Введение
Словарь основных понятий
1. Теоретические основы выгорания среднего медицинского персонала больницы сестринского ухода
1.1 Характеристика понятия «эмоциональное выгорание» в научных исследованиях
1.2 Особенности работы больниц сестринского ухода
1.3 Значение среднего медицинского персонала больницы сестринского ухода
2. Эмпирическое исследование изучения эмоционального выгорания у среднего медицинского персонала больницы сестринского ухода
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ полученных результатов
2.3 Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания у среднего медицинского персонала больницы сестринского ухода
Заключение
Список использованных литературных источников
Введение
Актуальность. Исследователи отметили, что у людей, которым необходима постоянная коммуникативная деятельность с окружающими, отмечается эмоциональное истощение. Как правило, у них теряется интерес к своему роду деятельности, они начинают безответственно относиться к выполнению работы, могут вступать в конфликт с коллегами. Так же по мере нарастания эмоционального истощения, у таких людей появлялись болезни, которые связаны с нервной системой. Авторы отметили, что такие серьезные перемены в состоянии человека напрямую связаны с профессиональным стрессом. Чуть позже такое состояние получило название как «выгорание».
Понятие «эмоциональное выгорание» в научной литературе обозначает эмоциональное истощение человека, заметное снижение личностных достижений, который проявляется, как правило, у тех специалистов, где людям необходимо оказывать помощь окружающим.
Необходимость сохранения психологического здоровья специалистов сестринского ухода связана с повышенными требованиями и важной роли в психологическом и физическом комфорте пациентов учреждения здравоохранения. Эмоциональное напряжение среди среднего медицинского персонала возрастает из-за большого количества рабочей перегрузки, минимумом свободного времени, сложные ситуации.
Чрезмерная эмоциональная нагрузка, необходимость постоянного скрывания собственных чувств, приводит к накоплению отрицательных эмоций у человека и в итоге специалист среднего медицинского персонала больше не в силах противостоять внешним воздействиям и происходит эмоциональный срыв, что приводит к эмоциональному выгоранию.
Поэтому оказание своевременной помощи медицинским сестрам и снижение факторов риска эмоционального выгорания довольно актуальная проблема на сегодняшний день.
1. Теоретические основы выгорания среднего медицинского персонала больницы сестринского ухода
1.1 Характеристика понятия «эмоциональное выгорание» в научных исследованиях
Научное и практическое изучение эмоционального выгорания вызвано тем, что этот синдром проявляется как непосредственная и возрастающая проблема, связанная с психическим состоянием работника, эффективностью их труда и стабильностью того учреждения, в котором он работает.
Синдром эмоционального выгорания – это стрессовая реакция на рабочую нагрузку специалиста, которая негативно и продолжительно сохраняется в психологическом состоянии человека. Она возникает вследствие продолжительных профессиональных стрессов, состоящая из психологических, поведенческих и психофизиологических компонентов. В научной литературе термин «синдром эмоционального выгорания» используется в качестве синонима как термин «синдром психического выгорания» [2].
Изначально, работы по исследованию эмоционального выгорания появились в 70-е годы в США. Первым основателем раскрытия выгорания стал американский психиатр Х. Дж. Фрейденбергер, который работал в службе по оказанию медицинской помощи. Он описал этот синдром и присвоил ему термин «burnout», характеризующее психологическое состояние здоровых людей, которые находятся постоянном и тесном общении с клиентами в психологически и эмоционально напряженной обстановке при оказании профессиональной помощи. Другой основоположник идеи эмоционального выгорания была К. Маслач. Она определила это понятие как синдром эмоционального и физического истощения и снижения личностных достижений, который может проявляться у специалистов, занимающихся определенными видами помогающих профессий. Изначально, синдром эмоционального выгорания определялся как состояние обессиленности, чувствуя ненадобность в своей деятельности. Немного погодя, определение данного синдрома существенно расширилось за счет психосоматического компонента. Ученые убежденно соотносили синдром эмоционального выгорания к состоянию предболезни [10].
Г. Селье, по своей концепции стресса, определяет профессиональное выгорание под термином – дистресс. Это третья стадия адаптационного синдрома – стадия истощения.
2. Эмпирическое исследование изучения эмоционального выгорания у среднего медицинского персонала больницы сестринского ухода
2.1 Организация и методы исследования
В рамках подтверждения или опровержения гипотезы нашего исследования о том, что синдром эмоционального выгорания среди среднего медицинского персонала формируется довольно активно в профессиональной деятельности нами организовано исследование на базе УЗ «Лемешевичская участковая больница» (отделение сестринского ухода).
Цель – изучить уровень эмоционального выгорания у среднего медицинского персонала больницы сестринского ухода.
Задачи:
1. Организовать педагогическое исследование и описать полученные данные констатирующего этапа исследования;
2. Разработать рекомендации по профилактике эмоционального выгорания у среднего медицинского персонала больницы сестринского ухода.
В исследовании принимало участие 15 специалистов среднего медицинского персонала больницы сестринского ухода:
1. Работники среднего медицинского персонала больницы сестринского ухода – 5 человек;
2. Бывшие работники среднего медицинского персонала больницы сестринского ухода – 5 человек;
3. Медицинский персонал центральной районной больницы – 5 человек.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, классификация, синтез, обобщение, математическая обработка данных.
Методики исследования: методика диагностики профессионального выгорания. Адаптация Н.Е. Водопьяновой. Авторы: К. Маслач, С. Джексон, методика Д. Фонтана «Шкала профессионального стресса», методика «Шкала депрессии Бека».
Опишем методики исследования:
Методика «Диагностика профессионального выгорания» (К. Маслач, С. Джексон).
Цель методики – изучение степени эмоционального выгорания в профессиях, где работают «человек-человек».
Заключение
Таким образом, изучив научную литературу можно сделать следующие выводы:
Понятие «эмоциональное выгорание» - это стрессовая реакция специалиста, которая отрицательно сказывается на человеке и довольно долго может сохраняться у него. Она появляется в результате длительного профессионального стресса и состоит их психологического, поведенческого и психофизиологического компонента. Синдром эмоционального выгорания появляется в результате длительного стресса в трудовой деятельности из-за которой происходит профессиональное выгорание. Понятие профессиональное выгорание обозначает постепенно развивающееся недовольство самим собой у человека, появляется недовольство личными успехами, возникает безразличие к происходящему, отмечается пессимизм в характере, исчезает ценность своей трудовой деятельности и желание ее продолжать. Эмоциональное выгорание включает в себя эмоциональное истощение человека, появление негативного, недовольство профессиональной деятельностью.
Отличительными признаками появления синдрома эмоционального выгорания можно назвать следующие: присутствие у человека психологических, соматических симптомов, а также социальная и психологическая дезадаптация. При эмоциональном выгорании у человека отмечаются следующие признаки: заниженная самооценка, тревожность, депрессивность, различного рода зависимости, негативное отношение к окружающим, раздражительность, нарушение сна, рассеянность, утомляемость, постоянное чувство тревоги и другое. Выделяют три типа личности с синдромом эмоционального выгорания: «педантичная», «демонстративная», «эмотивная».
В рамках подтверждения или опровержения гипотезы нашего исследования о том, что синдром эмоционального выгорания среди среднего медицинского персонала формируется довольно активно в профессиональной деятельности нами организовано исследование на базе УЗ «Лемешевичская участковая больница» (отделение сестринского ухода). В исследовании принимало участие 15 специалистов среднего медицинского персонала больницы сестринского ухода: работники среднего медицинского персонала больницы сестринского ухода – 5 человек; бывшие работники среднего медицинского персонала больницы сестринского ухода – 5 человек; медицинский персонал центральной районной больницы – 5 человек.
1. Акимова, А.Р. Практикум по психологии стресса [Текст] / А.Р. Акимова. − Ульяновск: Зебра, 2015. − 126 с.
2. Ананьев, В.А. Практикум по психологии здоровья: методическое пособие по первичной специфической и неспецифической профилактике [Текст] / В.А. Ананьев. − СПб.: Речь, 2012. − 320 с.
3. Бодров, В.А. Профессиональное утомление. Фундаментальные и прикладные проблемы [Текст] / В.А. Бодров. − М.: Институт психологии РАН, 2013. − 560 c.
4. Бодров, В.А. Современные представления о чувстве усталости в профессиональной деятельности [Текст] / В.А. Бодров // Психологический журнал. −2012. − № 2. − С. 23–34.
5. Бойко, В.В. Психоэнергетика [Текст] / В.В. Бойко. − СПб.: Питер, 2008. – 416 с.
6. Борисова, М.В. Основные направления профилактики и коррекции профессионального выгорания [Текст] / М.В. Борисова / Ярославский педагогический вестник. 2011. – Т. 2. – № 2. – С. 212–215.
7. Водопьянова ре Н.Е. Психодиагностика ре стресса: Питер; ре СПб.; 2009. – 147 с.
8. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. [Текст] / Н.Е. Водопьянова. − СПб.: Питер, 2008. − 336 с.
9. Грабе, М. Синдром выгорания – болезнь нашего времени. Почему люди выгорают и что можно против этого предпринять [Текст] / пер. с нем. М. Грабе. СПб.: Речь, 2010. – 96 с.
10. Долгова, В.И. Формирование эмоциональной устойчивости личности: монография [Текст] / В.И. Долгова, Санкт-Петербург. РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – 167 с.
11. Долгова, В.И. Эмоциональная устойчивость как ключевая компетенция [Текст] / В.И. Долгова, Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2010. – 183 с.
12. Изард, И. Психология эмоций [Текст] / пер. с английского А. Татлыбаева, В. Мисник, СПб.: Питер, 2010. – 464 с.
13. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин, СПб.: Питер, 2011. – 784 с.
14. Каменская, О.В. Синдром профессионального выгорания [Текст] / О.В. Каменская // Служба кадров и персонал. – 2012. – № 8. – С. 45–47.
15. Киселева, Н.В. Коррекция стратегий преодоления кризисов профессионального становления личности / Н.В. Киселева // Дошкольная педагогика. – 2013. – № 5. – С. 58 – 62.
16. Колдубовская, Т.Б. Особенности проявления признаков эмоционального выгорания у врачей / Т.Б. Колдубовская // Вопросы психологии. – 2014. – № 2. – С. 75 – 80.
17. Котова, Е.В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания: учебное пособие [Текст] / Е.В. Котова // Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013. – 76 с.
18. Лисняк, М.А. Эмоциональное выгорание преподавателей медицинского вуза: проблема и пути ее решения [Текст] / М.А. Лисняк // Сибирское медицинское обозрение. – 2014. – № 6 (90). – С. 101-105.
19. Лукашевич, Н.П. Психология труда [Текст]: учеб. пособие. 2-е изд., доп. и перераб / Н.П. Лукашевич, К.: МАУП. – 2011. – 112 с.
20. Марищук, В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса [Текст] / В.Л. Марищук, СПб.: Изд-во «Сентябрь», 2011. – 260 с.
21. Моделина, В.В. Модель психологической помощи при эмоциональном выгорании [Текст] / В.В. Моделина // Международный научноисследовательский журнал. 2015. – № 9–4 (40). – С. 90–92.
22. Немов, Р.С. Психология [Текст]: чебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн-х. Кн. 1 / Р.С. Немов, М.: Просвещение, 2014. – 512 с.
23. Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение» [Текст] / под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2011. – 174 с.
24. Орел, В.Е. Синдром психического выгорания: мифы и реальность [Текст] / В.Е. Орел, Харьков: Гуманитарный центр, 2014. – 294 с.
25. Реан, А.А. Психология адаптации личности [Текст] / А.А. Реан, СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2013. – 369 с.
26. Робертс ре Г. А. ре Профилактика выгорания// ре Обзор современной ре психиатрии. – ре 2008. - № 1. – с. ре 39-46.
27. Сайдутова, З.С. Эмоциональное выгорание у представителей помогающих профессий [Текст] / З.С. Сайдутов // В сборнике: Перспективы развития психологической науки и образования третьего тысячелетия Материалы III Международной научно-практической конференции. СПб., 2015. – С. 59–69.
28. Синюкова, Е.М. Синдром эмоционального выгорания личности: его сущность и детерминанты [Текст] / Е.М. Синюкова // Парадигма познания. – 2014. – №2. – С. 150–155.
29. Сыманюк, Э. Противодействие профессиональным деформациям / Э. Сыманюк // Народное образование. – 2010. – № 9. – С. 265 – 269.
30. Щербатых, Ю.В. Стресс и счастье на одну букву [Текст] / Ю.В. Щербатых. –Ростов н/Д. : Феникс, 2010. – 112 с.