ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПРОБЛЕМАМИ ОБЩЕНИЯ
1.1. Общение как источник психологического развития личности у младших школьников
1.2. Основные проблемы в общении младших школьников
1.3. Сущность и условия оказания социально-педагогической поддержки младшим школьникам
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПРОБЛЕМАМИ ОБЩЕНИЯ
2.1. Организация исследования
2.2. Результаты исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Начало обучения в школе – один из самых сложных и важных моментов в жизни ребенка – как в социально-психологическом, так и физиологическом плане, потому что нарушение процесса адаптации сказывается на становлении ученика как объекта всей образовательной деятельности.
Усложнение социальной среды, быстрый темп социальной жизни, обилие противоречивой информации и снижающийся потенциал семейного воспитания отрицательно сказываются не только на качестве образования, но и на процессах социализации и адаптации детей.
В последние годы многие исследователи (О.А. Белобрыкина, Г.С. Голошумова, А.В. Запорожец, В.Е. Каган, Г.Г. Кравцов, Г.Ф. Кумарина, Н.Г. Лусканова, Т.Д. Молодцова, Г.А. Репина, В.И. Слободчиков, В.А. Сластенин и др.) констатируют интенсивный рост численности детей с расстройствами поведения, коммуникативными расстройствами и психосоматическими заболеваниями, вызванными трудностями адаптации к условиям образовательной среды (высокая учебная нагрузка, повышенными требованиями к социальному статусу учащегося, низким уровнем коммуникабельности).
Школа расширяет возможности общения ребенка: помимо общения со взрослыми создается стабильная специфическая среда для общения со сверстниками, которая сама по себе функционирует как важнейший институт социализации. За это время приобретается способность брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовать, чтобы строить отношения с окружающими людьми. Также есть способность дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность и понимать ценность сотрудничества, общения и взаимоотношений в совместной деятельности.
В этом возрасте младший школьник усваивает правила и нормы общения, которым всегда будет следовать независимо от обстоятельств. А способ вербального и выразительного общения определяет степень независимости и свободы ребенка среди других людей в течение его жизни [17].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПРОБЛЕМАМИ ОБЩЕНИЯ
1.1. Общение как источник психологического развития личности у младших школьников
Общение – одна из важнейших психологических категорий. Человек становится личностью, взаимодействуя и общаясь с другими людьми. Типы и формы общения очень разные. Оно может быть непосредственным и опосредованным, помещенным в контекст конкретной профессиональной деятельности и дружественным [5, c. 26].
Общение – это процесс человеческого взаимодействия, в котором возникают, проявляются и развиваются межличностные отношения »[20, с. 135].
В отечественной психологии существуют разные подходы к пониманию общения. Принято исходить из принципа нераздельного единства общения и деятельности и не сводить общение с одной из его сторон – ни к обмену информацией, ни к процессу взаимодействия, ни к влиянию одной стороны общения на другую, ни к процессу межличностного восприятия. В классификациях чаще всего различают три стороны:
• Коммуникативную;
• Интерактивную;
• Перцептивную.
Общение – это внутренний механизм, с помощью которого люди действуют вместе. Растущая роль общения и важность ее исследований также основаны на том факте, что в современном обществе решения чаще принимаются в прямом общении между людьми, что раньше обычно принималось отдельными людьми.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПРОБЛЕМАМИ ОБЩЕНИЯ
2.1. Организация исследования
Цель исследования – выявить особенности развития общения у младших школьников.
Задачи:
1. Подобрать методики для определения особенностей развития общения у младших школьников.
2. Провести диагностику.
3. Описать результаты исследования
База исследования: Школа № 15 г. Бреста, в исследовании приняли участие 25 младших школьников.
Для исследования были использованы методика определения уровня развития коммуникативной сферы (А.И. Фукин и Т.Б. Курбатская) и методика «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу» А.М. Щетининой.
Методика определения уровня развития коммуникативной сферы (А.И. Фукин и Т.Б. Курбатская) (приложение 1).
Уровень развития общительности детей, участвующих в детском объединении и не участвующих в каких-либо общественных детских объединениях, по методике А.И. Фукина определялся на основе беседы с педагогам и наблюдения за детьми во время выполнения работы на основе критерия: чем активнее ребенок в общении со сверстниками, тем выше уровень развития коммуникативной системы.
Методика «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу» А.М. Щетининой (приложение 2).
Цель: изучить способности детей старшего дошкольного возраста к партнерскому диалогу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общение – одна из важнейших психологических категорий. Человек становится личностью через взаимодействие и общение с другими людьми. Интенсивные дружеские отношения возникают уже в раннем школьном возрасте. Важными проблемами развития на этом этапе являются приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей.
По мнению исследователей, индивидуально-психологические особенности общения, в том числе интеллектуальная воля и личное выражение человека, могут быть частыми причинами трудностей общения у младших школьников.
Педагогическая поддержка – это деятельность учителя, цель которой – помочь ученику преодолеть то или иное препятствие и трудности, сосредоточить внимание на своих реальных и потенциальных возможностях и способностях, а также развить потребность в успешной самостоятельной деятельности. Цель педагогической поддержки – не только помочь ученику устранить существующие препятствия, но и помочь ему обнаружить и решить свои проблемы.
Нами было проведено исследование выявления особенностей развития общения у младших школьников со сверстниками. Для достижения цели были использованы методика определения уровня развития коммуникативной сферы (А.И. Фукин и Т.Б. Курбатская) и методика «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу» А.М. Щетининой.
По результатам первой методики уровень развития коммуникативной сферы в группе детей из 25 человек средний. Большинство участников группы, 19 человек, любят общаться, если с ними заговорят, но сами не проявляют инициативу в общении.
По результатам второй методики уровень развития коммуникативной способностей в группе детей из 25 человек тоже средний.
Но также стоит отметить, что в обеих методиках были выявлены низкие показатели, что свидетельствуют о том, что у некоторых детей имеются проблемы в общении со сверстниками.
1. Жидков, В.Ф. Педагогическая поддержка – основа гуманистической педагогики// Праблемы выхавання/ В.Ф. Жидков. – 2006. – №3. – с. 6.
2. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования //Новые ценности образования: Забота – поддержка – консультирование. – 1996. – №6. – с. 72-74.
3. Баксанский, О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Аффективная сфера личности и психология общения / О.Е. Баксанский, В.М. Самойлова. – М.: КД Либроком, 2018. – 368 c.
4. Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для академического бакалавриата / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 327 c.
5. Выготский Л.С. Психология развития человека/ Л.С. Выготский. – М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. – 1136 с
6. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов.Изд. второе, доп., испр. и перераб./ И.А. Зимняя. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с.
7. Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. – М., 1995. – Вып. 3. – С. 58-64.
8. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-Калик. – М., Просвещение, 1987. – 190 с.
9. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей/ И.Ю. Кулагина. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. — 192 с.
10. Лисина, М.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе / М.И. Лисина. – Кишинев : Штиинца, 1987. – 136 с.
11. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. – НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. – М. : Педагогика, 1986. – 143 с.
12. Михайлова Н. Н. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие / Н. Н. Михайлова, С.М. Юсфин. – М.: МИРОС, 2001. –208 с.
13. Михайлова Н.Н. Процесс совместного преодоления, или Педагогическая поддержка ребенка как предмет управления //Директор школы. 1997. – № 2. С. 3-13.
14. Общение и формирование личности школьника. /Под ред. Бодалева А.А., Кричевского Р.Л. – М., 2007. – 149 с.
15. Панфилова, А.П. Психология общения: Учебник / А.П. Панфилова. – М.: Academia, 2016. – 384 c.
16. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с.
17. Смирнов Е.Ю. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. –1994 г. – №6. – 5-15 с.
18. Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной. // Вопросы психологии, 1996. – № 6. – 5-13 c.
19. Цукерман Г.А. Безлюдное образование // Культурно – историческая психология развития. Материалы первых чтений памяти Л.С. Выготского, Москва, 15-17 ноября 2000/ Под ред. И.А. Петуховой. – М.: Смысл. – С.111-119.
20. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении / Г.А. Цукерман. — Томск: «ПЕЛЕНГ», 1993 . — 270 с.
21. Цукерман Г.А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности // Вопросы психологии. – 1999. – №6. – С. 3 – 13.