ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
1.1 Становление учебной дисциплины физического воспитания
1.2 Формы физического воспитания
1.3 Средства и методы физического воспитания
ГЛАВА 2 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК НАУКА
2.1 Источники и этапы развития теории и методики физического воспитания
2.2 Методы исследования в теории и методике физического воспитания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Физическая культура и спорт – это самостоятельный вид человеческой деятельности, значение которого в развитии общества очень велико.
Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного, социально активного и морально устойчивого молодого поколения. Физическое воспитание как академическая дисциплина играет важную социальную роль и способствует подготовке высококвалифицированных специалистов.
Всеобщая физическая культура расширяет возможности человека в любой сфере общественной деятельности, повышает его выносливость, трудоспособность, повышает сопротивляемость организма различным неблагоприятным факторам. Физическая активность способствует развитию и улучшению ряда психических качеств, особенно стабильности, мужества, целеустремленности и др.
Именно в школе закладываются основы физического воспитания подрастающего поколения. Это осуществляется всей системой физического воспитания: уроки физкультуры, внешкольные занятия в общественном здравоохранении, т.е. комплекс мероприятий, формирующих знания и привычки, формирующие физическую культуру школьника.
Основной формой воспитания являются уроки физкультуры, целью которых является предоставление учащимся знаний и практических навыков, необходимых для овладения жизненной моторикой; содействие развитию гибкости, силы, скорости, выносливости и других физических качеств; содействие здоровью и физическому развитию детей, а также улучшению физической и умственной активности; распределение интереса и развитие привычки к регулярной самозанятости с различными видами физических упражнений рекреационного характера; содействие развитию физической активности у детей.
Объект исследования: физическое воспитание.
Предмет исследования: теория и методика физического воспитания.
Цель исследования: проанализировать особенности физического воспитания как учебной дисциплины.
Для достижения цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
– выявить особенности становления учебной дисциплины физического воспитания;
– изучить формы, средства и методы физического воспитания;
ГЛАВА 1 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
1.1 Становление учебной дисциплины физического воспитания
Основные традиции и народные формы физического воспитания в историческом аспекте. Каждая эпоха характеризуется своей системой физического воспитания детей, сохраняя их национальную самобытность, неповторимость и колорит. Трудовые коллективные игры являются пионерами комплекса физических упражнений в воспитательном направлении. Используя реальный охотничий арсенал и уровень жизни, первобытные люди овладевали навыками охотника, копируя его действия. Постепенная эволюция первобытного общества способствовала появлению игр, не связанных с имитацией трудовых поступков. Это были разные командные и парные игры, которые воспитывали выносливость, храбрость, ловкость и силу.
Формами физического воспитания первобытного общего являются публичность, дух взаимопомощи, коллективизм [11, с. 214].
Определяющими направлениями физического воспитания восточных славян раннего феодального периода были образы народных героев – представителей разных сословий, с большой силой, развитыми, отважными, непобедимыми. Кто не помнит знаменитых персонажей быльинских и сказочных сюжетов – легендарных героев: мужественного Ильи Муромца, храброго Добрыни Никитича, храброго Алеши Поповича, непобедимого Никиты Кожемяка, бесстрашного смельчака Ивана.
Формы физической культуры воплощались в детских дворовых играх и занятиях, обеспечивая динамику движений и национальных силовых видов спорта. Они передавались из поколения в поколение, формируя национальную систему физического воспитания. Такие детские увлечения воспитательного направления связаны с казацкой эпохой, развивающей аккуратность, податливость, скорость, такие как: стрельба, бег, различные виды бега, соревнования с мячом, бабушкины деньги, передвижные весы [6, с. 121].
Массовый характер славян имел известные кулачные бои, которые имеют большую популярность и территориальное распространение. В зависимости от правил и условий они были разделены на три разновидности: «один на один», где соревнования должны были проходить с двумя участниками, стена к стене и сцепление на свалку предусматривали коллективное участие.
ГЛАВА 2 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК НАУКА
2.1 Источники и этапы развития теории и методики физического воспитания
Источниками возникновения и развития теории и методов физического воспитания являются следующие:
– практика общественной жизни. Потребность общества в хорошо подготовленных людях породила желание изучить закономерности физического воспитания и на их основе выстроить систему управления физическим совершенством человека;
– практика физического воспитания. Именно в этой системе все теоретические положения проверяются на жизнеспособность, могут рождаться оригинальные идеи, побуждающие теорию и методы физического воспитания к разработке новых положений;
– прогрессивные представления о содержании и способах воспитания гармонично развитой личности, высказанные философами, педагогами, врачами разных стран и разных эпох;
– на самом высоком уровне своего развития ведущим источником теории и методики физического воспитания является марксистско-ленинское учение о коммунистическом воспитании. Именно эта доктрина не только провозгласила право человека на всестороннее образование, но и раскрыла его содержание и обосновала пути его реализации;
– партийные и правительственные постановления о состоянии и путях совершенствования физического воспитания в нашей стране;
– результаты исследований как в теории и методах физического воспитания, так и в смежных областях знаний. Теория и методы физического воспитания прошли несколько этапов своего развития [8, с. 152].
Первый этап это этап эмпирических знаний о воздействии моторных действий на организм. Человек получил его в результате повседневной деятельности (Н.И. Пономарев). Накопление эмпирических знаний привело человека к осознанию «эффекта тренировочной способности» и к тому, что он научился передавать опыт. Это было одной из предпосылок возникновения физических упражнений, а вместе с ними и физического воспитания.
Второй этап – этап создания первых методов физического воспитания охватывает периоды рабовладельческих состояний древности и средневековья (Г.Д. Харабуга).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теория и методика физического воспитания как научной дисциплины опережала свое становление как дисциплины. По мере развития теоретических представлений о физическом воспитании теория подавлялась практическими задачами методов физического воспитания. Это отрицательно сказалось на развитии теории. Наука физического воспитания возникла и развивалась как система знаний о физических упражнениях, их сущности, свойствах и возможностях практического использования для удовлетворения тех или иных потребностей человека и общества. Большой вклад в развитие теории и методики физического воспитания внесли следующие ученые; Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина, Ю.Д. Железняк, А.П. Матвеев, Л.К. Завьялов, Н.К. Меньшиков, М.А. Годик и др.
Физическая культура является неотъемлемой частью педагогической науки и практики. Физическая культура призвана формировать у учащихся постоянные мотивы и потребности в бережном отношении к собственному здоровью и физической подготовке, целостном формировании собственных физических и психологических качеств, творческом использовании физической культуры в организации здорового образа жизни. Выделяю следующие формы физического воспитания: учебные занятия и внеучебные занятия. Учебные занятия физкультуры способствуют гармоничному развитию личности, улучшению физических качеств, воли, стойкости, целеустремленности, независимо от природных способностей и учебных достижений.
К средствам физического воспитания относятся: физические упражнения, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Основными специфическими средствами физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными – оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. К методам физического воспитания относятся: наглядные методы, конкретные методы, метод круговой тренировки, соревновательный метод, игровой метод, интервальный метод, повторный метод.
Многочисленные исследования показали, что регулярные физические нагрузки увеличивают продолжительность жизни и снижают риск преждевременной смерти. Не существует волшебной формулы, которая переводит часы физических нагрузок в часы приобретенной жизни, но исследования показывают, что люди, которые более активны, как правило, более здоровы и живут дольше. Регулярные упражнения и физические нагрузки увеличивают мышечную силу, плотность костей, гибкость и стабильность.
1. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б. А. Ашмарин. – М. : ФиС, 1978. – 254 с.
2. Барков, В. А. Физическая культура и спорт. Педагогическая практика в школе : Учеб. пособ. для студ. вузов / В. А. Барков, Ю. К. Рахматов. – Гродно : Гродненский гос. ун-т, 2003. – 163 с.
3. Бойченко, С. Д. Классическая теория физической культуры: Введение. Методология. Следствия / С. Д. Бойченко, И. В. Бельский. – Минск : Лазурак, 2002. – 312 с.
4. Гандельсман, А. Б. Физическое воспитание детей школьного возраста (медикобиологические основы) / А. Б. Гандельсман, К. М. Смирнов. –
М. : Физкультура и спорт, 2006. – 278 с.
5. Гогунов, Е. Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 288 с.
6. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 264 с.
7. Казин, ЭМ. Основы индивидуального здоровья человека : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / ЭМ. Казин, НГ. Блинова, НА. Литвинова – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 192 с.
8. Карасев А. В. Энциклопедия физической подготовки. Методические основы развития физических качеств: учеб. пособие / А. В. Карасев. – М. : Лептос, 2004. – 368 с.
9. Круцевич, Т. Ю. Теория и методика физического воспитания / Т. Ю. Круцевич. – К. : Олимпийская литература, 2003. – 423 с.
10. Кузнецов, В. С. Физические упражнения и подвижные игры. Метод.пособие: учеб. пособие / В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. – М. : НЦ ЭНАС, 2006. – 151 с.
11. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры / Ю. Ф. Курамшин, В. И. Попов. – СПб. : СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, − 1999. – 374 с.
12. Лубышева, Л. И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации: учеб. пособие / Л. И. Лубышева. – М. : ИНФРА-М, 2004. – 137 с.
13. Луури, Ю. Ф. Физическое воспитание детей школьного возраста: учеб. пособие / Ю. Ф. Луури. – М. : Феникс, 2003. – 172 с.
14. Матвеев, А. П. Концепция формирования основ учебного предмета физической культуры в общеобразовательной школе : метод. пособие / А. П. Матвеев. – М. : РГАФК, «Принт центр», 2001. – 40 с.
15. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры : учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. / Л. П. Матвеев – М. : Физкультура и спорт, СпортАкадемПресс, 2008. – С.16-27.
16. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учеб. для высш. спец. физ. учеб. заведений / Л. П. Матвеев. – Спб. : Изд-во «Лань», 2003. – 160 с.
17. Наскалов, В. М. Теория и методика физического воспитания : учеб.-метод. комплекс для студ. спец. 1-03 02 01, магистрантов спец. 1-08 80 04, слушателей ИПК УО «ПГУ» спец. 1-89 02 75 : в 2 ч. Ч. 1 / М-во образования РБ, Полоцкий гос. ун-т. – Новополоцк : ПГУ, 2008; 2010. – 227 с.
18. Николаев, Ю. М. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности / Ю. М. Николаев // Теория и практика физической культуры. – 2007. – № 6. – С. 2–10.
19. Погадаев, Г. И. Настольная книга учителя физической культуры / Г. И. Погадаев. – М. : Физкультура и спорт, 2004. – 298 с.
20. Физическая культура и здоровье. V-XI классы : учеб. программа для учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения. – Минск : Нац. ин-т образования, 2012. – 115 с.
21. Фурманов, А. Г. Оздоровительная физическая культура : учебник / А. Г. Фурманов, М. Б. Юспа. – Минск : Тесей, 2003. – 528 с.
22. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М. : Академия, 2003. – С. 198-199.