ВВЕДЕНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ГЛАВА 1 БОДИБИЛДИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
1.1 Сущность и история бодибилдинга
1.2 Силовые способности и их виды
1.3 Средства и методы развития силовых способностей в бодибилдинге
1.4 Выводы по главе
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Организация исследования
2.2 Методы исследования
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ
3.1 Методика повышения показателей силовых способностей на занятиях по бодибилдингу
3.2 Анализ полученных результатов
3.3 Выводы по главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Сила – это важнейшая физическая способность человека, благодаря которой он успешно осуществляет многие профессиональные виды деятельности и решает различные бытовые проблемы. Существуют некоторые разновидности физических упражнений, в которых от силы непосредственно зависит спортивный результат. Например, жим лежа или толкание ядра. Также сила позволяет выдерживать кратковременные, но многократные высокие нагрузки и сокращает восстановительный период после работы, например, в метаниях, прыжках, тяжелой атлетике и фехтовании.
Спортсмен проявляет силу, взаимодействуя с опорой, со спортивным снарядом, соперником или другим внешним объектом. Величина проявляемого усилия в значительной мере определяет рабочий эффект и результат движения. Сила тяги мышц вызывает перемещения звеньев тела и перемещение самого спортсмена в пространстве. Проявления силы чрезвычайно многообразны, поэтому в специальной литературе получил распространение термин «силовые способности», объединяющий все виды проявления силы.
Силовая подготовка необходима всем спортсменам так как от неё зависит достижение спортивных результатов. Вот почему так важен процесс развития данной физической способности. Проблему развития силы рассматривают такие ученые как: Ю. В. Верхошанский, А. Н. Воробьев, Л. С. Дворкин, Л. Н. Остапенко, В. Л. Муравьев, и другие. Однако, данная проблема остается актуальной и в настоящее время.
ГЛАВА 1 БОДИБИЛДИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
1.1 Сущность и история бодибилдинга
Различные силовые виды спорта – тяжелую атлетику, силовое троеборье (пауэрлифтинг), гиревой спорт и культуризм (бодибилдинг) – объединяет признание работы с отягощениями основным средством и механизмом развития силы. При этом сила в основном рассматривается как функция и результат специального тренинга скелетных мышц, хотя не отрицается и роль связанного с такими тренировками укрепления опорно - двигательного аппарата, а также улучшения работы, вернее, приспособления к новым нагрузкам важнейших органов и систем человеческого организма, например, сердцах [1, с. 112].
Характерный для атлетических видов спорта подход к силе как в большей степени силе мышечной на первый взгляд игнорирует целый ряд оказывающих на силу (как физическую величину) существенных физических и геометрических факторов (скорость, ускорение, траектория, направление равнодействующих векторов двигательного действия). Особое внимание обращается на силу воли, неизменно сопровождающую тренировку с применением дозированных отягощений. Спортсмены-силовики – это люди, наращивающие силу за счет накачивания мышечной массы и увеличения психофизической выносливости, устойчивости к большим физическим (хотя и довольно специфическим) нагрузкам. Основным, стимулирующим процесс роста мышечной силы моментом, выступает работа с отягощениями.
В таком ключе историю атлетизма можно выводить еще из древнегреческих состязаний по поднятию и переноске тяжестей (камней, металлических ядер, бревен, других тяжелых предметов). Тогда одним из первых атлетов можно считать легендарного Сизифа, наказанного богами и обреченного вечно толкать на вершину горы тяжелый камень, каждый раз вырывающийся из его рук и скатывающийся вниз. Некоторые авторы склонны утверждать, будто точкой отсчета истории атлетизма следует принять вообще глубокую древность. При этом они ссылаются на росписи древнеегипетских храмов, на археологические находки бронзовых предметов чуть ли не V тысячелетия до н.э. [4, с. 87].
Другой особенностью зарождения атлетических видов физического воспитания и спорта называется их историческая переплетенность с иными спортивными состязаниями, в частности, с борьбой. Поэтому, в Античный период к атлетизму причисляют и чемпионов по греческому Панкратиону (Милона Кротонского), и здоровьесберегающие технологии с гантелями («Искусство возвращения здоровья» Галена), и арену римского Колизея.
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Организация исследования
В исследовании участвовали юноши 17-18 лет. Юноши были разделены на две группы по 10 человек. 10 в контрольной и 10 в экспериментальной группе.
Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе нами была изучена учебно-методическая литература по проблеме развития силовых способностей. Также проводилось измерение показателей развития силовых способностей у юношей 17-18 лет, контрольной и экспериментальной группы.
Второй этап включал в себя тренировочные занятия по бодибилдингу в ЭГ по экспериментальной программе с внедрением средств, направленных га развитие силовых способностей у юношей 17-18 лет. Проводилось измерение показателей развития силовых способностей юношей 17-18 лет в контрольной группе, занимающейся по общепринятой методике и у экспериментальной группы, занимающихся по комплексной программе с внедрением в тренировочный процесс специально-разработанных упражнений.
Третий этап включал в себя анализ полученных результатов, занесение их в работу и формирования выводов. Также была оформлена работа.
2.2 Методы исследования
Для решения поставленных задач были намечены следующие методы исследования:
1. Анализ литературных источников показал, силовые способности являются одними из самых важных для достижения поставленных задач в спортивной деятельности. Поиск наиболее эффективных средств и методов развития силовых способностей у юношей является одной из важных задач физического воспитания. Решить эту задачу – значит добиться разностороннего и гармоничного развития двигательных способностей. К настоящему времени, несмотря на достаточное количество специальной и методической литературы, освещающей многие аспекты развития силовых способностей у юношей на занятия по бодибилдингу, рассматриваемая проблема все еще далека от своего разрешения.
2. Метод тестирования. Тестирование проводились с целью выявления уровня развития силовых способностей юношей 17-18 лет контрольной и экспериментальной групп на разных этапах педагогического исследования.
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ
3.1 Методика повышения показателей силовых способностей на занятиях по бодибилдингу
Для развития силовых способностей у юношей 17-18 лет нами была разработана методика. Особенность методики заключается в том, что в тренировочном процессе уделяется мало внимания на развитие силовых способностей плечевого пояса.
В экспериментальной группе при составлении упражнений на развитие силовых способностей соблюдались определенные требования:
1. Интенсивность упражнения должна быть от средней до субмаксимальной;
2. Количество повторений от 10 до 15-30;
3. Продолжительность упражнения от 10 до 30 секунд;
4. Во время отдыха (паузы) между повторениями целесообразно выполнять малоинтенсивную работу;
5. Продолжительность паузы (отдыха) от 20 до 40 секунд;
6. Использовались различные методы (повторный, интервальный).
Подобранный комплекс упражнений направлен на развитие силовых способностей плечевого пояса и силы мышц рук в целом.
1.И. п. (исходное положение) — сидя, руки с гантелями или грифом штанги на коленях, кисти на весу, ладонями вверх. Сгибая руки в лучезапястных суставах, поднять кисти до горизонтального положения; вернуться в и. п.
2. И. п. — то же, кисти ладонями вниз. Выполнение упражнения аналогично предыдущему.
3. И. п. — то же, с гантелями, кисти ладонями внутрь. Выполнение упражнения аналогично предыдущему.
4. И. п. — стоя, гантели (штанга) в опущенных руках, ладони вперед. Сгибая руки, поднять гантели к плечам, локти и туловище неподвижны.
5. То же, ладони назад.
6. То же, ладони вовнутрь.
7. И. п. — сидя, гантель в опущенной между ног руке, локоть упирается во внутреннюю часть бедра. Сгибая руку, поднять отягощение к груди. Выполнив упражнение положенное число раз, поменять руки.
8. И. п.— стоя, отягощение в выпрямленных вверх руках (гантель удерживается в вертикальном положении, при выполнении со штангой — хват узкий). Не меняя положения локтей, согнуть руки и опустить отягощение вниз за голову.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из проведенного исследования нами были сформированы следующие выводы:
1. Силовой компонент присутствует во всех видах двигательной деятельности, имеет большое прикладное значение, и поэтому развитию этого физического качества должно уделяться большое внимание. Следует отметить, что самым благоприятным периодом развития силы у юношей считается возраст от 13 до 18 лет, так как в указанном временном интервале силовые способности в наибольшей степени поддаются качественным изменениям и развитию.
2. Для развития силовых способностей у юношей 17-18 лет нами была разработана методика. Особенность методики заключается в том, что в тренировочном процессе уделяется мало внимания на развитие силовых способностей плечевого пояса. Подобранный комплекс упражнений направлен на развитие силовых способностей плечевого пояса и силы мышц рук в целом.
3. Проведя теоретический анализ литературы нами был проведен педагогический эксперимент. Сравнивая результаты по всем тестам до эксперимента можно сделать вывод о том, что в контрольной и экспериментальной группе результаты по всем тестам находятся примерно на одном уровне. В контрольной группе результаты немного выше, чем результаты экспериментальной группы. Сравнивая результаты двух групп можно сделать вывод о том, что между группами нет значимого различия по (Р<0,05).
Далее для повышения уровня развития силовых способностей у юношей 17-18 лет нами была предложена методика, направленная на развитие силовых способностей.
После проведения тренировочных занятий с использованием средств экспериментальной методики нами было проведено повторное тестирование уровня развития силовых способностей у юношей 17-18 лет в контрольной и экспериментальной группе.
В тесте «подтягивание» средний результат в контрольной группе с 13+1,23 раз увеличился до раз 14+1,5 раз. В экспериментальной группе средний результат с 12+1,02 раз увеличился до 17+1,3 раз. По полученным результатам видно, результаты в контрольной группе увеличились не значительно, а вот в экспериментальной группе виден значительный прирост силовых способностей.
1. Авакян С.А. Возрастно-половые особенности влияния атлетической гимнастики на физическое состояние юношей и девушек / С.А. Авакян, Н.И. Дворкина, А.А. Тарасенко // Современный ученый. – 2017. – № 4. – С. 121-125.
2. Андряков П.А. Воспитание силовых способностей в становой тяге у юношей 15-16 лет (на примере тяжелой атлетики) // Современные направления развития системы физкультурного и технологического образования. – Саратов, 2016. – С. 32-37.
3. Барчуков И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник / И.С. Барчуков. – Москва: КноРус, 2019. – 368 с.
4. Гусев А.А. Методика развития силовых способностей юношей на уроках физической культуры в общеобразовательной школе // Вестник Томского государственного университета. – 2008. – № 136. – С. 165-167.
5. Дробинская А.О. Анатомия и возрастная физиология: учебник для академического бакалавриата / А.О. Дробинская. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2019. – 414 с.
6. Ким Н. Фитнес : учебник / Наталья Ким, Михаил Дьяконов. - М.: Сов. спорт, 2006. - 453 с.
7. Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь – 3-е изд. / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – Москва: Прайм Еврознак, 2014. – 816 с.
8. Никитушкин В.Г. Теория и методика физического воспитания. Оздоровительные технологии: учеб. пособие для среднего профессионального образования / В.Г. Никитушкин, Н.Н. Чесноков, Е.Н. Чернышева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2019. – 246 с.
9. Озиева Л.С. Понятие о силовых способностях и их виды в физическом воспитании / Л.С. Озиева, Х.М. Балаева // Современные научные исследования и разработки: мат. Междунар. (заочной) научно-практической конференции. Под общ. ред. А.И. Вострецова. – Нефтекамск, 2019. – С. 301-304.
10. Павлюк Н.Б. Методика развития силы у старшеклассников средствами атлетической гимнастики / Н.Б. Павлюк, М.В. Воробушкова, А.А. Головкина // Физическая культура и спорт: воспитание гражданина России: мат. научной (национальной) конференции. Отв. ред. М.А. Правдов. – Шуя, 2018. – С. 74-78.
11. Панова О.С. Силовые способности и методика их развития// Лучшая научно-исследовательская работа 2017: сб. ст. X Международный научно-практический конкурс / Под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. – Пенза: Наука и просвещение, 2017. – С. 163-167.
12. Письменский И.А. Физическая культура: учебник / И.А. Письменский, Ю.Н. Аллянов. – Москва: Юрайт, 2017. – 494 с.
13. Понтелеева Е. Особенности национального фитнеса / Е. Понтелеева // Физкультура и спорт. - 2007. - №3. С. 12-13.
14. Попова А.А. Атлетическая гимнастика и её влияние на организм человека / А.А. Попова, А.О. Алексина // OlymPlus. Гуманитарная версия. – 2019.– №1(8). – С. 56-58.
15. Pешетников Н.В. Физическая культура: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений / Н.В. Решетников, Ю.T. Кислицин – 14-е изд., испр. – Москва: Aкадемия, 2014. – 176 с.
16. Серёгина О.Б. Эффективность применения элементов атлетической гимнастики на уроках физической культуры со старшеклассниками / О.Б. Серёгина, П.А. Степановский // Университет XXI века: научное измерение: мат. научная конференция научных педагогических работников, аспирантов, магистрантов ТГПУ им. Л. Н. Толстого. – Тула, 2019. – С. 322-326.
17. Смирнов Д. И. Фитнес для умных / Дмитрий Смирнов. - 2е изд. - М.: Эскимо 2011. - 464 с.
18. Тарасова О.Л. Основы анатомии, физиологии и патологии нервной системы у детей: учебно-методическое пособие / О.Л. Тарасова, О.А. Никифорова. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2013. – 61 с.
19. Ферулева Ю. П. Влияние занятий в фитнес клубе на соц. адаптацию молодежи / Ю. П. Ферулева, Г. Н. Голубева // Теория и практика физической культуры. - 2007. - №1. - С. 77.
20. Фирсов Л.А. Очерки физиологической психологии: монография / Л.А. Фирсов, А.М. Чиженков – Санкт-Петербург: Астер-Х, 2013. – 200 с.
21. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, А.М. Максименко, В.С. Кузнецов – 10-е изд. – Москва: Академия, 2018. – 496 с.
22. Хорунжий А.Н. Комплексная методика развития силовых способностей подростков 14-18 лет разных соматотипов: дисс. кандидат педагогических наук: 13.00.04 / А.Н. Хорунжий. – Смоленск, 2007. – 193 с.