ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОДГОТОВКЕ МОЛОДЕЖИ К БУДУЩЕЙ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
1.1 Готовность к брачно-семейным отношениям: сущность, виды
1.2 Факторы подготовки молодежи к будущей семейной жизни
1.3 Основные направления социально-педагогической деятельности по подготовке молодых людей к будущей семейной жизни
Выводы по 1 главе
2 ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОДГОТОВКЕ МОЛОДЕЖИ К БУДУЩЕЙ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
2.1 Диагностика семейно-брачных ценностей молодежи
2.2 Программа социально-педагогической деятельности по подготовке молодежи к будущей семейной жизни
2.3 Формы и методы социально-педагогической деятельности по подготовке молодежи к будущей семейной жизни
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящий момент актуальным для нашего социума являются проблемы, вызванные нестабильностью и неблагополучием семьи. Ежегодно растет количество разводов, которые совершаются в период привыкания супружеской пары друг к другу, растет количество внебрачных детей и отказ от них, все это привело к возникновению нравственных и демографических проблем в нашем государстве. Одним из решений данной проблемы является подготовка молодежи к будущей семейной жизни, в частности, формирование психолого-педагогической готовности молодых людей к брачно-семейным отношениям, формирование эффективной модели семьи у молодежи до того, как они создадут собственные семьи.
Существенный вклад в разработку теоретических основ подготовки молодежи к семейной жизни внесли такие исследователи, как Ю.А. Алешина, Т.Н. Андреева, В.В. Бойко, А.Я. Варга, Э.А. Тюгашев [1, 2, 3, 4, 21]. Данными исследователями было установлено, что значимость семьи и семейных отношений у молодежи снижается в связи с формированием системы ценностей, основанной на приоритете индивидуалистического «Я», утрате обычаев и традиций семьи, разрушение уклада семьи, низкого уровня представлений о базовой социально-психологической функции человека - материнстве или отцовстве.
В последние годы проведено достаточно много исследований по изучению представлений молодежи о будущей семейной жизни. Знание представлений и ориентации молодежи в вопросах любви, брака и семьи позволяет не только лучше понять нравственно-психологические особенности их поведения, но и предвидеть динамику развития их взаимоотношений в будущей семье.
Отдельные аспекты подготовки молодежи к брачно-семейным отношениям, такие как вопросы взаимосвязи нравственного и полового воспитания, формирования нравственной культуры межполовых отношений старших школьников, вопросы теории и практики нравственной подготовки к семейной жизни и полового воспитания учащихся освещались В.Н. Гуровым, Т.С. Зубковой, В.Е. Каганом, С.В. Ковалевым, Е.Г. Силяевой, В.А. Сысенко, Л.Б. Шнейдер.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОДГОТОВКЕ МОЛОДЕЖИ К БУДУЩЕЙ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
1.1 Готовность к брачно-семейным отношениям: сущность, виды
Термин «готовность» рассматривается как активно действенное состояние личности, установка на определенное поведение. Данный термин появился впервые в экспериментальной психологии в работах Б.Г. Ананьева, В.А. Крутецкого, Д.Н. Узнадзе, а затем был перенесен в сферу социально-психологических исследований [23].
Г. Крайг характеризует готовность как момент времени жизни человека, когда приобретенный им уровень зрелости позволяет ему извлечь пользу из конкретного опыта научения, т.е. научиться конкретному поведению.
В.Н. Лоскутов выделяет такие характеристики готовности как:
- заблаговременность (подготовленность) и ситуационность (состояние, т.е. внутренняя настроенность на определенное поведение);
- длительность и временность (актуализация готовности в ограниченный момент времени).
По мнению Е.И. Зритневой готовность к семейной жизни – социально-психологическое образование в структуре личности, интегрирующие принятие ценностей семьи как социального института со специальными знаниями и умениями в области психологии семейных отношений, рационального ведения домашнего хозяйства, семейной педагогики [9, с.19].
В работе А.Н. Сизанова выделяются такие компоненты готовности молодежи к семейной жизни как:
- психологический, включает наличие мотивации заключения брака, представлений о психологических основах семейной жизни;
- педагогический, представлен наличием знаний о развитии и воспитании детей, умением передавать жизненный опыт, умением планировать семейный бюджет, организовывать досуг, создавать уют;
- мотивационный, где любовь выступает главным мотивом создания семьи, включены стремление к самостоятельности, материальная независимость от родителей, ответственность за себя и близких людей, взаимное желание воспитывать детей.
2 ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОДГОТОВКЕ МОЛОДЕЖИ К БУДУЩЕЙ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
2.1 Диагностика семейно-брачных ценностей молодежи
Исследование проходило на базе государственного учреждения образования «Средняя школа №136 г. Минска».
Для проведения анонимного опроса респондентов была использована анкета «Мое представление о браке и семье», которая состоит из 18 вопросов с вариантами ответов (Приложение 1). Вопросы касаются отношений молодежи к законному браку, семье. Респондентам было предложено ответить на вопросы, руководствуясь исключительно собственным мнением, выделив те варианты ответов, которые они считают правильными.
В исследовании приняли участие 45 респондентов – учащиеся 10-11 классов, из них 24 девушки (54%) и 21 юноша (46%).
Обобщив ответы респондентов на вопрос «Сколько должен длиться добрачный период», можно сделать вывод, что добрачный период в их понимании должен длиться:
- менее года – так ответили 28% юношей и 17% девушек.
- от 1 до 3 лет – так считают 48% юношей и 62% девушек.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подготовка учащихся к будущей семейной жизни представляет собой целенаправленный процесс теоретической и практической психологической подготовки к брачно-семейным отношениям и является одним из главных направлений в воспитании. Цель подготовки старшеклассников к семейной жизни состоит в формировании активной жизненной позиции семьянина, обеспечению в будущем устойчивости брака.
Подготовка молодежи к семейной жизни – это комплекс всесторонних взаимодействий с родителями, учителями, сверстниками, со средствами культуры и массовой информации, в результате которых происходит осознание учащимися особенностей брачно-семейных взаимоотношений, развитие соответствующих чувств, формирование представлений, взглядов, убеждений, качеств и привычек, связанных с готовностью к браку и семейной жизни, установок и ценностных ориентаций в сфере семейной жизни, соответствующих реальным условиям и требованиям жизни.
Результаты проведенного исследования показали, что большинство учащихся в будущем планируют вступить в брак и создать свою собственную семью. Также было выявлено, что девушки считают себя более подготовленными к брачно-семейным отношениям, чем юноши. Можно предположить, что это обусловлено тем, что девушки с раннего возраста испытывают большой интерес к семье и браку. Однако, несмотря на положительное отношение большинства учащихся к браку, семейной жизни, существует необходимость целенаправленной работы по просвещению молодежи в вопросах брачно-семейных отношений и формировании готовности юношей и девушек к семейной жизни.
На основании полученных результатов исследования была разработана программа социально-педагогической деятельности по подготовке учащихся к семейной жизни. Данная программа направлена на формирование семейных ценностей, позитивного отношения к семье, представления о семейных ролях. Внедрение программы по подготовке учащихся к семейной жизни в социально-педагогическую деятельность учреждения образования будет способствовать формированию у учащихся представлений о семейной жизни, ее значимости в жизни человека, воспитанию качеств семьянина, знаний и умений в области семейно-брачных отношений, осознанного отношения к созданию семьи и воспитанию детей.
1. Алешина, Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю. Е. Алешина. – М. : Класс, 2004. – 284 с.
2. Андреева, Т. В. Семейная психология: учеб. пособие / Т. В. Андреева. – СПб. : Речь, 2005. – 280 с.
3. Бойко, В. В. Молодая семья / В. В. Бойко. – М. : Речь, 1998. – 250 с.
4. Варга, А. Я. Системная семейная психология / А. Я. Варга. – СПб. : Речь, 2001 – 308 с.
5. Гребенников, И. В. Основы семейной жизни / И. В. Гребенников. – М. : Просвещение, 1991. – 256 с.
6. Гуров, В. Н. Социальная работа школы с семьей / В. Н. Гуров. – М. : Педагогическое общество России, 2002. – 192 с.
7. Гуров, В. Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей / В. Н. Гуров. – М. : Педагогическое общество России, 2006. – 320 с.
8. Дивицина, Н. Ф. Семьеведение / Н. Ф. Дивицина. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 325 с.
9. Зритнева, Е. И. Формирование готовности старшеклассников к браку и семейной жизни : автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / Е. И. Зритнева. – Ставрополь, 2000. – 19 с.
10. Зубкова, Т. С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи / Т. С. Зубкова. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 245 с.
11. Ивлеева, В. В. Семейная психология / В.В. Ивлеева. – Минск : Современная школа, 2006. – 310 с.
12. Ковалев, С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни / С. В. Ковалев. – М. : Просвещение, 1991. – 128 с.
13. Куровская, С. Н. Педагогика семьи / С. Н. Куровская. – Минск : Тесей, 2006. – 192 с.
14. Олифирович, Н. И. Психология семейных кризисов / Н. И. Олифирович. – СПб. : Речь, 2006. – 563 с.
15. Погодина, Е. К. Основы семейной жизни : учеб. пособие / Е. К. Погодина. – Витебск : УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2003. – 94 с.
16. Погодина, Е. К. Социально-педагогическая работа с семьей : курс лекций / Е. К. Погодина, С. Г. Туболец. – Минск : БГПУ, 2017. – 88 с.
17. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / под ред. Е. Г. Силяевой. – М. : Просвещение, 2005. – 192 с.
18. Сизанов, А. Н. Подготовка подростков к семейной жизни / А. Н. Сизанов. – Минск : Беларусь, 2005. – 115 с.
19. Сысенко, В. А. Новобрачные в зеркале собственных взглядов, суждений, оценок / В. А. Сысенко. – М. : Мысль, 2004. – 164 с.
20. Сысенко, В. А. Молодежь вступает в брак / В. А. Сысенко. – М. : Мысль, 1986. – 341 с.
21. Тюгашев, Е. А. Семьеведение / Е. А. Тюгашев. – М. : ВЛАДОС – ПРЕСС, 2006. – 325 с.
22. Шнейдер, Л. Б. Основы семейной психологии : учеб. пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. – М. : Деловая книга, 2010. – 768 с.
23. Ярыгина, Н. Ю. Мотивационно-смысловая готовность к семейной жизни : дис. канд. психол. наук : 19.00.13 / Н. Ю. Ярыгина. – М., 2007. – 139 с.