Введение
XXI век – это век быстротекущего развития информационных технологий. Современное пространство повседневной коммуникации плавно переходит в виртуальный мир. С появлением Интернета позволило совершиться «виртуальному общению» и открыло вспомогательные социальные возможности разным группам населения для установления новых знакомств и связей, поддержания общения в режиме «онлайн», знакомства с последними новостями. Но если для сегодняшних взрослых общение в различных социальных сетях с помощью электронных писем и чатов являются неким дополнением к уже приобретенным навыкам общения вживую, то современные дети и тинейджеры осваивают и те, и другие навыки практически одновременно. Более того, благодаря анонимности на просторах Интеренет-сети, появилась возможность экспериментировать со своими социальными ролями, разными образами «Я». И одним из серьезнейших современных социальных рисков в подростковом возрасте является феномен кибербуллинга. Соответственно, когда мы говорим о низкой пользовательской компетенции, то имеем ввиду тот факт, что несмотря на то, что подростки научились искать информацию и завязывать знакомства, им труднее дать критическую оценку найденного, оценить последствия попадания личной информации в Сеть в связи с созданием собственного контента, а также труднее соблюдать этику общения при взаимодействии с интернет-сообществами и отдельными пользователями в силу анонимности.
Кроме традиционного пространства буллинга, когда взрослые могут отслеживать ситуации (школа, школьная площадка и др.) – сегодня появились Интернет-площадки, которые были быстро освоены теми, кто хотел бы осуществлять травлю, не приближаясь к своей жертве в реальности. То есть, кибербуллинг – новая и стремительно распространяющаяся за рубежом и в Беларуси форма травли, позволяющая преследовать человека дистанционно.
Кибербуллинг – это скрытый от нашего взгляда феномен, который требует своего изучения, анализа и исследования.
Цель работы: провести теоретический анализ психологической литературы по проблеме кибербуллинга.
Задачи:
- на основе анализа психологической литературы раскрыть содержание понятия «кибербуллинг»;
- рассмотреть психологические концепции к проблеме буллинга и кибербуллинга;
- выявить психологические условия и факторы, способствующие кибербуллингу и его предотвращению.
Объект исследования: буллинг и его виды.
Предмет исследования: проблема кибербуллинга в психологии.
Методы исследования: анализ и обобщение психолого- педагогической литературы по проблеме исследования
Актуальность: с развитием информационных технологий и информационой среды и ее значения в обществе, в жизни современного человека произошли существенные изменения: появилась виртуальная реальность, в которой общение и межличностные отношения вышли на новый, незнакомый ранее уровень. Кибербулинг становится все более и более опасным для человека, потому что он осуществляется через онлайн-пространство и интернет-технологии. Психологическое здоровье и безопасность человека находятся сегодня под угрозой.
1 Теоретико-методологические проблемы исследования буллинга в психологии
1.1 Теоретические подходы к определению насилия
Одной из трудностей в изучении насилия является отсутствие единогласного мнения ученых в понимании этого явления. А.И. Кугай, например, пишет, что насилие – это подавление или насильственное ограничение свободы воли социального субъекта, вызванное действиями социальных сил: стремлением к власти, ее осуществлением, принуждением к определенному социальному идеалу [1]. Со схожих позиций анализирует насилие И.М. Липатов, который считает, что насилие есть идеологически обусловленная и материально обеспеченная деятельность классов, наций, социальных групп и реализующих их цели социальных институтов, направленная на применение средств принуждения, с целью завоевания, удержания, использования государственной власти, достижения господства на международной арене, управления социальными процессами в классовых интересах [2].
Из этого можно сделать вывод, что перечисленные авторы достаточно широко толкуют насилие и включают в себя все формы принуждения (физическое, психологическое, экономическое и т.д.).
Теория насилия (завоевания), основатели которой Л. Гумплович, К. Кауцкий, Е.В. и другие опирались на известные исторические факты.
Трудности, связанные с определением понятия насилия, получением разрешения на его применение, когда его помещают в пространство свободной воли и рассматривают как одну из разновидностей отношений власти и воли между людьми. Кант определил силу как способность преодолевать большие препятствия. Та же сила называется насилием, когда она может преодолеть сопротивление того, что само по себе является силой. В противном случае, власть в человеческих отношениях может быть определена как принятие решений за другого, умножая, усиливая одну волю за счет другой.
Насилие – это одно из средств обеспечения господства, власти человека над человеком. Причины, по которым один будет править – нет, доминировать над другим, заменять его, принимать за него решения, - могут быть разными:
а) некое реальное превосходство в состоянии воли, типичный случай – патерналистская власть, власть отца;
б) предварительный взаимный договор, типичный случай – власть закона и законных правителей;
в) насилие, типичный случай – власть оккупанта, завоевателя, насильника.
Насилие – это не принуждение в целом, не нанесение ущерба жизни и имуществу в целом, а такое принуждение и такой ущерб, который осуществляется против воли лица или лиц, против которых оно направлено. Насилие – это незаконное присвоение свободы воли. Это нарушение свободы человеческой воли.
2 Психологические концепции к проблеме буллинга и кибербуллинга
Буллинг – довольно новое понятие в жизни современного человека. Из повседневного определения это слово преобразовалось в международный термин и содержит в себе ряд социальных, психологических, юридических и педагогических проблем. И хотя это слово – новое, явление, которое оно означает, к сожалению, нам хорошо известно, и являет собой одну из актуальных проблем современности, требующей тщательного изучения, однако отсутствие достаточной информации о буллинге является препятствием для разрешения этой важной проблемы.
В переводе с английского языка буллинг (bullying) означает травлю, запугивание, третирование [12]. Так как, проблема буллинга остается недостаточно изученной, до сих пор нет четкого научного определения этого термина. Само понятие буллинга объясняется отдельными авторами по- разному и поэтому сущетсвует различная квалификация его видов.
Понятие «буллинг» рассматривается от узкого – видеосъемка драки [13] до масштабного – насилие вообще [14]. Рассмотрим, как понимают явление «буллинг» некоторые исследователи. Д. Лэйн связвает буллинг со школьной травлей. Он объясняет, что буллинг представляет собой длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен постоять за себя в данной ситуации [15]; психотерапевт И. Бердышев изучает буллинг как сознательное, продолжительное насилие, не носящее характера самозащиты и исходящее от одного или нескольких человек [16]; по мнению социолога И.Н. Кона, буллинг – это запугивание, физический или психологическое устрашение, направленное на то, чтобы вызвать у другого страх. С помощью страха можно подчинить человека себе [17]. Т.Фалд, создатель ресурса в Интернете с названием Bully OnLine (www.bullyonline.org) считает буллингом постоянное негативное поведение в сфере своей работы – одного сотрудника по отношению к другому, или к целой группе сотрудников. Сюда входит различные замечания по мелочам, часто совершенно беспричинные, негативная оценка работы или отказ от какой- либо оценки, стремление изолировать работника или группы работников от остальных, распускание грязных слухов и сплетен [18]. На наш взгляд, все эти определения не полностью выражают сущность буллинга, а освещают лишь некоторые его аспекты.
На данный момент существует довольно много разных концепций буллинга, но, несмотря на это, на данный момент нет общепринятого и четко сформулированного определения этого понятия. Каждый автор, изучающий данное явление, определяет данное понятие исходя из своего понимания. Однако можно сделать вывод, что буллинг включают четыре основных компонента:
-это агрессивное и негативное поведение;
-оно осуществляется регулярно;
-оно происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью;
-это поведение является умышленным.
3 Психологические условия и факторы, способствующие кибербуллингу и его предотвращению
По мнению многих авторов (Г.Е. Ураева, О.Н. Боголюбова, Питер Мак-Ларен Н.А.Селиверстова и др.), причины агрессивного поведения в сети, лежат намного глубже. При выявлении этих причин, психологам представится возможность предотвратить кибербуллинг.
Проанализировав большое количество литературных источников, вычленяются условия и факторы, которые способствуют кибербуллингу:
а) Стремление к превосходству как достижение наибольшего из возможного, по А. Адлеру, является фундаментальным законом человеческой жизни. Чувство это врожденное: мы никогда от него не освободимся, потому что это стремление и есть сама жизнь. Процесс начинается на пятом году жизни, когда формируется жизненная цель как фокус нашего стремления. Со временем она становится источником мотивации, силой, организующей нашу жизнь и придающей ей смысл [18].
Превосходство как цель может принимать и отрицательное (деструктивное), и положительное (конструктивное) направление. Также учитывается благополучие других людей (развитый социальный интерес). Суть концепции общественного интереса состоит в том, что люди подчиняют свои личные потребности делу общественной пользы. Выражение «социальный интерес» происходит от немецкого неологизма Gemeinschaftsgefuhl, термина, значение которого невозможно полностью перевести на другой язык одним словом или даже фразой. Это означает что-то вроде «социального чувства», «чувства общности» или «чувства солидарности». Предпосылки общественного интереса врожденные, но они требуют осознанного развития в социальной среде (прежде всего в семье). Негативная направленность выражена у людей со слабой способностью к адаптации, у тех, кто борется за превосходство эгоистичным поведением. Примером стремления к совершенству среди подростков может быть, например, борьба за социальный статус в группе сверстников. [19].
б) Субъективное чувство неполноценности, или комплекс неполноценности - совокупность психологических и эмоциональных переживаний человека, воплощенная в чувстве личной неполноценности и иррациональной уверенности в превосходстве других над собой. Комплекс неполноценности возникает на основании различных причин, таких как дискриминация, эмоциональная травма, а также собственные ошибки и неудачи, беды.
Первым, кто исследовал и описал комплекс неполноценности, был венский психоаналитик Альфред Адлер. Он считал, что человек, который испытывает чувство неполноценности, стимулирует свою деятельность: он стремится компенсировать недостатки, существующие у него от рождения, или дефекты; пытается совладать со своей неполноценностью, самоутвердиться в жизни; он делает всё для того, чтобы стать более совершенным. Кибербуллинг содержит все необходимые условия для компенсации собственной неполноценности – от создания виртуального (субъективно идеального) образа Я до самоутверждения через унижения другого. Кроме того, таким детям обычно свойственна низкая самооценка.
Заключение
В последние годы феномен буллинга занимает важное место в общественном сознании. И на сегодняшний день развитие современных технологий, с одной стороны, даёт возможность состояться «виртуальному общению», а с другой стороны ― увеличивает масштаб проблемы, поскольку с их использованием агрессивное преследование переходит в режим «онлайн». Таким образом, меняется модель травли с привлечением информационных технологий, и многие психологические явления приобретают новое звучание. В частности это касается феномена агрессии среди подростков, который приобрел новую форму – кибербуллинг.
Несмотря на то, что изучение данного феномена является актуальным, до сих пор нет научного истолкования данного явления. Однако на основе анализа зарубежной и отечественной литературы под кибербуллингом мы будем понимать преднамеренное, повторяющееся враждебное поведение отдельных лиц или групп, намеревающихся нанести вред другим, посредствам информационных и коммуникационных технологии с целью затравить, запугать, унизить или подчинить себе жертву виртуальной травли.
Проблема кибербуллинга актуальна на данный момент и является серьезной угрозой для психологического здоровья нынешнего и подрастающего поколения.
Важно помнить, что от всего можно защититься, но если вовремя принять меры. Главное не провоцировать и общаться в Интернете следует этично и корректно. Если кто-то начинает оскорблять в Интернете – необходимо уйти с такого ресурса и поискать более удобную площадку. Если по электронной почте или другим сетям кто-то направляет угрозы и оскорбления – лучше всего сменить электронные контакты. Если кто-то в Интернете сцену унижает человека, необходимо сообщить об этом администрации ресурса. Можно также обратиться на горячую линию.
Травля, от которой страдают прямо сейчас конкретные люди, — не вопрос научных изысканий, это вопрос морали и прав человека. Издевательство недопустимо. И никакое общество, никакие особенности людей не могут служить оправданием травли.
1 Бочавер, А. А., Хломов, К. Д. (2013). Буллинг) как объект исследований и культурный феномен. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 10(3), 149–159.
2 Коврижных О.А. Сущность и типология насилия. Журнал. Гуманитарный вектор – 2010, №4, с. 74-78.
3 Smith P.K., Mahdavi J., Carvalho M., Fisher S., Russel S., & Tippett N. Cyber bullying: Its nature and impact in secondary school pupils. Journal of Child and Psychiatry, 2008, №49, 376-385.
4 Лэйн Дэвид А. Школьная травля (Буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Дэвида Лейна и Эндрю Миллера. 2001. С. 240-274.
5 Бочавер А.А. Опросник риска буллинга (ОРБ) / А.А. Бочавер [и др.]. Вопросы психологии, 2015, №5. С. 146-157.
6 Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе. Р-н/Д: Феникс. 2006. 150-160 с.
7 Тарасова С.Ю., Осницкий А.К., Ениколопов С.Н. Социально-психологические аспекты буллинга: взаимосвязь агрессивности и школьной тревожности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 4. C. 102-116.
8 Кон И.C. Что такое буллинг и как с ним бороться // Семья и школа. 2006. № 11. С. 15-18.
9 Ильин, Е.П. Психология агрессивного поведения. – СПб.: Питер, 2014. – 368с.
10 Olweus, D. Bullying at school: what we know and what we can do / D. Olweus. – NY: Blackwell, 1993. – 140р.
11 Петросянц, В.Р. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде, и их жизнестойкость: автореферат дис. кандидата психологических наук : 19.00.07 / В.Р. Петросянц; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – Санкт-Петербург, 2011. – 29 с.
12 Лэйн Д.А. Школьная травля (буллинг) [Электронный ресурс] / Давид А. Лэйн // ZipSites.ru : бесплат. електрон. интернет б-ка. – Режим доступа : http://www.zipsites.ru/psy/psyib/ info.php?=414. – Загл. с экрана.
13 Бердышев И. Лекарство против ненависти / Илья Бердышев ; семинар записала Е. Куценко // Первое сент. – 2005. – 15 марта (№ 18). – С. 3.
14 Кон И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться? [Электронный ресурс] / И.С. Кон. // Сексология. Персональный сайт И.С. Кона. – Режим доступа: http://www.sexology.narod.ru/info178.html. – Загл. с экрана.
15 Фалд Т. Буллинг. Офисные хулиганы [Электронный ресурс] / Т. Фалд; записал В.Кичкаев // Пси-фактор. – 2005. – Режим доступа : http://psyfactor.org/lib/bulling.htm. – Загл. с экрана.
16 Карепова Э.В. Феномен зависти: палач и жертва в одном чувстве // ПСИ-ФАКТОР. URL: http://psyfactor.org/ lib/envy.htm
17 Национальный совет по предупреждению преступности «Подростки и киберзапугивание» // РЕЗЮМЕ ОТЧЕТА ПО ИССЛЕДОВАНИЯМ / Выпущено 28 февраля 2007 года.
18 Почему подростки становятся кибер-хулиганами? // GoodTherapy.Org. URL: http://www.goodtherapy.org/blog/teens- cyber-запугивание-факторы риска-1025123
19 Гордон С. 8 причин, по которым дети киберзапугивают других // О здоровье URL: http://bullying.about.com/od/Cyberbullying/ a / 8-Reasons-Why-Kids-Cyberbully-Others.htm
20 Таранова, Т. Н. Психолого-педагогическая характеристика буллинга в общеобразовательной школе [Электронный ресурс] // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11 (25). – Режим доступа: http://sibac.info/archive/guman/11(26).pdf
21 Макарова, Е. А. Психологические особенности кибербуллинга как формы интернет-преступления / Е. А. Макарова // Российский психологический журнал. – 2016. – Т. 13. – № 3. – С. 293-311.
22 Виллард Н. Киберзапугивание и киберугрозы: реагирование на проблему социальной жестокости, угроз и бедствий в Интернете / Н. Уиллард // ACM Digital Library. 2007 г. С. 23-30.
23 Виллард Н. Киберзапугивание и киберугрозы: реагирование на проблему социальной жестокости, угроз и бедствий в Интернете / Н. Уиллард // ACM Digital Library. 2007 г.