ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СКЛОННОСТЬ К ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Возрастные особенности формирования интернет-зависимости в подростковом возрасте
2.1 Основные технологические подходы к социально-педагогической профилактике интернет-зависимости в подростковом возрасте
ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СКЛОННОСТИ К ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Исследование интернет-зависимости у подростков
2.2 Программа социально-педагогической профилактики интернет-зависимости в подростковом возрасте
План организации социально-культурной деятельности учащихся
2.3 Эффективность внедрения программы социально-педагогической профилактики интернет-зависимости в подростковом возрасте
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Научно-технический прогресс способствовал активному развитию информационно-компьютерных технологий, ставших неотъемлемой частью жизни современного человека. Новые информационные технологии сегодня выступают не только в качестве средств передачи, обработки и хранения информации, но и играют культурообразующую роль, поскольку на их основе создается особая социокультурная среда со своим специфическим содержанием.
В настоящее время существует ряд исследований, доказывающих положительное влияние компьютерных технологий. Компьютерные технологии выступают как средство активной эмоциональной разрядки; компенсации речевых нарушений, развития навыков письменной речи, сенсомоторики и оперативной памяти; овладения новыми знаниями, логическими операциями, способами манипулирования с предметами и символами. Однако чрезмерная увлеченность компьютерными играми и другими видами деятельности, связанными с виртуальной реальностью, могут приводить и к негативным последствиям, затрагивающим все уровни психической структуры личности.
В современных исследованиях отмечается отрицательное влияние компьютеризации досуга на физическое здоровье подростка, на отношение, к школе и успеваемость, на поведение, при условии возникновения такой психологической зависимости, как компьютерная. Ряд исследователей затрагивает проблему игр агрессивного характера, их влияния на психическое состояние играющего (Ю.Д. Бабаева, A.B. Войскунский, Н. В. Омельченко).
Теоретико-методологическую основу исследования составляют основные положения теории компьютерной зависимости и влияния компьютерных технологий на человека Ю.Д. Бабаевой, А.Е. Войскунского, Ю.М. Евстигнеевой, М.С. Иванова.
Теоретический анализ литературы показал, что сегодня достаточно разработаны вопросы, связанные с предпосылками, механизмами, факторами развития зависимого поведения подростка. Тем не менее, проблема социально-педагогической профилактики интернет-зависимости в подростковом возрасте приобретает все большую актуальность.
ГЛАВА 1 СКЛОННОСТЬ К ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Возрастные особенности формирования интернет-зависимости в подростковом возрасте
Первое определение кибераддикции (компьютерной зависимости, интернет-зависимости) дал И. Голдберг в 1996 году. Под кибераддикцией он понимал расстройство поведения в результате использования Интернета и компьютера [8, с. 22].
С. Кандел дополнил к этому, что понятие «кибераддикция» включает в себя любой вид деятельности в сети. Большая часть ученых согласна, что изучаемое расстройство имеет несколько источников [8, с. 23].
В основе формирования патологического пристрастия к компьютеру лежит нарушение психических механизмов восприятия мира и обработки информации. Уровень развития компьютерной техники и программного обеспечения на данный момент создают иллюзию реальности, в которую погружается человек, работающий за компьютером. Сама по себе работа за компьютером это последовательность логических операции и действий, которые могут полностью овладеть вниманием работающего и на время изолировать его от окружающего мира.
Появление всемирной сети Интернет создало возможность, так называемого интерактивного общения. Интерактивное общение чрезвычайно привлекательно для подростков отчужденных и неуверенных в себе, которые при этом хотят общения, но не находят его в окружающем их обществе. Кроме того, благодаря Интернету значительно расширился горизонт возможностей удовлетворения информационных потребностей. Признаками интернет-зависимости являются навязчивое желание проверить электронную почту, длительное просиживание в чатах, неконтролируемое желание поиска и чтения информации различного рода в сети.
Подростки в основном являются поклонниками компьютерных игр. Одной из особенностей современных компьютерных игр является развитое звуковое и видеосопровождение, которые могут создать ощущение реальности и на время отстранить пользователя от восприятия окружающего мира. Многие компьютерные игры подразумевают не только решение логических задач, но и определенную эмоциональную нагрузку, которая, по сути дела и лежит в основе большинства случаев патологической привязанности к играм. Компьютерные игры значительно отличаются по жанру и содержанию. Наименее опасны так называемые аркадные игры, с простой графикой и звуком. За этими играми, как правило, «убивают время», они не могут вызвать длительной привязанности. Другое дело – ролевые игры, во время которых игрок «перевоплощается» в управляемого им героя и с головой погружается в его мир.
ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СКЛОННОСТИ К ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Исследование интернет-зависимости у подростков
За последнее десятилетие информационно-компьютерные технологии стали неотъемлемой частью современной подростковой субкультуры, оказав на нее существенное влияние. Стремительное развитие компьютерной техники и интенсивность процесса информатизации обуславливают необходимость рассмотрения возрастных и социально-психологических аспектов данной проблематики в более широком социокультурном контексте. В этой связи особый интерес представляет изучение взаимосвязи интернет-зависимости в подростковом возрасте.
Цель исследования: выявить степень интернет-зависимости в подростковом возрасте.
Этапы исследования:
– разработка программы и инструментария исследования;
– сбор эмпирического материала о степени проявления интернет-зависимости в подростковом возрасте;
– статистическая обработка и анализ собранного эмпирического материала в соответствии с целью исследования;
– определение взаимосвязи кибераддикции и агрессивного поведения в подростковом возрасте.
Описание выборки исследования: 30 подростков, учащихся 8-9 классов.
Методики исследования:
1. Для выявления степени интернет-зависимости применялся «Тест на интернет-аддикцию» (зависимое поведение) для подростков (в модификации И.А. Коныгиной).
По данным методики выявляются следующие психологические особенности интернет-зависимости:
– общая характеристика включенности подростков в компьютерную игровую деятельность и зависимость от сети «Интернет»;
– жанровые предпочтения подростков в области компьютерных игр и целевое использование сети «Интернет»;
– количество времени, которое занимают компьютерные игры и использование сети «Интернет»;
– мотивация обращения подростков к компьютерным играм и использованию сети «Интернет»;
– характеристика доминирующих эмоциональных состояний подростков во время компьютерной игры и использования сети «Интернет»;
– характеристика доминирующих эмоциональных состояний подростков при отсутствии возможности доступа к компьютеру;
– определение степени кибераддикции подростка [22].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании обзора и обобщения научной литературы по проблеме исследования было установлено, что под термином «интернет-зависимость» («кибераддикция») понимают пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности. Интернет-зависимость относится к виду девиантного аутодеструктивного поведения. В качестве признаков Интернет-зависимости выделяют следующие: концентрация внимания и всех интересов подростка вокруг компьютера, попустительское отношение к собственному здоровью, гигиене, а также неспособность спланировать окончание сеанса игры. Интернет-зависимость имеет ряд негативных последствий, затрагивающих когнитивную, эмоциональную, поведенческую, социальную и физиологическую сферы развития человека.
Основными факторами формирования интернет-зависимости в подростковом возрасте являются нарушение межличностных отношений со сверстниками, неразвитые коммуникативные навыки, проблемы в семейных отношениях, поиск новых ощущений, отсутствие увлечений, характерологические особенности.
В настоящее время вопросы профилактики интернет-зависимости в настоящее время практически не разработаны. Во многом недостаточная эффективность программ и профилактической деятельности по коррекции интернет-зависимости обусловлена тем, что пользователи не придают значение увлечению компьютером и Интернетом и не расценивают это как зависимость и болезненное психологическое состояние.
Эффективной технологией, применяемой в работе с подростками для профилактики компьютерной зависимости, является организация коллективной досуговой деятельности. Данная деятельность пробуждает подростков проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и умениями, способность к самообразованию и самоорганизации. Кроме того, при этом создается проблемная ситуация, которая позволяет сформулировать актуальную и интересную учащимся творческую деятельность.
В ходе работы было организовано исследования уровня интернет-зависимости подростков. В исследовании приняли участие 30 подростков, учащихся 8-9 классов. В качестве методик использовались «Тест на интернет-аддикцию» для подростков (в модификации И.А. Коныгиной), Шкала Интернет-зависимого поведения Чена.
1. Бабаева, Ю. Д. Взаимодействие человека с компьютером / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский // Психологический журнал. – 1998. – № 1. – С. 89-100.
2. Белобородов, А. М. Развитие коммуникативных способностей подростков в процессе тренингового воздействия / А. М. Белобородов // Научный диалог. Психология. Педагогика. – 2013. – № 9 (21). – С. 6-20.
3. Войскунский, А. Е. Групповая игровая деятельность в Интернет / А. Е. Войскунский // Психологический журнал. – 1999. – №1. – С. 22-26.
4. Выгонский, С. И. Обратная сторона Интернета. Психология работы с компьютером и сетью / С. И. Выгонский. – М. : Феникс, 2010. – 320 с.
5. Дроздикова-Зарипова, А. Р. Педагогическая коррекция компьютерной зависимости у подростков группы риска : Теория, Практика / А.Р. Дроздикова-Зарипова. – Казань : Издательство «Отечество», 2012. – 280 с.
6. Егоров, А. Ю. Особенности личности подростков с интернет-зависимостью. Особенности личности подростков с интернет-зависимостью / А. Ю. Егоров, Н. Кузнецова, Е. Петрова / // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2005. – Т. 5. – № 2. – С. 20-27
7. Захаров, Д. С. Психологические особенности Интернета / Д. С. Захаров // Акмеология. – 2006. – № 4. – С. 154-158.
8. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / cост. и ред. А. Е. Войскунский. – М.: Акрополь, 2009. – 180 с.
9. Корнеева, Е. Компьютерная зависимость: «бермудский треугольник» за углом / Е. Корнеева // Мир семьи. – 2004. – № 13. – С. 17-28.
10. Краснова, С. В. Как справиться с компьютерной зависимостью / С. В. Краснова. – Москва : Бис-прант, 2005. – 45 с.
11. Кулаков, С. А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков : индивидуал. консультирование и психотерапия в профилактике наркомании у подростков : учеб.- метод. пособие / С. А. Кулаков. – Москва ; Санкт-Петербург : Фолиум, 1998. – 70 с.
12. Лаврович, А. П. Интернет-аддикция в подростковом возрасте / А. П. Лаврович, Т.А. Попкова // Социально-педагогическая работа. – 2003. – № 6. – С. 3-19.
13. Менделевия, В. Д. Психология девиантного поведения : учеб. пособие / В. Д. Менделевия. – СПб. : Речь, 2005. – 445 с.
14. Мулик, Е. О. Пограничные психические расстройства у подростков, возникшие в результате компьютерной зависимости / Е. О. Мулик, А. А. Коломиец, Ю. В. Мулик // Материалы научного симпозиума. – Л. –2003. – С. 73-74.
15. Омельченко, H. B. Человек играющий: проблемы рационального использования личного времени : сб. науч. ст. / Личность как субъект организации времени своей жизни ; редкол.: Н. В. Омельченко (гл. ред.) [и др.]. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т. – 2008. – С. 151-153.
16. Омельченко, Н.В. Диспозиционные особенности (черты личности и ценностные ориентации) играющих в компьютерные игры с разным игровым опытом / Н.В. Омельченко // Человек. Сообщество. Управление. – 2010. № 4. – С.124-132.
17. Основы психодиагностики / под ред. А. Г. Шмелева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 514 с.
18. Сидорова, А. Влияние компьютерных игр на поведение подростков / А. Сидорова // Воспитание школьников. – 2007. – № 7. – С. 61-63.
19. Солдатова, Г. В. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об интернете / Г.В. Солдатова, Е.Ю. Зотова, А.И. Чекалина. – М., 2011. – 176 с.
20. Федорцова, Т. Тренинг в работе социального педагога / Т. Федорцова // Социально-педагогическая работа. – 2006. – № 7. – С. 39-43.
21. Чудова, Н. В. Особенности образа «Я» жителя Интернета / Н. В. Чудова // Психологический журнал. – 2000. – № 2. – С. 70-75.
22. Шмелев, А. Г. Психодиагностика и новые информационные технологии / А. Г. Шмелев // Компьютеры и познание. – М.: Наука, 1990. – 212 с.
23. Юрьева, Л. Н. Компьютерная зависимость : формирование, диагностика, коррекция и профилактика : монография / Л. Н. Юрьева. – Днепропетровск : Пороги, 2006. – 196 с.