ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ЛЮБВИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ СУПРУГОВ
1.1 Сущность любви в брачно-семейных отношениях
1.2 Характеристика понятия «удовлетворенность браком»
1.3 Супружеские отношения: этапы жизненного цикла семьи
ГЛАВА 2 ТРЕНИНГОВЫЕ ПРОГРАММЫ
2.1 Тренинговая программа «Формирования супружеских отношений»
2.2 Тренинговая программа «Гармония семейных отношений»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Возрастает интерес психологов и педагогов-исследователей к такому феномену, как любовь, по причине современных общественных и культурных явлений, которые осуществляются в настоящее время в нашем государстве. Кризис, происходящий в обществе, который касается духовного и культурного восприятия мира человеком, снижается значимость брака и семьи в целом для современного общества, значительное распространение сексуальной независимости молодежи. В связи с этими аспектами возрастает значимость и актуальность исследования проблемы представлений о любви и значимости брака в целом у современных людей.
Проблемы, которые касаются взаимоотношений между мужчинами женщинами, почему взаимоотношения между полами не приносит необходимого удовлетворения, почему люди теряют и не могут сохранить чувство любви в паре, что необходимо делать, что необходимо делать, если любовь в паре исчезла. Все эти вопросы сейчас касаются не только супругов, но и привлекают интерес со стороны исследователей.
Существуют причины повышенного интереса со стороны психологов и педагогов к вопросам семья, брака и любви. В настоящее время в современном мире разрушается каждый третий брак. Проблема разводов и причины расставаний между супругами в психологии давно является изученной. В психологии выделают различные причины, которые оказывают непосредственное воздействие на стабильное положение взаимоотношений в браке между супругами. Любое нарушение такой причины приводит к разрушению брака, разводу между супругами. Психологический и социальный микроклимат в семье определяет стабильность взаимоотношений между супругами и оказывает самое значительное воздействие на развитие личности взрослых супругов и детей, которые вырастают в семье. Психологический климат у любой семьи постоянно видоизменяется, ни в одной семье он не является постоянным. Психологический климат формируется членами этой семьи, насколько психологический климат в семье будет надежным и благоприятным зависит от каждого ее члена. Он зависит от уровня воспитания, уважения, от нравственных качеств, доброты каждого взрослого члена семьи и оказывает тем самым непосредственное влияние на сохранение брака и воспитание детей в семье.
Проблема исследования феномена «любви» является одной из самых важным и значимых проблем существования всех людей. Жизнь каждого человека не может протекать без любви, которая выражается в различных проявлениях. Любовь сопровождает на протяжении всей жизни человека во всех его сферах жизнедеятельности, является движущей силой жизни, дает смысл жизни и придает ей смысл и значимость.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ЛЮБВИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ СУПРУГОВ
1.1 Сущность любви в брачно-семейных отношениях
Семья представляет собой что-то самое важное, что сопровождает каждую личность на протяжении всей его жизни. Сначала это семья, в которой человек рождается, затем это семья, которую он создает сам. Важность воздействия семьи на формирование личности человека, сложности этого процесса, важность и универсальность устанавливают большое количество подходов ученых к объяснению понятия «семьи» в научной литературе. Объектом исследований в работах психологов является семья как социальный институт или система взаимоотношений.
Семейные отношения являются сложным социально-психологическим явлением, включающим мифологический и современный уровни сознания, индивидуального и коллективного, онтогенетические и филогенетические основы. Семейные отношения охватывают субъективное время человека, его личную жизнь, национальную культуру и традиции [5, с. 113].
Семья – это, прежде всего, культурно-исторический и социально-психологический, а не физиологический феномен. Есть много разных определений семьи. Итак, A. Я. Варга выделяет понятие «семейная система, которую он определяет как группу людей, которые связаны с общим местом проживания, совместной экономической деятельностью и, самое главное, отношениями» [9, с. 98].
По мнению А. В. Черникова, «семья – это самоорганизующаяся система, в которой заложен источник системных преобразований».
Согласно определению А. В. Мудрика, «семья – это небольшая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью жизни, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, она вырабатывает комплекс норм, санкций и моделей поведения, регулирующих взаимодействие супругов, родителей и детей, детей между собой». В нем выделяются следующие параметры семейства:
– демографический – структура семьи (бездетная, однодетная, мало- или многодетная, полная или неполная);
– социально-культурный – образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества;
– социально-экономический – имущественные характеристики и занятость родителей на работе;
– технико-гигиенический – условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни [13, с. 87].
ГЛАВА 2 ТРЕНИНГОВЫЕ ПРОГРАММЫ
2.1 Тренинговая программа «Формирования супружеских отношений»
Супружеские удары – самые болезненные. Супруги настолько связаны друг с другом, что стали организмом, сливающимся в одну душу, основанную на двух принципах. Если один из принципов отличается от другого и смотрит на него антагонистически, то это всегда переживается с чрезвычайной остротой и болью.
Конфликты и удары возникают из-за несовместимости разных людей. У супругов бывает: психологическая несовместимость; сексуальная несовместимость; аурическая, или энергетическая несовместимость; религиозная несовместимость; духовная несовместимость.
Психологическая несовместимость – это человеческие отношения, которые имеют мало общего и демонстрируют слишком много различий в эмоциональных реакциях, вкусах, интересах, желаниях, убеждениях, целях и характерах. Они не обязательно включают человеческие антиподы в соответствии с тем или иным свойством. Как известно, противоположности притягиваются. Однако такие притягивающиеся противоположные типы людей находятся на одном уровне и формируются из одного теста. С такими примерами каждый сталкивался в своей жизни. Несовместимые люди, так сказать, принадлежат к разным мирам и явно состоят из разного теста. Теоретически трогать их не стоит, но похоже, что кто-то искусственно связывает их в семейный союз, помещает в клетку и теперь им приходится бороться друг с другом душой и телом. Удары, порожденные несовместимыми людьми, поражают своей абсурдностью, нелепостью и ничтожно-случайными поводами для столкновения. Их можно избежать или хотя бы уменьшить, если один из супругов начнет работать над собой [17, c. 112].
Тренинг супружеских отношений состоит из нескольких блоков (тем), которые можно использовать вместе или по отдельности, в зависимости от запроса клиентов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья представляет собой важное явление, которое сопровождает каждого человека на протяжении всей его жизни. Семья – это не физиологическое явление, а культурно-историческое и социально-психологическое явление. В психологии отечественных и зарубежных авторов существует большое количество формулировок феномена «семья». В данной работе остановимся на следующем формулировке: семья или семейные взаимоотношения – это многогранное социально-психологическое явление, которое включает в себя мифологический и современный уровни сознания, индивидуального и коллективного, онтогенетические и филогенетические основы. В психологии существует пять видов любви: братская, материнская, эротическая, любовь к себе и Богу. Он различает в любви: заботу, ответственность, уважение друг к другу, знание особенностей друг друга, чувство радости и радости, необходимые для любви. В психологии в любви выделяются любовь, уважение, позитивные чувства к партнеру, эротические чувства, потребность в позитивных чувствах партнера, чувство близости и близости. Мужчины в целом характеризуются более высоким уровнем романтизма, чем женщины; они влюбляются легче и быстрее. Существует семь типов любовных отношений: романтическая любовь; братская любовь; харизматическая любовь; измена; любовь; поклоняется; родительская любовь.
Удовлетворенность браком определяется как внутренняя субъективная оценка отношения супругов к их браку. Такие факторы, как степень удовлетворения потребностей супругов, их отношение, распределение ролей, этап жизненного цикла семьи, профессиональная занятость женщины и карьерный успех, влияют на удовлетворенность браком. Результатом неудовлетворенности браком является состояние разочарования, которое может быть сознательным и бессознательным. Недовольство браком способствует возникновению негативных эмоций и поведенческих проявлений личности, оказывает разрушительное влияние на отношения между членами семьи, а также становится фактором дисфункционального разрушения семьи.
Одним из наиболее конфликтных периодов функционирования семьи является начальный период брака. В первые годы существования семьи проходит адаптация к новым обязанностями, условиям жизни. Супругам необходимо приспособиться друг к другу и к той oбстановке, в которой проживает семья. Для успешной адаптации молодоженам необходимо как бы раствориться друг в друге, принять эмоции, чувства, привычки и поступки другого.
1. Алешина Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем семейной жизни / Ю.Е. Алешина. – М., 2005. – 250 с.
2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. – М., 2004. – 175 с.
3. Андреева Т.В. Психология семьи / Т.В. Психология семьи. – СПб.: Речь, 2007. – 384 с.
4. Антонюк Е.В. Становление ролевой структуры молодой семьи и ее восприятие супругами / Е.В. Антонюк // Вестник МГУ. – 2009. – №4. – С.25-34.
5. Аргайл М. Психология счастья / М. Аргайл – М.: 2000. – 205 с.
6. Артамонова Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е.И. Артамонова. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 342 с.
7. Браун Д. Теория и практика семейной психотерапии / Д. Браун. – СПб.: Серия «Золотой фонд психотерапии», 2011. – 352 с.
8. Бэндлер Р. Семейная терапия / Р. Бэндлер, Дж. Гриндер, В. Сатир. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2009. – 160 с.
9. Варга А.Я. Системная семейная терапия. Краткий лекционный курс / А.Я. Варга. – СПб.: Речь, 2001. – 278 с.
10. Витакер К. Полуночные размышления семейного терапевта / К. Витакер. – М., 2008. – 208 с.
11. Витакер К. Танцы с семьей. Семейная терапия: символический подход, основанный на личном опыте. / Перев. с англ. А. З. Шапиро. – М.: Независимая фирма, 2012. – 180 с.
12. Дементьева И.Ф. Первые годы брака / И.Ф. Дементьева – М., 2001. – 201 с.
13. Добрынина О.А. Проблема формирования благоприятного социально-психологического климата семьи / О.А. Добрынина – М., 2003. – 228 с.
14. Круглов Б.С. Правовое сознание как элемент психологической подготовки молодежи к семейной жизни / Б.С. Круглов. – М.: Вопросы психологии, 2006. – 158 с.
15. Олейник Ю.Н. Исследование уровней совместимости в молодой семье / Ю.Н. Олейник // Психологический журнал. – 2006. – №2. – С. 32.
16. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт / Н. Пезешкиан. – М., 2014. – 176 с.
17. Ричардсон Р. Сила семейных уз. Руководство по психотерапии в помощь семье / Р. Ричардсон. – СПб.: Акцидент, Ленато, 2004. – 210 с.
18. Скиннер Р. Семья и как в ней уцелеть / Р. Скиннер, Дж. Клииз. – М.: Класс, 2005. – 223 с.
19. Сатир В. Психотерапия семьи / В. Сатир. – «Речь», СПб., 2010. – 256 с.
20. Таннен Д. Общаться с родными. Как / Дебора Таннен; пер. с англ. Т. Новиковой. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
21. Филиппова Ю.В. Психологические основы работы с семьей. Учебное пособие / Ю.В. Филиппова. – Ярославль: Институт «Открытое Общество», 2013. – 103 с.
22. Фромм, Э. Искусство любить / Э. Фромм. – Пер. с англ. Д.А. Леонтьева. – 2-е изд. – СПб. : Азбука, 2001. – 80 с.
23. Хоментаускас Т. Семья глазами ребенка / Т. Хоментайскас. – М.: Педагогика, 2009. – 320 с.
24. Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики / А.В. Черников. – М.: Класс, 2001. – 215 с.
25. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н.И. Шевандрин. – М.: Владос, 2009. – 512 с.