ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ САМООЦЕНКИ И САМОРАСКРЫТИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1 Изучение самооценки в зарубежной и отечественной психологии
1.2 Самораскрытие как социально-психологический феномен
1.3 Самооценка как фактор самораскрытия личности
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И САМОРАСКРЫТИЯ ЛИЧНОСТИ
2.1 Организация исследования
2.2 Изучение взаимосвязи самооценки и самораскрытия личности
2.3 Интерпретация результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Для современного общества характерны урбанизация, компьютеризация, развитие и внедрение технических средств массовых коммуникаций, что способствует трансформации сферы межличностных отношений и отражается на характере самораскрытия. Наблюдается увеличение количественной стороны контактов с одновременным уменьшением их глубины, усложнение условий непосредственного общения, а также увеличение доли опосредованности в коммуникативном поведении субъекта. Сокращение личного пространства, накопление отрицательных эмоций, рост психической напряженности тоже способствуют изменению структуры самораскрытия личности.
Необходимость изучения самораскрытия и самооценки связано с тем, что в настоящее время человеку важно уметь получать удовлетворение от непосредственного общения и сохранять свой внутренний мир. Для того, чтобы раскрыть свои чувства, человек должен научиться рефлексировать и опознавать разные эмоции, а также научиться тому, как выражать их, соблюдая культурные традиции того общества, к которому он принадлежит. Самораскрытие выполняет ряд важных функций для личности – оно укрепляет психическое здоровье, стимулирует личностный рост, способствует развитию самосознания. Потому исследование закономерностей самораскрытия будет способствовать изучению механизмов личностного роста.
Многие люди, в силу различных причин (гендерные стереотипы, воспитание и пр.), скрывают от окружающих свои переживания, либо испытывают затруднения в их вербализации. Знания специфики самораскрытия-эмоций человеком в семейной, дружеской и деловых сферах общения, позволят помочь психологам обучить людей способам адекватного эмоционального самораскрытия, навыкам саморегуляции этого процесса, чтобы сохранить гармонию внешнего и внутреннего мира личности, и быть успешным в межличностном взаимодействии.
Снижать успешность межличностного взаимодействия может низкая самооценка личности. Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои возможности и способности с задачами и требованиями общества. Именно самооценка определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности, выполняет функции мобилизации собственных сил, реализации скрытых возможностей, личностного потенциала. От самооценки зависят взаимоотношения индивида с окружающими людьми, его критичность и требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, желание раскрыться в процессе общения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ САМООЦЕНКИ И САМОРАСКРЫТИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1 Изучение самооценки в зарубежной и отечественной психологии
В зарубежной и отечественной психологии существуют разные подходы к изучению самооценки. В отечественной психологии самооценка рассматривается как центральное личностное образование, которое формируется еще в раннем возрасте под влиянием социальной ситуации развития и значимых других людей. Во многих исследованиях самооценка рассматривается как важнейший компонент самосознания, показатель отношения к себе и продукт отражения самоотношения, которое интегрировано с ней в образе-Я [1; 3].
Исследователи Г.К. Велицкас и Ю.Б. Гиппенрейтер самооценку рассматривают в качестве продукта отражения индивидов информации о себе в соотношении с конкретными ценностями и эталонами, что существует в единстве осознаваемого и неосознаваемого, аффективного и когнитивного, общего и частного, реального и демонстрируемого компонентов [7, с. 45].
Самооценку в качестве важного компоненты самосознания рассматривал Б.Г. Ананьев, согласно которому самооценка представляет собой оценку личностью самой себя, своих возможностей, личностных качеств, образа-Я среди окружающих людей. Самооценка рассматривается в качестве фундаментального образования личности, которое определяет ее активность, отношение к самому себе и другим людям [3, с. 171]. Согласно Л.С. Выготскому, «самооценка – это обобщенное, устойчивое, внеситуативное и дифференцированное отношение ребенка к себе, которое вбирает в себя опыт его деятельности, общение с окружающими людьми» [19, с. 224].
Самооценка является сложным интегративным элементом самосознания, объединяющим самопознание и самоотношение. И.С. Кон рассматривает самосознание как социальную установку и отождествляет его с образом Я. По мнению И.С. Кона, самосознание включает три компонента:
– когнитивный, который предполагает знание себя, представление о своих характеристиках;
– аффективный, отражающий оценку этих характеристик, и включает самоуважение и самолюбие;
– поведенческий, включающий действенное отношение к себе, как результат когнитивного и аффективного компонентов, готовность к действиям в отношении самого себя [14, с. 128].
Выводы по первой главе
Проведенный теоретический анализ литературы по проблеме исследования позволяет сделать следующие выводы:
1. Зарубежные психологи рассматривают самооценку в качестве механизма, который обеспечивает согласованность притязаний личности по отношению к самой себе и выдвижение требования к внешним факторам, в качестве функции целостности личности и взаимосвязан с аффективно-потребностной сферой человека. Отечественными психологами самооценка рассматривается как компонент самосознания, то есть оценка личностью самой себя, физических возможностей, умственных способностей, мотивации, целеполагания, отношения к окружающему миру, к окружающим людям и самой себе. В механизме становления самооценки особое место занимает рефлексия, позволяющая индивиду наблюдать за собственными проявлениями, различными элементами «Я».
2. Феномен самопредъявления обладает всепроникающим характером в сфере межличностного взаимодействия и связан со многими потребностями и жизненными целями людей. Самораскрытие представляет собой сложный и многоплановый процесс сообщения информации о себе другим людям, сознательное и добровольное открытие другому своего «Я», выражения личности в общении. Эмоционально самораскрытие предполагает вербальное сообщение личности об эмоциональных явлениях своей жизни. На характер самораскрытия личности оказывают влияние многие факторы – ситуативные, социально-демографические и индивидуально-психологические.
3. Одним из факторов самораскрытия личности выступает самооценка. Самооценка и самораскрытие личности – это неразрывно связанные, тесно взаимопроникающие процессы. Самооценки, проходя «внутренний фильтр», становятся содержанием процесса самораскрытия. Самораскрытие, в свою очередь, служит механизмом самореализации и способствует самопознанию личности, формированию самооценки. Самооценка способствует наиболее полной самореализации личности, определяет её успешность в различных сферах жизнедеятельности, в том числе и в межличностном взаимодействии, где происходит самораскрытие личности.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И САМОРАСКРЫТИЯ ЛИЧНОСТИ
2.1 Организация исследования
С целью выявления взаимосвязи самооценки и самораскрытия личности нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление взаимосвязи самооценки и самораскрытия личности с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
В исследовании прияли участие 30 студентов заочного отделения ГУ «Белорусский государственный университет имени Максима Танка» в возрасте 30-40 лет.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существует статистически значимая связь между самооценкой и самораскрытием личности.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Тест на самооценку Будасси [21].
Цель: изучение уровня и адекватности самооценки личности. Под самооценкой понимается соотношение Я-реального и Я-идеального. Представления индивида о самом себе представляются ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или на субъективном мнении.
С помощью методики можно выявить неосознанные бессознательные аспекты «образа Я». В предложенной методике исследования самооценки ее уровень и адекватность определяются как отношение между «Я идеальным» и «Я реальным». С помощью методики можно выявить уровень и характер самооценки: высокая неадекватная, высокая адекватная, средняя адекватная, низкая адекватная, низкая неадекватная.
Испытуемым предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих идеальную личность в преставлении испытуемого.
Вывод по второй главе
Проведенное эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и уровня самораскрытия личности позволяет сделать следующие выводы:
1. Большинство взрослых людей обладают средней адекватной самооценкой. Они адекватно оценивают свои достоинства и недостатки, способны видеть в себе причины своих неудач. Они способны верно соотносить свои силы с поставленными перед ним задачами, возможностями решить проблемы разной сложности. Для них характерно умение ставить реально достижимые цели, осуществлять реалистичную оценку текущих ситуаций и свою роли в них, взаимоотношения с окружающими.
2. Эмоциональное самораскрытие личности у взрослых людей выражено преимущественно на высоком уровне. При этом, более выражены такие его характеристики, как: потенциальное эмоциональное самораскрытие личности, функции эмоционального раскрытия, семейные традиции. Умеренно выражены такие характеристики эмоционального раскрытия, как эмоциональность, реальное эмоциональное самораскрытие, выбор партнера, искренность. Менее всего у взрослых людей выражен языковые трудности.
3. В результате корреляционного анализа нами выявлены взаимосвязи между самооценкой и самораскрытием личности у взрослых людей. Выявлена прямая связь между уровнем самооценки и потенциальным эмоциональным самораскрытием, реальным эмоциональным самораскрытием и функциями эмоционального самораскрытия. Обнаружена обратная связь между уровнем самооценки и языковыми трудностями. Так, с помощью методов математической статистики удалось установить наличие статистически значимой связи между самооценкой и самораскрытием личности (р≤0,05). Выявлена значимая прямая связь между уровнем самооценки и потенциальным эмоциональным самораскрытием; значимая прямая связь между уровнем самооценки и реальным эмоциональным самораскрытием; значимая прямая связь между уровнем самооценки и функциями эмоционального самораскрытия; значимая обратная связь между уровнем самооценки и языковыми трудностями. Гипотеза исследования о том, что существует статистически значимая связь между самооценкой и самораскрытием личности, подтвердилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате теоретического анализа литературы по теме исследования установлено, что зарубежные психологи рассматривают самооценку в качестве механизма, который обеспечивает согласованность притязаний личности по отношению к самой себе и выдвижение требования к внешним факторам, в качестве функции целостности личности и взаимосвязан с аффективно-потребностной сферой человека. Отечественными психологами самооценка рассматривается как компонент самосознания, то есть оценка личностью самой себя, физических возможностей, умственных способностей, мотивации, целеполагания, отношения к окружающему миру, к окружающим людям и самой себе. В механизме становления самооценки особое место занимает рефлексия, позволяющая индивиду наблюдать за собственными проявлениями, различными элементами «Я».
Феномен самопредъявления обладает всепроникающим характером в сфере межличностного взаимодействия и связан со многими потребностями и жизненными целями людей. Самораскрытие представляет собой сложный и многоплановый процесс сообщения информации о себе другим людям, сознательное и добровольное открытие другому своего «Я», выражения личности в общении. Эмоционально самораскрытие предполагает вербальное сообщение личности об эмоциональных явлениях своей жизни. На характер самораскрытия личности оказывают влияние многие факторы – ситуативные, социально-демографические и индивидуально-психологические.
Одним из факторов самораскрытия личности выступает самооценка. Самооценка самораскрытие личности – это неразрывно связанные, тесно взаимопроникающие процессы. Самооценки, проходя «внутренний фильтр», становятся содержанием процесса самораскрытия. Самораскрытие, в свою очередь, служит механизмом самореализации и способствует самопознанию личности, формированию самооценки. Самооценка способствует наиболее полной самореализации личности, определяет её успешность в различных сферах жизнедеятельности, в том числе и в межличностном взаимодействии, где происходит самораскрытие личности.
Проведенное эмпирическое исследование позволило установить, что большинство взрослых людей обладают средней адекватной самооценкой. Они адекватно оценивают свои достоинства и недостатки, способны видеть в себе причины своих неудач. Они способны верно соотносить свои силы с поставленными перед ним задачами, возможностями решить проблемы разной сложности. Для них характерно умение ставить реально достижимые цели, осуществлять реалистичную оценку текущих ситуаций и свою роли в них, взаимоотношения с окружающими.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. – М. : Юрайт, 2010. – 563 с.
2. Амяга, Н. В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении / Н. В. Амяга // Личность. Общение. Групповые процессы. – М. : ИНИОН, 1991. – С. 37-74.
3. Ананьев, Б. Г. Проблемы возрастной психологии / Б. Г. Ананьев. – М. : ДиректМедиа Паблишинг, 2008. – 462 с.
4. Андронова, Е. И. Проблема компонентов, характеристики и основных типов самосознания в психологии / Е. И. Андронова // Вестник Томского гос. университета. – 2007. – № 305. – С. 149–153.
5. Бернс Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания: хрестоматия / Под ред. Д. Я. Райгородский. – Самара : Бахрах-М, 2003. – С. 333–393.
6. Бирюкевич, Е. А. Показатели качественного анализа самооценки учащихся на границе младшего школьного и подросткового возрастов / Е. А. Бирюкевич, Е. Е. Марченко // Психология обучения. – 2012. – № 4. – С. 49–65.
7. Велицкас, Г. К. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей / Г. Е. Велицкас, Ю. Б. Гиппенрейтер // Вопросы психологии. – 1989. – № 1. – С. 45–54.
8. Гайфулин, А. В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки / А. В. Гайфулин // Вестник Томского гос. пед. ун-та. – 2009. – № 1. – С. 73–75.
9. Гоффман, Э. Представление себя другим // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. / Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. – М. : МГУ, 1984. – С.188-196.
10. Зинченко, Е. В. Самораскрытие и его обусловленность социально-психологическими и личностными факторами: автореф. дис. канд. психол. наук / Е. В. Зинченко. – Ростов-на-Дону, 2000. – 27 с.
11. Зинченко, Е. В. Самораскрытие и психическое здоровье личности / Е. В. Зинченко // Известия Южного федерального университета. – 2005. – № 2. – С. 11-12.
12. Зинченко, Е. В. Самораскрытие как социально-психологический феномен / Е. В. Зинченко // Прикладная психология. – 1998. – № 5. – C. 59-69.
13. Коваленко, В. А. Генезис самооценки личности как психологический феномен / В. А. Коваленко // Вестник Адыгейск. гос. ун-а. – 2011. – № 3. – С. 1–5.
14. Кон, И. С. В поисках себя : Личность и ее самосознание / И. С. Кон. – СПб. : Питер, 2002. – 465 с.
15. Кузьмина, Е. И. Соотношение самооценки, уровня притязаний и ценностных ориентаций личности / Е.И. Кузьмина // Известия Саратовского университета. – 2018. – Вып. 1. – С. 30–43.
16. Никитин, Е. П. Феномен человеческого самоутверждения / Е. П. Никитин, Н.Е. Харламенкова. – Санкт-Петербург : Алетейя, 2000. – 224 с.
17. Перепелица, Н. А. Самораскрытие взрослых людей и его связь с Я-концепцией: автореф. дис. канд. психол. наук / Н. А. Перепелица. – М., 2003. – 26 с.
18. Пикулева, О. А. Теоретические подходы к пониманию самопрезентации личности через призму осознанности-неосознанности процесса / О. А. Пикулева // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2013. – № 2. – С. 158-172.
19. Сидоров, К. Р. Самооценка в психологии / К. Р. Сидоров // Мир психологии. – 2006. – № 2. – С. 224–234.
20. Тепина, М. Н. Эмоциональное самораскрытие личности в адрес разных партнеров по общению : автореф. дис. канд. психол. наук / М. Н. Тепина. – М., 2008. – 26 с.
21. Тест на самооценку личности Будасси // Основы психологии: Практикум / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д., 2003. – С. 479–480.
22. Шкуратова И. П. Самораскрытие // Психология общения. Энциклопедический словарь. / Под общей ред. А. А. Бодалева. – М. : Изд-во «Когито-Центр», 2011. – С. 139-140.
23. Шкуратова, И. П. Самопредъявление личности в общении: монография / И. П. Шкуратова. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009. – 192 с.
24. Jourard, S. M. The transparent self / S.M. Jourard. – New York : Van Nostrand Reinhold, 1971.
25. Derlega, V. J. Self-Discljsure and Intimacy and Close Relationscips // Communication, Intimacy and Close Relationscips. – N.Y., 1984. – P.1-9.