СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ
1.1. Понятие и виды конфликтов
1.2. Особенности протекания и причины конфликтных ситуаций между супругами
1.3. Содержание деятельности психолога по профилактике семейных конфликтов
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТАХ
2.1. Описание выборки, методов и процедуры исследования
2.2. Характеристика взаимодействия и реакции супругов в конфликтной ситуации
2.3. Описание программы психопрофилактики семейных конфликтов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня многие пары, которые только готовятся к свадьбе или уже связаны узами брака, не всегда правильно понимают, как строить свои отношения и практически не знают, как сделать эти отношения гармоничными и крепкими. Психологическая подготовка супругов к построению глубоких, осознанных, гармоничных брачных отношений, основанных на симпатиях и взаимной любви, является сегодня одной из важных задач гармонизации семейной жизни. Отсутствие симпатии и взаимной любви является одной из главных причин конфликтов в семье, которые приводят к ее разрушению.
Специалисты согласны с тем, что на психологическое состояние и здоровье семьи особое влияние оказывает способность супругов позитивно и конструктивно разрешать конфликтные ситуации, понимать и принимать психофизиологические и социально-психологические различия между мужчиной и женщиной, создавать эмоциональное единство в семье.
Актуальность вопросов психологического здоровья семьи обусловлена тем, что принятое сегодня определение здоровья не сводит его к физическим, нервным или психическим заболеваниям, а рассматривает его в широком контексте целостной личности человека как «состояние полного физического, психического и социального благополучия». Следовательно, психологически здоровые супружеские отношения представляют собой гармоничные отношения, которые позитивно обогащают человека, повышают его коммуникацию и способность к любви, освобождают от страха, чувства вины и стыда, заблуждений и других психологических факторов, нарушающих гармонию отношений в браке.
Актуальность настоящей курсовой работы обусловлена тем, что в настоящее время растет тенденция разрушения семьи, т.е. разводы, еще на начальном этапе ее формирования. Проблема сохранения семьи, ее укрепление и благополучие сегодня занимает едва ли не первое место среди социальных проблем общества.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ
1.1. Понятие и виды конфликтов
В современной литературе существует более сотни определений понятия конфликт. Некоторые из них схожи, некоторые противоречивы. Такое множество определений данного понятия, по всей видимости, обусловлено наличие разных подходов к его изучению. Сам термин «конфликт» рассматривается разными дисциплинами, каждая из которых дает свою характеристику данному понятию.
Наиболее типичные определения понятия конфликта:
1. Конфликт — это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающихся в противоборстве сторон.
2. Конфликт — это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.
По мнению В.И. Андреева, многие английские авторы подчеркивают в своих определениях противоречия целей или интересов, преследуемых сторонами, но не дают четкого определения понятия «конфликт» [4, c. 61]. Отсюда возникает вопрос о том, какие именно противоречия являются значимыми в определении понятия конфликта. Однако в зарубежной литературе четкого ответа на данный момент не существует.
В.А. Светлов рассматривает противоречие как речевое действие и называет несколько основных стадий развития борьбы интересов, которые приводят к конфликту: различия во мнениях, противоречия в дискуссиях и прямая борьба в виде конфликтов в действиях [20, c. 193].
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТАХ
2.1. Описание выборки, методов и процедуры исследования
Нами было проведено практическое исследование стратегий поведения в семейных конфликтах. В исследовании приняли участие 20 женщин и 30 мужчин (всего 50 человек). Так в исследовании преобладает число мужчин, сравнение гендерных особенностей в выборе стратегии поведения в семейных конфликтах нами не проводилось.
Цель эмпирического исследования – изучить стратегии поведения в семейных конфликтах.
Методики исследования:
1. Методика «Взаимодействие супругов в конфликтной ситуации» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская) [3] (Приложение А)
Цель методики – конкретизировать зоны супружеского конфликта, раскрыть содержание индивидуальных переживаний.
Методика представляет собой 32 вербально описанные ситуации семейного взаимодействия, которые носят конфликтный характер. Для ответа испытуемым предлагается шкала возможных реакций, в которую заложены два признака: активность или пассивность реакции и согласие или несогласие с супругом (т.е. позитивность или негативность реакции).
Методика предполагает два варианта опросных листов – для женщин и для мужчин.
2. Опросник «Реакции супругов на конфликт» (А.С. Кочарян) (Приложение Б).
Цель опросника — выяснить взгляды супругов относительно некоторых семейных проблем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в теоретической части исследования мы определили, что возникновение семейных конфликтов зависит от неудовлетворения потребностей супругов. Острота конфликтной ситуации зависит от личностных особенностей членов семьи, уровня взаимоотношений, от выбранной стратегии разрешения конфликта.
Разрешение конфликтов зависит от использованных членами семьи способов: конструктивное и деструктивное разрешение конфликтов. Конструктивное разрешение конфликтных ситуаций приводит к укреплению семейных связей, стабилизации взаимоотношений, развитию каждого члена семьи. Деструктивное разрешение конфликтных ситуаций может приводить к разводам, к изменам, к формированию негативных чувств, к проблемам во взаимоотношениях с детьми, к эмоциональной неустойчивости
При создании условий разрешения конфликтов члены семьи должны быть заинтересованы в этом процессе. Условиями могут выступать: посещение психологических консультаций и самостоятельно созданные условия семье такие как: формирование психолого-педагогической компетентности, грамотности, знание основ семейных взаимоотношений; воспитание детей с учетом их возрастных особенностей (кризисов), подбор единого стиля воспитания, которого придерживаются оба родителя; гармонизация психоэмоционального состояния, работа над собой; организация семейного досуга, ценностей, традиций, развитие чувств взаимопомощи, ответственности, доверия и уважения; формирование коммуникативных способностей.
При соблюдении всех правил взаимоотношения в семье стабилизируются и конфликт может быть исчерпан.
1. Авдонина, И.Е. Этика и психология семейных отношений (психолого-педагогические аспекты): учебное пособие / И.Е. Авдонина, М.В. Носкова. – Екатеринбург: Ажур, 2010. – 246 с.
2. Авсиевич, М.Т., Мельник, Л.И. Супружеские конфликты и пути их преодоления. – М.: Материал в помощь лектору, 2008. – 22с.
3. Алешина, Ю.Е., Гозман, Л.Я., Дубовская, Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. – М.: Изд-во МГУ, 2006. – 120 с.
4. Андреев, В.И. Конфликтология. Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. – М.: Народное образование, 2005. – 142 с.
5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография. М., 1996. – 244 с.
6. Бендлер, Р., Гриндер, Дж., Сатир, В. Семейная терапия. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2005. – 160с.
7. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. / Эрик Берн; [пер. с англ. А. Грузберга]. – М.: Эксмо, 2015. – 576 с.
8. Богданов, Г.Т., Богданович, Л.А., Полев, А.М. и др. «Супружеская жизнь: гармония и конфликты» 2-е изд. – М.: 2001. – 183 с.
9. Дружинин, В.Н. Психология семьи. – М.: КСП, 3-е изд. 2008. – 276 с.
10. Калинина, Р.Р. Введение в психологию семейных отношений. СПБ, 200. – 350 с.
11. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М.: Гардарика, 2004. – 361 с.
12. Крюкова, Т.Л. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними: учеб. пособие / Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, Е.В. Куфтяк. – СПб.: Речь, 2010. – 239 с.
13. Курасов, Ю.М., Камышанова, Т.В. Семья в современном обществе: проблемы и пути их решения / Под ред. Ю.М. Курасова, Т.В. Камышановой. – Волгоград, Перемена, 2007. – 214 с.
14. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. – М., 2006. – 273 с.
15. Мальтиникова, Н.П. Психология семьи и семейного воспитания: учеб. – метод. пособие / Н.П. Мальтиникова. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2009. – 248 с.
16. Посысоев, Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Н.Н. Посысоев [и др.] – М.: 2004. – 143 с.
17. Прохорова, О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования / О.Г. Прохорова. – М.: Сфера, 2010. – 223 с.
18. Райгородский, Д.Я. Диагностика семьи. Методики и тесты. Учебное пособие по психологии семейных отношений / под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский дом Бахрах – М, 2007. – 736 с.
19. Романова, Е.В. Влияние опыта взаимоотношений в родительской семье на формирование супружеских отношений и удовлетворенности браком / Е.В. Романова, А.С. Щербакова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. – 2011. – № 3. – С. 121 – 128.
20. Светлов, В.А. Конфликт: модели, решения, менеджмент. – СПб., «Питер», 2005. – 540 с.
21. Сулейманова, С.С. Подольский, А.Д. Психологические проблемы современной семьи // NB: Психология и психотехника. – 2014. – № 3. – С. 60 – 127.
22. Сысенко, В.А. Устойчивость брака. Проблемы, факторы, условия. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 198 с.
23. Теория семейных систем Мюррея-Боуэна: основные понятия, методы и клинич. практика: [сб. ст. : пер. с англ.] / под ред. К. Бейкер, А.Я. Варги. – 2-е изд., стер. – М.: Когито-Центр, 2010. – 494 с.
24. Харчев, А.Г. Социология семьи: проблемы становления науки – М: ЦСП, 2007. – 342 с.
25. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Эйдемиллер, В. – Юстицкис. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2008. – 668 с.