ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
1.1 Понятие ценностных ориентаций в психологии в отечественной и зарубежной психологии
1.2 Психологические особенности студентов-психологов
1.3 Особенности ценностных ориентаций студентов-психологов
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
2.1 Характеристика методов и приемов развития ценностных ориентаций у студентов-психологов
2.2 Разработка тренинговой программы по развитию ценностных ориентаций для студентов-психологов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Студенческая молодежь представляет собой активный фактор социальных перемен, существенную современную сила и будущее общества. Потому изучение ценностных ориентации студентов стало актуальным и приобрело особое значение.
Ценностные ориентации являются важнейшими элементами внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, совокупностью его переживаний. Они разграничивают значимое и существенное для данного человека от незначимого. Исходя из этого ценностные ориентации – это различные основания оценок субъектом или группой окружающей действительности.
Значимость ценностных ориентаций особенно возрастает в студенчестве. Современная студенческая молодежь характеризуется отсутствием мировоззренческих основ, размыванием ценностных основ, снижением интереса к общественной культуре, низкой активностью студенческой молодежи в решении социокультурных проблем. Благоприятное нравственное развитие общества невозможно без утверждения общечеловеческих ценностей.
Студенческие годы выступают в качестве периода интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающих влияние на становление личности в целом. Молодые люди стремятся определить дальнейшие цели и жизненные смыслы, согласно которым они будут осуществлять свою жизнедеятельность и выбирать основные средства для реализации планов.
Изучением проблемы ценностных ориентаций занимались многие зарубежные (А. Маслоу М. Рокич, С. Шварц, Э. Шпрангер, В. Франкл) и отечественные (Б.Г. Ананьев, Д.А. Леонтьев, В.А. Ядов) ученые.
В последние годы повышается интерес к изучению ценностных ориентаций у студентов-психологов. В работах Н.А. Буравлевой, Е.Л. Буслаевой, Л.Н. Зыбиной, Э. Петровой, И.Ф. Толкач, Н.А. Поповановой, выявлены ценности студентов вузов различных специальностей. Однако, открытым остается вопрос об особенностях ценностных ориентаций студентов-психологов.
Возрастающий интерес к проблеме ценностных ориентаций студентов-психологов и высокая значимость системы ценностей в развитии личности студенческой молодежи обусловили выбор темы данного исследования.
Цель исследования: разработка тренинговой программы для развития ценностных ориентаций у студентов-психологов.
Объект исследования: личность студента.
Предмет исследования: ценностные ориентации студентов-психологов.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
1.1 Понятие ценностных ориентаций в психологии в отечественной и зарубежной психологии
В современной психологической литературе существует множество определений понятия «ценность». Понятие «ценностные ориентации» в научный оборот ввел известный социолог Т. Парсонс в рамках теории социальных систем. По определению Т. Парсона, ценностные ориентации представляют собой основу интеграции субъектов в общество посредством взаимопроникновения между социальной и личностной системой [18, с. 121].
В зарубежной психологии ценности и ценностные ориентации как основная характеристика личности изучались А. Маслоу, М. Рокичем, С. Шварцем, Э. Шпрангером, В. Франклом и д.
Согласно А. Маслоу, ценность – это избирательная установка, производная от потребностей. Он считал, что ценности и потребности связаны между собой иерархически и эволюционно. К неотъемлемым качественным признакам ценности А. Маслоу относит:
– онтологичность (ценности осмысливаются личностью в процессе оценки людей, общества, идей и пр.);
– антропоцентричность (ценности представляют собой особый человеческий тип значимости предметов и явлений);
– объективность и субъективность (объективность коренится в предметно-практической деятельности субъекта, в структуре культуры, а субъективность ценности определяется предпочтением или отвержением со стороны индивида, личностными качествами и социальными условиями);
– историчность (с изменением общественных отношений происходит переоценка ценностей);
– зависимость от родовых человеческих потребностей (понятие «ценность» может существовать там, где объект, значимый для бытия человека с его потребностями и возможностью их удовлетворения);
– гуманистическая созидательная направленность (ценности определяются не столько от их способности удовлетворять материальные или духовные потребности людей, сколько от их соответствия общественным образцам);
– самодостаточность (ценности сами по себе обладают собственным содержанием, значением, полифункциональностью);
– явно выраженная многозначность (ценность представляет собой систему элементов оценивания по образцу);
– системная, целостная организованность и иерархичность (ценности представляют собой иерархию характеристик положительного и отрицательного значения) [14, с. 87].
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
2.1 Характеристика методов и приемов развития ценностных ориентаций у студентов-психологов
Сегодня многочисленными исследованиями (Г.С. Абрамова, И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.И. Гуткина, Е.Е. Данилова, И.В. Дубровина, В.В. Зацепин, А.М. Прихожан, Н.С. Пряжников, Н.Н. Толстых и др.) доказано, что в психологии требования к личности профессионала особенно высоки, а роль личностных качеств психолога в успешной деятельности, выше, чем в большинстве других профессий класса «человек-человек». Для психолога собственная личность – важный инструмент и исследовательской, и практической работы. «Идет ли речь о психотерапии гуманистического толка или экспериментальном изучении мотивации социального поведения, личностные характеристики психолога обязательно сказываются на результатах и самом способе деятельности». Не случайно анализ личности и личностных качеств психолога – одно из важнейших направлений профессиографического изучения психологии. Особое место в этих исследованиях отводится изучению мотивационно-эмоциональных образований личности психолога. Современные исследования (Т.И. Артемова, Л.Я. Гозман, И.Б. Котова, Е.Б. Лисовская, B.C. Мерлин, Е.Н. Шиянов и др.) доказывают, что сегодня профессиональная деятельность практического психолога наиболее эффективна, если она осуществляется на основе гуманистической парадигмы или личностно-ориентированного подхода, то есть в основе деятельности психолога лежат морально-нравственные принципы, ориентация на высшие общечеловеческие ценности.
Однако не все молодые специалисты способны изменить устоявшимся взглядам на окружающий мир, на свое место в этом мире и выбранную профессию. Таким образом, может наблюдаться противоречие между профессиональной системой ценностей и ценностными ориентациями личности психологов. При этом важно переосмысливание ценностных ориентаций личности и профессионально-социальных установок, связанных с новыми перспективами профессионального роста будущих психологов. В том случае, если ценностные ориентации личности плохо согласуются с профессиональной системой ценностей и этическими нормами психологов, наблюдается серьезный кризис, связанный с разочарованием в профессиональной деятельности, ее деформацией. Все сказанное делает проблему изучения профессиональной системы ценностей психологов и формирования ценностных ориентаций будущих психологов в соответствии с выбранной профессией особо актуальной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ценностные ориентации – это ядро структуры личности, определяющие ее направленность, высший уровень регуляции социальным поведением личности. Основное содержание ценностных ориентаций – убеждения человека, глубокие и постоянные принципы поведения. Являясь субъективными, индивидуализированным отражением в сознании человека ценностей окружающей действительности, пережитые в процессе жизненного опыта, ценностные ориентации ранжируют объекты социальной действительности по их значимости и отличаются не только индивидуальным набором и иерархией ценностей, но и различаются по степени их принятия и освоения. Система принятых и осознанных ценностей динамична и находится в постоянном развитии. Ценности могут различаться по значимости для человека, по потребности человека, по месту в иерархии ценностного сознания, по степени реальности их существования, по содержанию, по цели и средствам их достижения.
Студенчество представляет собой особую социальную категорию, специфическую общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования, когда усваивается роль студента. В этот период наблюдается повышение познавательной мотивации, социальной активности, достаточно гармоничное сочетание интеллектуальной и социальной зрелости. для студентов-психологов характерны следующие индивидуально – психологические особенности: открытость, легкость в общении, эмоциональная устойчивость, склонность к лидерству, невнимательность, жизнерадостность, самоуверенность, беспечность, аккуратность, смелость или даже дерзость, чувствительность, подозрительность, развитое воображение, мечтательность, обидчивость, несамостоятельность, умение подчиняться правилам, напряженность, озабоченность планами.
Структура ценностных ориентаций в студенчестве обусловлена психологическими особенностями и социальной ситуацией развития. Ценностные ориентации позволяют студенту-психологу решать задачи личностного и профессионального самоопределения, принимают участие в формировании профессиональной направленности и идентичности личности, обеспечивают устойчивость жизненной позиции, верность определенным принципам и идеалам. Наличие определенной системы ценностных ориентаций личности является необходимым условием возникновения и формирования зрелых жизненных планов, личного и профессионального самоопределения студенческой молодежи. Специфика системы ценностных ориентаций современных студентов-психологов заключается в индивидуализации ценностных ориентаций, в доминировании прагматических ценностей. Структура ценностных ориентаций студентов-психологов отличается выраженной ориентацией на достижения и личный успех при снижении значимости заботы о благополучии окружающих.
1. Алиева, Б.Ш. Ценностные ориентации личности в современной парадигме развития профессионального образования / Б.Ш. Алиева // Вестник Бурятского гос. университета. – 2017. – Вып. 3. – С. 15-21.
2. Бабина, А.А. Роль ценностных ориентаций в самоактуализации личности: современный аспект / А.А. Бабина, Д.Х. Тимшанова, Н.В. Толстова // Новая наука: проблема и перспективы. – 2016. – № 9-2. – С. 101-102.
3. Близнецова, О.И. Ценностно-смысловая сфера личности студентов как цель воспитания / О.И. Бизнецова, И.П. Шапенкова // Вестник НГПУ. – 2015. – № 2. – С. 152-156.
4. Буравлева, Н.А. Ценностные ориентации студентов / Н.А. Буравлева Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. – № 2. – С. 124-129.
5. Васильева, Т.В. Проблема формирования ценностных ориентаций студентов / Т.В. Васильева // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2014. – № 2. – С. 87-90.
6. Внуков, А.В. Ценностные ориентации личности студента как регуляторы социального поведения / А.В. Внуков // Вестник университета. – 2014. – № 1. – С. 237-239.
7. Григорьева, Н.Г. Проблема формирования ценностей в системе профессионального образования / Н.Г. Григорьева, Н.М. Опарина // Высшее образование сегодня. – 2012. – № 4. – С. 15-19.
8. Далгатов, М.М. Проблема личностных ценностей и ценностных ориентаций в психологических исследованиях / М.М. Далгатов, А.Г. Джамалудинова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. – 2013. – № 3. – С. 18-22.
9. Донцов, А.И., Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов-психологов / А.И. Донцов, Г.М. Белокрылова // Вопросы психологии. 1999. – №2. – С. 128-138
10. Евдокимова, Т. Теоретико-методологические основания изучения ценностных ориентаций / Т. Евдокимова // Вестник РГГУ. – 2018. – № 1. – С. 65-75.
11. Ермакова, Е.С. Личностные особенности студентов вуза как основа формирования профессионально важных качеств специалистов / Е.С. Ермакова // Вестник Ленинградского гос. университета им. А.С. Пушкина. – 2016. – № 4-1. – С. 131-141.
12. Забегалина, С.В. Формирование ценностных ориентаций и идеалов личности / С.В. Забегалина // Актуальные проблемы психологического знания. – 2016. – № 1. – С. 22-28.
13. Зотова, Л.Э. Взаимосвязь терминальных ценностей студентов-психологов с характеристиками учебной деятельности / Л.Э. Зотова // Вестник МГОУ. – 2014. – № 2. – С. 69-77.
14. Зыбина, Л.Н. Ценностные ориентации студентов в период обучения в вузе / Л.Н. Зыбина // Философия образования. – 2015. – № 1. – С. 75-84.
15. Килинская, Н.В. К вопросу о становлении личностных особенностей студентов-психологов в процессе профессионального образования / Н.В. Килинская. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 82-85.
16. Кобзев, Р.А. Жизненные принципы и ценностные ориентации студентов с разным уровнем интеллекта / Р.А. Кобзев // Инновационные образовательные технологии. – 2012. – № 4 (32). – С. 42-46.
17. Кравцова, Е.Е. Личностные факторы профессиональной успешности и неуспешности психологов-консультантов / Культурно-исторический подход и проблемы творчества / Под ред. Е.Е. Кравцовой, В.Ф. Спиридонова – М., 2003. – 243 с.
18. Лавринович, Т.М. Особенности ценностно-мотивационной сферы личности будущих психологов на разных этапах процесса их профессионализации / Т.М. Лавринович // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. – 2014. – № 4. – С. 27–36.
19. Миронова, А.В. Личностные особенности студентов как субъектов профессионального саморазвития / А.В. Миронова // Известия Тульского гос. ун-та. – 2013. – № 1. – С. 378-383.
20. Михалко, Н.Н. Психологические особенности личности студента / Н.Н. Михайлко // Современные проблемы права, экономики и управления. – 2016. – № 1. – С. 229-233.
21. Нагоева, Л.Х. Ценностные ориентации: понятие и феномен / Л.Х. Нагоева // Новые технологии. – 2011. – № 4. – С. 76-79.
22. Попованова, Н.А. Условия формирования ценностных ориентаций бакалавров педагогического вуза / Н.А. Попованова // Ярославский педагогический вестник. – 2018 . – № 2. – С. 32-38.
23. Романов, Р.В. Особенности мотивационно-ценностной сферы личности в юношеском возрасте (17–19 лет) / Р.В. Романов, Л.В. Лежнина // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2015. – № 4 (5). – С. 126-129.
24. Сокальский, Э.А. Юность – время пробы творческих сил и стартов в будущее / Э.А. Сокальский // Педагогика и психология образования. – 2013. – № 2. – С. 97-105.
25. Строй, Г.В. Формирование системы ценностных ориентаций будущих практических психологов в процессе обучения: Автореф. … дис. канд. псих. наук. – Ставрополь, 2004.
26. Толкач, И.Ф. Ценностные ориентации современных студентов / И.Ф. Толкач // Переработка и управление качеством сельскохозяйственной продукции: сборник статей научно-практической конференции. – Минск: БГАТУ, 2017. – С. 476-478.
27. Хлудеева, И.В. Влияние ценностных ориентаций на развитие личности / И.В. Хлудеева // Вестник Кемеровского гос. ун-а. – 2012. – № 20. – С. 178-182.
28. Шипицина, Н.Е. Ценностные ориентации в личностном развитии студенчества как педагогическая проблема / Н.Е. Шипицина, Г.М. Петренко // Человек. Спорт. Медицина. – 2006. – № 3 (58). – С. 66-67.
29. Шнейдер, О.В. Особенности юношеского возраста / О.В. Шнейдер // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 3–7. – С. 52-53.