ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
1.1 Основные характеристики предпринимательской деятельности
1.2 Психологические особенности личности предпринимателя
Выводы по главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования индивидуально-психологических особенностей предпринимателей
Выводы по главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В последние десятилетия в нашей стране повышается интерес к предпринимательской деятельности и отмечается рост предпринимателей. Деятельность предпринимателя в современных социально-экономических условиях осуществляется в социально-экономическом пространстве, характеризующемся ситуационной неопределенностью и нестабильностью. Социальным фоном предпринимательской деятельности является негативное отношение к личному успеху в отечественной культуре. Предприниматель постоянно находится в маргинальных ситуациях, которые преодолевает, противодействуя другим хозяйствующим субъектам, претендующим на его успех и ресурсы. Особенностью поведения предпринимателя является функционирование в условиях ситуационных лимитов, ограничивающих его жизненное пространство. Специфика профессиональных задач, которая состоит в их высокой ситуативной вариативности, не позволяет типизировать варианты их решения. В этих условиях предприниматель вынужден проявлять активность, направленную на творческое преобразование ситуации и постоянное личностное развитие.
Деятельность предпринимателя предъявляет специфические требования к его личности. Современный предприниматель должен уметь искать новые пути развития индивида и в социально-экономическом смысле, и в психологическом, личностном. Он должен отличаться от других людей определенными личностными качествами, прежде всего такими, как уверенность в себе, предприимчивость, инициативность, склонность к риску, умение принять на себя ответственность.
Мировой опыт в психологии предпринимательства, накопленный на протяжении продолжительного времени, играет весьма важную роль в целенаправленном изучении и формировании личности современного предпринимателя. Заметный вклад в разработку этих вопросов внесли, в частности, такие ученые, как Д. Кейнс, М. Вудкок, Р. Уотермен и др., которые отмечали наличие в их характере творческого подхода к решению производственных задач, новаторство, энергичность, независимость и повышенную склонность к риску.
Изучением личности предпринимателя занимались такие современные отечественные ученые, как: Н.Ш. Акаева, Е.В. Белова, О.И. Витковская, Е.В. Глушенко, Г.С. Дулина, Е.К. Климова, Э.З. Омаров, В.П. Позняков, Н.В/ Попова, А.В. Посохова и др.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
1.1 Основные характеристики предпринимательской деятельности
К настоящему времени не сложилось единого взгляда на определение предпринимательской деятельности. Американский ученый Р. Хизрич определяет предпринимательство «как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя - как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый и психологический риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым» [3, с. 23].
Ряд отечественных авторов рассматривает предпринимательство как особую деятельность, которая ставит перед собой задачу создать предприятия, ориентированные на получение прибыли (Л.И. Абалкин, Ю.О. Сливницкий, М.К. Тутушкина). Другие исследователи акцентируют внимание на человеке как субъекте предпринимательской деятельности, инициаторе деловой активности, зачинателе и творце дела, воплощенности человека в хозяйственной системе (В.И. Верховин, Т.И. Заславская, В.П. Позняков).
По определению Е.В. Беловой, предпринимательская деятельность – это инициативная, самостоятельная, осуществляемая в условиях неопределенности и риска деятельность, направленная на создание организации с целью систематического получения прибыли [2, с. 33]. Другой автор М.И. Мелихова под предпринимательской деятельностью понимает проектно-практическую деятельность человека, направленную на преобразование социально-экономической жизни [12, с. 25].
Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова определяют предпринимательскую деятельность как инновационную, хозяйственную активность человека по созданию новых товаров и услуг в результате актуализации собственного личностного потенциала. Специфичным для предпринимательской деятельности является то, что ее субъект исходит из наличных ресурсов и из предполагаемых возможностей их развития с целью получения прибыли [7, с. 44].
Предпринимательство является инновационным процессом, конечная цель которого состоит в непрерывности воспроизводства, связанного с увеличением спроса и удовлетворением меняющихся, постоянно возрастающих потребностей индивидуума или социальной группы, а также общества в целом. Кроме того, предпринимательство представляет собой определённый стиль рыночного хозяйствования, основанный на непрерывном поиске изменений в потребностях конечного потребителя, удовлетворении этой потребности путем организации производства, сбыта, маркетинга, логистики, менеджмента; ориентации на самые лучшие новации, приносящие максимум производительности в каждой из стадий процесса воспроизводства [10, с. 6].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления индивидуально-психологических особенностей предпринимателей нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение индивидуально-психологических особенностей предпринимателей с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе ГУ «Белорусский государственный университет имени Максима Танка». В исследовании приняли 30 предпринимателей в возрасте 30-35 лет. Выборку исследования составили 2 группы: 15 высокоэффективных предпринимателей и 15 среднеэффективных предпринимателей. Критерием разделения предпринимателей на группы явились: факт создания коммерческой организации, ее прибыльность и длительность существования более пяти лет.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существуют различия в индивидуально-психологических особенностях у высокоэффективных и среднеэффективных предпринимателей.
Методики исследования:
1. Методика «Многофакторный личностный опросник 16PF (Р. Кеттелл) [9].
Цель: выявление индивидуально-психологических особенностей взрослых людей. С помощью методики можно выявить эмоциональные, коммуникативные, интеллектуальные свойства, а также свойства саморегуляции, обобщающие информацию человека о самом себе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа литературы по теме исследования установлено, что предпринимательская деятельность определяется как активное взаимодействие человека с окружающей действительностью, в ходе которого личность выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект для удовлетворения своих потребностей. Предпринимательская деятельность характеризуется такими признаками как самостоятельность, инициативность, свобода, рациональность, активность. В основе предпринимательской деятельности лежат принципы потребления и активности. Основными видами делового взаимодействия в деятельности предпринимателей являются конкуренция и партнерство. Предпринимательская деятельность выполняет инновационную, социальную и организаторскую функции. В качестве основных структурообразующих компонентов предпринимательской деятельности выступают: предпринимательские мотивы, предпринимательские цели и психологические ресурсы личности.
На первый план предпринимательства как особого типа профессиональной деятельности, выступает его взаимосвязь с личностью конкретного индивида, потому развитие предпринимательства и характер такого развития напрямую зависят от активности самого субъекта. Для того, чтобы добиться успеха в предпринимательской деятельности, необходимо наличие соответствующих способностей, личностных качеств. Для успешного предпринимателя характерны: активная жизненная позиция, адаптивность, организаторские и лидерские способности, коммуникативные навыки, развитые волевые качества, высокая самооценка и уровень притязаний, креативность, рискованность, ответственность, жизнестойкость, потребность в самореализации и общественном признании, мотивация достижения успеха. Эффективным является предприниматель, который он обладает высокой продуктивностью труда и получает удовлетворение от процесса творчества в предпринимательской деятельности.
В результате эмпирического исследования выявлены индивидуально-психологические особенности предпринимателей. Высокоэффективные предприниматели характеризуются высоким самоконтролем, повышенной социальной смелостью, самодостаточностью, настойчивостью, эмоциональной устойчивостью. Среднеэффективные предприниматели характеризуются повышенной общительностью и высоким интеллектом. Существуют достоверные различия между группами предпринимателей по индивидуально-психологическим качествам. На достоверном уровне для высокоэффективных предпринимателей более характерны такие индивидуально-психологические особенности как: эмоциональная устойчивость, настойчивость, беспечность, смелость, самодостаточность, высокий самоконтроль. Для среднеэффективных предпринимателей более характерны мягкость, мечтательность.
1. Акаева, Н. Ш. Психологическая характеристика коммуникативных свойств личности предпринимателя / Н. Ш. Акаева // Российский психологический журнал. – 2008. – № 4. – С. 71–73.
2. Белова, Е. В. Модель личности успешного предпринимателя среднего бизнеса / Е. В. Белова // Ученые записки университета им. П.Ф.Лесгафта. – 2011. – № 9. – С. 33–37.
3. Витковская, О. И. Социально-психологический портрет предпринимателя / О. И. Витковская // Сибирский психологический журнал. – 2005. - № 2. – С. 23–27.
4. Герасимович, О. В. Теоретические аспекты становления и развития предпринимательской деятельности / О. В. Герасимович // In Situ. – 2017. – № 4. – С. 16–19.
5. Глушенко Е. В. Психология предпринимательства // Психология предпринимательства / Е. В. Глушенко, А. И. Капцов, Ю. В. Тихонравова. – Самара : Бахрах-М, 2007. – С. 495-–520.
6. Дулина, Г. С. Социально-психологические аспекты личностного потенциала предпринимателей : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.05 / Г. С. Дулина. – Ярославль, 2004. – 21 с.
7. Зеер, Э. Ф. Профессионально-личностный потенциал субъекта предпринимательской деятельности / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова // Образование и наука. – 2008. – № 7 (55). – С. 42-49.
8. Кабелькова, А. С. Сущность предпринимательства : теоретический аспект / А. С. Кабельникова // Молодой ученый. – 2016. – № 3. – С. 520– 523.
9. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла : руководство. – СПб.: Речь, 2001. – 169 с.
10. Климова, Е. К. Психологические критерии успешности предпринимательской деятельности : автореф. дис… канд. психол. наук : 19.00.01 / Е. К. Климова. – Калуга, 2004. – 21 с.
11. Колиниченко, И. А. Психология предпринимательства : учебное пособие / И. А. Колиниченко. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010. – 425 с.
12. Мелихова, М. И. Подготовка будущего учителя технологии и предпринимательства к учебно-предпринимательской деятельности : автореф. дис. пед. наук. – Брянск, 2004. – 21 с.
13. Омаров, Э. З. Особенности личностной зрелости успешных и неуспешных предпринимателей : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.05 / Э. З. Омарова. – Тюмень, 2011. – 20 с.
14. Поздняков, В. П. Феноменология предпринимательства // Психология предпринимательства / В. П. Позняков. – Самара : Бахрах-М, 2007. – С. 3–15.
15. Полутова, М. А. Генезис представлений зарубежных исследователей и сущности и характерных признаках феномен предпринимательства / М. А. Полутова // Вестник Забайкальского государственного университета. – 2013. –№ 2. – С. 125-129.
16. Пономарева, М. А. Формирование предпринимательской компетентности у будущих руководителей / М. А. Пономарева // Инновационное развитие экономики : предпринимательство, образование, наука : сб. науч. статей. – Минск, 2013. – С. 300–301.
17. Попова, Н. В. Мотивационно-ценностные характеристики личности в малом, среднем и крупном бизнесе / Н. В. Попова // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2011. – № 2. – С. 195–199.
18. Посохова, А. В. Психологические особенности неконкурентоспособных предпринимателей / А. В. Посохова // Власть. – 2016. – № 2. – С. 129–135.
19. Самаль, Е. В. Особенности профессиональной самоактуализации и профессиональной деятельности современного предпринимателя / Е. В. Самаль, Н. О. Алмазова // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. – 2014. – № 2. – С. 96–102.
20. Семенова, А. Н. Психологические особенности адаптации личности к условиям предпринимательской деятельности : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.13 / А. Н. Семенова. – Тамбов, 2004. – 24 с.
21. Слижевский, А. К. Социально-психологический портрет личности предпринимателя / А. К. Слижевский, А. Н. Слижевская // Инновационная экономика и общество. – 2016. – № 3. – С. 102–107.
22. Тест на самооценку личности Будасси // Основы психологии: Практикум / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д., 2003. – С. 479-480.
23. Титова, О. И. Социально-психологический анализ делового взаимодействия в предпринимательской деятельности / О. И. Титова // Сибирский журнал науки и технологий. – 2006. – № 1. – С. 152–157.
24. Хуснутдинов, Р. Р. Психологические факторы успешности предпринимательской деятельности малого бизнеса : автореф. дис. канд. психол. наук :/ Р. Р. Хуснутдинов. – Казань, 2007. – 19 с.
25. Шейнин, Э. Я. Предпринимательство и бизнес / Э. Я. Шейнин. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2002. – 352 с.