Введение
I глава. Особенности трудовой деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью
1.1 Задачи и содержание подготовительного периода трудового обучения
1.2 Диагностика достижений как основа для конкретной программы обучения
1.3 Особенности методики обучения в подготовительном периоде
II глава. Особенности обучения работе с бумагой и картоном учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках трудового обучения
2.1 Анализ программы трудового обучения (1-5 класс)
2.2 Методика обучения работе с бумагой и картоном учащимися с интеллектуальной недостаточностью
2.3 Комплект наглядных материалов на уроках трудового обучения в 4 классе вспомогательной школы
2.4 Научно-методическое обоснование применения разработанного наглядного материала
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность. В системе образования особое место занимает начальная ступень образования, которая закладывает фундамент для будущих знаний. Переход к рыночным отношениям, вызвавший радикальные изменения в обществе, требует нового подхода к образовательным функциям общеобразовательной школы и, естественно, совершенствования образовательного процесса.
Значение и функции начальной школы в системе непрерывного образования определяются не только ее преемственностью с другими звеньями образования, но и, прежде всего, устойчивой, уникальной ценностью этого уровня в формировании и развитии личности ребенка. В этой связи основной функцией начального уровня является формирование интеллектуальной, эмоциональной, деловой коммуникативной готовности учащихся к активному взаимодействию с окружающим миром.
Большинство технологических занятий в начальной школе посвящено работе с бумагой и картоном. Бумага и картон сами по себе – кладовые фантазии и фантастические игры. А если совместить это с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.
Изготовление игрушек из бумаги и картона – кропотливый труд, увлекательный и очень приятный. Важность использования бумаги в деятельности ребенка привлекла внимание А.С. Макаренко. Он отметил, что материалы (бумага, глина, дерево и т.д.) "наиболее близки к обычной человеческой деятельности: из материалов человека создаются ценности и культура.
Изготовление изделий из бумаги и картона требует от ребенка ловких действий, постепенно рука становится уверенной, аккуратной, пальцы становятся гибкими, это очень важно.
Ручной труд способствует развитию чувственной моторики – координации глаз и рук, улучшению координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. При работе с бумагой и картоном большое внимание уделяется умственному развитию учащихся, развитию их мышления и внимания. Во время такой работы создаются условия для развития не только плановой функции речи, но и речевой регуляции поведения.
I глава. Особенности трудовой деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью
1.1 Задачи и содержание подготовительного периода трудового обучения
Опыт работы классов и групп, созданных в специальных учреждениях образования для детей с выраженными формами интеллектуальной недостаточности, свидетельствует о возможности их обучения простейшим простым производственным заданиям и технологическим операциям в рамках сервисных и сельскохозяйственных работ, тиснения металла, бисероплетения, переплетения картона, работы с тканью, деревом и некоторых других видов работ.
Для обеспечения эффективности трудовой подготовки этой группы детей необходима предварительная подготовка, которая традиционно проводится на уроках практической работы. Целью данного курса является исправление недостатков в развитии детского восприятия, зрительной и двигательной координации, пространственных понятий, зрительного мышления, внимания, речи в процессе предметной деятельности, дидактических игр, действий с игрушками, работы с мозаикой, элементарного дизайна, ручного труда.
Таким образом, содержание подготовительного (начального) периода трудовой подготовки не ограничивается определенными видами ручного труда. Этот подход отражен в различных учебных программах [9-10; 12] и может быть оценен как общий [2, с.33].
Опыт показывает, что систематическая трудовая подготовка, направленная на подготовку учащихся к производственным работам (даже если в лечебно-трудовых мастерских, т.е. в защищенных условиях), может быть перенесена только по истечении значительного подготовительного периода. Рассмотрим его задачи и особенности реализации.
Формирование мотивационной готовности детей к трудовой подготовке. Известно, что в связи с низкой психической активностью детей с умеренной и еще более выраженной задержкой психического развития их деятельность нуждается в постоянной стимуляции. Без стимула со стороны взрослого они не могут проявлять интерес не только к определенному виду деятельности, но и к самому объекту труда. Поэтому для практической работы на занятиях по моделированию, с бумагой и картоном, с нитями, натуральными и другими материалами для ручного труда рекомендуется подбирать продукты, которые знакомы детям заранее или легко привлекают их внимание в игровой или развлекательной ситуации. Этой рекомендации важно следовать как на уроках, так и на индивидуальных уроках, независимо от условий их проведения (школа, центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, на дому).
Одним из наиболее доступных и привлекательных изделий для детей является корабль, изготовленный из ореховой скорлупы (корпус), палки (мачта), полоски бумаги или листа дерева (парус), пластилина (соединительный материал). Чтобы пробудить интерес учеников к этому изделию, создается игровая ситуация: учитель ставит 2-3 лодки в водный бассейн, дует на паруса и стимулирует детей к выполнению подобных ролевых действий. Затем детям предлагается сделать для каждого из них лодку, чтобы продолжить игру, и проводится практическая работа, после чего игра возобновляется.
II глава. Особенности обучения работе с бумагой и картоном учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках трудового обучения
2.1 Анализ программы трудового обучения (1-5 класс)
Основным нормативным документом, определяющим содержание трудовой подготовки в специальной (коррекционной) школе VIII типа, а также требования к знаниям, навыкам и способностям учащихся с интеллектуальными проблемами, является государственная программа специального образования. Учебный материал в программе распространяется по годам обучения с учетом психофизических и возрастных особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Пояснительная записка к программе определяет задачи, которые должны решаться на уроках трудового воспитания в первых классах специальной школы:
- воспитание положительных качеств личности учащегося (трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе, уважение к людям труда);
- передача начальных знаний по видам работ, развитие самостоятельности, формирование интереса к труду и организационных навыков (своевременное поступление на занятия, работа только на своем рабочем месте, правильная утилизация материалов и инструментов и т.д.).
Наряду с общими задачами в программе есть и специальные направления, связанные с коррекцией психической активности школьников. К ним относятся формирование умения ориентироваться в задаче, заранее планировать ход работы над изделием, контролировать свою работу.
Программа включает в себя следующие виды работ:
- работа с глиной и пластилином:
При работе с глиной и пластилином программа предлагает моделирование объектов различных геометрических форм на образце (шарики, овощи и фрукты, кубики, батончики, автобус, грузовик, посуда), стилизованные фигуры птиц и животных (утка, курица, кошка, белка), детали макетов и бесплатные композиции по сказкам ("Репка", "Колобок", "Маша и медведь" и т.д.). ) В процессе обучения формовке учащиеся должны овладеть знаниями о пластмассовых свойствах глины и пластилина, об их применении.
Программа предусматривает формирование детских методов работы с глиной и пластилином, таких как прокатка, прокатка пластмассового материала, прессование на поверхность шарика, моделирование из цельной детали, соединение деталей путем размазывания и т.д.
Заключение
Анализ литературных источников показал, что трудовое обучение детей на уровне младших классов вспомогательной школы способствует развитию их личностных и образовательных качеств. Мы определили основные направления в выделении задач и содержания подготовительного этапа в трудовом обучении детей с интеллектуальной недостаточностью. Мы определили, что есть необходимость в формировании различных сфер развития ребенка на данном возрастном этапе.
Нами была выделена необходимость диагностики собственной профессиональной деятельности в рамках трудового обучения. Мы рассмотрели основные направления и формы диагностики достижений в рамках выполнения конкретной деятельности с наглядными материалами, и мы можем сделать вывод о том, что диагностика может проходить как с точки зрения педагогов, так и самостоятельно самими учащимися.
Дети с тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности могут быть подготовлены к трудовой подготовке на занятиях с использованием различных материалов для детского труда. Их разнообразие является одной из предпосылок эффективной подготовительной работы.
Мы определили особенности программы трудового обучения детей с интеллектуальной недостаточностью (1-5 классы). Мы определили основные направления программы и ожидаемые результаты от ее реализации. Нами было выявлено, что программа направлена на развитие личности, которая может формировать основополагающие навыки и принципы работы, направленные на развитие трудового энтузиазма.
Мы определили основные направления и формы методики обучения детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью работе с бумагой и картоном. Нами были определены основные направления и технологии, которые способствуют активизации и обучению детей младшего школьного возраста с ИК обучению работе с бумагой и картоном. Нами были рассмотрены основные способы работы с бумагой и картоном, а также методические особенности данной работы.
1. Амоков, В.Б. Искусство аппликации: Книга для занятий с детьми младшего и среднего возраста. – М.: Школьная Пресса, 2002. – С. 45–86.
2. Бережнова, Е.В. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике / Е.В. Бережнова. – М.: 2000. – 56 с.
3. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги / З.А. Богатеева. – М.: 2003. – 23 с.
4. Борикова, Л.В. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу / Н.А. Виноградова. – М.: Академия, 2000. – 241 с.
5. Бондарева, Н.Д. Начальная школа / Р.М. Миначева. // Трудовое обучение –№4. – 2000. – С. 17–86.
6. Быстрицкая А., Бумажная филигрань / А. Быстрицкая. – М.: Академия, 2003. – 36 с.
7. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению / В.В. Выгонов. – М.: 1999. – 135 с.
8. Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги / Б.Г. Гагарин. – Ташкент. 1998. – 26 с.
9. Гусакова A.M. Методика трудового обучения / Е. И. Мишерева. – М.: Академия, 1990. – 289 с.
10. Дульнев, Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе / Г.М. Дульнев. – М.: Просвещение, 1969. – 258 с.
11. Конышева Н.М. Наш рукотворный мир / Н.М. Конышева. – М.: Академия, 2006. – 245 с.
12. Конышева Н.М. Чудесная мастерская / Н.М. Конышева. – М.: 2005. – 27 с.
13. Конышева Н.М. Секреты мастеров / Н.М. Конышева. – Смоленск.: 2002. – 214 с.
14. Конышева Н.М. Умелые руки / Н.М. Конышева. – Смоленск.: 2002. – 344 с.
15. Пинский Б. И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы / Науч. исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1985. –128 с.
16. Программа общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение. 1–4 классы. – Мн.: Асвета, 2004. – С. 4–8.
17. Рожнев Я. М. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских / Я.М. Рожнев. – М.: Академия, 2001. – 219 с.
18. Огерчук Л.Ю. Технология труда в начальной школе. Работа с клеем и ножницами / Л.Ю. Огерчук. – М.: Школа–Пресс, 2004. – 214 с.
19. Шинкаренко, В.А. Формирование готовности к трудовому обучению у детей с тяжелой формой умственной недостаточности / В.А. Шинкаренко. – Мн.: Асвета, 2015. – 245 с.
20. Федотов Г.Я. Дарите людям красоту / Г.Я. Федотов. – М.: Академия, 2005. – 68 с.
21. Цирулик Н.А. Умелые руки / Н.А. Цирюлик. – Самара.: Академия, 2003. – 43 с.
22. Чиотти Д. Оригинальные поделки из бумаги / Д. Чиотти. – М.: Академия, 2005. – 68 с.