Введение
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования
1.1. Сущность ностальгического туризма
1.2. Особенности организации ностальгических туров
Глава 2. Перспективы развития ностальгического туризма в Беларуси
2.1. Ностальгический туризм в Беларуси: практика и перспективы
2.2. Разработка ностальгического тура
Заключение
Список использованных источников
Введение
Несомненно, основным видом туристического продукта, который должен предлагаться иностранным туристам будут ностальгические туры. Однако туристическое предложение по данной тематике остается крайне скудным. Предлагаемый белорусскими туристическими агентствами турпродукт однотипен и не фокусируется на ностальгическом туризме. Анализ предложения белорусских туристических фирм по организации ностальгических экскурсий для евреев показал, что на белорусском рынке их количество исчисляется единицами. Данная ситуация препятствует развитию не только ностальгического, но и въездного экскурсионного туризма в целом.
Основным недостатком существующих экскурсий можно назвать то, что зачастую еврейское наследие Беларуси разработчики не выделяют в отдельную экскурсию, а лишь затрагивают данную тему, включая ее в обзорную экскурсию по Беларуси. В сложившейся ситуации невозможно показать все наследие евреев их потомкам.
Также следует отметить, что программа показа объектов во всех экскурсиях одинакова и не отличается особым разнообразием. Одной из рекомендаций при разработке новых туров должен быть дифференцированный подход. При разработке тура должен учитываться определенный сегмент туристов, а именно иностранцы. Предоставление экскурсионных услуг иностранным гражданам несет на себе двойную нагрузку. С одной стороны необходимо как можно более ярко представить природное и культурное разнообразие города и объектов, с которыми знакомятся экскурсанты. С другой - необходимо заинтересовать посетителей страной, в общем: создать ее имидж через отдельную экскурсию, ознакомить зарубежных гостей с наиболее характерными чертами жизни народа.
Именно поэтому при разработке туров следует учитывать особенности целевой аудитории. Если тур предлагается выходцам с постсоветского пространства следует акцентировать «ностальгические нотки. Если же тур продается клиентам совсем не знакомым с Республикой Беларусь, значительное внимание стоит уделить культурному богатству Беларуси в целом.
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования
1.1. Сущность ностальгического туризма
Одним из новых и перспективных направлений сегментов туристической индустрии является ностальгический туризм. В Великобритании впервые упомянули о ностальгическом туризме в 1999 года.
Ностальгические туры связаны в первую очередь с культурным, национальным, историческим, природным наследием «родного» по крови народа, историей и культурой предков.
Особенность ностальгического тура заключаются в возможности туристу вернуться в прошлое, познакомиться с культурой и исторической родиной. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что ностальгический туризм заключается в посещении мест, в которых была история их кровных людей, восстановление кровнородственных связей и отношений, составления родственного древа, семейного альбома, нахождение и возвращения семейных ценностей и традиций[12].
Ностальгический туризм часто рассматривают как составляющую культурного, этнического, рекреационного туризма. Разные авторы определяют ностальгические туры по своему. Н.Ю. Святоха и И.Ю. Филимонова дают описание ностальгическому туризму в основе этнокультурного туризма. А. Г. Бутузов разделяет этнокультурный туризм на несколько подвидов:
- культурно-антропологический туризм.
- культурно-этнический туризм.
- культурно-этнографический туризм.
- культурно-экологический туризм[5].
Более подробно ознакомимся с различными определениями понятия ностальгический туризм.
Глава 2. Перспективы развития ностальгического туризма в Беларуси
2.1. Ностальгический туризм в Беларуси: практика и перспективы
Беларусь может позиционировать себя как туристическая дестинация со специализацией по въездному туризму, таким его видам, как познавательный, рекреационный, спортивный, деловой, приграничный, религиозный, транзитный. Относительно новым видом, перспективным для развития в Беларуси, является ностальгический туризм.
Данный вид туризма получил активное развитие в странах Центральной и Восточной Европы в 1980-1990-е гг. С начала 90-х гг. начались поездки израильтян в страны Восточной Европы, где до войны существовали крупные еврейские общины. До сих пор популярностью пользуются туры по еврейским местам Праги и Кракова. В последние годы со стороны иностранных туристов возрастает особый интерес к поездкам с целью поиска семейных корней в Беларуси, что и подтверждает актуальность заявленной темы исследования[7].
Человек, поменявший место жительства и живущий в другом городе или другой стране, начинает испытывать ностальгию. Ностальгия (от греч. nostos возвращение' и algos 'боль') - тоска по родине; тоска по чему-нибудь утраченному, ушедшему. По словарю медицинских терминов в психиатрии ностальгия (nostalgia) - форма реактивного состояния, обусловленная длительным отрывом от родины и проявляющаяся главным образом депрессивным синдромом. Лучшим лекарством от этого чувства является путешествие.
Обсуждение вопросов ностальгии и проектирование развития общества и стали основой нового вида туризма - ностальгического. До сих пор нет однозначного определения ностальгического туризма. Ряд авторов рассматривают ностальгический туризм как сентиментальный (его форма ритуальный туризм). Употребляются также термины генеалогическое путешествие, ностальгическое путешествие и даже этнический туризм.
Заключение
В научной среде, не существует единого мнения, об определении «этнический туризм». В современном мире этнический туризм приобретает особую популярность во многих странах.
Этнический туризм имеет подвиды. Наиболее близким понятием к этнотуризму можно, считать этнокультурный туризм. Далее, этнический туризм и этнотуризм подразделяются на ностальгический (генеалогический) туризм и этнографический туризм, который в свою очередь подразделяется на антропологический туризм, джайло-туризм и аборигенный туризм.
Этнический туризм базируется на интересе туристов к подлинной жизни народов. Современное общество привлекает изучение образа жизни различных этносов, ныне живущих и тех, что жили в далеком прошлом, интересно изучать их культуру и быт, знать историю происхождения своих предков, узнавать их традиции и обычаи.
Для развития ностальгического туризма необходимо наличие историко-культурных и социально-культурных ресурсов, поскольку этот вид подразумевает путешествия на место своего рождения или рождения родственников, а так же изучение исторических особенностей определенной этнической группы населения и ностальгию по конкретным временным эпохам.
Нами был разработан ностальгический тур, под названием «Следы прошлого». Для реализации идеи были проанализированы и выбраны подходящие партнеры и поставщики. Был разработан туристический маршрут. Подсчитана примерная смета затрат на данный тур, она составила 300 рублей на одного человека, с учетом проезда и проживания. В работе расписано полное описание тура по дням (2днея/1ночь).
В настоящее время у ностальгического туризма имеются хорошие перспективы для развития, поскольку сейчас спрос на необычные места отдыха только растет. С каждым годом повышается число туристов со схожими путешествиями, растет желание испытать на себе не только жизнь глубинки, но и окунуться в какую-либо историческую эпоху.
1. Александрова, А.Ю. Международный туризм Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2009. – 337 c.
2. Бабкин, А. В. Специальные виды туризма: учебное пособие / А. В. Бабкин. – Ростов н/д: Изд-во Феникс, 2015. - 251с.
3. Буйленко, В.Ф. Туризм: учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс. – 2008. – 416 c.
4. Бутузов, А.Г. Этнокультурный туризм: учебное пособие / А.Г. Бутузов. - Москва: Изд-во КноРус, 2017. - 248 с.
5. Географические основы туризма, рекреации и краеведения в Беларуси / М. Г. Ясовеев [и др.]; под науч. ред. М. Г. Ясовеева. – Минск: Право и экономика, 2010. – 210 с.
6. Джанджугазова, Е. А. Туристско-рекреационное проектирование: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 270 c
7. Дурович, А.П. Маркетинг в туризме: учебное пособие / А.П. Дурович, А.С. Копанев, З.М. Горбылева. – Минск, 2014. – 496 c.
8. Историко-культурное наследие: изучение, сохранение и использование / под ред. И.Ф. Федорова. – ООО «АРФ», 2008. – 154 c.
9. Кириллов, А.Т. Маркетинг в туризме / А. Т. Кириллов, Л. А. Волкова. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2016. – 184 с.
10. Косолапов, А.Б. Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности: учебное пособие / А.Б. Косолапов. М.: Изд-во Кнорус, 2018. – 294 c.
11. Кусков, А.С. Основы туризма: учебник для студентов и слушателей вузов, обучающихся по экономическим специальностям / А. С. Кусков, Ю. А. Джаладян. – 2-е изд. – М.: Кнорус, 2016. – 400 с.
12. Лысикова, О.В. Туризм как освоение пространства и времени: мобильность коллективной памяти / О.В. Лысикова. // Теория и практика общественного развития. Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «ХОРС». – 2016. – №7. – С. 95–100.
13. Мартьянова, Е.Г. К вопросу об определении термина «генеалогический туризм» в контексте этнокультурного туризма / Е.Г. Мартьянова. // Современные технологии в мировом научном пространстве: сборник статей Международной научно-практической конференции (28 сентября 2017 г., г. Уфа). В 3 ч. Ч.2. / – Уфа: АЭТЕРНА. – 2017. – С. 176–179.
14. Новиков, В. С. Организация туристской деятельности: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. С. Новиков. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 333 c.
15. Писаревский, Е.Л. Основы туризма: учебник / коллектив авторов под ред. Е. Л. Писаревского. — М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 384 с.
16. Решетников, Д. Г. Международный туризм в системе внешней торговли Беларуси: учеб. пособие / Д. Г. Решетников. – Минск: БГУ, 2004. – 194 с.
17. Решетников, Д. Г. География туризма Республики Беларусь: учеб.-метод. пособие / Д. Г. Решетников. – Минск: Четыре четверти, 2011. – 320 с.
18. Розенблат, Е. Динамика численности и расселения белорусских евреев в XX веке / Е. Розенблат, И. Еленская // Диаспоры. – 2002. – № 4. – С. 27–52.
19. Статистический ежегодник 2013 / И. А. Костевич {и др.]; под общ. ред. В. И. Зиновского. - Минск: Нац. стат. комитет., 2013. - 578 с.
20. Туристские регионы Беларуси / редкол.: Г. П. Пашков [и др.]; под общ. ред. И. И. Пирожника. – Минск: Беларуская Энцыклапедыя імя Петруся Броўкі, 2008. – 608 с.
21. Хвагина, Т. Работа с еврейскими туристами – это высший пилотаж / Т. Хвагина / Туризм и отдых. – 2009. – № 9. – С. 31.
22. Чантурия, В. А. Памятники и памятные места Беларуси / В. А. Чантурия, Ю. В. Чантурия. – Смоленск: Русич, 2007. – 416 с.
23. Федорова, С.Н. Ностальгический туризм: сущность и структура / С.Н. Федорова. // Вестник СВФУ. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования СевероВосточный федеральный университет им. М.К. Аммосова. – 2014. – №4 – С. 129–135.