ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ УМЕНИЙ САМОКОНТРОЛЯ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1 Понятие общетрудовых умений. Коррекционно-развивающая направленность трудового обучения учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью
1.2 Особенности развития у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью умений самоконтроля при выполнении учебно-трудовых заданий (по материалам литературных источников)
1.3 Развитие умений самоконтроля как коррекционно-развивающая задача трудового обучения учащихся I–V классов первого отделения вспомогательной школы (по материалам литературных источников)
1.3.2 Анализ рекомендаций научно-методической литературы по формированию у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью умений самоконтроля на уроках трудового обучения
ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ УМЕНИЙ САМОКОНТРОЛЯ
2.1 Отражение требований к развитию у учащихся самоконтроля в учебной программе по трудовому обучению для I-V классов первого отделения вспомогательной школы
2.2 Рекомендации по формированию самоконтроля у учащихся младшего школьного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью на уроках трудового обучения (на примере уроков по разделу «Работа с бумагой» в I и IV классе)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Формирование учебной деятельности у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью – это достаточно сложный и многоплановый процесс, который может быть эффективным при условии обеспечения специального педагогического руководства [3; 5; 7; и др.]. Важным становится специальное обеспечение формирования ведущих компонентов учебной деятельности: ее мотивов, целеполагания, учебных действий, умений ориентироваться в задании, планировать и контролировать его выполнения, самооценки.
Актуальность исследования обусловлена противоречием задачей специального формирования у учащихся умений учебной деятельности, в частности самоконтроля, и ее недостаточным научно-методическим обеспечением.
Вопросы формирования навыков самоконтроля у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью освещены в работах многих ученых (Ю. К. Бабанский, Е. Д. Божович, Б. П. Есипова, Л. В. Занков, А. В. Запорожец, И. П. Подласый, Н. А. Романова, А. К. Сердюк, Г. А. Соболева, С. П. Тищенко и др.). Проблема формирования самоконтроля у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью получила отражение в исследованиях и публикациях Г.М. Дульнева, С.Л. Мирского, Н.П. Павловой, Б.И. Пинского, В.А. Шинкаренко и др. [1; 3; 4; 6; 7; 8; 13; и др.]. Главным образом это исследования в области психологии и методики трудового обучения.
Несмотря на то, что в общем виде проблема формирования самоконтроля у учащихся младшего школьного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью в специальной психолого-педагогической литературе освещена разноаспектно, применительно к методике обучения, в частности, методики проведения уроков трудового обучения она нуждается в дальнейшем раскрытии и научно-методическом обеспечении ее решения.
Цель курсовой работы – изучить процесс формирования у младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью умений самоконтроля (на материале методики трудового обучения).
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ УМЕНИЙ САМОКОНТРОЛЯ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1 Понятие общетрудовых умений. Коррекционно-развивающая направленность трудового обучения учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью
Самостоятельность является основным недостатком трудовой деятельности учеников вспомогательной школы. Исходя из результатов исследования В.А. Шинкаренко, С.Л. Мирского, Н.П. Павловой и других авторов, этот «недостаток связан с недоразвитием общетрудовых умений ориентировки в задании, планирования и самоконтроля» [20, c. 13].
Общетрудовые умения – умения ориентировки в задании, планирования и самоконтроля, а также умения применять в процессе труда навыки вычисления, измерения и разметки, использовать накопленный опыт, устанавливать причинно-следственные связи [20].
В отличие от определенных моторных и сенсорных профессиональных навыков, общетрудовые умения имеют особое значение в силу их характеристик. Во-первых, они используются во всех видах деятельности (хотя и в разных формах). Во-вторых, доминирующая роль интеллектуальной составляющей позволяет ее обобщать и гораздо дальше переносить из одной области деятельности в другую. В-третьих, развитие и укрепление этих умений и способностей связано с развитием и формированием устойчивых личностных качеств и привычек, таких как: продумывание запланированной работы, контроль рабочего процесса, завершение начатой работы, высокое качество ее выполнения и т. д. [4]
Задачей вспомогательной школы является развитие общетрудовых умений и навыков, которые являются необходимыми в любой трудовой деятельности. Приобретая общетрудовые умения, учащиеся с ограниченными интеллектуальными возможностями должны научиться контролировать и регулировать свои действия, планировать их выполнение, использовать ранее полученные знания и опыт в новых рабочих условиях, а также работать аккуратно и точно [8, c. 62].
В процессе приобретения общетрудовых навыков и умений воспитанники вспомогательной школы учатся целеустремленно и самостоятельно действовать для раскрытия своего потенциала. По мере развития и частого использования общетрудовых навыки и способности становятся привычками, которые развиваются в соответствующие личностные качества. Таким образом, привычка планировать свои действия при выполнении рабочих задач способствует формированию целенаправленного, ответственного и осознанного отношения к выполняемой деятельности. Это очень важно во вспомогательной школе, так как дети с олигофренией склонны отклоняться от поставленной цели, вместо того, чтобы подчинять ей индивидуальную, частную деятельность.
ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ УМЕНИЙ САМОКОНТРОЛЯ
2.1 Отражение требований к развитию у учащихся самоконтроля в учебной программе по трудовому обучению для I-V классов первого отделения вспомогательной школы
Нами проанализирована программа по трудовому обучению для I-V классов первого отделения вспомогательной школы [12].
Мы выделили основные требования к развитию у учащихся самоконтроля. Таким образом, учащиеся 1 класса должны знать и выполнять правила поведения, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы на учебных занятиях, правила организации рабочего места.
Так же учащиеся 1 класса владеют знаниями о цели, порядке и правилах проведения исследовательской деятельности, о назначении продукта (возможности использования его в играх, повседневной жизни), об оборудовании для практических работ и информацией о нем.
Дети умеют выполнять основные приемы, повторять работу за учителем, выполнять действия со слов учителя и наглядного примера, сравнивать изделие, при необходимости обращаться за помощью.
Ученики 2 класса так же владеют знаниями о правилах поведения, санитарно-гигиенических требованиях и правилах безопасной работы на учебных занятиях, правилах организации рабочего места.
Но в отличие от 1 класса они владеют основными приемами для обработки материалов, умеют экономно расходовать материал, ориентироваться в выполняемом задании с опорой на образец, планировать действия с использованием технологической карты.
Ученики 3 класса ориентируются в задании, глядя на образец, и самостоятельно, планируют работу и отчитываются учителю, проводит самоанализ результатов, используют знания полученных на других предметах.
Ученики 4 класса в отличие от 3 класса планируют работу и отчитываются с помощью вопросов учителя об отдельных этапах, а также самостоятельно с использованием технологической карты, используют письменные планы, выполняют окончательную самопроверку путем измерения с помощью линейки, анализируют свое изделие и изделие одноклассника почти без помощи учителя.
Дети, обучающиеся в 5 классе, выполняют изученные ранее действия, экономно используют материал, ориентируются в новых заданиях либо самостоятельно кабинета трудового обучения, либо с небольшой помощью учителя, планируют работу в группе с использованием технологической карты, выполняют окончательную самопроверку самостоятельно или с небольшой помощью учителя, дают отчет о выполненной работе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общетрудовые умения – умения ориентировки в задании, планирования и самоконтроля, а также умения применять в процессе труда навыки вычисления, измерения и разметки, использовать накопленный опыт, устанавливать причинно-следственные связи.
Коррекционная работа во вспомогательной школе пронизывает весь образовательный процесс и является его неотъемлемой частью. Сначала она выполняет подготовительную функцию, создает необходимые условия для желания ученика осознанно усваивать знания и целенаправленные действия, а затем через формирование правильного отношения к работе и потребности в индивидуальных действиях и операциях в соответствии с поставленной целью ведет к формированию общественных мотивов труда и целенаправленных способов деятельности.
Для того, чтобы активизировать младших школьников на занятиях трудового обучения, необходимо расширять их кругозор специальными методами, развивать познавательные интересы и навыки самостоятельной работы. Это означает, что учитель в классе не может и не должен ограничиваться развитием трудовых навыков учащихся. Не менее важно развивать когнитивные компоненты работы: способность действовать планомерно, организованно, четко и точно, контролировать и корректировать свои действия, правильно применять ранее полученные знания, умения и навыки. Важно развивать ценные качества личности: трудолюбие, коллективизм, независимость, дисциплинированность, настойчивость, инициативность и другие социально важные качества.
Особенности самоконтроля младших школьников с умственными недостатками в рабочем процессе отчетливо видны в их измерительной деятельности. Нарушение координации движений рук отрицательно сказывается на контроле и регуляции при развитии моторики. Большие трудности возникают, когда необходимо перенести умение в новые обстоятельства.
1. Дульнев, Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе: пособие для учителей / Г. М. Дульнев / под ред. Т. А. Власовой и В. Г. Петровой. – М. : Просвещение, 1981. – 176 с.
2. Макавчик, И. Ю. Развитие научных взглядов на коррекционно-развивающую направленность трудового обучения учащихся начальных классов вспомогательной школы / И. Ю. Макавчик, В. А. Шинкаренко // Педагогическая наука и образование. – 2019. – № 1. – С. 76–81.
3. Методика формирования умений учебной деятельности у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью : пособие / В. А. Шинкаренко [и др.] ; под ред. В. А. Шинкаренко. – 2-е изд. – Минск : Четыре четверти, 2017. – 76 с.
4. Мирский, С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе / С.Л. Мирский . – М. : Просвещение, 1980. – 183 с.
5. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по специальности 050714 (031700) «Олигофренопедагогика» / Б. П. Пузанов [и др.] ; под ред. Б. П. Пузанова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Владос, 2013. – 439 с.
6. Павлова, Н. П. Трудовое обучение в 1–3 классах вспомогательной школы : пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. / Н. П. Павлова. – М. : Просвещение, 1992. – 190 с.
7. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 160 с.
8. Пинский, Б. И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы / Б. И. Пинский. – М. : Педагогика, 1985. – 128 с.
9. Соболев, Г. А. Самоконтроль учащихся начальной школы / Г. А. Соболев. – М. : Акад. проект, 2007. – 135 с.
10. Типологические особенности учащихся вспомогательных школ в трудовом обучении : сб. науч. тр. / редкол.: С. Л. Мирский (отв. ред.) и др. – М. : АПН СССР, 1983. – 99 с.
11. Тиринова, О. И. Формирование умений учебной деятельности у младших школьников : дис. канд. пед. наук : 13.00.02 / О. И. Тиринова. – Минск, 2006. – 261 л.
12. Трудовое обучение [Электронный ресурс] : учеб. программа для I−V кл. 1 отд-ния вспом. шк. с рус. яз. обучения // Asabliva.by. – Режим доступа: http://www.asabliva.by/sm_full.aspx?guid=84813.
13. Шинкаренко, В. А. Методика трудового обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью : учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений образования с белорус. и рус. яз. обучения / В. А. Шинкаренко. – Минск : Белорус. гос. ун-т, 2013. – 104 с.
14. Шинкаренко, В. А. Трудовое обучение : учеб. пособие для 2-го кл. первого отд-ния вспом. шк. с белорус. и рус. яз. обучения / В. А. Шинкаренко. – Минск : Пачатк. шк., 2015. – 48 с.
15. Шинкаренко, В. А. Трудовое обучение : учеб. пособие для 3-го кл. первого отд-ния вспом. шк. с белорус. и рус. яз. обучения / В. А. Шинкаренко. – Минск : Адукакцыя і выхаванне, 2015. – 72 с.
16. Шинкаренко, В. А. Трудовое обучение : учеб. пособие для 4-го кл. первого отд-ния вспом. шк. с рус. яз. обучения : для работы в классе / В. А. Шинкаренко. – Минск : Нар. асвета, 2016. – 98 с.
17. Шинкаренко, В. А. Трудовое обучение : учеб. пособие для 5-го кл. первого отд-ния вспом. шк. с рус. яз. обучения : для работы в классе. – 2-е изд., перераб. / В. А. Шинкаренко. – Минск : Нар. асвета, 2017. – 106 с.
18. Шинкаренко, В. А. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы : учеб. пособие / В. А. Шинкаренко. – Минск : Университетское, 1990. – 144 с.
19. Шынкарэнка, У. А. Працоўнае научанне : вучэб. дапам. для 1 кл. першага аддз-ня дапам. шк. з беларус. і рус. мовамі навучання / У. А. Шынкарэнка. – 2-е выд., перапрац. – Мінск : Нар. асвета, 2013. – 55 с.
20. Электронный учебно-методический комплекс учебной дисциплине «Специальные методики школьного обучения: Труд с методикой трудового обучения» (для специальности 1-03 03 08 Олигофренопедагогика) / сост. В.А. Шинкаренко, Л.Г. Сечковская [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elib.bspu.by/handle/doc/46712.