Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологической защиты личности
1.1 Общая характеристика понятия «механизм психологической защиты»
1.2 Особенности развития психологической защиты у подростков
1.3 Агрессивное поведение подростков как проявление психологической защиты
Глава 2. Исследование ведущих механизмов психологической защиты у агрессивных подростков
2.1 Организация исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования механизмов психологической защиты
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение
Актуальность проблемы психологической защиты личности обусловлена интересом к ней мировой психологии, а также значимостью для личности, постоянно вступающей в отношения с окружающим миром в процессе своей жизнедеятельности.
Интерес психологической науки к разработке проблемы психологической защиты личности подтверждается многочисленными работами ученых. Исследованию данной проблемы посвящены работы отечественных авторов – Ф.В. Бассина, Р.М. Грановской, Г.В. Грачева, Л.Р. Гребенникова, Е.Л. Доценко, В.Г. Каменской, И.М. Никольской и др.; а также работы зарубежных авторов – Г. Келлермана, Э.И. Киршбаума, Х. Конте, Р. Лазаруса, Р. Плутчика, А. Фрейд, З. Фрейда, Н. Хаан, В.А. Штроо и др.
Изучение психологической защиты личности представляется интересным и важным, так как именно эта личностная особенность отражает адекватность восприятия и умение решать личностные и профессиональные проблемы. Это дает основание рассматривать проблему психологической защиты личности как одну из актуальных задач.
В основе теоретического исследования лежат работы отечественных авторов, таких как Ф.В. Бассин, Н.Е. Водопьянова, Р.М. Грановская, Л.Р. Гребенников, Э.И. Киршбаум, С.Р. Пантилеев, Е.С. Романова, Л.Ю. Субботина, а также зарубежных авторов, таких как Дж. Вейллант, Г. Келлерман, Х. Конте, Р. Лазарус, Р. Плутчик, А. Фрейд, З. Фрейд, Н. Хаан, В.А. Штроо и др.
Цель исследования: определить ведущие механизмы психологической защиты у агрессивных подростков.
Объект исследования: механизмы психологической защиты у агрессивных подростков.
Предмет исследования: ведущие механизмы психологической защиты.
Задачи исследования:
1. Дать определение понятию «механизм психологической защиты».
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологической защиты личности
1.1 Общая характеристика понятия «механизм психологической защиты»
В современной литературе обнаруживает сложность вычленения сущностных характеристик психологической защиты личности. Сложность данной проблемы во многом определена бессознательным характером актуализации и функционирования защитных процессов личности.
Психологическая защита как феномен, который стоит на грани сознательного и бессознательного, нормы и патологии, не имеющий четких понятийных границ, представляет собой предмет понятного научного интереса, при этом не только на уровне личности, но и на уровне биологических основ функционирования психики. Тем не менее, чаще встречаются отдельные упоминания психологической защиты, описания отдельных ее форм и видов, попытки включить явление защиты в обсуждение других категорий психологии, таких как адаптация, невроз, бессознательное, в то время как более или менее систематизированные исследования защитных явлений личности представлены минимально. Такое положение дел обусловлено как недостаточной определенностью научного статуса психологической защиты, так и отсутствием надежных экспериментальных способов ее изучения [19].
В современной литературе стоит проблема осознанности психологической защиты. Теория и практика психоанализа всегда относила функционирование психологической защиты в целом и отдельных ее механизмов исключительно к ведению бессознательного. В современных исследованиях осуществляются попытки расширить психологическое содержание защитных процессов. Всё чаще появляются идеи об осознанном использовании защитных механизмов. Некоторые авторы пытаются делить их на более или менее осознанные [14, с. 68].
Глава 2. Исследование ведущих механизмов психологической защиты у агрессивных подростков
2.1 Организация исследования
Цель исследования: определить ведущие механизмы защиты агрессивных подростков. Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование, которое осуществлялось поэтапно.
Этапы эмпирического исследования:
Первый этап: проведение психодиагностики методом тестирования с целью получения первичных данных по методикам исследования, их первичная обработка.
Второй этап: анализ основных характеристик выборки – особенностей защитных механизмов личностей.
Третий этап: формулирование выводов и подведение итогов проведенного исследования.
В связи с целью работы были поставлены следующие задачи:
1. Организовать и провести эмпирическое исследование особенностей защитных механизмов испытуемых личностей.
2. Проанализировать качественно и количественно результаты исследования.
Выборка: в исследовании принимало участие 30 человек в возрасте от 21 до 29 лет. Испытуемые личности занимаются учебной или профессиональной деятельностью.
Для проведения исследования использовалась следующая диагностическая методика: Опросник «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика, Г. Келлермана и Х.Р. Конта, адаптированный Л.Р. Гребенниковым.
Выбор данной методики обусловлен следующими факторами: эта методика является стандартизированной, валидной и надежной, а также часто применяются в целях изучения личности.
Заключение
Личность человека, которая постоянно находится в потоке постоянных психических конфликтов, естественным образом создает целый комплекс защитных механизмов. Причиной их появления является чувство тревоги, источником которой выступает неспособность в процессе переживаний справиться со своими внутренними и внешними побуждениями. Следовательно, тревога дает возможность личности приспосабливаться к грозящим условиям. Психологическая защита всегда направлена на нейтрализацию шокирующих и невыносимых мыслей, болезненных аффек-тов и инстинктивных устремлений. В этом смысле психологическую защиту можно понимать как самозащиту Я от опасностей со стороны инстинктивных тенденций.
Плутчик, Келлерман, Конте выделили 8 довольно крупных форм психологической защиты, связанных с основными эмоциями: отрицание, компенсация, регрессия, проекция, реактивное образование, рационализация, вытеснение, замещение.
В целом детская и подростковая агрессия – это обратная сторона уязвимости, беззащитности. Когда ребенок чувствует себя уязвимым, в его душе возникает множество страхов. Пытаясь справиться со своими страхами, ребенок ведет себя агрессивно.
Агрессивное поведение выполняет несколько важных функций в процессе социализации молодых людей. Обычно это освобождает людей от страха, помогает защитить их интересы, защищает от внешних угроз и способствует адаптации.
Нами было проведено исследование, цель которого – определить ведущие механизмы защиты агрессивных подростков. Нами был использован опросник «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика, Г. Келлермана и Х.Р. Конта, адаптированный Л.Р. Гребенниковым.
1 Абрамова, Г.С. Психология только для студентов / Г.С. Абрамова. – М.: ПЕР СЭ 2001. – 271 с.
2 Бассин, Ф.В. Проблема психологической защиты / Ф.В. Бассин, М.К. Бурлакова, В.Н. Волков // Психологический журнал. – 1988. – №3 (9). – С.78-86.
3 Богомаз, С.Л. Психологическая защиты личности: методология, механизмы, инструментарий // Общественные и гуманитарные науки. Психология. – 2008. – №.7. – С. 228-254.
4 Богомолов, А.М. Структурно-динамические свойства системы психологической защиты у детей подросткового возраста: Дис. канд. психол. наук. – Спб.: СпбГУ, 2005. – 24 с.
5 Будасси, С.А. Защитные механизмы личности / С.А. Будасси. – М., 2008. – 351 с.
6 Ветров, Р.Ю. Нравственные ресурсы преодоления личностью кризисных ситуаций: диссертация доктора психологических наук: 19.00.01 / Ветров Роман Юрьевич. – Москва, 2012. – 358 с.
7 Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. – Спб.: Питер, 2009. – 336 с.
8 Вышинская, Е.Г. проблема психологической защиты личности в отечественной и зарубежной психологии / Е.Г. Вышинская // Вестник Полоцкого государственного университета. Педагогические науки. – 2006. №5. – С.61-65
9 Грановская, Р.М. Защита личности: психологические механизмы / Р.М. Грановская, И.М. Никольская. – СПб.: Знание, 1999. – 387 с.
10 Гребенников, Л.Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика / Под ред. Гребенникова Л.Р. – Мытищи: Талант, 2007. – 144 с.
11 Ильясов, А.А. Пути преодоления психологической защиты как неэффективного способа переживания студентов первокурсников: Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. СПб, 2001. – 187 с.
12 Карвасарский, Б.Д. Клиническая психология / Б.Д. Карвасарский. –Питер, 2002. – 234 с.
13 Киршбаум, Э.И. Психологическая защита / Э.И. Киршбаум, А.И. Еремеева. – 3-е изд. – Смысл; СПб.: Питер, 2005. – 86 с.
14 Кружкова, О.В. Психологическая защита и совладание: феноменологическое соотношение и структура: Дис. канд. психол. наук. – М., 2006. – 173 с.
15 Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Р. Лазарус // Эмоциональный стресс. – Л.: Медицина, 1970. – 132 с.
16 Налчаджян, А.А. Психологические защитные механизмы / А.А. Налчаджян // Самосознание и защитные механизмы личности. Самара, 2003. – С. 395-481.
17 Носов, С.С. Психологический пол в динамической системе психической адаптации / С.С. Носов, Н.В. Дворянчиков // Сексология и сексопатология. 2004. – № 1. – С.68.
18 Пантилеев, С.Р. методика диагностики защитных механизмов личности / С.Р. Пантилеев // Вестник Московского университета. Серия 14. – 2009. – Вып. 1. – С. 67-79.
19 Плутчик, Р., Келлерман, Г., Конт, Х.Р. Тест-опросник механизмов психологической защиты / Адаптация Л.Р. Гребенникова (Руководство по использованию). – М., 1996. – 18 с.
20 Рассудова, Л.А. Механизмы преодоления деструктивных психологических защит учащихся образовательных учреждений закрытого типа: Дис. канд. психол. наук. – Омск, 2013. – 223 с.
21 Романова, Е.С. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика [Электронный ресурс] / Е.С. Романова, Л.Р. Гребенников. – г. Мытищи.: Издат. «Талант», 1996. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/2798596/.
22 Соловьева, А.В. Закономерности проявления психологической защиты в период полового созревания: Автореферат дис. канд. психол. наук. – М., 2009. – 30 с.
23 Субботина, Л.Ю. Психологическая защита личности/ Л.Ю. Субботина, М.В. Юркова.– Ярославль: Ярославский государственный университет, 2004. – 104 с.
24 Тулупьева, Т.В. Психологическая защита и особенности личности в юношеском возрасте: Дис. канд. психол. наук. – СПб., 2001. – 139 с.
25 Фрейд, З. Собрание сочинений в 26 томах. Том 1. Исследования истерии / Зигмунд Фрейд, Йозеф Брейер. – М.: Восточно-европейский институт психоанализа, 2005. – 464 c.