ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
1.1 Взаимодействие с семьей (родителями учащихся современной школы) как социально-педагогическая проблема
1.2 Родители учащихся современной школы как субъект образовательного процесса
1.3 Актуальные формы социально-педагогического взаимодействия с семьей в условиях сетевых взаимодействий
ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОДУКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
2.1 Социально-педагогическая диагностика особенностей взаимоотношений школы и семьи в условиях сетевых взаимодействий
2.2 Организация социально-педагогического взаимодействия с родителями учащихся посредством интернет-ресурсов (содержание, формы, принципы)
2.3 Социально-педагогическая программа продуктивного социально-педагогического взаимодействия с родителями учащихся посредством интернет-ресурсов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что в настоящее время перед современной системой образования стоит задача повышения эффективности социально-педагогического взаимодействия с родителями учащихся. Одним из приоритетных направлений реформирования образовательного процесса в Республике Беларусь является его информатизация. В этой связи происходит активное внедрение информационно-коммуникативных технологий в систему общего школьного образования. В связи с прогрессивным развитием процесса информатизации современного общества информационные технологии становятся одним из основных средств обучения и воспитания.
Проблема широкого применения интернет-ресурсов в сфере образования в последние десятилетия вызывает повышенный интерес в педагогической науке. Большой вклад в изучение процессов информатизации образования и решение проблемы продуктивного взаимодействия педагогов с родителями учащихся посредством использования компьютерных технологий в обучении внесли отечественные ученые: Н. С. Алексанина, В. Н. Аниськин, И. А. Васильева, Ю. Г. Коротенков и др.
За последние десятилетия накоплен значительный теоретический и практический опыт в области применения информационных коммуникационных технологий при организации социально-педагогического взаимодействия школы с родителями учащихся. Анализ отечественных педагогических исследований по проблемам взаимодействия общественного и семейного воспитания показывает, что это взаимодействие в течение ряда десятилетий развивалось преимущественно по пути поиска разнообразных форм пропаганды педагогических знаний.
В настоящее время в педагогической науке и практике разработан, обоснован и экспериментально проверен подход к использованию информационных коммуникационных технологий при решении собственно образовательных задач; получили освещение психолого-педагогические аспекты применения информационных коммуникационных технологий в процессе взаимодействия школы с родителями учащихся (И.А. Васильева Н.К. Катович, В.В. Мартынова и др.) [6; 9; 15].
В ряде исследований показано, что использование интернет-ресурсов способствует повышению эффективности взаимодействия школы с родителями учащихся, обеспечивает эффективную обратную связь в данном процессе [19; 21; 22].
Социально-педагогическая значимость изучаемой проблемы, а также недостаточная ее разработанность в научной и методической литературе обусловило выбор темы настоящего исследования и позволило сформулировать следующие категории научного аппарата.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
1.1 Взаимодействие с семьей (родителями учащихся современной школы) как социально-педагогическая проблема
В педагогической литературе взаимодействие семьи и школы определяется как процесс совместной деятельности по согласованию целей, форм и методов семейного и школьного воспитания. Конечная цель этого взаимодействия сводится к созданию условий для успешной самореализации ребенка, стимулирования его личностного роста, развития мотивации к учебной деятельности, сохранения физического и психического здоровья, полноценной адаптации в социуме [10].
В соответствии с положениями Кодекса Республики Беларусь об образовании, субъектами образовательных отношений являются не только педагоги, но и родители или законные представители [11]. Следовательно, семья и школа в равноценной степени несут ответственность за условия воспитания и развития личности учащихся.
К общим задачам взаимодействия семьи и школы относятся духовно-нравственное и физическое развитие личности учащегося, подготовка к адаптации и самостоятельному функционированию в обществе, овладение базовыми науками, государственными языками; формирование необходимых навыков умственной и физической деятельности, культуры поведения, эстетических чувств, здорового образа жизни, готовности к самостоятельному выбору жизненного пути и др. [11].
Успешная и поэтапная реализация выделенных задач возможна в условиях сохранения открытости и преемственности в семейном и школьном воспитании, на что указывает инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Организация эффективного взаимодействия учреждения общего среднего образования с семьей» [18].
Согласно рекомендациям Министерства образования Республики Беларусь ведущей задачей деятельности учреждений общего среднего образования является разработка и внедрение модели взаимодействия семьи и школы [18]. Структура этой модели представляет собой сочетание пяти направлений деятельности:
- проведение диагностики и изучения семьи;
- осуществление просветительской работы, обучение родителей;
- организация деятельности родительского актива;
- присоединение родителей к воспитательному процессу;
- подготовка учащихся к семейной жизни (Рисунок 1.1.1).
ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОДУКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
2.1 Социально-педагогическая диагностика особенностей взаимоотношений школы и семьи в условиях сетевых взаимодействий
В соответствии с целью и задачами исследования была проведена социально-педагогическая диагностика особенностей взаимоотношений школы и семьи в условиях сетевых взаимодействий.
Выборку составили 90 родителей учащихся. Исследование проходило на базе государственного учреждения образования «Бобровичская средняя школа».
В рамках диагностической работы были разработаны анкеты для родителей. Первая анкета была направлена на выявление информированности родителей о формах взаимодействия школы и семьи посредством интернет-ресурсов, а также выявления образовательных запросов родителей (Приложение А-1).
Вторая анкета «Сотрудничество семьи и школы» (разработанная педагогами М. Зиятовой, В.Лариной) выявляет положительные ожидания родителей от сотрудничества со школой (Приложение А- 2).
Согласно данной методике, при подсчете учитывается только количество положительных ответов. Положительные ответы по пунктам 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9 позволяют оценить, насколько подтвердились ожидания родителей от работы классного руководителя. О заинтересованности родителей в дальнейшем взаимодействии со школой свидетельствуют положительные ответы по пунктам 3,4,7,9. Пункты 5,8,10,11 могут быть показателем активности родителей. Как сигнал тревоги можно рассматривать положительные ответы по пунктам 6,12,13. Они означают, что с данными родителями классный руководитель вел недостаточную педагогическую работу, не сумел своевременно вовлечь их в совместную деятельность.
Обработка данных производилась на основании количественного анализа в специализированной программе «Статистика», качественного анализа и интерпретации полученных данных.
В анкетировании принимали участие родители учащихся. Вопросы, предложенные родителям в анкете, были направлены на выявление их отношения к использованию интернет-ресурсов при организации взаимодействия школы с родителями учащихся.
Результаты анкетирования родителей показали, что у всех опрошенных родителей на мобильном телефоне имеется доступ к сети Интернет. Основная часть родителей (80 человек – 89%) считает, что использование интернет-ресурсов способно повысить эффективность взаимодействия педагога и родителей при обучении и воспитании учащихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Взаимодействие семьи и школы определяется как процесс совместной деятельности по согласованию целей, форм и методов семейного и школьного воспитания. Цель взаимодействия – создание условий для успешной самореализации ребенка, его личностного роста, формирования мотивации к учению, сохранения физического и психического здоровья, социальной адаптации.
Взаимодействие предполагает различные формы (индивидуальные, групповые и коллективные) и методы (лектории, семинары, ознакомление с литературой и другие) обучения родителей для получения ими правовых, педагогических, психологических, медицинских и других знаний.
В современной практике организации взаимодействия школы с родителями учащихся используются следующие инструменты: электронная почта родителей, страница группы в социальной сети, мессенджеры, форум на сайте образовательного учреждения. Это делает общение педагогов и родителей более осмысленным и целенаправленным.
Использование интернет-ресурсов при взаимодействии с родителями усиливает взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями; дает возможность учитывать своеобразие условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания; сочетать индивидуальный подход к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы; поддерживать взаимосвязь разных форм работы с родителями; одновременно влиять на родителей и детей; обеспечивать в работе с родителями определенную последовательность, систему.
В соответствии с целью и задачами исследования была проведена социально-педагогическая диагностика особенностей взаимоотношений школы и семьи в условиях сетевых взаимодействий. Исследование проходило на базе государственного учреждения образования «Бобровичская средняя школа». В анкетировании принимали участие родители учащихся девятых классов. Результаты анкетирования родителей показали, что родители заинтересованы в использовании интернет-ресурсов для организации взаимодействия со школой. Можно констатировать, что посредством интернет-ресурсов можно задействовать большее количество родителей в жизни школы.
Анализ педагогического опыта специалистов ГУО «Бобровичская средняя школа» позволил описать содержание работы по данному направлению. Применяя возможности Интернет-ресурсов, администрация учреждения и педагоги могут предоставить родителям возможность оперативного получения информации о жизни учреждения, увидеть весь анонс проводимых мероприятиях, полезные советы, как педагогической направленности, так и по медицине, организации безопасности жизнедеятельности. Основное содержание работы по организации социально-педагогического взаимодействия с родителями учащихся посредством интернет-ресурсов реализуется посредством сайта учреждения образования. Изучение педагогического опыта классных руководителей по организации социально-педагогического взаимодействия с родителями учащихся посредством интернет-ресурсов, позволило проанализировать содержание данной деятельности посредством социальных сетей и мессенджеров. Задействованным ресурсом стала страница группы в социальной сети «В Контакте».
1. Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии / Под ред. Ф. И. Иващенко. – Минск : Высшая школа, 2013. – 128 с.
2. Алексанина, Н. С. Инновационная деятельность в образовании / Н. С. Алексанина // Мир образования – образование в мире. – 2016. – № 4. – С. 119-124.
3. Аниськин, В. Н. Особенности современной информационнообразовательной среды и проблемы кибернетического обучения / В. Н. Аниськин // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 3. – С. 81-82.
4. Арлова, Г. П. Народная педагогіка як сродак выхавання вучняў: дапаможнік для педагогаў агульнаадукацыйных устаноў і ўстаноў пазашкольнага выхавання і навучання / Г. П. Арлова. – Минск : Нац. ин-т образования, 2009. – 144 с.
5. Арнаутова, Е. П. Педагог и семья. – М. : Изд. дом «Карапуз», 2001. – 264 с.
6. Васильева, И. А. Психологические аспекты применения информационных технологий / И. А. Васильева. – Минск : ТетраСистемс, 2002. – 210 с.
7. Детский сад и семья – рука об руку / Авт.-сост. : А. П. Халипова, И. Ф. Телепнёва. – Мозырь : ООО ИД «Белый Ветер», 2004. — 88 с.
8. Калинова, О. А. Использование средств ИКТ при взаимодействии педагогов и родителей / О. А. Калинова // Молодой ученый. – 2017. – № 15. – С. 82-84.
9. Катович, Н. К. Теоретические основания организации взаимодействия учреждений образования с семьей / Н. К. Катович, Т. П. Елисеева // Выхаванне i дадатковая адукацыя. – 2011. – № 3. – С.13-18.
10. Катович, Н. К. Формы и методы взаимодействия семьи и школы : пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования / Н. К. Катович, Т. П. Елисеева. – Минск : Нац. ин-т образования, 2011. – 208 с.
11. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011. – 400 с.
12. Коротенков, Ю. Г. Информационная образовательная среда основной школы: учебное пособие. – М. : Академия АйТи, 2015. – 152с.
13. Кравченя, Э. М. Информационные и компьютерные технологии в образовании / Э.М. Кравченя. – Минск, 2017 . – Режим доступа : https://rep.bntu.by/bitstream/handle/data/33389/Informacionnye_i_kompyuternye_tekhnologii_v_obrazovanii.pdf?sequence=7 .
14. Круглик, Т. М. Компьютерные технологии в образовании / Т. М. Круглик, А. Ю. Зуенок. – Минск : БГПУ, 2009. – 102 с.
15. Мартынова, В. В. Социально-педагогическая работа семьей: пособие для социальных педагогов учреждений образования / В. В. Мартынова, А.Н. Ходосок. – Минск : НИО, 2010. – 216 с.
16. Недвецкая, М. Н. Подготовка педагогических кадров к организации взаимодействия школы и семьи: Методическое пособие / М. Н. Недвецкая. – М. : Издательство ООО «Франтера», 2007. – 96 с.
17. Организация сотрудничества детского сада и семьи : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного обра-зований / сост. О. Г. Ксёнда. – Мозырь : ООО ИД «Белый Ве¬тер», 2006. – 92 с.
18. Организация эффективного взаимодействия учреждения общего среднего образования с семьей: инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь // Настаўніцкая газета. – 2011. – №1. – С. 89-90.
19. Осипов, Е. Д. Основы педагогического взаимодействия школы и семьи: практикум для студ. пед. специальностей высш. учеб. заведений / Е. Д. Осипов. – Брест : БрГУ, 2007. – 153 с.
20. Педагогика современной школы: Основы педагогики. Дидактика: учеб.-метод. пособие / И. И. Цыркун, А .И. Андарало, Е. Н. Артеменок; под общ. ред. И. И. Цыркуна. – Минск : БГПУ, 2012. – 516 с.
21. Сивашинская, Е. Ф. Педагогические системы и технологии : конспект лекций для студентов педагогических специальностей вузов / Е. Ф. Сивашинская, В. Н. Пунчик; под общ. ред. Е. Ф. Сивашинской. – Минск : Экоперспектива, 2010. – 200 с.
22. Современные информационные технологии в системе научного эксперимента: опыт, проблемы, перспективы : материалы Респ. науч.-метод. конф. (Гродно, 4-5 апр. 2011 г.) / редкол. : Е. А. Ровба (гл. ред.) [и др.]. – Гродно : ГрГУ, 2011. – 107 с.
23. Технологии обучения и воспитания: учеб. метод. пособие / авт. сост. Л. В. Пенкрат [и др].; под ред. Л.В. Пенкрат. – Минск : БГПУ, 2009. – 235 с.
24. Хоменко, И. А. Школа и родители: этапы развития социального партнерства / И. А. Хоменко // Директор школы. – 2007. – № 4. – С. 83–88.
25. Чечет, В. В. Педагогика семейного воспитания: учеб пособие / В. В. Чечет. – Минск : Пачатковая школа, 2007. – 184 с.