Содержание
Введение
Глава 1 Аналитический обзор литературы по теме исследования (сущность менеджмента в сфере культуры)
Глава 2 Органы государственного управления сферой культуры – система власти представительной и исполнительной. Система права Республики Беларусь
Глава 3 Нормативно-правовые основы организационно-управленческой, информационно-аналитической, производственно-творческой, инновационной деятельности организаций и учреждений сферы культуры
Заключение
Список использованных источников
Введение
Под менеджментом понимается система управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самых различных социальных институтов — организаций, призванных осуществлять некоторую социально значимую деятельность. Менеджмент имеет место практически во всех сферах жизнедеятельности общества (коммерческом и некоммерческом бизнесе, политике, науке, образовании, конфессиональной активности и т. д.). Технология, т. е. конкретные способы осуществления менеджмента, зависят от социально-экономического развития общества и конкретной сферы, информационного обеспечения, действующего законодательства и целого ряда других факторов.
«Менеджмент» - это интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс менеджмента состоит из функции организации, планирования, координации, мотивации, осуществляя которые, менеджеры обеспечивают условия для производства и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих поставленным целям.
Арт-менеджмент как абсолютно новая дисциплина и направление появилась в конце 90-х годов прошлого столетия при рождении международной ассоциации менеджеров организаций культуры и искусства (Association international of Managers in Arts and Culture - AIMAC).
Цель данной работы – изучение нормативно-правовых основ менеджмента в сфере культуры.
Глава 1 Аналитический обзор литературы по теме исследования (сущность менеджмента в сфере культуры)
Специфика сферы культуры состоит в том, что она включает в себя как некоммерческую (нонпрофитную) деятельность, так и коммерческую (платные услуги) как местного, так и международного масштаба. Например, музей может заниматься предпринимательской деятельностью, открывать производство сувениров, типографию, ремонтные мастерские и т. п.
Менеджмент в сфере культуры (арт-менеджмент) во многом сходен с менеджментом услуг. «Продукты» культурной деятельности, как и любые услуги, нельзя продемонстрировать, попробовать, увидеть и оценить до получения. Они больше связаны с феноменами сознания (восприятия, понимания, мышления, переживания и т. д.) и неспособны к хранению. Их производство зачастую совпадает с их потреблением (просмотр спектакля, кинофильма, прослушивание концерта, чтение книги и т. д.; книга, которую не читают, и картина, которую не смотрят и др., не являются художественными ценностями). Более того, в отличие от продуктов материального производства, уничтожаемых в процессе потребления (обувь снашивается, овощи съедаются), культурные ценности в процессе потребления способны наращивать свою ценность (чем большее количество людей прочитало книгу, увидело картину, услышало концерт — тем выше их социальная значимость).
Главная особенность менеджмента в сфере культуры состоит в том, что деньги в этой сфере появляются преимущественно в результате привлечения средств различных доноров: органов власти, ведающих бюджетными средствами, спонсоров, благотворительных организаций и др., а не коммерческой деятельности. Даже в шоубизнесе, самом коммерциализированном секторе сферы культуры, доходы от продажи билетов составляют обычно около 15 % бюджета гастроли. Остальное — средства спонсоров. Да и сама гастроль чаще всего является лишь частью рекламной кампании нового диска или альбома [9].
Глава 2 Органы государственного управления сферой культуры – система власти представительной и исполнительной. Система права Республики Беларусь
Система учреждений культуры и искусства является одним из самых необходимых государственных институтов, поскольку она обеспечивает населению духовную свободу и формирует национальное самосознание.
Важнейшей долгосрочной целью государственной политики в сфере культуры является формирование нравственных и идеологических основ государства, создание условий для воспроизводства и развития творческого потенциала общества, сохранение культурных и национальных традиций страны, обеспечение доступности услуг учреждений культуры для всего населения страны.
Большая часть учреждений культуры находится в отраслевом подчинении Министерству культуры.
По уровню управления и финансирования выделяют 2 вида учреждений системы Министерства культуры:
1. Учреждения, находящиеся в непосредственном подчинении Министерству культуры и финансируемые из республиканского бюджета (Комитет по охране историко-культурного наследия, комитет по реставрации и консервации памятников, управления культуры облисполкомов, управления культуры исполкома района, города).
2. Учреждения культуры и искусства, действующие на территории областей, городов и районов, которые подчиняются местным органам управления и финансируются из местных бюджетов (культурно-просветительные учреждения – музеи, национальные библиотеки, государственный регистр кино-, видеофильмов и программ, Республиканский центр национальных культур, Государственная историко-культурная экспедиция по спасению культурных ценностей; театрально-зрелищные предприятия – театры, музыкальные объединения и коллективы, цирки; учебные заведения, производственные предприятия).
Глава 3 Нормативно-правовые основы организационно-управленческой, информационно-аналитической, производственно-творческой, инновационной деятельности организаций и учреждений сферы культуры
В последнее время можно наблюдать повышенный интерес ученых мирового сообщества к культурной проблематике, в частности к вопросам усовершенствования управления учреждениями культуры на национальном, региональном и институциональном уровнях, к задачам повышения качества и эффективности менеджмента в сфере культуры. Однако вместе с тем, недостаточно внимания уделяется управленческим разработкам для учреждений культуры, не в полной мере учитывается их специфика, отсутствует четко формализованный алгоритм действий руководящего контура в организациях подобного типа.
Также остается без внимания такой экономический фактор как источники финансирования расходов на развитие сферы культуры в конкретном регионе и деятельность самих учреждений культуры в соответствии со спецификой каждой территории, которая однозначно влияет на уровень расходов государственного бюджета.
На сегодняшний день международный опыт и практика свидетельствуют о том, что базовая сеть учреждений культуры и искусств прямо пропорционально зависит от финансирования государства, что, безусловно, нельзя назвать положительным явлением [12]. При таком положении вещей в состоянии экономической и политической дестабилизации, страна не имеет возможности в полном объеме поддерживать развитие культурной индустрии, что в итоге приводит к упадку государственного сектора в этой области.
Вместе с тем следует отметить, что каждое государство имеет свои особенности в реализации как культурной доктрины, так и политики в целом.
Заключение
Интеграция любой страны в мировое пространство требует постоянного совершенствования национальной системы управления в сфере культуры, создание конкурентоспособной образовательной среды, повышение качества услуг в сфере искусства и творчества.
Однако сегодня ситуация с перманентным дефицитом государственного бюджета в странах с трансформационной экономикой лишает жизнеспособности такой потенциально прибыльный сектор экономики, как культурно-художественная сфера. При этом, как известно, организация, управление и финансирование учреждений культуры и искусств обусловлены именно проводимой государственной политикой. В результате такого положения вещей, ежегодно с доходов бюджета на содержание учреждений культуры выделяют минимальные ассигнования, которые в целом составляют лишь третью часть от суммы, необходимой для их оптимального функционирования. Таким образом, сфера культуры и искусств остается в зоне коммерческих рисков как для инвесторов, так и для государства, что естественно вызывает ее упадок по всем видам экономической деятельности.
Сегодня существует широкий спектр направлений и инструментов повышения эффективности менеджмента в сфере культуры, которая может станет основой экономического роста и инвестиционной привлекательности благодаря эффективному функционирования соответствующих заведений.
1. Арташина, И. А. Поведение потребителей: учеб. пособие/ И. А. Арташина. – М. НГАСУ, 2013. – 104 с.
2. Архипов, В. Е. Принципы эффективного менеджмента и маркетинга. - М.: ИНФРА-М, 2015. – 256 с.
3. Байбардина, Т.Н. Поведение потребителей : учеб. пособие для вузов / Т.Н. Байбардина, Г.Н. Кожухова, А.Я. Якимик. – Минск : Изд–во Гревцова, 2014. – 176 с.
4. Байтасов, Р. Р. Менеджмент в сфере культуры: от теории к практике // Культурная спадчына, менеджмент, маркетынг. Іх роля ў развіцці музея: матэрыялы навукова-практычнай канферэнцыі (Мінск, 1 снежня 2009 г.) / Нацыянальная бібліятэка Беларусі. – Мінск, 2010. – С. 15-24.
5. Берман, Дж., Эванс, Д. Маркетинг / Дж. Берман, Д. Эванс / Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 420 с.
6. Блэкуэлл Р. Поведение потребителей/ Р. Блэкуэлл, П. Миниард, Д. Энджел. – «Питер», 2012. – 548 с.
7. Бойко, В. И. Теоретические основы формирования менеджмента и регионального управления в сфере культуры // Балтийский гуманитарный журнал. – 2015. – № 1 (10). – С. 157-160.
8. Борзенко, Е. А. Генезис публичного управления в сферах культуры и искусства // Административное право и процесс. – 2016. – №8. – С. 73-78
9. Бреусова, Е. А., Загорулько А.В. Приоритетные направления в управлении сферой культуры // Научнометодический электронный журнал Концепт. – 2016. – № T17. – С. 254-256.
10. Бреусова, Е. А., Загорулько А.В. Проблемы управления сферой культуры на современном этапе рыночных преобразований // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. – №T 2. – С. 576-580.
11. Демичев, Д. М. Современные концепции общей теории права. Краткий конспект лекций / Д.М. Демичев, А.В. Гавриленко. − Минск: БГЭУ, 2015. − 26 с.
12. Замахова, В. О. Управление сферой культуры: региональный аспект // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2017. - №Т 39. - С. 3746-3750.
13. Колбер Ф. Маркетинг культуры и искусства/Колбер Ф., Рич Дж.Д., Билодо С., Нантель Ж., Наймарк. 2004. – 21-22 с.
14. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 2013. – 640 с.
15. Котова, О. В. Эффективность менеджмента в сфере культуры // Евразийское Научное Объединение. – 2019. – № 4-4 (50). – С. 236-238.
16. Краковецкая, И. В. Маркетинговые исследования: учебно-методическое пособие / И.В. Краковецкая, Ж.Н. Зенкова. – Томск: Томский государственный университет, 2012. – 120 с.
17. Краснобаев, Р. В. Менеджмент в сфере культуры и искусства // Norwegian Journal of Development of the International Science. – 2019. – № 9-3 (34). – С. 7-9.
18. Макарова, Т. Н. Поведение потребителей / Т.Н Макарова, Н.И. Лыгина. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 365 с.
19. Михайлина, А. В. Система менеджмента качества услуг в социально-культурной сфере // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2018. – Т. 2. – №10. – С. 79-83.
20. Мур Д. Вторая космическая. Искусство управления и стратегии будущего, 2012. – 208 с.
21. Наумова, В. Н. Поведение потребителей / В.Н. Научова. – М.: Инфра–М, 2015. – 248 с.
22. 21Носкова, Н. А. Анализ практик проектного менеджмента в сфере культуры // Петербургский экономический журнал. - 2018. - №4. - С. 50-56.
23. Пестрякова Т. Совершенствование социально- экономических механизмов управления сферой культуры на региональном уровне // Социальная политика и социальное партнерство. - 2016. - №1. - С. 28-37.
24. Поведение потребителей: учебник / Под общ. ред. О.Н. Романенковой. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА–М, 2015. – 320 с.
25. Пронин, А. А. Эффективный менеджмент в сфере культуры // Известия высших учебных заведений. – Уральский регион. – 2015. – № 1. – С. 114-117.
26. Струкова, Н. А. К вопросу о внедрении менеджмента качества в сфере культуры // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – № 2 (39). – С. 178-180.
27. Траут Дж., Э. Райс. Позиционирование: битва за умы. 2015. – 352 с.
28. Трошина, Н. И., Журба, Е. С. Система планирования в организациях социально-культурной сферы // Science Time. - 2018. - №11(59). - С. 8-12.
29. Чан Ким В., Рене Моборн. Стратегия голубого океана. Как найти или создать рынок, свободный от других игроков. 2016. С. - 304.
30. Ястремская, П. В. Поведение потребителей / П. В. Ястремская. – Минск: БГТУ, 2011. – 133 с.