ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие «доверие» и подходы к нему
2. Основные методы исследования доверия
3. Анализ современных публикаций на тему «доверие»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется тем фактом, что изучение природы доверия представляет большой научный и практический интерес. Доверие человека к некоторым явлениям, поступкам, событиям зависит, с одной стороны, от его субъективных представлений о честности, искренности и корректности, а с другой – от сформировавшихся в обществе стереотипов, структуры социально-экономических ценностей.
Научное развитие этой проблемы, находящейся на стыке ряда отраслей знаний – экономики, социологии, психологии значительно отстает от уровня исследований в рамках каждой научной дисциплины как таковой и от требований, предъявляемых современными процессами социально-экономического развития. Чрезвычайно важно изучать источники доверия к трансформации организаций, его измерение, оценку и прогнозирование.
Современная социально-экономическая реальность все больше требует от человека специальных психологических навыков, компетенций и сил, которые позволят ему осознать собственную траекторию развития. Поэтому изучение проблем индивидуального развития личности, личностных ресурсов и потенциалов, особенностей самореализации становится все более актуальным как в общественной дискуссии, так и в научной среде.
Доверие к себе как в одной из важнейших координат человека уже подчеркивали представители гуманистического направления А. Маслоу, К. Роджерс, которые считали, что психически здоровый человек обладает способностью к самораскрытию, способностью доверять хотя бы одному близкому человеку.
Феномен доверия к себе – это рефлексивная субъективная формация, которая ассоциируется с такими внутренними личностными образованиями, как уверенность в себе, самообеспечение, самоуважение, самопознание, лидерство, интернальность в области достижений, но она им непонятна, так же как и характеристики самореализующейся личности не сводятся к самому процессу самореализации.
Параметрами опоры на собственные силы являются такие характеристики, как осознание человеком своих потребностей, желаний, интересов и собственных возможностей, а также корреляция потребностей со способностями с содержанием собственных ценностей и смыслов.
Живя в современном обществе, развиваясь, подрастая, люди неизбежно думают о мире, об окружающих людях, об обществе и о самих себе. Люди неизбежно думают о том, как они могут быть включены в систему «мир-человек», оставаясь открытыми для окружающей действительности. Люди неизбежно пытаются определить точки соприкосновения с миром и людьми, пытаются понять, можем ли мы доверять миру, людям, себе.
В последнее время значительно возрос интерес к вопросу доверия – предмету изучения различных социальных и гуманитарных наук.
1. Понятие «доверие» и подходы к нему
С философской и социологической точки зрения проблему доверия можно рассматривать как процесс формирования различных социальных групп с характерным для них групповым восприятием честности, порядочности, ответственности; понимания справедливости, адекватности процессов и явлений существующим представлениям о правильности происходящего, соответствии устремлений и представлений результатам приложенных усилий.
Существуют основные характеристики доверия, которые неизменны для любой социальной группы и, следовательно, могут рассматриваться как универсальные ценности. С другой стороны, каждая социальная группа каким-то образом приносит свое понимание этих ценностей и трансформирует категорию доверия на основе своего восприятия реальности [3, с.55].
В практике международных исследований и оценок ранжирование социально-экономических систем по критерию доверия осуществляется с помощью индекса доверия, под которым понимается степень надежности институциональной среды. Например, определяется доверие инвесторов к государственным и частным структурам в соответствии с принятыми законами и правилами. Известны крупномасштабные исследования, в которых система показателей оценивалась по 6-балльной шкале.
Не менее важным является психологический аспект проблемы доверия. Доверие как психологическое состояние человека может возникнуть при совокупности ряда факторов:
- интересы конкретного человека,
- его установки,
- эмоциональные реакции,
- опыт предыдущих собственных или предыдущих поколений,
- адаптационные способности человека,
- уровень интеллектуального развития и др [5, с.33].
В последнее время все большее значение приобретают ценностные ориентации, так или иначе связанные с социальным опытом конкретного человека, гендерными и возрастными особенностями, поведенческой мотивацией и т.д. Доверие возникает тогда, когда человек уверен в правильности и адекватности процессов и явлений его ценностям, которые во многом зависят от его социального статуса в обществе. Иными словами, чем выше его социальный статус и чем больше перспектив самореализации, тем выше степень доверия к происходящим процессам.
Уверенность как психологическое состояние человека реализуется в его поведении. Любые положительные результаты любого действия вызывают доверие к разуму человека и, при повторении, неизбежно приводят к закреплению положительной реакции доверия к поведению человека.
2. Основные методы исследования доверия
Теперь мы должны перейти к классификациям подходов к измерению доверия. Для дальнейшего анализа этих подходов целесообразно разделить их на кластеры, которые будут сочетать различные наборы методов по важным характеристикам. Можно выделить следующие основания для разделения, которые будут описаны ниже:
1. Количественный и качественный подходы к измерению доверия.
2. Измерение доверия как наблюдаемой и латентной переменной.
3. измерение доверия как одномерной и неоднозначной переменной.
4. Общие методы измерения доверия – методы измерения доверия.
Количественный и качественный подходы к измерению доверия.
Методы измерения доверия можно разделить на качественные и количественные. Качественные методы измерения доверия часто используются для идентификации проблемы, разработки гипотез, рассмотрения некоторых изучаемых социальных фактов с другой точки зрения.
Кроме того, качественный подход используется в исследованиях при взаимодействии с труднодоступной или небольшой выборкой. Таким образом, количественные методы сбора данных вряд ли позволят получить исчерпывающие данные о доверии к сетям криминальной продукции – наркотикам, оружию и другим [7, с.33].
При изучении доверия в цепочках поставок древесины М. Тысячундук использует метод глубинного интервьюирования; вопросы были призваны спровоцировать самого информанта начать говорить о доверии или недоверчивости, а затем, в конце интервью, вопросы задавались непосредственно о доверии. Кроме того, автор использовал неформальные беседы в личном общении и по почте.
Совместное исследование Вельтера Ф., Каутонена Т., Чепуренко А., Малевы Е. было направлено на изучение структур управления сетевыми сообществами малых предприятий и роли доверия к ним. Результаты исследования были дополнены качественными кейсами и интервью с экспертами. Интервьюеры задавали вопросы, которые позволяли косвенно получить представление о доверии респондентов:
- об отношениях с поставщиками и клиентами (готовность предоставить кредит),
- о критериях отбора деловых партнеров (репутация, рекомендации),
- о регулировании отношений (устные или письменные соглашения),
- о характере отношений (формальные или неформальные) и другие вопросы [11, с. 105].
3. Анализ современных публикаций на тему «доверие»
За последнее десятилетие сфера изучения доверия к социальным и гуманитарным наукам приобрела всеобъемлющий характер. Большой интерес исследователей к феномену доверия объясняется его универсальностью и представлением на всех уровнях социальной реальности.
Говоря об изучении доверия к основным социальным институтам общества, а также персонифицированного доверия к государственным лидерам, следует отметить, что большинство исследований не проводится с целью комплексного анализа социальной сущности и структуры доверия – на первый план выходят расчет индексов доверия, создание рейтингов социальных институтов и политических лидеров. Однако деятельность социологов различается как по своей цели, так и по технологии ее реализации [15, с.44].
Доверие – одна из составляющих устойчивости всех социальных отношений, это сложное социальное явление, имеющее многоуровневую природу.
Рассматривая различные теоретические подходы к изучению проблемы доверия, можно выделить несколько характеристик доверия, которым уделяется пристальное внимание некоторыми исследователями. Большинство авторов, изучающих проблему доверия, поддерживают общее мнение о том, что существует несколько уровней доверия: базовый, личный, социальный и культурный.
Базовый уровень связан с общим расположением доверия к себе и к миру, которое присуще каждому человеку. Это чувство идентичности и доверие к своему социальному окружению. Личностный уровень носит социальный характер и зависит от психологической структуры личности, от процесса социализации.
Социальный уровень доверия предполагает изучение отношений взаимодействия внутри социальных групп и социальных ролей членов группы, характеризуется высоким уровнем доверия внутри групп и низким уровнем доверия вне групп, это социально апробированные отношения «свои».
Культурный уровень доверия выражается через специфические культурные атрибуты доверия в различных национальных обществах. В определенной степени оно образует цикл воспроизводства доверия в обществе [8, с.19].
В современных исследованиях «Чураков А.Н. Анализ социальных сетей» указано, что доверие формирует многоуровневую систему изучения динамики феномена доверия к обществу. В этой схеме сознательно опускаются детали изучения доверия на личностном уровне, так как этот подход широко освещен в трудах исследователей-психологов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что доверие – одно из самых трудных для понимания чувств, испытываемых человеком. С одной стороны, трудно жить без доверия, можно сказать, это совершенно невозможно, если ты живешь в обществе людей. В некоторых ситуациях человеку все равно приходится доверять, кроме себя самого. С другой стороны, еще сложнее доверять людям, зная их природу, и особенно после того, как ты не раз был наказан жизнью за свою доверчивость.
Доверие – это позитивные отношения между людьми, которые позволяют каждой стороне быть уверенной в честности, открытости, доброжелательности и честности другой стороны, с которой у них есть отношения.
Мы определили основные категории и характеристики понятия «доверие» и выделили его основополагающие характеристики. Многие исследователи и авторы выделяли собственные подходы к проблеме формирования доверия как на индивидуально-личностном, так и на межнациональном уровне.
Мы определили основные методы зарубежных и отечественных исследователей, которые определяли особенности измерения доверия – его качественных и количественных характеристик. Основными методиками являются такие как анкеты, шкалы, опросники, игры, беседы и т.д. Каждый автор формировал собственное представление о методах измерения доверия и характеризовал, в частности, либо количественную, либо качественную сторону данного явления.
Анализ современного опыта социологических исследований в области доверия показывает, насколько многогранен и сложен этот феномен для исследователей. Гуманитарным наукам еще предстоит выработать единые подходы к классификации и систематизации доверия как социального явления. Особенно актуальным в условиях динамично трансформирующейся социальной структуры является понимание доверия как важнейшего элемента системы социального и, в частности, государственного управления. Мы определили основные направления в изучении современного понимания аспекта «доверие» и современные статьи изучения.
Вопрос доверия является одним из самых острых в любом обществе. Потому что без доверия людей друг к другу их жизнь будет очень трудной и напряженной. Поэтому доверие необходимо поощрять. Но нельзя доверять и каждому, потому что даже в самом развитом обществе люди обманывают и предают друг друга. Мы должны искать компромисс, который, как я вижу, пока сводится к тому, чтобы свести к минимуму ущерб от злоупотребления доверием некоторых людей.
Склонность людей обманывать, предавать и использовать друг друга присуща самой их природе. Культура может минимизировать эти желания, но не искоренять их полностью.
1. Антоненко, И.В. Доверие: социально-психологический феномен / И.В. Антоненко. – М.: Социум; ГУУ, 2014. – 320 с.
2. Веселов Е.Ю. Экономика и социология доверия / Е.Ю. Веселов. – М.: Академия, 2015. – 254 с.
3. Геберт, Д. Организационная психология. Человек и организация / пер. с нем. Л. Розенштиль – Хабаровск: Изд-во Гуманитарный Центр, 2006. – 624 с.
4. Гидденс, Э. Риски, доверие и защитный кокон / Э. Гидденс. – М.: Академия, 2011. – 236 с.
5. Ильин, Е. П. Психология доверия / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2013. — 288 с.
6. Журавлева, Л.А. Связь общительности личности и доверия к людям / Л.А. Журавлева. – М.: Академия, 2004. – 245 с.
7. Зинченко, В.П. Психология доверия / В.П. Зинченко. – Самара: Самарский гос. пед. ун-т, 2008. – 112 с.
8. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий / Дж. Коулман. – М.: Форум, 2013. – 258 с.
9. Купрейченко, А.Б. Психология доверия и недоверия / А.Б. Купрейченко. –М.: Институт психологии Российской академии наук, 2008. – 279 с.
10. Купрейченко, А.Б., Табхарова, С.П. Критерии доверия и недоверия личности другим людям // Психологический журнал. – 2007. – № 2. – С.15-18
11. Леонова, И.Ю. Предикторы межличностного доверия // Психология общения и доверия: теория и практика: сб. материалов Междунар. конф. УРАО, МГУ. 6-7 ноября 2014 г. / под ред.Т.П. Скрипкиной. – М.: Университет РАО, 2014. – 247 с.
12. Леонтьев, Д.А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ / Д.А. Леонтьев // Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Академия, 2012. – 236 с.
13. Луман, Н. Доверие и власть / Н. Луман. – М.: Академия, 2011. – 231 с.
14. Майерс, Д. Компоненты доверия / Д. Майерс. – М.: Академия, 2011. – 256 с.
15. Мельвиль Яна в своей статье «Доверие к партнеру, доверие к себе»
16. Петровский, В.А. Системно-деятельностный подход к личности: концепция персонализации / В.А. Петровский // Психология развивающейся личности. – М. – 2007. – № 15. – С.11-15
17. Селигмен, А. Проблема доверия / А. Селигмен. – М.: Форум, 2011. – 269 с.
18. Скрипкина, Т.П. Психология доверия / Т.П. Скрипкина. – М.: Академия, 2000. – 278 с
19. Фрейджер, Р. Личность. Теории, упражнения, эксперименты / Р. Фрейджер. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 265 с.
20. Фукуяма, Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию / Ф. Фукуяма. – М.: Академия, 2004. – 265 с.
21. Холл, К.С. Теории личности / пер. с англ. Г. Линдсей. – М.: Академия, 2007. – 265 с.
22. Чураков, А.Н. Анализ социальных сетей / А.Н. Чураков // Психология личности. – 2009– № 11. – С.12-22
23. Шихирева, П.Н. «Как доверять людям» / П.Н. Шихирева // Психология – 2009 – №11. – С.15-22
24. Штомпка, П. Доверие в эпоху глобализма / П. Штомпка // Социология и социальная политика. – 2006. – №4. – С. 15-22
25. Castaldo S. Meanings of Trust: a Meta Analysis of Trust Definitions: Paper presented at Second Euram Conference. – Stockholm, 2002. – 278 с.