ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЛЕГКОАТЛЕТОВ
1.1 Цели учебно-тренировочного процесса легкоатлета
1.2 Планирование физических нагрузок по периодам в легкой атлетике
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ
2.1 Специально-подготовительные упражнения, методы разучивания движений
2.2 Выбор тренировочных упражнений
ГЛАВА 3. ГИМНАСТИКА В СИСТЕМЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ
3.1 Характеристика групп гимнастических упражнений как средств гимнастики
3.2 Разработка комплексов гимнастических упражнений для развития двигательных качеств легкоатлетов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Многолетняя система построения спортивной тренировки направлена на совершенствование различных сторон подготовки спортсменов. Ее основная цель – постоянный рост спортивных результатов. Среди этих видов подготовки техническая подготовка является одной из важнейших, особенно на начальных этапах спортивной подготовки, поскольку ее основная направленность – овладение двигательным опытом вида спорта.
Под двигательным опытом понимают объем освоенных человеком двигательных действий и способов их использования. Чем большим количеством этих действий и способов владеет человек, тем разностороннее его двигательный опыт, выше его спортивно-техническое мастерство [10].
Понятие «спортивно-техническое мастерство» рассматривают в двух аспектах. Прежде всего, это техника физического упражнения, посредством которого ведется спортивная борьба, т.е. способ выполнения спортивного двигательного действия, количество этих действий и их разнообразие. Для описания и оценки этой стороны спортивной техники вводятся такие показатели, как объем и рациональность спортивной техники. Под «объемом техники» понимается количество физических упражнений, которые составляют основу данного вида спорта [8].
Для овладения спортивно-техническим мастерством в спортивной тренировке по направленности и характеру воздействия применяемых средств выделяют ОФП и СФП. Под общей физической подготовкой понимают тренировочный процесс, направленный на всестороннее развитие физических качеств человека
Основными средствами ОФП являются упражнения «своего» вида спорта, а также широкий круг общеразвивающих упражнений и упражнений из других видов спорта [10].
Закономерность специализации физической подготовки спортсмена заключается в том, что в процессе многолетней подготовки спортсмена соотношение средств общей и специальной физической подготовки постепенно меняется в пользу последней. В данном случае происходит все большая стереотипизация двигательных действий, их закрепление в виде устойчивых связей, начинающих воспроизводиться автоматизировано. Под автоматизацией двигательных действий понимается способность спортсмена выполнять их, не прибегая к контролю действий сознанием [6].
Но, как считают С.М. Ашкинази и С.С. Прокопчук, выработанные в процессе многолетних тренировок «вторичные автоматизмы» спортсмена начинают отрицательно влиять на овладение двигательными навыками в другом виде спорта, особенно у кандидатов и мастеров спорта [1]. Данный факт говорит о том, что необходимо учитывать особенности освоения практической программы по спортивно-практическим дисциплинам в
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЛЕГКОАТЛЕТОВ
1.1 Цели учебно-тренировочного процесса легкоатлета
Проблема борьбы с излишним напряжением мышц частично совпадает с задачами совершенствования координации движений.
Воспитание способности оптимально регулировать тонус мышц и сочетать их предельное напряжение с глубоким расслаблением – длительный процесс, представляющий собой одну из сторон всей многолетней подготовки спортсмена, особенно тесно связанную с воспитанием координационных способностей и спортивно-техническим совершенствованием.
Для успешного функционирования идей при применении физических нагрузок в тренировочном процессе, например, в легкой атлетике, предлагается выполнять комплекс мероприятий, включающих множество компонентов.
Особое внимание необходимо уделять объективности полученной исходной информации, т.к. от ее достоверности зависит содержание планируемых задач и установок [2].
Не менее значима достоверность сведений о качественной и количественных сторонах соревновательной деятельности и подготовленности легкоатлетов, так как они служат основой.
В процессе реализации намеченных программ необходимо постоянно сравнивать, насколько реальные изменения тренированности спортсмена, соответствуют запланированным нагрузкам, учитывать темпы прироста показателей подготовленности от этапа к этапу тренировки, а также динамику нагрузок, при этом необходим постоянный медико-биологический и врачебный контроль.
Одним из важных моментов в начальной стадии тренировочного процесса, служит правильный отбор в какую-либо секцию. Как известно, подготовка спортсмена носит многогранный характер. Как и в других видах спорта, а в легкой атлетике особенно, в структуре подготовленности выделяют следующие самостоятельные стороны: физическую, функциональную, техническую, психологическую, тактическую и интегральную.
Многокомпонентность и разнохарактерность требований к подготовленности спортсменов – легкоатлетов диктуют необходимость развития у занимающихся всех физических качеств и вооружение их большим объемом двигательных умений и навыков.
Решение этих задач регламентируется целенаправленностью теоретических и экспериментальных исследований, которые пока не в
2 СРЕДСТВА И МЕТОДЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ
Средство - это конкретное содержание действия спортсмена, а метод -это способ действий, путь их применения. Основными средствами тренировки спортсмена являются физические упражнения, которые условно можно разделить на три группы: общеподготовительные, специально-подготовительные и соревновательные.
К общеподготовительным упражнениям относятся те, которые по форме движения не имеют сходства с соревновательным упражнением, с помощью них решается задача всестороннего функционального развития организма спортсмена, повышается общий уровень работоспособности и координации движений [14].
Специально-подготовительные упражнения по внешней форме и внутреннему содержанию проявляемых качеств и деятельности функциональных систем организма спортсмена очень близки к избранному виду легкой атлетики. Они занимают центральное место в системе тренировок легкоатлетов и охватывают круг средств, включающих элементы соревновательной деятельности, способствуют направленному воздействию на те или иные системы организма и, решая задачи развития физических способностей, совершенствуют техническое мастерство [14].
2.1 Специально-подготовительные упражнения, методы разучивания движений
В развитии физических качеств большую роль играют специально-подготовительные упражнения, под которыми следует понимать упражнения, развивающие необходимые физические качества и в то же время по амплитуде, направлению и двигательной структуре наиболее близкие к основному движению.
Специально-подготовительные упражнения по силе воздействия должны быть идентичными соревновательному упражнению или же несколько превосходить его. Только при этом условии возможен положительный перенос тренированности. Чем меньше специально-подготовительные упражнения отличаются от соревновательного, тем они более эффективны.
Специально-подготовительные упражнения могут избирательно воздействовать на отдельные звенья тела спортсмена - это упражнения локального воздействия; могут также воздействовать на весь организм в целом, т. е. повторяют в тех или иных (облегченных, утяжеленных) условиях
3 ГИМНАСТИКА В СИСТЕМЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ
3.1 Характеристика групп гимнастических упражнений как средств гимнастики
Гимнастика - исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов гармонического физического воспитания людей. Она является дисциплиной спортивно-педагогической.
Задачи гимнастики:
1. Укрепление здоровья занимающихся, содействие их физическому развитию, физической подготовленности, формированию правильной осанки.
2. Обогащение занимающихся специальными знаниями в области гимнастики, формирование гигиенических навыков, приучение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Обучение новым видам движений, обогащение занимающихся двигательным опытом, а через него и опытом эстетическим, эмоциональным, волевым, общения, нравственным, трудовым и др.
3. Формирование организаторских и профессионально-прикладных умений и навыков, необходимых для успешной педагогической деятельности.
4. Развитие двигательных (мышечная сила, быстрота и др.) и психических (ощущения, восприятия, представления, внимание, память на движения и др.) способностей, необходимых для успешного овладения гимнастическими упражнениями различной бытовыми, профессиональными, военно-прикладными двигательными умениями и навыками.
5. Воспитание эстетических, волевых, нравственных качеств и прежде всего добросовестного, глубоко осознанного отношения к учебным и спортивным занятиям, к общественной работе, к труду, чувства товарищества, коллективизма, патриотизма, готовности к защите Родины.
6. Подготовка высококвалифицированных спортсменов по спортивной, художественной гимнастике и акробатике как самостоятельным видам спорта [13].
Успешное решение перечисленных выше задач предусматривает разностороннее педагогическое воздействие на личность занимающегося в целом, на индивидуальные свойства, относящиеся ко всем ее подструктурам, и достигается специфическими для гимнастики средствами и методами:
1. Строевые упражнения.
Строевые упражнения применяются на уроках физической культуры, при проведении спортивно-показательных выступлений, марш-парадов, смотров строя и песни и других организованных массовых мероприятий. Они являются средством воспитания у занимающихся дисциплинированности,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературы по теме курсовой работы, позволили сделать следующий вывод:
Прежде чем составлять учебно-тренировочный план по легкой атлетике (беговые виды спорта) на этап подготовительного, предсоревновательного, соревновательного и переходного периодов подготовки, нужно точно проанализировать состояние тренированности, уровень достижений, применявшуюся тренировочную и соревновательную нагрузку.
Необходимо в первую очередь выявить: реакцию спортсмена на тренировочные и соревновательные нагрузки, тенденцию в развитии достижений и стабильности результатов, уровень развития определяющих физических способностей, степень устойчивости техники спортсмена в условиях соревнования, психическое состояние спортсмена в данный момент и его готовность к достижениям. Исходя из этого, следует разделять нагрузку в учебно-тренировочном процессе, для легкоатлетов, планирующих выполнить юношеские разряды.
При выборе тренировочных упражнений надо шире использовать возможность создавать положительный эмоциональный фон. Это не только обеспечивает высокую работоспособность, но и способствует более активному восстановлению. Из методов выполнения упражнений надо отдавать предпочтение тем, которые обеспечивают не только рост тренированности, но и лучшее восстановление. Процесс восстановления во многом зависит от функциональных возможностей организма. Здесь очень важна общая физическая подготовленность спортсмена. Она повышает жизнедеятельность и устойчивость организма к различным внешним воздействиям, в том числе и к тренировочным нагрузкам, помогает легче переносить их и быстрее восстанавливаться.
Гимнастика как спортивно-педагогическая дисциплина в физкультурном вузе имеет свои специфические средства и методы воздействия на занимающихся. При обучении спортивной технике в различных видах спорта используются гимнастические упражнения. Постепенное овладение этими упражнениями позволяет повысить эффективность обучения, сократить сроки освоения техники.
Гимнастических упражнений достаточно много. Их принято классифицировать в соответствии с педагогическими задачами, которые решаются с помощью упражнений: строевые упражнения; ОРУ; вольные; прикладные; прыжки; упражнения на снарядах; акробатические; упражнения художественной гимнастики.
Для совершенствования двигательных навыков спортсменов-легкоатлетов в скоростно-силовых видах спорта рекомендуются:
1. Упражнения с легкими отягощениями. Используются гантели, набивные мячи, амортизаторы. При выполнении упражнений сериями скорость движений не должна снижаться.
1. Апанасенко, Г.Л. Физическое развитие детей и подростков / Г.Л. Апанасенко. – Киев: Здоровье, 1985 – 188 с.
2. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич – М.: ФиС, 1988 – 208 с.
3. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; под общ. ред. Н.Н. Маликова. – 3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 528 с.
4. Бирюков, А.А., Кафаров, К.А. Средства восстановления работоспособности спортсмена / А.А. Бирюков. – М: Физкультура и спорт, 1984. – 152 с.
5. Вайнбаум, Я.С. и др. Гигиена физического воспитания и спорта / Я.С. Вайнбаум. – М.: издательский центр «Академия» 2002 – 240с.
6. Верхошансшй Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса. М., 1985.
7. Гандельсман, А.Б., Смирнов, К.М. Физиологические основы методики спортивной тренировки / А.Б. Гандельсман, К.М. Смирнов. – М: Физкультура и спорт, 1970. – 130 с.
8. Гимнастика и методика преподавания: Учебник Г48 для институтов физической культуры / Под ред. В.М. Смолевского. Изд. 3-е, перераб. доп. М.: Физкультура и спорт, 1987. 336 с.
9. Значение спорта / Под ред. И.А. Солнцева. – М.: Педагогика, 2000 – 214 с.
10. Железняк, Ю.Д., Петров, П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю.Д. Железняк и др. – М.: издательский центр «Академия», 2000 – 264 с.
11. Казначеева, В.П. Теория и методы физического воспитания / В.П. Казначеева. – М.: Академия, 2003 – 270 с.
12. Косилов, С.А., Леонова, Л.А. Работоспособность человека и пути его повышения. С.А. Косилов. – М.: 1980. – 50 с.
13. Легкая атлетика / Под ред. Н. Г. Озолина, В. И. Воронкина, Ю. Н. Примакова. – М., 1989.
14. Легкая атлетика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 464 с.
15. Павлова, Н.Б., Баршая, В.М. Гимнастика с методикой преподавания. – М.: Просвещение, 1985. – С. 50-54.
16. Серова, Н.Б. Повышение резерва здоровья учащихся средних классов средствами физической культуры / Н.Б. Серова. – М.: Знание, 2000 – 214 с.
17. Тихвинский, С.Б. Роль физического воспитания в здоровье подростка / С.Б. Тихвинский. – Л.: Педагогика, 1987 – 138 с.
18. Холодов, Ж.К., Кузнецов, B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001 – 345 с.
19. Холодов, Ж.К., Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М. АСАДЕМА, 2001 – С. 333-335.
20. Черноусов, О.Г., Физическая культура / О.Г. Черноусов – Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 1999. – 150 с.