Введение
1 Теоретико-методологические основы проблемы соотношения мужского и женского в личности
1.1 Понятие личности в психологии
1.2 Феномен мужского и женского в личности
2 Эмпирическое исследование проблемы соотношения мужского и женского в личности
2.1 Характеристика методов и методик исследования
2.2 Анализ результатов исследования проблемы соотношения мужского и женского в личности
2.3 Рекомендации по практическому применению результатов исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Актуальность исследования. Гендерная проблематика в психологии в нашей стране приобретает все большую популярность. Интерес к гендерным проблемам стимулирует научные изыскания как на уровне теории, так и на практике. Если еще несколько лет назад отечественные психологи знакомились с гендерной тематикой лишь по публикациям зарубежных авторов, то в последние годы к изучению гендерных проблем в психологии стали обращаться и отечественные исследователи. В работах отечественных психологов, как правило, рассматривается небольшой круг вопросов, касающихся гендерных проблем, а именно: возникновение и развитие гендерных исследований в психологии, особенности организации и проведения исследований гендерной направленности, содержательные характеристики гендерных стереотипов. Работы, представляющие систематизированное и обобщающее гендерное знание в какой-либо из областей психологической науки, а также публикации обобщающего характера, практически отсутствуют.
В своих работах С. Берн подчеркивает, что разделение мужчин и женщин является центральным элементом нашего восприятия различий в психике и поведении. Многие считают, что эти различия связаны с генетическими, анатомическими и физиологическими особенностями мужского и женского организма. Идея противоположности мужского и женского тела встречается в мифах и традициях всех известных обществ. Она укоренилась в различных социальных институтах. Но факт физического непохожести мужчин и женщин еще не говорит о том, что все наблюдаемые различия между ними также происходят отсюда. Помимо конституционной стороны, эти различия имеют социально-культурный контекст: они отражают то, что в настоящее время считается мужской и женской характеристикой в данном обществе.
В настоящее время гендерные исследования по всему миру проводятся такими учеными, как Ф.Л. Джеймс, К. Хорни, К. Уэст, С. Фаррелл, Т.С. Баранова, Ю.Л. Фаррелл, Т.С. Баранова и др. Они призваны обосновать возможность изменения идентичности мужчин и женщин в ситуациях социальной трансформации. Причиной такого внимания к гендерному неравенству является интенсивное распространение феминистских идей. Женщины все чаще играют роль наемных работников и берут на себя ответственность за поддержание семейного бюджета. Мужчины же, напротив, все чаще уходят в семью, в домашнее хозяйство и на воспитание детей. Все более распространенным становится эгалитарный тип семейных отношений, но существуют также семьи, в которых женщины могут одновременно играть роль и отца, и матери, и наоборот. Гендерные отношения являются одним из важнейших показателей цивилизации общества, устойчивости его внутренних отношений и уровня экономического и культурного развития. Гендерные отношения, затрагивающие саму суть социальных изменений, редко становятся предметом специального анализа, в результате чего до сих пор мало что известно о том, как «устроена» гендерная культура российского общества и почему российские женщины демонстрируют столь примечательное сопротивление сексуальным изменениям в современном мире.
1 Теоретико-методологические основы проблемы соотношения мужского и женского в личности
1.1 Понятие личности в психологии
Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся с ними, становится личностью -субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя.
Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде [1, с. 121].
Что же такое личность как особое социальное качество индивида? Прежде всего, если мы признаем, что личность – это качество индивида, то мы тем самым утверждаем единство индивида и личности и одновременно отрицаем тождество этих понятий (так к примеру, светочувствительность – качество фотопленки, но нельзя сказать, что фотопленка – это светочувствительность или что светочувствительность – это фотопленка).
Во взглядах Дж. Уотсона, личность представляет собой результат того, с чем человек рождается и что переживает. Все эмоциональные свойства личности, такие как страх, тревога, радость, гнев, представляют собой результат выработки классических условных рефлексов. Поведение личность представляет собой приспособительную активность, сформированную в ответ на повторяющиеся стимулы. Для нее основным инструментом приспособления является мышление – поведение, отсрочивающее и опосредствующее внешние реакции; внутренняя речь. Основными факторами формирования личности и ее поведения являются: наследственность, воспитание и среда. Развитие личности зависит в большей степени от социального окружения, условий жизни, то есть от стимулов, которые возникают в среде.
В концепции Б.Ф. Скиннера, личность рассматривается как совокупность социальных навыков, сформировавшихся в результате оперантного научения. Личность стремится совершать те операнты, после которых последует подкрепление, и избегает тех, за которыми следует наказание. Уникальности личности или нет, или она заложена в генетической структуре. Достоинство личности заключается в способности избегать унижений, а свобода состоит в праве на поощрение. Такие внутренние факторы как мотивы, установки, потребности не влияют на поведение, а поведение является продуктом предшествующих подкреплений. Широкие возможности в становлении личности, формировании поведения в определенном направлении, заложены в детстве. Личные события человека являются внутренними, доступными только ему событиями [2, с. 65].
2 Эмпирическое исследование проблемы соотношения мужского и женского в личности
2.1 Характеристика методов и методик исследования
Целью курсовой работы является исследование проблемы соотношения мужского и женского в личности. Исходя из цели работы, было проведено эмпирическое исследование, которое осуществлялось в несколько этапов.
Выборка исследования: в исследовании приняло участие 20 личностей в возрасте 25-35 лет, среди которых 10 мужчин 10 женщин.
Для проведения эмпирического исследования использован следующий диагностический материал:
– методика изучения гендерных особенностей Сандры Бэм.
Методика изучения гендерных особенностей Сандры Бэм тест для определения гендерной идентичности [17].
Женственность это этическая категория, означающая совокупность качеств, ожидаемых от женщины, таких как эмоциональность, нежность, хрупкость, искренность, верность, что вызывает в мужчине желание оберегать и защищать женщину; квинтэссенция фемининного гендерного стереотипа. Также понятие женственности относится к эстетике и связано с гармоничной выраженностью черт, отличающих женское тело от мужского. Понятие женственности включает в себя как чисто биологические, так и социальные и культурные аспекты и не связано исключительно с женским биологическим полом (так, выражение «женственный мужчина» имеет смысл). Противоположностью женственности является мужественность (маскулинность) определяется как понятие, включающее в себя такие качества, как твердость, стойкость, агрессивность и пр. Феминность – комплекс психологических особенностей, традиционно приписываемых женщине. Это – характерологические черты мягкости, готовности помочь и пр. Синонимы: женственность, фемининность.
Методика была предложена Сандрой Бем (Sandra L. Bem, 1974) для диагностики психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности. Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает «да» или «нет», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств. Опросник методики С. Бем представлен в Приложении А.
Заключение
Понятие «личность» нуждается в особой характеристике, которая могла бы описать это социальное качество, носителем которого является индивид. И прежде всего надо уточнить, почему о личности можно сказать как о «сверхчувственном» качестве индивида. Очевидно, что индивид обладает вполне чувственными свойствами: телесностью, индивидуальными особенностями поведения, речи, мимики и т.д. Подобно тому как прибавочная стоимость есть некоторое «сверхчувственное» качество, которое в изготовленном предмете ни через какой микроскоп не увидишь, но в котором оказывается воплощен не оплаченный труд рабочего, личность воплощает в себе систему отношений, общественных по своей природе, которые вмещаются в сферу бытия индивида как его системное качество. Открыть их может лишь научный анализ, чувственному восприятию они не доступны. Воплощать в себе систему социальных отношений означает быть их субъектом. Ребенок, включенный во взаимоотношения со взрослыми, выступает первоначально как объект их активности, но, овладевая составом той деятельности, которую они ему предлагают как ведущую для его развития, например обучаясь, становится в свою очередь субъектом этих взаимоотношений.
Каждый человек, как мужчина, так и женщина, состоит из двух принципов – мужского и женского. Эти два начала помогают человеку проявить себя в социальном мире, балансируя или не балансируя себя во внутреннем мире человека. Мужское и женское происхождение понимается как определенное содержание психики, наличие мужских или женских черт характера, а не как мужчина и женщина. Мужское происхождение связано с рациональной стороной бытия, и в человеке ответственны за проявление целеустремленности и активности, для него характерно постоянное стремление ощущать полноту жизни, исследовать незнакомые пространства, получать новую информацию. Женское начало связано с эмоциональной стороной жизни. Женское начало характерно: проявления умиротворенности, способности и желания достигать компромиссов, доверчивости, терпения, чаще и охотнее проявляют признаки любви и желания стабильности и покоя, умеют вдохновлять на подвиги и поступки. Баланс мужчины и женщины в человеке или баланс инь и янь чрезвычайно важен для личного роста и развития, построения здоровых отношений с близкими, нахождения любви и счастья в семье, достижения успеха в жизни.
1 Клецина, И.С. Психология гендерных отношений / И.С. Клецина. – СПб.: Алетея, 2004. – 408 с.
2 Хьелл, Л. Теории личности: Основные положения, исследования и применение / Пер. с англ. С. Меленевская, Д. Викторова. – СПб.: Питер, 1998. – 606 с.
3 Гурко, Т.А. Гендерная социология / Т.А. Гурко // Социология в России. – М., 1996. – С. 169-194.
4 Ширвиндт, М.Л. Бихевиоризм Уотсона / М.Л. Ширвиндт // Вестник Новосибирского государственного университета. – 2013. – № 2. – С. 65-75.
5 Белан, Е.А. Понятие активности в психологии бихевиоризма / Е.А. Белан // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. – 2011. – № 2 – С. 66-71.
6 Дудченко, О. Работа женщины и семья / О. Дудченко, Л. ясная // Семья на пороге третьего тысячелетия. – М., 2005. – С. 129-145.
7 Уотсон, Д. Психология с точки зрения бихевиориста // Хрестоматия по истории психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х годов – середина 30-х годов ХХ в.) / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М.: Изд-во Московского университета, 1980. – С. 17-34.
8 Беляева, Ю.В. К вопросу о необходимости исследования проблем маскулинности / Ю.В. Беляева // Социальная феминология: Межвузовский сборник научных статей. – Самара: Изд. Самарского университета, 1997. – С. 69.
9 Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие / Е.И. Редковец. – М.: Владос-Пресс, 2002. – 187 с.
10 Бендас, Т.С. Гендерная психология. Учебное пособие / Т.С. Бендас. –СПБ.: Питер, 2006. – 431 с.
11 Гинзбург, М.Р. Развитие самоопределения подростков: методические разработки / М.Р. Гинзбург. – М., 1988. – 265 с.
12 Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М. — Воронеж, 2005. – 231 с.
13 Смит, Н.В. Современные системы психологии / Пер. с англ.; под общ. ред. А.А. Алексеева. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 324 с.
14 Берн, Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения / Ш. Берн. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 318 с.
15 Реан А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. реан, Я.Л. Коломинский. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 416 с.
16 Гинзбург, М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема / М.Р. Гинзбург Вопросы психологии. –1988. – №2 – С.19-26
17 Кобазова, Ю.В. Влияние гендерной социализации на профессиональное самоопределение школьников / Ю.В. Кобазова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2009. – №6. – С. 53.
18 Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 198 с.
19 Овчарова, Р.В. Психология личности / Р.В. Овчарова, С.В. Уманский. – Курган: Изд-во КГУ, 2010. – 237 с.
20 Гурко, Т.А. Гендерная социология / Т.А. Гурко // Социология в России. – М., 1996. – С. 169-194.
21 Иващенко, А.В. Особенности теоретической реконструкции идеи личности в зарубежной психологии / А.В. Иващенко // Вестник РУДН. – 2003. – № 1. – С. 48-57.
22 Егорова, М.С. Психология индивидуальных различий / М.С. Егорова. – М.: Планета детей, 1997. – 286 с.
23 Иванова, Е. Введение в Гендерные исследования: Ч.I: Учебное пособие / Под ред. И.А. Жеребкиной. – Харьков: ХЦГИ, 2001. – 245 с.
24 Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко.– СПб., 2004. – 132 с.