ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
1.1 Специфика международного фестиваля как формы социокультурной деятельности
1.2 Общая характеристика культурных проектов в сфере современного танца в Республике Беларусь
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО И МОЛОДЕЖНОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ СОВРЕМЕННОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ»
2.1 Художественная концепция Международного молодежного конкурса танцевального мастерства «Славянские Самоцветы 2020»
2.2 Анализ эффективности проекта Международного молодежного конкурса танцевального мастерства «Славянские Самоцветы 2020»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Развитие творческой индивидуальности подрастающего поколения является одной из социально значимых задач современного общества. В качестве высшей цели образования определено становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому, творческому взаимодействию с окружающей природой, обществом, государством на основе общепринятых гуманистических ценностей. Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору.
Занятия хореографическим искусством являются одним из лучших средств всестороннего развития подрастающего поколения, формирования его адекватной самооценки, и социализации личности. В некоторой степени, хореографическое творчество является универсальным, что обусловлено синтезирующим характером хореографического искусства. Так, в него включены музыка, движение, театр, пластика, ритмика. Такой комплекс художественных средств позволяет воспитать интеллектуальную, эмоционально развитую творческую личность с большим потенциалом, стремлением к саморазвитию и самореализации в обществе.
Важнейшую воспитательную функцию в процессе занятий хореографическим искусством играет коллективная деятельность. Хореография является коллективным видом творчества, а коллектив является мощным педагогическим средством воздействия на личность ребенка подростка. В коллективной деятельности влиянию подвергаются все сферы личности человека. Разностороннее влияние коллектива не только обеспечивает свободу и защищенность, но и выступает как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных и художественно-эстетических отношений.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
1.1 Специфика международного фестиваля как формы социокультурной деятельности
На протяжении всей истории культуры фестивали представляют собой особое явление художественной жизни. Они привносят атмосферу праздника, нацелены на соревнование лучших исполнителей. Главной их задачей является привнесение нового в культурную жизнь региона, налаживание межкультурных связей в области различных видов искусств.
История фестивалей, в которых сравнивались и оценивались качество произведения или мастерство исполнения восходит к глубокой древности. «Они были известны еще в Древней Греции. Около 590 г. до н.э. зародилась традиция Пифийских игр в Делфте, где состязались, наряду с поэтами и атлетами, певцы, исполнители на кифаре и авлосе, авторы музыкальных произведений. Победители награждались лавровыми венками и носили звание «дафнофоров» (несущих лавры)» [2, с. 73].
«Фестивали различных видов искусств обладают большим социальным и экономическим потенциалом, благодаря чему могут приносить выгоду не только своим организаторам, но и целым регионам» [7, с. 89]. Ресурсы этих культурных событий выгодно отличаются от ресурсов, имеющихся в условиях стационарной деятельности учреждений культуры.
По продолжительности проведения фестивали можно разделить на:
1) краткосрочные (от нескольких дней до двух недель);
2) среднесрочные (от двух недель до одного месяца);
3) долгосрочные (от одного месяца до года) [27, с. 145].
Если устроители фестиваля претендуют на то, чтобы он стал регулярно повторяющейся акцией, то они стараются сохранить период проведения неизменным на протяжении многих лет. Такое положение диктуется требованиями международного исполнительского рынка.
Зачастую фестивали имеют статус фестиваль-конкурс. Продолжительность такого мероприятия не всегда зависит от его престижности, а также количества затраченных средств на его организацию. Как правило, сроки проведения фестиваля ограничиваются четкими временными рамками. Если организаторы хотят, чтобы проект стал регулярным и завоевал определенный авторитет в культурном пространстве, то они стараются сохранять сроки проведения неизменными [9, с. 62].
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО И МОЛОДЕЖНОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ СОВРЕМЕННОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ»
2.1 Художественная концепция Международного молодежного конкурса танцевального мастерства «Славянские Самоцветы 2020»
В рамках работы был проанализирован арт-проект Международного молодежного конкурса танцевального мастерства «Славянские Самоцветы 2020».
Краткая аннотация проекта.
Уникальность проекта состоит в том, что он направлен на формирование положительного имиджа современного современной хореографии, как неотъемлемой части национальной культуры, востребованной и необходимой для культурно развитого и современного общества. Данный культурный проект включает в себя создание модели открытого творческого международного фестиваля современного хореографического искусства, который должен состояться в городе Минске. В конце фестиваля предполагается организация Гала-концерта с участниками курсов, а также знаменитыми хореографами.
Проект дает возможность ценителям хореографического искусства, как профессиональным, так и любителям реализовать свои новаторские идеи в сфере хореографии, проявить себя в искусстве создания современного танца и заявить о себе в среде профессионалов.
Концепция проекта.
Арт-проект арт-проект Международного молодежного конкурса танцевального мастерства «Славянские Самоцветы 2020» проводится на профессиональной сцене «Дворца Культуры Минского автомобильного завода» при поддержке интернет портала «OPEN.BY», белорусского портала «TUT.BY», а также, фотостудии «Fotoslon», СООО Мобильные ТелеСистемы. Обеспечение мероприятий по информационному сопровождению проекта возлагается на интернет портал «OPEN.BY», белорусский портал «TUT.BY», а также группы партнеров в «ВКонтакте».
Название проекта: «Славянские Самоцветы 2020».
Вид проекта – краткосрочный, комплексный.
Тип проекта – культурный, международный.
Место проведения: Дворец Культуры Минского автомобильного завода.
Актуальность проекта
В условиях современной культуры наиболее актуальными становятся формы художественной практики, в числе которых одно из лидирующих положений сегодня международный фестиваль хореографического творчества. Активизация международного культурного сотрудничества на современном этапе развития общества обусловлена способностью культуры осуществлять глобальное воздействие и массовую коммуникацию посредством языка хореографического искусства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Практика внедрения и реализации международных проектов в сфере культуры за последние годы показывает эффективность этой формы организационно-управленческой активности. Несмотря на то что данная проблематика находится сегодня в центре внимания отечественных и зарубежных ученых и специалистов, на теоретико-методологическом уровне анализ специфики проектной деятельности в сфере культуры и определения основных направлений ее эффективного применения остаются недостаточно исследованными. В рамках данной работы сделана попытка рассмотреть детские и молодежные хореографические фестивали в системе международных культурных связей в рамках проектной деятельности в сфере хореографического искусства как организационно-управленческую модель реализации стратегических целей и задач культурной политики.
В ходе работы были рассмотрена специфика международного фестиваля как формы социокультурной деятельности. Были отмечены определенные принципы проведения международных фестивалей, которых придерживаются организаторы. Стоит отметить, что проведение больших и малых фестивалей, в последние десять лет, прочно вошло в повседневный обиход современной культурной жизни, что актуализировало формирование новых моделей их проведения, финансирования, механизмов взаимодействия с органами управления культурой, потенциальными спонсорами и средствами массовой информации. Также были рассмотрены основные этапы организация международного фестиваля, которые предполагают использование комплекса определенных технологий.
1. Аб культуры ў Рэспублiцы Беларусь: Закон Республики Беларусь от 4 июня 1991 г. №832-XII [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. pravo. by.
2. Александрова, Н.В. История зарубежной музыки от древности до середины XVIII века / Н.В. Александрова, Т.И. Болеславская. – Мн., 2006. – 173 с.
3. Борзов, А. А. Танцы народов мира / А. А. Борзов. – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2006. – 496 с.
4. Борисов, Б.Л. Технология рекламы и PR / Б.Л. Борисов. – М.: Фаир-пресс, 2001. – 624 с.
5. Дукельский, В.Ю. Культурный проект: от замысла к реализации / В.Ю. Дукельский. – М.: Прогресс-Традиция, 2001. – 245 с.
6. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учеб. для студ. вузов культуры и искусств / А.Д. Жарков. – М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. – 480 с.
7. Канцэпцыя дзяржаўнай праграмы «Беларусы ў свеце» / Праект АН Рэспублікі Беларусь. – Мінск, 1992. – С. 8-12.
8. Карчевская, Н. В. Конкурсы и фестивали как форма актуализации хореографического искусства // Культура: открытый формат – 2015 (библиотековедение, библиографоведение и книговедение, искусствоведение, культурология, музееведение, социокультурная деятельность): сб. науч. ст. / Сост.: Т. Н. Бабич, А. И. Гурченко, Ю. А. Переверзева. – Минск, 2015. – С. 126-129.
9. Козлова, Т.В. Культурно-досуговые технологии: Организация массовых мероприятий как способ привлечения внебюджетных средств / Т.В. Козлова // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2004. – №4. – С. 60-65.
10. Козловская, Л.И. Технология социально-культурной деятельности: учебно-метод. пособ. / Л.И. Козловская. – Минск: БГУКИ, 2014. – 206 с.
11. Колбер, Ф. Арт-менеджмент – наука третьего тысячелетия / Ф. Колбер, И. Эврар // Арт-менеджер. –2002. – № 3. – С. 3-10.
12. Королько, В.Г. Основы паблик рилейшнз / В.Г. Королько. – М.: Рефл-бук, 2000. – 528 с.
13. Международный хореографический конкурс «Феерия танца»/ «Fairy dance» Минск. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.art-center.ru/events/feeria_tanca_minsk.
14. Народные белорусские танцы, как неотъемлемая часть белорусов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://litvin.org/2014/03/narodnye-belorusskie-tancy-kak-neotemlemaya-chast-belorusskoj-kultury/.
15. Новикова, Г.Н. Социально-культурные технологии как открытая инновационная система / Г.Н. Новикова // Вестн. Моск. ун-та культуры и искусств. – 2005. – №2. – С. 82-91.
16. О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь 9 ноября 1999 г. № 305-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. pravo. by.
17. О массовых мероприятиях в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь 30 декабря 1997 года N 114-з (в ред. Законов Республики Беларусь от 08.11.2011 N 308-З) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. pravo. by.
18. Об основах государственной молодежной политики: Закон Республики Беларусь, 7 декабря 2009 г., № 65-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. pravo. by.
19. О компплексе мер по реализации государственной молодежной политики: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2011 г. №349 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. pravo. by.
20. Об утверждении Государственной программы «Культура Беларуси» на 2016-2020 годы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь 4 марта 2016 г. №180 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. pravo. by.
21. Переверзев, М.П. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учеб. пособ. / М.П. Переверзев, Т.В. Косцов. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 192 с.
22. Плахин, Г.В. Организация фестивально-конкурсных форм самодеятельного творчества: культура и социум: материалы всерос. конф. «Культура. Литература. Искусство. Регион (13-14 апр. 2000 года)» / Г.В. Плахин. – Тюмень: ТГУ, 2000. – С. 23-25.
23. Почепцов, Г.Г. Теория коммуникации / Г.Г. Почепцов. – М.: «Рефл-бук», 2001. – 656 с.
24. Пряничникова, Т.В. Коммуникативное пространство праздника / Т.В. Пряничникова // Культура XXI века: Материалы науч. конф. – Самара: СГАКИ, 2006. – Ч.1. – С. 137-140.
25. Рыжкова, З.П. Фестиваль как форма коммуникации: Результаты культурного проекта, поддержанного региональной администрацией / З.П. Рыжкова // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2003. – № 6. – С. 88-96.
26. Событие года в хореографическом искусстве Беларуси – Международный фестиваль современной хореографии в Витебске [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://artaktivist.org/theatre-afisha/events/sobytie-goda-v-xoreograficheskom-iskusstve-belarusi-%CF%87%CF%87v-mezhdunarodnyj-festival-sovremennoj-xoreografii-v-vitebske.
27. Тульчинский, Т.Л. Технологии менеджмента в сфере культуры / Т.Л. Тульчинский. – СПб., Культура, 2000. – 265 с.
28. Фестивали Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belarus.by/ru/about-belarus/culture/festivals-in-belarus.
29. Ярошенко, Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория: учеб. пособ. / Н.Н. Ярошенко. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 315 с.