Введение
Глава I. Теоретические основы обучения учащихся диалогической речи
1.1. Психологические и лингвистические особенности диалогической речи
1.2. Цели и задачи обучения диалогической речи в учреждениях общего среднего образования
1.3. Пути и этапы обучения диалогической речи
Глава II. Методика обучения учащихся диалогической речи с использованием ролевой игры
2.1. Упражнения для развития умений диалогической речи
2.2. Характеристика метода ролевой игры
2.3. План урока для обучения учащихся диалогической речи с использованием ролевой игры
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе основной задачей в обучении иностранному языку является обучение диалогическому общению, которое является основной формой речевого взаимодействия в процессе коммуникации. Перед учителями иностранного языка стоит задача создать необходимые условия для практики диалогического общения на уроке в школе. Организация обучения иностранным языкам на основе коммуникативного подхода в значительной степени помогает решить данную задачу. Использование коммуникативных упражнений позволяет создать атмосферу реального общения в классе на изучаемом языке. Наиболее эффективно созданию аутентичных условий для развития у учащихся умений диалогической речи способствуют ролевые игры. Интерес учителей иностранного языка к ролевой игре не случаен, поскольку игра занимает важное место в жизнедеятельности человека, особенно ребенка, осваивающего окружающий мир. Именно в игре у ребенка развивается воображение, произвольное внимание и память, формируется интерес к иностранному языку.
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью более широкого использования ролевых игр для развития у учащихся умений диалогической речи.
Объект исследования: процесс развития у учащихся умений диалогической речи.
Предмет исследования: методика обучения умений диалогической речи с использованием ролевых игр.
Цель исследования: разработать комплекс игровых упражнений и заданий по развитию диалогической речи у учащихся с использованием ролевой игры.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
1.1 Психологические и лингвистические особенности диалогической речи
Говорение как форма устной речи реализуется в диалогической и монологической речи.
Диалогическая речь – это процесс речевого взаимодействия двух или более участников общения, во время которого речевое поведение партнеров зависит от речевого поведения друг друга. Диалогическая речь – это вербальное взаимодействие двух или более собеседников, каждый из которых, в свою очередь, является оратором и слушателем. Целью обучения в форме диалогического общения является развитие навыков общения друг с другом во время урока, а также с носителями языка. Как правило, диалогическая речь носит спонтанный характер и не может быть спланирована заранее. Диалогическое общение – это процесс общей речи, в котором вербальное поведение участников определяется речевым поведением их собеседников. В этом его основное отличие от монолога. Поэтому диалогическая речь представляет собой гораздо большие трудности, чем монологическая речь.
Диалогическая речь является одной из устных форм общения и характеризуется реактивностью и ситуативностью. Следовательно, и реактивность, и ситуативность должны учитываться при обучении диалогической речи. Трудности в обучении диалогической речи обусловлены, прежде всего, ее особенностями.
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА РОЛЕВОЙ ИГРЫ
2.1. Упражнения для развития умений диалогической речи
Система упражнений, направленных на развитие умений диалогической речи, включает подготовительные и подлинно-коммуникативные упражнения.
К подготовительным упражнениям относятся:
– условно-коммуникативные аспектные упражнения, целью которых является активизация употребления в речи изучаемого материала и на этой основе приобретение навыков активного владения требуемыми лексическими, фонетическими, грамматическими явлениями в их единстве;
– условно-коммуникативные репликовые упражнения.
К условно-коммуникативным аспектным относятся:
– имитативные упражнения. Как отмечает В.Л. Скалкин, данные упражнения не рассматриваются как механические, поскольку их основу составляют распространенные в реальных условиях речевые акты — повторение детьми высказываний вслед за взрослыми, переспрос, повторение в связи с удивлением, невнимательностью. Данные упражнения предполагают построение реплики по аналогии, когда полностью повторяются синтаксическая структура и лексический состав побудительной реплики. Подобная имитация позволяет в том числе преодолевать фонетические трудности: произносительные и ритмико-интонационные. Например: подстановочные упражнения, выполняемые с целью развития навыков выбора и комбинирования языковых единиц.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Диалогическая речь является наиболее распространенной формой речевого общения. Она отличается более свободной конструкцией, неподготовленностью, спонтанностью, обусловлена ситуацией, широким использованием неязыковых средств, эмоциональностью, простотой синтаксических построений, многосоставностью и т.д.
Диалогическая речь имеет двусторонний характер: с одной стороны, диалогическая речь относится к экспрессивному (активному) виду речевой деятельности, с другой стороны – обмен репликами невозможен без взаимного понимания, т.е. аудирования. В связи с этим, владение диалогической речью предусматривает взаимосвязанное владение говорением и аудированием, поэтому в задачи обучения диалогической речи должны входить ряд умений, обеспечивающих ход беседы: умение инициативно начинать диалог и умение понимать, адекватно реагировать на речевой стимул, развертывание реплики ответа для придания высказываниям характера беседы.
При дедуктивном подходе обучение начинается с целого диалогического образца, рассматриваемого в качестве структурно-интонационного эталона для построения ему подобных. Второй подход – индуктивный – предполагает путь от усвоения элементов диалога к его самостоятельному ведению на основе учебно-речевой ситуации. Это путь «снизу-вверх» от диалогического единства к целому диалогу.
1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
2.Алимкулова, М.К. Возможности расширения диалогического обучения на уроках английского языка через интерактивные формы работы / М.К. Алимкулова // Молодой ученый. – 2016. – №26.1. – С. 9-11.
3. Бабинская, П. К. Практический курс методики преподавания иностранных языков / П. К Бабинская, Т. П. Леонтьева, И. М. Андреасян, А. Ф. Будько, И. В. Чепик. – М.: ТетраСистемс, 2003. – 287 с.
4. Борисова, Р. Г. О некоторых приемах обучения диалогической речи / Р. Г. Борисова // Иностранные языки в школе. – 2003. – №3. – С.12.
5. Будько, А.Ф. Путь к цели: метод. пособие / А.Ф. Будько. – Мн.: МГЛУ, 2003. – 64 с.
6. Вишневский, Е.И. Опыт построения упражнений для работы в парах / Е. И. Вишневский // Иностранные языки в школе. – 2005. – № 6. – С. 48-52
7. Гаврилова, О.В. Ролевая игра в обучении иностранному языку / О.В. Гаврилова // Журнал «Первое сентября». – М. : Наука, 2008. – №1. – С. 11.
8. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам : Лингводидактика и методика : Учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 198 с.
9. Глядиковская, Е. С. Говорение как вид речевой деятельности / Е. С. Глядиковская. – М.: Просвещение, 2009. – 76 с.
10. Калимулина, О.В. Ролевые игры в обучении диалогической речи / О. В. Калимулина // Иностранные языки в школе. – 2003. – № 3. – С. 17-20.
11. Леонтьева, Т.П. Методика преподавания иностранного языка: учеб. пособие / Т.П. Леонтьева [и др.] ; под общ. ред. Т.П. Леонтьевой. – 2-е изд. : испр. – Мн. : Вышэйшая школа, 2016. – 239 с.
12. Ливингстон, К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам / К. Ливингстон. –М.: Высшая школа, 1988. – 169 с.
13. Настольная книга преподавателя иностранного языка/ Под ред. Е. А. Маслыко, П. К. Бабинской, А. Ф. Будько, С. И. Петровой. – Мн. : Вышэйшая школа, 1999. – 385 с.
14. Перкасс, С. Повторяемость и вариативность в процессе обучения диалогической речи. // Иностранные языки в школе. – 2003. – №3. – С.12-15.
15. Приёмы обучения диалогической речи на уроках немецкого языка в общеобразовательной школе. // https://infourok.ru/ URL: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-priyomi-obucheniya-dialogicheskoy-rechi-na-urokah-nemeckogo-yazika-v-obscheobrazovatelnoy-shkole-2491454.html
16. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам : базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. – М. : Просвещение, 2002. – 239 с.
17. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам : продвинутый курс : пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. – 2-е изд. – М. : АСТ: Астрель, 2010. – 272 с.
18. Соловова, Е.Н. Практикум к базовому курсу методики обучения иностранным языкам: учебное пособие для вузов / Е.Н. Соловова. – М. : АСТ: Астрель, 2008 – 192 с.
19. Травкина, Л.И. Использование тематического опорного диалога при обучении английского языка / Л. И. Травкина // Иностранные языки в школе. – 2004. – №4. – С.18-20.
20. Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения // Иностранный язык: III – XI классы. – Мн.: Национальный институт образования, 2012. – 132 с.
21. Формановская, Н.И. Культура общения и диалог / Н. И. Формановская// Иностранный язык в школе. – 2003. – № 5. – С.22-23.
22. Шамов, А.Н. Методика преподавания иностранных языков: общий курс: учеб. пособие / отв. ред. А.Н. Шамов. – 2 – е изд. : перераб. и доп. – М. : Восток – Запад, 2008. – 253 с.
23. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика: учеб.пособие для преподавателей и студентов. – 4-е изд. – М. : Издательство «Омега – Л», 2010. – 480 с.