ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОКРАСТИНАЦИИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ
1.1 Основные подходы к феномену прокрастинации в зарубежной и отечественной психологии
1.2 Факторы возникновения прокрастинации
1.3 Специфика проявления прокрастинации у студентов
Выводы по главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОКРАСТИНАЦИИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования особенностей проявления прокрастинации у студентов педагогического вуза в зависимости от профиля обучения
Выводы по главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Человек в современном мире постоянно ощущает недостаток времени на выполнение всего желаемого. Считается, что к подобным условиям он может приспособиться, грамотно планируя и расходуя собственные силы, время, ресурсы, но нередко выходит так, что люди откладывают выполнение некоторых своих дел «на потом». Повсеместно распространяется привычка откладывать дела на неопределенный срок, не думая о последствиях. Этот феномен, присущий многим людям, в психологии получил название прокрастинация.
Прокрастинация является достаточно распространенным феноменом в нашей повседневной жизни – на работе, учебе, при выполнении текущих дел. В связи с этим выделяют различные ее виды – учебная, трудовая, социальная, бытовая прокрастинация. Считается, что именно учебный процесс характеризуется условиями, в которых чаще всего возникает прокрастинация, приводя к негативным последствиям в учебе.
Востребованного профессионала сегодня отличают умение оперативно вникать в поставленные перед ним задачи, выбирать наиболее эффективные варианты решения проблем, стремление брать ответственность на себя за результат своих действий, социальная активность, целеустремленность, способность анализировать свои возможности, достоинства и недостатки, конкретизировать внутренние и внешние препятствия, мешающие достижению цели. Обучение в вузе требует от студента собранности, оперативности, четкого выполнения объемных работ в установленный срок, что становится возможным при высоком уровне самоорганизации и активности. Студенты психолого-педагогического профиля в большинстве своем стремятся проявлять активность, осознают значимость учебной деятельности, испытывают внутреннюю напряженность, пытаются совладать сами с собой, однако зачастую отвлекаются на второстепенные дела или бессмысленные занятия, откладывает на потом выполнение различных заданий, затягивают установленные сроки.
Согласно имеющимся данным, академическая прокрастинация как один из видов прокрастинации, является одним из наиболее существенных факторов, порождающих трудности в обучении. По различным данным, среди 80% учащихся встречается данный феномен, негативно сказываясь на их обучении [20]. Феномен прокрастинации оказывает негативное влияние на учебную деятельность, снижая ее продуктивность, оказывает воздействие на состояние общего психологического благополучия человека, его самооценку.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОКРАСТИНАЦИИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ
1.1 Основные подходы к феномену прокрастинации в зарубежной и отечественной психологии
В психологии термин «прокрастинация» определяется как «сознательное откладывание выполнения намеченных действий, несмотря на то, что это повлечет за собой определенные пробле¬мы» [13, с. 226]. Буквальным переводом слова «прокрастинация» является выражение «на завтра» (от латинского «crastinus» – «завтра» и приставки «pro» – «на»).
В научном обороте термин «прокрастинация» появился в 1977 году, после выхода книги П. Рингенбаха «Прокрастинация в жизни человека» и книги А. Эллиса и В. Кнауса «Преодоление прокрастинации», в основу которой легли клинические наблюдения. В 1983 г. вышло первое издание научно-популярной книги Дж. Бурка и Л. Юэн «Прокрастинация: что это такое и как с ней бороться», базирующейся на материале обширной консультативной практики. В 1980-х гг. началось исследование академической прокрастинации такими учеными, как Л. Ротблюм, Л. Соломон, К. Лэй [8, с. 152].
В зарубежной психологической науке признается, что прокрастинация может являться психологической особенностью характера человека, который способен продуктивно работать лишь в состоянии стресса из-за недостатка выделенного на работу времени. Эту точку зрения защищают зарубежные психологи У. Симпсон, Т. Пичил и Дж. Феррари. Они описывают «возбуждающую прокрастинацию» – осознанное откладывание дел на потом с целью получения острых ощущений от выполнения задачи непосредственно перед наступлением крайнего срока. Данный подход является спорным, так как возбуждающая прокрастинация может быть всего лишь частным случаем самооправдания, вызванного классической прокрастинацией [8, с. 153].
Другая позиция представлен в работе Н. Фьоре, который определяет прокрастинацию как «форму поведения, выработанную для борьбы с тревожностью, возникающей в начале работы и в попытках завершить дело. Прокрастинация – не причина проблем, а скорее попытка разрешить другие основные проблемы, как низкая самооценка, перфекционизм, страх допустить ошибку или боязнь неудачи, нерешительность, неумение распоряжаться временем или неэффективное целеполагание» [15, с. 26].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОКРАСТИНАЦИИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления особенностей проявления прокрастинации у студентов педагогического и психологического профиля нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение особенностей проявления прокрастинации у студентов педагогического и психологического профиля с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе ГУ «Белорусский государственный университет имени Максима Танка». В исследовании приняли 30 студентов в возрасте 19-20 лет. Выборку исследования составили 2 группы: 15 студентов педагогического профиля и 15 студентов психологического профиля.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существуют различия в проявлениях прокрастинации у студентов в зависимости от профиля обучения.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Методика «Шкала академической прокрастинации» (C. Лэй, адаптация Т.Ю. Гардеевой, Н.Г. Гаранян, Д.Н. Жуковой).
Цель: диагностика прокрастинации как склонности к постоянному откладыванию важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам. Индивид, осознавая необходимость выполнения вполне конкретных важных дел, игнорирует эту необходимость и отвлекает свое внимание на другую деятельность. При этом, он находит себе оправдания.
Опросник включает 20 утверждений, которые описывают избегающее поведение в ситуациях, типичных для учебной деятельности. Испытуемых просят оценить по пятибалльной шкале, насколько характерно для них то или иное поведение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа литературы по теме исследования установлено, что прокрастинация представляет собой сложный феномен, включающий в себя поведенческий, эмоциональный и когнитивный компоненты. Он проявляется, прежде всего, в поведении: в задержке выполнения необходимой деятельности, в откладывании принятия решения, что сопровождается внутренним дискомфортом и негативными эмоциональными переживаниям, приводит к отрицательным последствиям и сопровождающееся. Прокрастинация бывает нескольких видов: прокрастинация в форме откладывания выполнения заданий и прокрастинация в форме откладывания выполнения принятия решений. Механизм прокрастинации состоит в том, что у прокрастинатора сформирована социальная значимость цели, есть понимание важности определенных задач, но движение к цели и мотивация ее достижения в определенный момент (в силу разных причин) прерывается.
Факторы возникновения прокрастинации могут быть объективными и субъективными. Объективным можно отнести характеристики задачи (распределение наград и наказаний во времени и непривлекательность задачи). Субъективными факторами прокрастинации является ценность возможных результатов от деятельности и личность субъекта. Психологическими факторами прокрастинации выступают такие особенности личности, как: наличие страха неудачи и стремление ее избежать, тревожность, перфекционизм, экстернальный локус контроля, ригидность, неуверенность в себе, низкая саморегуляция.
Студенческий период представляет собой сензитивный этап становления осознанной способности управлять собой, ситуацией и своей жизнью, закрепления ответственности. Но для многих студентов характерно откладывание дел в учебной деятельности, что приводит к снижению успеваемости и результативности обучения. Факторами, вызывающими академическую прокрастинацию, являются недостаток мотивации и интереса, излишняя самоуверенность, лень, недостаток руководства и консультаций со стороны преподавателей, выученная беспомощность, внешние отвлекающие факторы. Проявлениями прокрастинации у студентов являются: мотивация к выполнению деятельности, высокая тревожность, эмоциональная перегруженность, страх неудачи и невротизация.
1. Барабанщикова, В.В. Феномен прокрастинации в деятельности спортсменов командных и индивидуальных видов спорта / В.В. Барабанщикова // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 3 (19). – С. 91-104.
2. Баранова, Р.А. Взаимосвязь прокрастинации и параметров ответственности у студентов с разной академической успеваемостью / Р.А. Баранова, Н.Н. Карловская // Активность и ответственность личности в контексте жизнедеятельности : материалы науч.-практ. конф.. – Омск, 2008. –С. 25-29.
3. Варваричева, Я.И. Феномен прокрастинации : проблемы и перспективы исследования / Я.И. Варваричева // Вопросы психологии. – 2010. – № 3. – С. 121–131.
4. Виштак, О. В. Мотивационные предпочтения абитуриентов и студентов / О. В. Виштак // Социс. – 2003. – № 2. – С. 135–138.
5. Дементий, Л.И. Особенности ответственности и временной перспективы у студентов с разным уровнем прокрастинации / Л.И. Дементий, Н.Н. Карловская // Психология обучения. – 2013. – № 7. – С. 4-19.
6. Епанчинцева, Г.А. Исследование прокрастинации у студентов университета / Г.А. Епанчинцева // Аллея науки. – 2019. – № 3. – С. 232-238.
7. Ильин, Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2011. – 302 с.
8. Калинина, Т.В. Феномен прокрастинации : современные исследования / Т.В. Калинина // Приволжский научный вестник. – 2016. – № 2. – С. 152-156.
9. Киселева, М.А. Особенности прокрастинации личности / М.А. Киселева // Роль прокрастинации в процессе самоопределения молодежи : сб. науч. ст.- Саратов, 2015. – C. 31-34.
10. Ковылин, В.С. Теоретические основы изучения феномена прокрастинации / В.С. Ковылин // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2013. – № 2. – С. 22-41.
11. Кулешова, В.В. Проблема академической прокрастинации в контексте учебной деятельности студентов / В.В. Кулешова // Сборник научных трудов. – М., 2017. – С. 105-113.
12. Люленкова, О.Ю. Влияние прокрастинации на успеваемость студента / О.Ю. Люленкова // Наука и образование. – 2019. – № 1. – С. 66-68.
13. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – М. : Прайм-Еврознак, 2008. – 421 с.
14. Микляева, А.В. Академическая прокрастинация в студенческой среде : результаты эмпирического исследования / А.В. Микляева, Д.С. Реброва // Известия Иркутского гос. Ун-та. – 2017. – Т. 19. – С. 59-66.
15. Мохова, С.Б. Психологические корреляты общей и академической прокрастинации у студентов / С.Б. Мохова, А.Н. Неврюев // Вопросы психологии. – 2013. – № 1. – С 24-35.
16. Мурзина, С.М. Психология и типология личности студента / С.М. Мурзина // Ученые записки ОрлГУ. – 2010. – № 2. – С. 154–158.
17. Олейникова, Е.О. Феномен прокрастинации и особенности его проявления в учебной деятельности студентов / Е.О. Олейникова // Наука и знание. Сборник научных трудов. – Москва, 2018. – С. 111-114.
18. Панчук, Е.Ю. Прокрастинация и особенности ее проявления у студентов / Е.Ю. Панчук // Сборник научных трудов Ангарского гос. технического университета. – 2020. – № 17. – С. 344-352.
19. Пеняева, С.А. Факторы, влияющие на формирование профессиональной Я-концепции студентов в процессе обучения / С.А. Пеняева // Научные исследования в образовании. – 2007. – № 2. – С. 1–4.
20. Плавник, Н.К. Психологические факторы академической прокрастинации у учащихся / Н.К. Плавник // Научные труды республиканского института высшей школы : Психологические науки. – 2017. – № 17 (3). – С. 192-196.
21. Позняк, С.В. Феномен академической прокрастинации: проблемы и перспективы исследования / С.В. Позняк // Научные труды республиканского института высшей школы : Психологические науки. – 2017. – № 17 (3). – С. 302-308.
22. Рожина, И.Р. Прокрастинация в студенческой среде и методы ее преодоления / И.Р. Рожина // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2017. – № 4. – С. 23-28.
23. Тронь, Т.М. Феномен прокрастинации : причины возникновения / Т.М. Тронь // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2017. – № 6. – С. 88-95.
24. Цветкова, Р.И. Мотивационная сфера личности современного студента : факторы, условия и средства ее формирования в процессе профессионального становления : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Р.И. Цветкова. – Хабаровск, 2007. – 20 с
25. Чернышева, Н.А. Прокрастинация: актуальное состояние проблемы и перспективы изучения / Н.А. Чернышева // Вестник Пермского государственного национального исследовательского университета. – 2016. – № 1. – С. 17–26.