ГЛАВА 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА МИНИМИЗАЦИИ НЕГАТИВНЫХ СИТУАЦИЙ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ И УЛУЧШЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК
2.1 Пояснительная записка
2.2 Содержание психологической программы «Психологическое благополучие личности в юношеском возрасте»
Выводы по главе 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА МИНИМИЗАЦИИ НЕГАТИВНЫХ СИТУАЦИЙ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ И УЛУЧШЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК
2.1 Пояснительная записка
Пояснительная записка
Психологическая программа минимизации негативных ситуаций жизненного пути и улучшение психологического благополучия предназначена для юношей и девушек юношеского возраста. В юношеском возрасте происходят положительные преобразования личности – появляется способность к саморефлексии, появление собственной индивидуальности, выбор жизненного пути, планов на будущее, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни. Однако, юноши и девушки на своем жизненном пути сталкиваются с рядом негативных ситуаций, что может повлиять на их психологическое благополучие. Ненормативные кризисы ситуации типа развода родителей, утраты близкого человека, неудачная попытка построения собственной семьи могут привести к ощущению неполноценности собственной жизни, отсутствия в ней смысла и позитивных перспектив. В связи с этим возникает необходимость создания условий, способствующих минимизации негативных ситуаций жизненного пути и улучшение психологического благополучия у юношей и девушек.
Название программы: «Психологическое благополучие личности в юношеском возрасте».
Цель программы: минимизация негативных ситуаций жизненного пути и улучшение психологического благополучия у юношей и девушек юношеского возраста.
Задачи программы:
– снижение интенсивности переживаний негативных ситуаций жизненного пути;
– повышение автономности личности;
– формирование способностей к управлению окружающей средой;
– повышение стремления к личностному росту;
– формирование установки на установление позитивных отношений с другими людьми;
– повышение самопринятия;
– повышение осмысленности жизни.
2.2 Содержание психологической программы «Психологическое благополучие личности в юношеском возрасте»
Встреча 1. Групповая консультация «Мы и наши проблемы»
Цель: способствовать осознанию своего жизненного пути, формированию установок на преодоление имеющихся проблем.
Ход:
1. Вступительное слово.
Цель: введение в тему, создание делового настроя.
Продолжительность: 5 минут.
Ход. Ведущий говорит следующее. Юношеский возраст имеет особую важность при решении задач выбора жизненного пути, самореализации и самоопределения. И насколько благоприятным будет этот переход во взрослую жизнь, напрямую зависит от уровня психологического благополучия, характера жизненного пути.
Вы находитесь в том возрасте, когда появляется способность примерять на себя первые социальные роли с целью получения первого необходимого для дальнейшей жизни опыта. Данный аспект обусловливает необходимость положительного примера, на основании которого вы сможете моделировать стратегии поведения и мировоззрения. Как правило, в роли этого примера выступает родительская семья.
Но семейная жизнь переживает не только нормативные, но и ненормативные кризисные периоды, которые являются независимыми от внешних обстоятельств и могут случиться внезапно. Определенные переживания в связи с негативными ситуациями могут переживаться крайне остро. Важно найти тех, кто сможет оказать эмоциональную и социальную поддержку.
2. Психодиагностика юношей и девушек
Цель: исследование жизненного пути.
Продолжительность: 20 минут
Вступление. Значимое событие в семье – это событие, которое вносит качественное изменение в функционировании семьи. Оно затрачивает все системы функционирования в семье.
Проведение методики «Значимые события жизненного пути семьи» (автор Е.Ю. Коржова, модификация Т.А. Заеко) (Приложение А).
Затем психолог зачитывает инструкцию.
«Перечислите наиболее важные события, которые в Вашей жизни, с момента знакомства с мужем (женой), а также те, которые Вы ожидаете в будущем. Каждое событие, как состоявшееся, так и ожидаемое, было (будет) радостным или грустным. Попробуйте выразить свое отношение к указанным Вами событиям, оценив радостные от +1 до +5, а грустные от –1 до –5. При этом события прошлого, в отличие от событий будущего, оцените дважды: первая оценка – ретроспективная – это то, как Вы оценивали событие в момент его свершения; вторая оценка – актуальная – это то, как Вы сейчас оцениваете событие. Отметьте на бланке примерные даты событий».
Выводы по главе 2
Подводя итог проделанной работы, можно сделать следующие выводы:
1. Нами была разработана психологическая программа для юношей и девушек под названием «Психологическое благополучие личности в юношеском возрасте». Цель программы: минимизация негативных ситуаций жизненного пути и улучшение психологического благополучия у юношей и девушек юношеского возраста.
2. В задачи тренинговой программы вошло: снижение интенсивности переживаний негативных ситуаций жизненного пути; повышение автономности личности; формирование способностей к управлению окружающей средой; повышение стремления к личностному росту; формирование установки на установление позитивных отношений с другими людьми; повышение самопринятия; повышение осмысленности жизни.
3. В программе используются такие методы, как: лекция, игровые методы, методы арт-терапии, тренинг социальных навыков.
4. После участия в программе у юношей и девушек появилось стремление к личностному развитию, повысилась самооценки, сформировалась установка на установление позитивных отношений с другими людьми, появилось осознание свои переживаний, связанных с негативными ситуациями, и путей их преодоления. В целом, можно говорить о достижении целей и задач, поставленных в программе.
1. Евтихов, О. В. Практика психологического тренинга / О. В. Евтихов. – СПб. : Издательство «Речь», 2004. – 256 с.
2. Кучинская, Н. Л. Тренинг «Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение» / Н. Л. Кучинская. – Минск : БГПУ, 2014. – 30 с.
3. Реньш, М. А. Психологический тренинг: учебно-методическое пособие / М. А. Реньш, Е. Г. Лопес. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2016. – 235 с.
4. Слепкова, В. И. Тренинг профессионально-личностного роста психолога / Ред. В. И. Слепкова, Н.И. Олифирович [и др.]. – Мн. : БГПУ им. М. Танка, 2001. – 76 с.
5. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4-х томах / К. Фопель. – М. : Генезис, 2011. – 161 с.
6. Фопель, К. Создание команды. Психологические игры и упражнения / К. Фопель. – М. : Генезис, 2002. – 400 с.