ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОТНОШЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН К МАТЕРИНСТВУ
1.1 Материнство как психологический феномен
1.2 Основные подходы к изучению феномена материнства в психологии
1.3 Особенности отношения к материнству у современных женщин
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2 ОБЗОР ЭМПИРИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН К МАТЕРИНСТВУ
2.1 Обзор исследований, посвященных проблеме изучения отношения современных женщин к материнству
2.2 Анализ современных подходов и методов исследования отношения современных женщин к материнству
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования отношения к материнству обусловлена происходящими изменениями в сферах демографических процессов общества, социально – экономического состояния современной семьи, в структуре ценностных ориентаций и мотивационного компонента личности нового поколения.
На сегодняшний день сохраняются негативные тенденции к снижению семейных ценностей, увеличению численности семей, сознательно живущих в бездетных браках, низкому престижу материнства, а также увеличения возраста первородящих женщин. Эти процессы располагают к трансформации традиционных взглядов не семейные функции и отношения, психологическую готовность к материнству, репродуктивную мотивацию, родительские установки, ведущие к негативным аспектам материнства как одной из наиболее важных функций женщины.
Согласно мнению Л.Н. Трониной, современное материнство переживает кризис нравственный ценностей. Сегодня материнство занимает незначительное место в иерархии ценностей женщины, не является той ролью, к которой стремится женщина. В системе ценностных ориентаций женщины на первый план выходят внесемейные ценности, в самосознании современной женщины функция материнства не является доминирующей. У нее могут наблюдаться противоборство двух жизненных устремлений – желания свободного жизнеустройства и желания иметь детей, и часто выбор падает на добровольную бездетность. Противоречивость и сложность проблемы отношения к материнству находит свое отражение в работах отечественных и зарубежных исследователей.
Изучение психологии материнства – одна из мало разработанных наукой областей. Изучение готовности к материнству в последние годы ведется в различных аспектах:
• в плане социологических исследований позднего материнства и материнства несовершеннолетних (Кашапова С.О.);
• при исследовании факторов риска психической патологии ребенка в связи с социальными и психическими аномалиями матерей (Брутман В.И., Северный А.А., Копыл О.А., Баженова О.В. и др.);
• в филогенетическом аспекте (Филиппова Г.Г.). Исследуются значимые личностные характеристики будущей матери, изучаются факторы, влияющие на материнское поведение.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОТНОШЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН К МАТЕРИНСТВУ
1.1 Материнство как психологический феномен
На сегодняшний день не существует общепринятого определения понятия «материнство». В словаре русского языка С.И. Ожегова «материнство» трактуется как «состояние женщины в период беременности, родов, кормления ребёнка; свойственное матери сознание родственной её связи с детьми» [15, c. 421].
В.И. Брутман определяет материнство, как «процесс выстраивания смысловых границ между матерью и ребёнком. Основным новообразованием материнства является изменение смысловой сферы женщины, изменение структуры социальных ролей, которая определяет переживание материнства, как динамического процесса, реализующегося в системе материнско-детского взаимодействия» [8, c. 110].
Г.Г. Филиппова рассматривает смысловое переживание материнства, как «психологическое новообразование в сфере самосознания женщины, принявшей на себя эту роль». По мере формирования образа ребёнка в самосознании происходят изменения в эмоциональной сфере, физиологической, смысловой, в социальной сфере [21, c. 22].
Ф. Хорват определяет материнство как «личностные качества женщины, её биологические и психологические особенности, которые женщина имеет как бы в себе, как какую-то художественную способность, вроде врождённого таланта» [24, c. 328].
Э. Бибринг утверждает, что «беременность можно рассматривать, как стадию развития новой социальной роли, роли матери» [5, c. 125].
По мнению А. Минегетти, материнство – это «в действительности всего лишь исполнение женщиной заученной с детства роли» [13, с. 96].
Материнство – это одна из социальных женских ролей. Даже если потребность быть матерью и заложена в женской природе, общественные ценности и нормы оказывают определяющее влияние на проявления материнского отношения. Материнское чувство включает в себя биологическое стремление к рождению детей, окрашенное или преобразованное интериоризованными социальными нормами [9, с. 21].
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Материнство – это и этап в жизни женщины, и социальная роль, и часть личностной сферы женщины. На фоне беременности как периоде подготовки к материнству происходят существенные изменения в эмоциональной, мотивационной и личностной сферах женщины.
Современное состояние изучения материнства характеризуется достаточно большим количеством направлений, где в качестве основных выступают: 1) материнство как обеспечение развития ребенка; 2) материнство как часть личностной сферы женщины. В рамках этих направлений исследуются следующие аспекты: культурно-исторические аспекты материнства; психофизиологические аспекты; психологические аспекты материнства; онтогенетические аспекты формирования материнства; девиантное материнство; материнство как стадия половозрастной и личностной идентификации.
Отношение к материнству зависит в первую очередь от мотивов сохранения беременности, учитывается фактор желанности (нежеланности ребенка), личностные особенности женщины. Основу материнства составляет эмоциональная привязанность к ребенку. Важно место занимает также ценностные установки в системе ценностей матери, где при адекватном отношении ребенок должен занимать одно из первых мест. Качество эмоциональной привязанности определяет отношение материнское отношение. Материнское отношение может быть адекватным, тревожным и амбивалентным, а также эмоционально-отстраненным.
ГЛАВА 2 ОБЗОР ЭМПИРИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН К МАТЕРИНСТВУ
2.1 Обзор исследований, посвященных проблеме изучения отношения современных женщин к материнству
Исследования в области изучения отношения современных женщин к материнству имеют множество направлений, выделим основные из них.
Первая попытка целостного изучения феномена материнства, как ранее в работе уже отмечалось, была предпринята Г.Г. Филипповой. При исследовании материнства Г.Г. Филиппова использует понятия структура и онтогенез потребностно-мотивационной сферы личности женщины. В структуре материнской потребностно-мотивационной сферы выделяются следующие блоки:
1. Потребностно-эмоциональный блок включает в себя все потребности матери, эмоциональное отношение к ребенку, себе и материнству.
2. Операциональный блок, который включает операции ухода и кормления, операции общения, эмоциональное сопровождение операций ухода и взаимодействия.
3. Ценностно-смысловой блок, который включает в себя ценность ребенка и ценность материнства [23, c. 42].
Она предположила, что к моменту рождения ребенка у матери есть некоторый «стартовый уровень» содержаний всех блоков материнской сферы, обусловленный историей ее развития. Анализ развития материнской сферы также важен, как и анализ ее содержания. Разработанная нами анкета содержит вопросы, выясняющие как актуальное содержание материнской сферы, так и особенности ее формирования в онтогенезе.
В связи с этим в своем исследовании она выделяет шесть этапов развития материнской потребностно-мотивационной сферы в онтогенезе. Все эти этапы имеют разные возрастные границы и разную роль в возникновении и развитии содержаний всех блоков материнской потребностно-мотивационной сферы:
1. Взаимодействие с собственной матерью – наиболее важным является возрастной период до трех лет. На этом этапе происходит освоение эмоционального значения ситуации материнско-детского взаимодействия, а также возникновение эмоциональной реакции на некоторые ключевые стимулы гештальта младенчества и некоторые элементы операционального состава материнской сферы (мимические реакции, эмоциональная окраска движений при взаимодействии с ребенком).
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Обзор исследований по проблеме исследования отношения современных женщин к материнству позволяет сделать вывод о том, что данной теме уделялось большое внимание отечественных исследователей. Одним из первых, кто предпринял попытку целостного исследования феномена материнства, была Г.Г. Филиппова. Большое внимание в своих исследованиях она уделила изучению потребностно-мотивационной сферы материнства у женщин. Определила основные этапы развития данной сферы и выделила на основе их основные типы переживаний женщин во время беременности. Мещерякова С.Ю. в своих исследованиях уделяла большое внимание изучению психологической готовности женщины к материнству, в ходе которых выделила определенные мотивы женщин. Так же изучению мотивов женщин уделяли такие отечественные ученые как, Н.В. Боровикова и С.А. Федоренко. Т.В. Скрицкая изучала ценностные ориентации беременных женщин и сделала вывод, что ценностная сфера изменяется в процессе беременности женщины.
Анализ подходов к изучению отношения современных женщин к материнству позволил заключить, что исследования в данном направлении имеют популярность как среди зарубежных, так и отечественных исследователей. Множество подходов, которые используют для изучения особенностей отношения современных женщин к материнству, говорит о том, что данный вопрос исследуется многосторонне с использованием различных методов исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема отношения к материнству является весьма сложной, так как на сегодняшний день отсутствует адекватный подход и теоретическая концепция для изучения материнства как целостной концепции. Выявленное противоречие: усиление психологических проблем материнства в современных условиях, с одной стороны, и не разработанностью психологических аспектов отношения к материнству у женщин разного возраста, с другой стороны, обусловило выбор темы данного исследования.
Целью дипломной работы явилось теоретическое обоснование проблемы материнства и эмпирическое выявление отношения к материнству у женщин разного возраста.
В ходе работы были решены следующие задачи:
а) проведен теоретический анализ современного состояния проблемы отношения к материнству в отечественных и зарубежных исследованиях;
б) изучено понятия «материнство» и охарактеризовать его составляющие;
в) определены особенности отношения к материнству;
г) проанализированы основные методы и подходы изучения особенностей отношения к материнству. (изменено в соответствии с изменением пункта в главе).
Анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что современное состояние проблемы материнства характеризуется достаточно большим количеством направлений, где в качестве основных выступают: 1) материнство как обеспечение развития ребенка; 2) материнство как часть личностной сферы женщины. В рамках этих направлений исследуются следующие аспекты: культурно-исторические аспекты материнства; психофизиологические аспекты; психологические аспекты материнства; онтогенетические аспекты формирования материнства; девиантное материнство; материнство как стадия половозрастной и личностной идентификации. Проблема материнства также является предметом изучения в перинатальной психологии и психологии родительства.
Понимание материнства современными исследователями сводиться к эмоциональной сфере личности матери, а также к принятию ею новой социальной роли. Следует отметить, что проблема материнства отечественными исследователями созданы теории на основе концепции зарубежных авторов, что сказывается на понимании и объяснении феномена «материнство» как психологического феномена.
1. Авдеева, Н.Н. Среда развития и психическое здоровье ребенка. Здоровье человека: социогуманитарные и медико-биологические аспекты / Н.Н. Авдеева. – М.: Смысл, 2003. – 264 с.
2. Бежина, Х.В. Особенности психологической готовности к материнству у женщин, имеющих опыт незавершенной беременности / Х.В. Бежина // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2011. – № 6. – С. 135–140.
3. Брутман, В.И. Методики изучения психологического состояния женщин / В.И. Брутман, Г.Г. Филиппова, И.Ю. Хамитова // Вопросы психологии. – 2002. – № 2. – С. 110–118.
4. Брутман, В.И. Привязанность матери к ребенку в период беременности / В.И. Брутман, М.С. Радионова // Хрестоматия по перинатальной психологии. – М., 2005.– С. 38–47.
5. Валитова, И.Е. Психологическая готовность к материнству у девушек разного возраста / И.Е. Валитова // Вестник Брестского университета. – 2014. – № 1. – С. 121–126.
6. Демина, А.С. Психологическая готовность к материнству в период ранней зрелости / А.С. Демина // Вестник КГУ. – 2013. - № 4 (56). – Т. 2. – С. 88–91.
7. Добряков, И.В. Клинико-психологчиеские методы определения типа психологического компонента гестационной доминанты / И.В. Добряков // Хрестоматия по перинатальной психологии. – М., 2005. – С. 93–102.
8. Захарова, Е.И. Социальные отношения женщины в период ожидания ребенка / Е.И. Захарова, И. Гроссман // Перинатальная психология и психология родительства. – 2005. – № 1. – 93–116.
9. Кляйн, М. Развитие в психоанализе / М. Кляйн, С. Айзекс, Дж. Райвери. – М.: Академический проект, 2001. – 466 с.
10. Куценко, О.С. Отношение матери беременной женщины как фактор, влияющий на решение о рождении ребенка / О.С. Куценко // Известия РГСУ. – 2010. - № 136. – С. 163–173.
11. Мещерякова, С. Ю. Психологическая готовность к материнству / С. Ю. Мещерякова // Вопросы психологии. – 2000. – № 5. – С. 18–27.
12. Мухамедрахимов, Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие / Р.Ж. Мухамедрахимов. – СПб.: СПбГУ, 2001. – 311 с.
13. Ньюкомб, Н. Развитие личности ребенка / Н. Ньюкомб. – СПб.: Питер, 2002. – 640 с.
14. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319 с.
15. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Советская Энциклопедия. – 4-е изд., испр. и доп, 1997. – 763 с.
16. Пайнз, Д. Бессознательное использование своего тела женщиной / Пер. с англ. Е.И. Замфир. – СПб.: Питер, 2000. – 195 с.
17. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2000. – 184 с.
18. Савенышева, С.С. Отношение к материнству у современных женщин / С.С. Савенышева // Вестник Санкт-Петербурского ун-та. – 2008. – Вып. 4. – С. 45–54.
19. Скоромная, Ю.Е. Субъективная готовность к материнству как психологический феномен: автореф. дисс. канд. психол. наук: 19.00.13 / Ю.Е. Скромная. – М.: Моск. открытый соц. ун-т, 2006. – 217 с.
20. Скрицкая, Т.В. Ценностные ориентации в период беременности / Т.В. Скрицкая: автореф. дисс. канд. психол. наук: 19.00.01 / Т.В. Скрицкая. – Новосибирск: НГПУ, 2002. – 162 с.
21. Филиппова, Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии / Г.Г. Филиппова // Вопросы психологии. – 2001. – № 2. – С. 22–37.
22. Филиппова, Г.Г. Методики изучения психологического состояния женщин во время беременности и после родов / В.И. Брутман, Г.Г. Филиппова, И.Ю. Хамитова // Вопросы психологии. – 2002. – № 3 – С. 110–118.
23. Филиппова, Г.Г. Перинатальная психология и психология родительства – новая область исследования психологии / Г.Г. Филлипова // Журнал практического психолога. – 2003. – № 4. – С. 41–47.
24. Хорват, Ф. Любовь, материнство, будущее / Ф. Хорват. – М.: Прогресс, 1982. – 521 с.
25. Черданцева, А.С. Специфика личностной ценности материнства в представлении матерей и женщин, не имеющих детей / А.С. Черданцева, Ю.В. Борисенко // Перинатальная психология и психология родительства. – 2010. – № 1. – С. 11–16.