ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ АГРЕССИИ. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ВИДЫ АГРЕССИИ. АГРЕССИЯ И СЕМЬЯ
1.1 Теоретические аспекты понятия агрессии в психологической научной литератур
1.2 Детерминанты агрессии в супружеской паре на разных этапах брака
1.3 Влияние ребенка младенческого возраста на эскалацию агрессии в супружеских парах
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕОБЛАДАЮЩИХ ФОРМ И ВИДОВ АГРЕССИИ В СУПРУЖЕСКИХ ПАРАХ ПРИ ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методы исследования преобладающих форм и видов агрессии в супружеских парах
2.2 Результаты исследования преобладающих форм и видов агрессии в супружеских парах без ребенка младенческого возраста
2.3 Результаты исследования преобладающих форм и видов агрессии в супружеских парах с ребенком младенческого возраста
2.4 Сравнительный анализ результатов исследования преобладающих форм и видов агрессии в супружеских парах
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Исследование влияния различных эндогенных и экзогенных факторов на проявление агрессии в супружеских парах является острой проблемой на текущем этапе развития психологических, а также таких смежных с ними наук. Например, в 2009 году социолог И.В. Попова исследовала особенности поведения супругов с разной степенью удовлетворенности браком в конфликтных ситуациях [17], а в 2005 нейрофизиолог Конарева И.Н. провела исследование связи между уровнем агрессивности личности, исследуемом при помощи опросника измерения агрессивных и враждебных реакций Басса-Дарки, и характеристиками частотных компонентов ЭЭГ при опросе [13].
С одной стороны, накопление фактических знаний о природе агрессии из области психологии, биологии, антропологии, этнографии, этологии и многих других требует их систематизации и применения в разработке новых исследований в рамках современных психологических теорий семьи.
С другой стороны, новые знания о феноменологии, психодиагностике и причинах возникновения агрессии в супружеских парах являются существенной основой для разработки практических программ психологической профилактики и коррекции агрессивных и деструктивных паттернов поведения супругов в паре.
Все возрастающее количество факторов, свидетельствующих о кризисе современной семьи, таких, как увеличение числа разводов, снижение рождаемости, рост количества абортов и младенческой смерти, уменьшение продолжительности жизни супругов и многих других, ставит перед психологией ряд актуальных задач, в том числе исследование и диагностику форм и видов агрессии в супружеской паре при условии воспитания ребенка младенческого возраста.
Данное исследование направлено на решение следующих задач:
1) изучить психологическую научную литературу по теме агрессии, форм и видов проявления агрессии в супружеской паре;
2) выявить степень выраженности основных форм и видов агрессии между супругами при воспитании ребенка младенческого возраста;
3) определить формы и виды агрессии между супругами, не имеющими ребенка младенческого возраста;
4) осуществить сравнительный анализ преобладающих форм и видов агрессии в супружеских парах, воспитывающих ребенка младенческого возраста, и у супругов, не имеющих ребенка в данной возрастной категории.
Гипотеза исследования – существуют различия в преобладающих формах и видах агрессии в супружеских парах с ребенком младенческого возраста и без ребенка младенческого возраста.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ АГРЕССИИ. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ВИДЫ АГРЕССИИ. АГРЕССИЯ И СЕМЬЯ
1.1 Теоретические аспекты понятия агрессии в психологической научной литературе
Распространение насилия в различных сферах социальной жизни современного общества, и в семье в том числе, делает понятие агрессии довольно часто используемым конструктом в обиходе каждого человека. При этом широта использования данного термина препятствует формулировке единого всеобъемлющего определения феномена агрессии.
Большой психологический словарь дает следующее определение термина «агрессия» (от лат. agressio – нападение) – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям и вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т.д.) [8, с. 48].
Существуют различные теоретические подходы к изучению понятия и этиологии агрессии, которые подробно рассматривают ряд ключевых аспектов понятия агрессии, включенных в данное определение.
В первую очередь необходимо остановиться на понятии мотивации поведения, направленного на причинение вреда другому лицу. С одной стороны, агрессия в большинстве случаев рассматривается как преднамеренное нанесение какого-либо ущерба другому лицу или объекту. Ряд авторов, занимающихся исследованием агрессии как комплексного феномена (И.А. Фурманов, Л. Берковиц, Р.Бэрон) полагает, что агрессия может квалифицироваться только как преднамеренное нанесение вреда или «поведение…, которое мотивировано намерением причинить вред кому-то другому» [7, с. 36]. Леонард Берковиц, разделял агрессию на следующие виды:
а) с точки зрения ее физической природы на физическую (удар, пинок и т.д.) и вербальную (оскорбления, сплетни, клевета);
б) прямую агрессию, при которой вред наносится непосредственно жертве, и непрямую (косвенную), которая представляет собой косвенный способ нанесения вреда другому;
в) сознательно контролируемую агрессию (например, холодный расчет, движение к цели агрессивного действия) и импульсивную (агрессивные действия без оценки последствий, преследования иной, кроме нанесения вреда цели и т.п.).
С другой стороны, Арнольд Басс предложил узкоспециальную и, возможно, самую известную концепцию определения агрессии, игнорирующую какие-либо мотивационные предпосылки. В своей книге «Психология агрессии» Басс пытался определить агрессию дескриптивным образом без опоры на субъективную идею «намерения». Басс выражал мнение, что мотив трудно оценить объективно. [7, с. 52].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕОБЛАДАЮЩИХ ФОРМ И ВИДОВ АГРЕССИИ В СУПРУЖЕСКИХ ПАРАХ ПРИ ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методы исследования преобладающих форм и видов агрессии в супружеских парах
С целью выявления преобладающих форм и видов агрессии в супружеских парах с ребенком младенческого возраста было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление преобладающих форм и видов агрессии в супружеских парах с ребенком младенческого возраста с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
В исследовании приняли участие 48 человек, или 24 супружеские пары (24 мужчины и 24 женщины) в возрасте 27-35 лет. Выборку исследования составили 2 группы:
1) в экспериментальную группу вошли 12 супружеских пар, которые имеют ребенка младенческого возраста (от 3-х до 11 месяцев);
2) в контрольную группу вошли 12 супружеских пар, которые либо не имеют детей (16,7%), либо имеют ребенка раннего (50%), дошкольного (33,3%) либо младшего школьного возраста (16,7%).
Исследование проводилось на базе образовательного центра и свободного пространства для родителей, основной аудиторией которого являются женщины возрастом от 25 до 37 лет, находящиеся в декретном отпуске по уходу за ребенком.
Гипотеза исследования - существуют различия в преобладающих формах и видах агрессии в супружеских парах с ребенком младенческого возраста и без ребенка младенческого возраста.
Методики исследования:
1. Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки [16].
Цель: диагностика уровня и форм проявления агрессивности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе проведения данного исследования были решены следующие задачи:
1) была изучена психологическая научная литература по теме агрессии, форм и видов проявления агрессии в супружеской паре;
2) была выявлена степень выраженности основных форм и видов агрессии между супругами при воспитании ребенка младенческого возраста;
3) были определены формы и виды агрессии между супругами, не имеющими ребенка младенческого возраста;
4) был осуществлен количественный и качественный анализ преобладающих форм и видов агрессии в супружеских парах, воспитывающих ребенка младенческого возраста, и у супругов, не имеющих ребенка в данной возрастной категории.
Таким образом, после проведения исследования можно сделать следующие выводы:
- понятие «агрессия» представляет собой довольно обширный научный конструкт. Многие исследователи расходятся в определении данного понятия, что не позволяет дать наиболее полное и всестороннее определение термину «агрессия». Этот факт сказывается и на выделении четкой и наиболее полной классификации форм и видов выражения агрессии;
- существует несколько теоретических подходов к изучению природы супружеских конфликтов, такие как психодинамический, гуманистический, рационально-эмотивный, а также теория эмоционального функционирования. Выделяют 5 стратегий поведения во внутрисемейных конфликтах, среди которых самыми неблагоприятными считаются конфронтация (соперничество) и уход (избегание). Согласно исследованиям, частота конфликтов в супружеской паре зависит от степени общей удовлетворенности браком, которая может изменяться с «возрастом» семьи;
- рождение ребенка и процесс его воспитания в младенческом возрасте ведет к серьезным изменениям в семейной жизни. Это период, когда супругам необходимо овладеть новыми для них социальными ролями — отца и матери. Происходит резкое уменьшение свободного времени, дохода на одного человека, усиливается поло-ролевая дифференциация, переориентируются профессиональные потребности молодых родителей. Семья неминуемо должна пройти этап адаптации, который нередко сопровождается снижением степени удовлетворенности браком, ведущему к конфликтам и агрессии между супругами.
1. Bandura, A. Aggression: a social learning analysis. – Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1973. – 400 p.
2. Straus, M.A., Gelles R.J. Physical violence in American families: risk factors and adaptations to violence in 8,145 families / Murray A. Straus and Richard J. Gelles. – New Brunswick, NJ: Transaction Publishers, 1990. – 622 p.
3. Андреева Т. В., Бакулина Ю. А. Представления молодых супругов (с ребенком-первенцем) о распределении семейных ролей и удовлетворенность браком // Психология: итоги и перспективы. Тезисы конференции. – СПб., 1996. – С. 204-231.
4. Андреева Т. В., Кононова А. В. Распределение ролей в молодой семье // Психология и политика. Тезисы научно-практической конференции Ананьевские чтения, 2002. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2002. – С. 117-138.
5. Андреева, Т.В. Семейная психология: Учебное пособие / Т.В. Андреева. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с.
6. Аннаньев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Избранные психологические труды / Б.Г. Аннаньев. Под редакцией А.А. Бодалева. – Москва: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1996. – 384 с.
7. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль: лучший в мире учебник по психологии агрессии / Л.Берковиц. Пер. А. Боричев, Л.Царук, Л. Ардановская. – Санкт-Петербург: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 510 с.
8. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – 4-е изд., расширенное. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 811 с.
9. Голод, С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ / С.И. Голод. – СПб.: Петрополис, 1998. – 272 с.
10. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия: краткий лекционный курс / А.Я. Варга, Т.С. Драбкина. – СПБ.: Речь, 2001. – 144 с.
11. Дементьева, И. Ф. Первые годы брака: Проблемы становления молодой семьи / И.Ф. Дементьева. – Москва, 1991. – 109 с.
12. Ильин, Е. Психология агрессивного поведения / Е. Ильин. – Спб.: Питер, 2014. – 368 с.
13. Конарева, И.Н. Связь между уровнем агрессивности личности и характеристиками частотных компонентов ЭЭГ / И.Н. Конарева // Нейрофизиология / Neurophysiology. – Нью-Йорк: Springer New York Consultants Bureau, 2006. – Т. 38, № 5/6. – С. 448-457.
14. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. Перевод Н. Мальгиной, Н. Миронова, С. Рысева, Е. Турутиной. Под общей научной редакцией профессора А.А. Алескеева. – 7-е международное издание. – Спб.: Питер, Москва, Харьков, Минск, 2000. – 992 с.
15. Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга // Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002. – С.150-172.
16. Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psylab.info.
17. Попова Л. Г. Особенности поведения супругов с разной степенью удовлетворенности браком в конфликтных ситуациях / Л. Г. Попова, С. Е. Балина // Психологический вестник Уральского государственного университета. Вып. 7. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2009. — С. 93-108.
18. Психология человека от рождения до смерти. Психологическая энциклопедия / Под редакцией А. А. Реана СПб.: Прайм-Еврознак; Издательский Дом «Нева»; М.: ОЛМА-Пресс, 2001. – 652 с.
19. Словарь-справочник по психологической диагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов, отв. редактор С.Б. Крымксий.- Киев: Наук.Думка, 1989. – 200 с.
20. Сысенко, В.А. Супружеские конфликты / В.А. Сысенко. - Издание второе, переработанное и дополненное. – Москва: Финансы и статистика, 2008. – 342 с.
21. Фромм Э., Анатомия человеческой деструктвиности / Эрих Фромм. Пер. с англ. Э. М. Телятникова, Т. В. Панфилова. – Москва: АСТ, 2004. - 635 с.
22. Фурманов, И.А. Социальная психология агрессии и насилия: учебное пособие / И.А. Фурманов. – Минск: БГУ, 2016. – 392 с.
23. Харчев, А.Г. Брак и семья в СССР / Харчев А.Г. - 2-е изд., переработанное и дополненное. – Москва: Мысль, 1979. – 367 c.
24. Хван, А.А. Опыт стандартизации измерения агрессивных и враждебных реакций А.Басса и А.Дарки [Текст] / А.А. Хван, Ю.А. Зайцев, Ю.А. Кузнецова // психологическая диагностика. – 2008. – N1. – С.35-58: Табл.
25. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – 3-е издание. – СПб.: Питер, 2002. – 656 с.