ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Выставочная деятельность: понятия, эффективность и организация
1.1 Понятие и выставки и классификация выставочных мероприятий
1.2 Эффективность проведения выставочных мероприятий
1.3 Технологии организации выставок
ГЛАВА 2 Международное культурное сотрудничество Республики Беларусь в области выставочной деятельности
2.1 Международное культурное сотрудничество Республики Беларусь
2.2 Международное сотрудничество РБ по выставочной деятельности музеев на примере международной выставки «По ту сторону жизни: немецкая оккупация в графике Меера Аксельрода» на базе Национального исторического музея Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Выставочная деятельность во всех развитых странах является главнейшим инструментом государственной политики в сфере международных отношений.
Международные выставки в крупнейших выставочных комплексах мира всегда имеют большой общественный интерес и социально-экономический эффект в развитии всей инфраструктуры выставочных городов, приводят к расширению международных отношений по всем фронтам: от торговли и сферы услуг, до культурных связей, а также привлечению дополнительных инвестиций в выставочную сферу.
Музеи занимают особое место в арсенале современного международного культурного сотрудничества. Ибо музей, как культурная формация, служит инструментом представления, позиционирования национальной культуры на международной арене. Современное понимание музея, как собрания и демонстрации культурных и исторических ценностей, тесно связано с его выставочной работой.
Выставка – место, где творчество находит своего зрителя, своего ценителя и покупателя.
Становление выставочной практики в современном понимании связано со становлением рыночных отношений, зародившихся в разных странах на рубеже ΧVII – ΧIΧ веков, когда мастера, работающие на заказ, массово становятся более ориентированными на широкие слои публики и покупателей.
На рубеже ΧIΧ–ΧΧ веков рынок искусства становится интернациональным, в том числе появляются международные выставочные смотры, направленные на международную аудиторию. Умение правильно преподнести информацию, стало таким же важным аспектом в музейной работе, как и сохранение экспонатов [8, c. 6].
Выставочная деятельность является главным связующим звеном между учреждениями культуры и посетителем, позволяет оперативно вводить в оборот научные достижения учреждения, реагировать на изменяющиеся интересы и потребности населения.
Современные выставки выступают как культурное событие на уровне региона, страны, а также приобретают международное значение.
Актуальность данной работы связана с усилившимся в последние десятилетия процессом коммуникации между государствами, укрепление межкультурных связей повлекли за собой эскалацию интеграционных процессов в мировой выставочной деятельности.
Объектом исследования является международное культурное сотрудничество РБ в области изобразительного искусства.
ГЛАВА 1 Выставочная деятельность: понятия, эффективность и организация
1.1 Понятие и выставки и классификация выставочных мероприятий
Выставочная деятельность является важным инструментом формирования и реализации макроэкономической политики государства, а также одним из наиболее эффективных элементов маркетинговых коммуникаций и деятельности предприятия. Выставочная деятельность способствует обеспечению устойчивого развития международного, научного, культурного и иного сотрудничества между странами.
Выставка – это публичная демонстрация (экспонирование) достижений в области экономики, науки, техники, культуры, искусства и других областях общественной жизни [6, c.32].
Понятие может обозначать как само мероприятие, так и место проведения этого мероприятия.
Художественные выставки пропагандируют произведения изобразительного искусства, причем созданные как профессионалами, так и художниками-любителями. К ним примыкают выставки декоративно – прикладного творчества, где демонстрируются изделия, выполненные в различных техниках (Секреты нашего ремесла. Из опыта работы отдела изобразительного и декоративно-прикладного искусства Государственного Российского Дома народного творчества. Сборник статей и материалов. М., 2004, с. 416).
Выставки различают по уровням назначения:
- местные (например, институтская, областная, районная);
- национальные;
- международные, всемирные;
- общие, охватывающие все отрасли человеческой деятельности (например, Выставка достижений народного хозяйства);
- специализированные, посвященные только на одной сфере деятельности человека (например, художественные, научные, технические, промышленные и сельскохозяйственные).
Научная выставка – это художественно оформленная подборка профессиональных научных документов и научно-технических инноваций и / или других экспонатов для публичной демонстрации (экспонирования).
Целью выставки является презентация общественности, педагогам, ученым, специалистам, органам государственной власти, руководителям местных органов управления образованием достижений национальной системы образования, творческих достижений педагогических и научных коллективов, опыта инновационной деятельности во всех звеньях образования, международной интеграции [9, c.34].
ГЛАВА 2 Международное культурное сотрудничество Республики Беларусь в области выставочной деятельности
2.1 Международное культурное сотрудничество Республики Беларусь
Международное культурное сотрудничество свойственно белорусам благодаря исторической полиокультурности и многонациональности, демократическим традициям Великого Княжества Литовского и исконной открытости и гостеприимности.
Такие традиционные черты белорусского менталитета и национальной культуры как толерантность, открытость, миролюбие и гостеприимность, некоторая консервативность и верность традициям, спокойный характер и сердечность естественным образом показывают готовность к диалогу и межкультурному сотрудничеству.
Наглядным примером традиционной для Беларуси веротерпимости является то, что в центре многих городов соседствует православная церковь, католический костел и синагога.
Также в Беларуси развивалась мусульманская культура. В Беларуси родились и выросли художники сами имена, которых сделались символом синтеза и диалога культур – еврейской, белорусской, западноевропейской, а в широком смысле и символом мировой культуры - Марк Шагал, Лев Бакст.
Международное культурное сотрудничество может рассматриваться как гарантии и условия для увеличения социального, экономического, политического, культурного и творческого потенциала Беларуси. С учётом религиозной и этнической толерантности белорусов, а также уважения к праву и закону сотрудничество данного рода имеет перспективы стать одним из самых сильных сторон белорусской действительности.
Вопрос о совершенствовании системы связей с иностранными государствами в сфере культуры рассматривался в Министерстве культуры Республики Беларусь уже в 1991 г.
Тогда же в Законе »Аб культуры ў Рэспублiцы Беларусь» один из разделов был посвящен внешним культурным связям. В нём отмечалось, что «Республике Беларусь принадлежит исключительное право установить, развивить внешние культурные связи, заключать международные договора и соглашения в сфере культуры, осуществлять взаимный обмен достижениями культуры.
Предприятия, учреждения и организации культуры, народные объединения, творческие союзы получили право самостоятельно заключать договора (контракты) с иностранными юридическими и физическими лицами на любые формы сотрудничества в сфере культуры».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам проведенного анализа теоретических источников о выставочной деяткельности и анализа международного сотрудничества РБ по выставочной деятельности можно сделать следующие выводы:
1. Выставка – это публичная демонстрация (экспонирование) достижений в области экономики, науки, техники, культуры, искусства и других областях общественной жизни. Понятие может обозначать как само мероприятие, так и место проведения этого мероприятия.
Выставки различают по уровням назначения:
- местные (например, институтская, областная, районная);
- национальные;
- международные, всемирные;
- общие, охватывающие все отрасли человеческой деятельности (например, Выставка достижений народного хозяйства);
- специализированные, посвященные только на одной сфере деятельности человека (например, художественные, научные, технические, промышленные и сельскохозяйственные).
Выставки подразделяются на определенные разновидности как по времени функционирования, так и по месту демонстрации.
2. Художественная выставка является одним из самых интересных феноменов современной культуры. Представляя собой рационально организованный комплекс идейных, смысловых, эстетических, и материальных компонентов, художественная выставка концентрирует на своей территории многие актуальные явления искусства и культуры, участвуя в становлении и развитии общечеловеческих ценностей общества.
Используя в качестве своего основного выразительного средства репрезентативность как наиболее эффективный способ передачи информации, выставка апеллирует к чрезвычайно широкому спектру понятий и ассоциаций в самых разнообразных областях гуманитарной отрасли знания.
3. От правильного построения выставочной композиции зависит зрительное восприятие всей выставки в целом.
Предложенный для просмотра материал должен быть расположен единой целостной композицией, которая раскрывает художественными средствами основную концепцию выставки.
Современный стиль оформление экспозиции – это, прежде всего, простота, массивные формы при предусмотрено свободной компоновке материала.
1. Кодэкс Рэспублікі Беларусь аб культуры, 20 ліп. 2016 г., № 413-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: pravo.by.
2. Аб культуры ў Рэспублiцы Беларусь: Закон Рэпубліцы Беларусь, 4 чэрвеня. 1991 г., №832-XII [Электронный ресурс]. – Режим доступа: laws.newsby.org
3. Береснёва, Е. В Белостоке открыт культурный центр посольства Республики Беларусь / Е. Береснёва [Электронный ресурс] // Гродзенская праўда. – Режим доступа: grodnonews.by
4. Внешняя политика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: mfa.gov.by.
5. Всемирное наследие ЮНЕСКО в Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: belarus.by
6. Галкин, О.В Выставочно-ярмарочной жизни Минска грядут большие перемены / О.В. Галкин. [Электронный ресурс]. 2016. – Режим доступа: http://news.tut.by/society/215041.html.
7. Говзич, В. Г. Мониторинг законодательства Республики Беларусь в сфере выставочноярмарочной деятельности / В. Г. Говзич – Минск: Амалфея, 2015. – 279 с.
8. Карцева Е.А. Выставочное и галерейное дело: учебное пособие / Е.А. Карцева - М: Директмедиа Паблишинг, 2019. 197 с.
9. Лермонтова Е.Н. Галереи в условиях современного художественного рынка / Е.Н. Лермонтова. - СПб.: СПб ГУП, 2001. 75 с.
10. Лобода, В. А. Пути повышения результативности выставочной деятельности научных и научно-производственных организаций Республики Беларусь / В. А. Лобода / Новости науки и технологий [Электронный ресурс]. 2018. – Режим доступа: http://belisa.org.by/ru/izd/stnewsmag/ 1_2007/art10_5_2007.html.
11. Михолап, С.В. Место выставок в системе маркетинга экспортной продукции: современная концепция выставочной и ярмарочной деятельности / С.В Михолап / Маркетинг. Идеи и технологии, 2015. – № 2. – С. 71-74.
12. Многостороннее сотрудничество [Электронный ресурс]. – Режим доступа: mfa.gov.by.
13. По ту сторону жизни: немецкая оккупация в графике Меера Аксельрода [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://afisha.tut.by/exhibition/po-tu-storonu-zhizni-nemeckaya-okkupaciya-v-grafike-meera-akselroda/
14. Романов, А.А. Маркетинговые коммуникации: Учебник / А.А. Романов, И.М. Синяева, В.А. Поляков. – Москва: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. – 384 c.
15. Сафонов А.А. Музееведение: учебник и практикум для СПО / А.А. Сафонов. - М.: Юрайт, 2019. 300 с.
16. Секреты нашего ремесла. Из опыта работы отдела изобразительного и декоративно-прикладного искусства Государственного Российского Дома народного творчества. Сборник статей и материалов. -М.: 2004, с. 416.
17. Соколовский, А. В. Выставочно-ярмарочная деятельность Беларуси: перспективы развития / А. В. Соколовский // Весн. Бел. дзярж. экан. ун-та. – 2006. – № 6. – С. 64–70.
18. Табунщиков М. П. Аранжування квітів / М. П. Табунщиков. – Київ : «Реклама», 1988 . – 210 с.
19. Черченко, Н.В. Генезис и формы проявления глобализации- Социально-экономические и финансовые механизмы обеспечения инновационного развития экономики: Тезисы докладов IV Междунар. научно-практ. конф., Минск, 2-3 октября 2014 г. / ГИУСТ БГУ; – Минск, ГИУСТ БГУ, 2014. – 192 с.
20. Шекова, Е.Л. Менеджмент и маркетинг в сфере культуры: Практикум: Учебное пособие / Е.Л. Шекова, Г.Л. Тульчинский, В.Н. Евланов. – СПб.: Лань, Планета Музыки, 2012. – 160 c.
21. Щипанов A. C. Юным любителям кисти и резца / A. C. Щипанов. – Москва : «Просвещение», 1981. – 416 с