ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СТАТУСА ДОШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ
1.1 Психологическая характеристика детей дошкольного возраста
1.2 Особенности самооценки детей дошкольного возраста
1.3 Социометрический статус дошкольника в контексте межличностного общения
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СТАТУСА ПОДРОСТКОВ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ
2.1 Психологическая характеристика детей подросткового возраста
2.2 Психологические особенности самооценки в подростковом возрасте
2.3 Особенности межличностных отношений подростков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, но как определенное отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта.
Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Представляет собой сложный по психологической природе феномен. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека [11].
Самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой. В настоящее время все более очевидно влияние самооценки дошкольника на его поведение, межличностные контакты.
Вступая в дошкольный возраст, ребенок начинает осознавать факт своего существования. Развитие подлинной самооценки начинается с реалистических оценок детьми своих умений, результатов своей деятельности и конкретных знаний. Менее объективно в этот период дети оценивают качества своей личности. Дошкольники склонны переоценивать себя, на что их направляют по преимуществу положительные оценки окружающих их взрослых [10].
Многочисленные исследования показывают, что одним из внутренних образований, возникающих в результате оценки, является самооценка ребенка. Дошкольный возраст является важным периодом для становления самооценки для дальнейшего ее развития и влияния на личность.
Главная задача в подростковом возрасте – создать личностную идентичность – выявить особенности человека, что он уникален и отличается от других людей, и основное признание самого себя, пусть даже не все идеально в его глазах. В этот период личность перестраивается и происходит переход от моделей детства к более взрослым моделям, передавая энергию от родителей к группам сверстников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СТАТУСА ДОШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ
1.1 Психологическая характеристика детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – это период сенсорного развития ребенка, зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим миром [10, c. 31]. Ребенок осваивает сенсорные эталоны и способы обследования предметов.
Главная потребность старшего дошкольника состоит в том, чтобы войти в мир взрослых, действовать вместе с ними и как они.
В современной деятельности со взрослым ребенок учится взаимодействовать, у него развиваются трудовые навыки, формируются волевые качества личности, формы саморегуляции, развивается мотивационная сфера и самооценка. В познавательной сфере главным достижением является освоение средств и способов познавательной деятельности.
В дошкольном возрасте возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия.
Психолого-педагогические преобразования диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые проблемы. Один из подходов к решению данной проблемы заключается в совершенствовании методов формирования у дошкольников умений и навыков, без овладения которыми дошкольники, даже в случае достаточно основательного и прочного усвоения программы, остаются бездеятельными и несамостоятельными. В прямой зависимости от уровня сформированности этих умений находятся успехи в обучении дошкольников, темпы и результаты усвоения ими материала [10, с. 72].
В этом возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания: значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость. Внимание становится несколько опосредованным.
По мере оформления анализа собственного опыта поведения, опыта общения со взрослыми и сверстниками развитие памяти дошкольника также включается в развитие личности. У ребёнка преобладает непроизвольная образная память, т.е. он не может самостоятельно выделить задачу, запоминает то, что эмоционально окрашено, что связано с его практической предметной деятельностью и то, на что взрослый обращает особое внимание.
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СТАТУСА ПОДРОСТКОВ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ
2.1 Психологическая характеристика детей подросткового возраста
Подростковый возраст является самым важным и трудным этапом в жизни каждого человека, временем выбора, которое во многом определяет всю дальнейшую судьбу. Он знаменует собой переход от детства к взрослой жизни. В этом возрасте формируется мировоззрение, пересматриваются ценности, идеалы и жизненные перспективы. Этот период характеризуется формированием сознания и самосознания личности, а поведение человека регулируется его самооценкой, которая является центральной формой формирования личности [25].
Исходя из данных психологического словаря, подростковый возраст приходится на период от 10 до 15 лет. Происходит формирование качественно новых образований, есть элементы зрелости в результате перестройки организма, самосознания, отношений со взрослыми и друзьями, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и воспитательной деятельности, содержания морально-этических норм, посреднического поведения, деятельности и взаимоотношений. Границы подросткового периода примерно совпадают с периодом обучения детей 5-8 классов средней школы и охватывают возраст 10-11-14 лет, однако фактическое вступление в подростковый период может не совпадать с переходом в 5 класс и произойти на год раньше или позже [25, с.135].
Подростковый возраст часто называют переходным периодом, периодом «шторма и натиска», «гормонального взрыва» и полового созревания – в целом, сложным периодом, связанным с кризисами развития. В это время происходит переход от ребенка ко взрослому во всех сферах – физической (конституционной), физиологической, личной (моральной, умственной, социальной) [25, с. 64].
Психологическое состояние подростка связано с двумя «поворотными моментами»: психофизиологическим – половым созреванием и всем связанным с ним, и социальным – окончанием детства, вступлением в мир взрослых (Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д.Б. Эльконин и др.) [6; 13; 25].
Одной из особенностей и наиболее ценным психологическим приобретением подростка является открытие его внутреннего мира, в этот период возникают проблемы самосознания и самоопределения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольный возраст – это период сенсорного развития ребенка, зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим миром. Ребенок осваивает сенсорные эталоны и способы обследования предметов. Главная потребность старшего дошкольника состоит в том, чтобы войти в мир взрослых, действовать вместе с ними и как они. Психолого-педагогический статус ребенка представляет собой совокупность психологических характеристик важнейших видов деятельности, поведения и внутренних психических состояний, оказывающих существенное влияние на успешность обучения и развития ребенка в школьной среде.
Формирование самооценки, без которого не произойдет и формирование личности, – достаточно сложный и продолжительный процесс, который характеризует психическое развитие в целом. Оно осуществляется под прямым воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых людей, которые занимаются воспитанием ребенка. Большое значение в развитии самооценки на начальных этапах формирования личности (завершение раннего и начало дошкольного периода) имеет контакт ребенка с взрослыми.
Важное место в изучении дошкольников занимает изучение особенностей их общения со сверстниками. В этом возрасте внимание детей впервые переключается с взрослого на сверстника, который постепенно становится более заинтересованным в общении. В дошкольном детстве повышается избирательность в общении со сверстниками – если дети легко меняют партнеров в 3-4 года, то в 6-7 лет стараются общаться с определенными детьми, которых трудно заменить даже в том случае, если это общение не устраивает взрослого.
В процессе общения со сверстниками у детей развивается самооценка, которая становится все более адекватной. Сравнивая себя с окружающими детьми, ребенок более точно представит свои способности, которые он демонстрирует в разных видах деятельности и с помощью которых его оценивают другие.
Общение в группе сверстников оказывает значительное влияние на личностное развитие ребенка. Стиль общения и позиция сверстников зависят от того, насколько ребенок чувствует себя спокойным и удовлетворенным, и насколько он усвоил нормы взаимоотношений со сверстниками.
1. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев – М.: Книга по Требованию, 2012. – 198 с.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович– СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
3. Бороздина, Г. В. Психология общения : учебник и практикум для СПО /. Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова ; под общ. ред. Г. В. Бороздиной. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 463 с.
4. Вартанова, И.И. Система ценностей, мотивация и самоотношение: гендерная специфика старшеклассников / И.И. Вартанова // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 4(24). – С. 115-121.
5. Волков, Б. С. Дошкольная психология: Психическое развитие от рождения до школы : учеб. пособие для вузов / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М. : Академ-ий Проект, 2007. - 287 с.
6. Выготский Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский . — М : Изд-во. Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. — 512с.
7. Гайфулин, А.В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки / А.В. Гайфулин // Вестник Томского гос. пед. ун-та. – 2009. – № 1. – С. 73–75.
8. Давыдов В. В. Возрастная и педагогическая психология : учеб.для студентов пед. ин-тов / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; под ред. А. В. Петровского. - Изд. 2-е ,испр. и доп. - М. : Просвещение, 1979. - 287 с.
9. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова / Минск: Народная асвета. – 2011. – 99 с.
10. Каменская, В.Г. Психическое и социальное развитие ребенка дошкольного возраста // В.Г. Каменская. Детская психология с элементами психофизиологии: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФА – М, 2010. – 217 с.
11. Коваленко, В.А. Генезис самооценки личности как психологический феномен / В.А. Коваленко // Вестник Адыгейского гос. ун-та. – 2011. – № 3. – С. 1–5.
12. Коломинский, Я. Л. Условия развития личности ребенка // Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. / Детская психология: учеб. пособие / Ред. Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус [и др.]. – Минск.: Университетское, 1998. – С. 290-294.
13. Кон, И.С. Психология ранней юности: кн. для учителя / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 2010. – 255 с.
14. Кравцов, Г.Г. Формирование личности в процессе обучения : Дошк. и младший шк. возраст : диссертация доктора психологических наук : 19.00.07/ Г.Г. Кравцов. - Москва, 1995. - 288 с.
15. Молчанова, О. Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования : учебное пособие / О. Н. Молчанова. – Москва: Флинта, 2010. – 392 с.
16. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 688 с.
17. Нечаенко, И.Я. Особенности самооценки у подростков / И.Я. Нечаенко // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 5-6. – С. 150-152.
18. Особенности обучения и психического развития школьников 13–17 лет / под ред. И.В. Дубровиной, Б.С. Круглова. – М.: Содействие, 2009. – 388 с.
19. Репина, Т. А. Психология дошкольника : хрестоматия / Т. А. Репина. – М. : Академия, 1995. – 178 с.
20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии/ С. Л. Рубинштейн . — СПб.: Питер, 2010. — 713 с.
21. Селиванова Н.Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике / Н.Л. Селиванова – М., 2010. – 168 с.
22. Сидоров, К. Р. Самооценка в психологии / К. Р. Сидоров // Мир психологии. – 2006. – №2. – С. 224-234.
23. Стеркина, Р. Б. Роль деятельности в формировании самооценки у детей дошкольного возраста [Текст]: автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.07 / Стеркина Р. Б. – М., 1976 – 23 с.
24. Шамсутдинов, Г.В. Психолого-педагогические подходы к изучению адекватной самооценки личности / Г.В. Шамсутдинов // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. – 2016. – № 1. – С. 37-40.
25. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.