ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
1.1 История метода проектов
1.2 Организация проектной деятельности учащихся в школе
ГЛАВА 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОФОРИЕНТАИЦИОННОЙ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ
2.1 Содержание проектной деятельности в профориентации школьников
2.2 Виды проектной деятельности в профориентационной работе с учащимися
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших задач современного общества является воспитание ответственного, критически мыслящего молодого поколения, готового планировать и реализовывать свои профессиональные перспективы в постоянно меняющейся социально-экономической ситуации самостоятельно и реалистично. Выбор профессии влияет на дальнейшую жизнь, определяет успешность самореализации, социализации, карьерного и профессионального роста. Необходимость организации эффективной работы, направленной на помощь учащейся молодежи в осознанном выборе профессии, отвечающем общественным и личностным требованиям, делает эту проблему актуальной.
В нашем постоянно развивающемся обществе профессиональное самоопределение старшеклассников часто происходит спонтанно, без осознанной твердой уверенности в правильности выбора профессии. В то же время современное общество, как правило, нуждается в предприимчивом, коммуникабельном молодом человеке, способном как к профессиональной самореализации, так и к коллективным, межличностным отношениям. В этой ситуации именно школа должна помочь молодому человеку приобрести конкретные знания и навыки для профессионального самоопределения, потому что именно в школе происходит самоопределение, молодой человек становится сформировавшейся личностью. Ученикам средней школы необходима эффективная помощь в выборе карьеры и дальнейшего жизненного пути. Профориентационная работа должна стать неотъемлемой частью работы педагогического коллектива каждой школы. Данные современных педагогических исследований указывают на то, что одним из эффективных методов профориентационной работы является проектная методика. Метод проектов – эффективный способ решения проблем самоопределения учащихся средних школ в профориентационной работе. С помощью метода проектов молодой человек способен смоделировать собственное будущее и избежать ошибок в самореализации после окончания выбранного учебного заведения.
ГЛАВА 1. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
1.1 История метода проектов
Проект представляет собой специально организованный преподавателем комплекс действий, направленный на решение определенных учебных задач. Важным моментом является то, что этот комплекс должен самостоятельно выполняться учащимися. В конце этого процесса возникает какой-либо продукт. Таким образом, методом проекта называется такой обучающий метод, который даёт возможность учащимся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности [1, c.421].
В процессе решения разнообразных практических задач и проблем учащиеся приобретают знание. Обычно это требует интеграции знаний из различных сфер. Учитель в процессе использования проектной технологии является координатором, а также дополнительным источником информации.
Впервые проектная методика была разработана педагогом из США Х.В. Килпатриком. Это событие приходится на начало прошлого столетия. По своей сути метод проектов на тот момент представлял практическую реализацию концепции инструментализма Дж. Дьюи [9, с.133].
В России проектный метод получил широкое распространение в так называемой Трудовой школе. Основоположником отечественной школы проектов следует рассматривать как П.П. Блонского. Теоретические идеи ученого воплотил в жизнь другой русский педагог, С.Т. Шацкий. Он начал с того, что школа должна готовить учеников к жизни, а не просто учить читать и писать. С.Т. Шацкий считал, что образование человека должно быть образованием для его самостоятельности в процессе самостоятельной творческой деятельности. [21, с. 34].
ГЛАВА 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОФОРИЕНТАИЦИОННОЙ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ
2.1 Содержание проектной деятельности в профориентации школьников
Профессиональное самоопределение является важнейшим аспектом личностного развития и полноценной жизнедеятельности человека. Учитывая, что самопознание, самоопределение личности происходит у старших подростков и молодежи, и что школа является основным институтом социализации в этот период, представляется актуальным изучение технологии социально-педагогической помощи в профессиональном самоопределении старших школьников с использованием различных профориентационных методик, в данном случае методики проектирования [8, с.74].
Проектная деятельность в процессе профессионального самоопределения позволяет учащимся познакомиться с интересующей их сферой трудовой деятельности, узнать ее психофизиологические особенности, они могут «примерить» ту или иную профессию, сформировать творческое мышление, так как вся проектная и исследовательская работа направлена на решение творческой проблемы или разрешение противоречия.
Определение личных профессиональных способностей начинается с выбора темы проекта; выбор основывается на собственных познавательных способностях и личных интересах. Выбранная тема должна соответствовать образу мышления и характеру школьника, должно быть достаточно времени для выполнения и оформления работы, а также должна быть информация и возможность для консультаций по возникающим вопросам [4].
Метод проектов в последнее время приобрел большую популярность в общеобразовательном процессе. Метод проекта используется практически во всех предметах учебного процесса и используется как в классной работе, так и во внеклассных мероприятиях. В своей работе мы учитываем целесообразность использования проектного метода в профессиональной ориентации учащихся старших классов. Процесс проектирования в профессиональной ориентации школьников должен протекать в несколько этапов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопрос о профессиональном самоопределении всегда был актуальным, особенно сейчас. Эффективный процесс самоопределения юношей напрямую влияет на качество работы и компетентность бедующих специалистов. Ученые указывают на невозможность дальнейшего развития общества без удаления особого внимания проблеме профессионального самоопределения молодого поколения.
Профессиональное самоопределение – это процесс принятия осознанного решения о выборе будущей работы. Кроме того, профессиональное самоопределение является очень важным событием на протяжении всего жизненного цикла человека. Она простирается далеко в будущее, участвует в формировании образа «я2 и в конечном итоге определяет наиболее важные и значимые аспекты жизни.
Рассмотрев технологии и формы профориентационной работы со старшеклассниками, мы выяснили, что они очень важны для осуществления профориентационной работы в общеобразовательном учреждении и помогают определить профессиональную направленность личности старшеклассника.
После анализа основных направлений и форм работы профориентации мы пришли к выводу, что параллельно с различными формами работы по профориентации учащихся должен использоваться метод проектной деятельности, позволяющий учащимся познакомиться со сферой трудовой деятельности. Ознакомиться с интересующей профессией, узнать ее психофизиологические особенности, опробовать профессию на практике, сформировать творческое мышление, так как проектная исследовательская работа направлена на решение творческой задачи, что позволяет сформировать личностно важные и профессиональные качества старшеклассника.
1. Азимов, Э.Г. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков) / Э.Г. Азимов. — М.: Златоуст, 1999. – 748 с.
2. Амонашвили Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе / / Вопросы психологии. – 1984. – № 5. – С. 36 – 41.
3. Аркадьева, А.В. Исследовательская деятельность младших школьников / А.В. Аркадьева // Начальная школа плюс До и После. – 2005. –№ 2.
4. Байбородова, Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с.
5. Байбородова, Л.В., Серебренников Л.Н. Проектная деятельность как средство профессионального самоопределения школьников / Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников // Ярославский педагогический вестник. – Том 2 (Психолого-педагогические науки) – 2014. – № 2.
6. Кабанова-Миллер, Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное деятельности и умственное развитие учащихся / Е.Н. Кабанова-Миллер. — М., 1968. — 331 с.
7. Кальней, В. А. Структура и содержание проектной деятельности / В. А. Кальней, Т. М. Матвеева, Е. А. Мищенко, С. Е. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. – № 4. – С. 21–26.
8. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для студентов вузов / Е. А. Климов. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 304 с.
9. Кукушин, В.С. Теория и методика обучения / В.С. Кукушкин. – Ростов-на-Дону,2005. – 474 с.
10. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина ; под ред. А.Г. Рузской. – М. : Логос, 1997. – 220 с.
11. Мазур, И.И. Управление проектами / И.И. Мазур. – М.,2005. – 655 с.
12. Малахова О. Ф. Проектная деятельность как средство социально-профессионального самоопределения детей [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2018/01/8501.
13. Мартынова, Т.М. Использование проектных заданий на уроках / Т.М. Мартынова // Педагогика. – 1999. – №4. – С.19-21.
14. Пискунов, А. И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: учеб. пособие для педагогических учебных заведений / А. И. Пискунов; под ред. А. И. Пискунова. – М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 304 с.
15. Побокова, О.А. Новые технологии в обучении языку: проектная работа / О.А. Побокова, А.А. Немченко. – Иркутск, 2003. — 432 с.
16. Поддубский, В. Проектное обучение: 300-летний путь / В. Поддубский // Минская школа сегодня. – 2008. – № 1. – С. 16–25.
17. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов пед.вузов и системы повышения квалификации пед.кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, А.Е. Петров. — М.: Академия, 2002. – 312 с.
18. Поливанова, К. Н. проектная деятельность школьников : пособие для учителя / К. Н. Поливанова. – М. : Просвещение, 2008. – 68 с.
19. Романова, М. В. Управление проектами : учеб. пособие [Текст] / М. В. Романова. – М. : ИД «ФОРУМ», 2009. – 256 с.
20. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И. С. Сергеев. – М. : АРКТИ, 2007. – 80 с.
21. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скаткин. – М. : Просвещение, 1984. – 260 с.
22. Фрей, К. Проектный метод / К. Фрей. – Берлин: Бельц, 1997. – 349 с.
23. Харламов, Ф.И. Активизация учения школьников / Ф.И. Харламов. – Минск. : Нар. Асвета, 1970. – 280 с.
24. Хохлова, М. В. Проектно-преобразовательная деятельность младших школьников / М. В. Хохлова // Педагогика. – 2004. – № 5. – С. 51–56.
25. Шарипов, Ф. В. Образовательные технологии : проектирование и функционирование [Текст] / Ф.В. Шарипов. – Уфа : Изд-во БГПУ, 2011. – 375 с.
26. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. – М. : Просвещение, 1971. – 180 с.