судами гражданских, семейных, трудовых, иных судебных дел, вытекающих из административных и правовых отношений, разбирательств, приказного производства, а также других случаев и процедуры принудительного исполнения, рассмотрение гражданских дел и применение юрисдикционных актов [8].
В связи с этим гражданская процессуальная судебная форма защиты является универсальной.
3. Исходным правилом осуществления гражданских прав является норма, закрепленная в пункте 1 статьи 9 ГК Республики Беларусь, в соответствии с которой граждане и физические лица осуществляют принадлежащие им права по своему усмотрению, то есть для этого необходимо их волеизъявление и цель реализации того или иного права.
1. Алексеев, С. С. Гражданское право : учебник / С. С. Алексеев, Б. М. Гонгало. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2009. – 528 с.
2. Веленто, И. И. Способы защиты гражданских прав в Беларуси / И. И. Веленто – Гродно : Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, 2017. – 278 с.
3. Вердников, В. Г. Гражданско-правовые формы товарно-денежных отношений / В. Г. Вердников. – М., 1970. – 224 с.
4. Витушко, В. А. Гражданское право : учебное пособие / В. А. Витушко. − Минск : Белорусская Наука, 2007.− 566 с.
5. Гавзе, Ф. И. Социалистический гражданско-правовой договор / Ф. И. Гавзе. – М., 1972. – 168 с.
6. Гражданский кодекс Республики Беларусь, 7 дек. 1998 г., № 215-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г., № 51-ФЗ // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/023ea88341a6e5c32272078b73c431867e80390c/.
8. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь, 11 янв. 1999 г., № 238-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
9. Иоффе, О. С. Обязательственное право / О. С. Иоффе. – М. : Юридическая литература, 1975. – 880 с.
10. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
11. Кузнецова, О. А. Ненадлежащий способ защиты гражданских прав как основание для отказа в иске / О. А. Кузнецова // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2010. – № 4. – С. 116-121.
12. О некоторых вопросах рассмотрения дел с участием коммерческих организаций и их учредителей (участников) : Закон Респ. Беларусь, 31 окт. 2011 г., № 20 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
13. О нотариальном удостоверении доверенности на владение, пользование и распоряжение транспортным средством : Указ Президента Респ. Беларусь, 31 янв. 2001 г., № 30 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
14. Об аренде : Закон Респ. Беларусь, 12 дек. 2007 г., № 460-XІІ // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
15. Об обращениях граждан и юридических лиц : Закон Респ. Беларусь, 18 июля 2011 г., № 300-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
16. Об хозяйственных обществах : Закон Респ. Беларусь, 9 дек. 1992 г., № 2020-XІІ // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
17. Об электронном документе и электронной цифровой подписи : Закон Респ. Беларусь, 28 дек. 2009 г., № 113-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
18. Сергеев, А. П. Гражданское право : учебник : в 2 т. / А. П. Сергеев, Ю. К. Толстой. – Спб. : ТК Велби, 2008. – 848 с.
19. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, 16 июля 1999 г., № 295-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
20. Уголовный кодекс Республики Беларусь, 9 июля 1999 г., № 275-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.