ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ
1.1. Понятие и структура межличностного взаимодействия
1.2. Проявление субъектности в межличностном взаимодействии
1.3. Социально-психологические условия учебно-профессионального взаимодействия
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2 ВЛИЯНИЕ НАПРЯЖЕННОЙ СИТУАЦИИ НА ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
2.1. Ситуации в межличностном взаимодействии, вызывающие психическую напряжённость
2.2. Позиции и социально-перцептивные установки субъекта в напряженной ситуации межличностного взаимодействия
2.3. Стратегии поведения в напряженной ситуации межличностного взаимодействия
Выводы по 2 главе
ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В НАПРЯЖЕННОЙ СИТУАЦИИ
3.1. Организация и методы исследования
3.2. Обработка и анализ результатов
3.3. Пути предупреждения развития конфликтных отношений в напряженной ситуации учебно-профессионального взаимодействия
Выводы по 3 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена ростом числа конфликтов в напряженных ситуациях межличностного общения, обусловленных выбором субъектами взаимодействия неконструктивных поведенческих стратегий. Изучение особенностей поведения субъектов межличностного взаимодействия в напряженной ситуации актуально для любой сферы взаимодействия, в том числе и для учебно-профессиональной деятельности. Это обусловлено современными тенденциями гуманизации учебно-профессиональной деятельности, отказа от авторитарных форм взаимодействия. В этой связи все большее значение приобретает изучение причин возникновения разнообразных эмоциональных напряжений, конфликтных ситуаций в данной сфере межличностных отношений.
Поскольку повышение социально-психологической напряженности в межличностных отношениях приводит к увеличению количества конфликтов между субъектами взаимодействия, в том числе и в учебно-профессиональной сфере. Поэтому подход к изучению стратегий поведения субъекта в напряженной ситуации взаимодействия является отражением современных тенденций социальной психологии, которая стремится изучать личность в конкретных ситуациях ее жизнедеятельности, сопровождающихся отказами, ограничениями, обвинениями и другими приемами фрустрации ее социальных потребностей. В связи с этим необходимо изучать стратегии поведения субъектов в напряженных ситуациях межличностного взаимодействия для того, чтобы управлять отношениями, предотвращать деструктивные их формы проявления. Изучение стратегий поведения субъектов в напряженных ситуациях позволит определить ключевые моменты, на которые следует ориентироваться при разработке эффективных систем управления отношениями в напряженной ситуации межличностного взаимодействия.
Межличностное взаимодействие играет большую роль в организации всей жизнедеятельности индивидов и групп, в процессе социализации, обеспечении климата, совместимости и стабильности коллективов. Без него невозможна вся система взаимодействия в любой профессиональной сфере. От характера, особенностей, эффективности межличностных контактов зависит самочувствие, психическое здоровье, продуктивность профессиональной деятельности и степень самореализации человека. Трудности общения, напряженность, коммуникативная и личностная дезорганизация могут привести к психологическому дискомфорту субъектов взаимодействия.
Проблема исследования особенностей поведения личности в напряженных ситуациях межличностного взаимодействия изучалась в основном в плане анализа различных стилевых особенностей поведения в конфликтных ситуациях общения.
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ
1.1. Понятие и структура межличностного взаимодействия
Формирование личности человека происходит путем осуществления взаимодействий с другими людьми посредством межличностных отношений. К настоящему времени накоплено множество определений понятия «межличностное взаимодействие». В наиболее развернутом и общепринятом виде данное понятие в «Словаре практического психолога» трактуется как субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе деятельности совместной и общения [24, с. 378].
Основу современных исследований межличностного взаимодействия составляют идеи Б.Г. Ананьева. Понятие «межличностные взаимодействия» Б.Г. Ананьев трактует как социальное и одновременно индивидуальное явление, которые обоюдно проявляется в получении информации. Согласно позиции ученого в межличностном взаимодействии условно выделяются три компонента: взаимное познание людьми, отношение одного человека к другому, которое проявляется путем эмоционального переживания, возникающего в процессе общения [2, с. 8]. При этом Б.Г. Ананьев акцентирует внимание на необходимости установления связи между внешними условиями деятельности и межличностными взаимоотношениями, а также предлагает определять определенное количество общения, которое будет способствовать гармоничному развитию личности [2].
Рассмотрим определения понятия «межличностное взаимодействие» в научных концепциях других ученых. В частности, по мнению В.Н. Мясищева, данный термин определяется как процесс взаимодействия конкретных людей, которые влияют друг на друга определенным образом [20, с. 206]. Подобным образом и С.Л. Рубинштейн определял межличностное взаимодействие [22].
Среди отечественных ученых, которые внесли огромный вклад в анализ проблемы межличностного взаимодействия, необходимо отметить Я.Л. Коломинского. Автор разграничил понятия «общение», «отношения», «взаимоотношения». Общение трактуется с позиции информационного и предметного взаимодействия, в ходе которого могут появляться, формироваться и развиваться межличностные отношения субъектов [16, с. 32]. Отношения, по мнению Я.Л Коломинского, являются и философской и чисто психологической категорией. В ней проявляется отношение одного человека к другому. В отношении ученый предлагает выделять объективные и субъективные стороны, которые формируют два базовых слоя отношений людей.
ГЛАВА 2 ВЛИЯНИЕ НАПРЯЖЕННОЙ СИТУАЦИИ НА ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
2.1. Ситуации в межличностном взаимодействии, вызывающие психическую напряжённость
В отечественной социальной психологии можно выделить следующие подходы к изучению ситуаций в межличностном взаимодействии, вызывающих психическую напряжённость:
1. Деятельностный подход (Н.В. Гришина [10], А. Л. Журавлев [12], и др.) раскрывает в большинстве случаев преимущественно поведенческие и деятельные аспекты субъектов межличностного взаимодействия. То есть психическая напряженность вызвана определенными аспектами ситуации, связанной с выполнением совместной деятельности (распределение полномочий в ходе деятельности, согласование действий, постановка общей цели деятельности).
2. Ситуативный подход. В рамках ситуационного подхода (Н.У. Заиченко [13], М.В. Кишко [14], и др.) ситуации в межличностном взаимодействии, вызывающие психическую напряжённость, связаны с кризисными и проблемными периодами в процессе жизнедеятельности субъектов.
3. Личностный подход (Е.Н. Богданов [7], и др.). В рамках этого подхода ситуации в межличностном взаимодействии, вызывающие психическую напряжённость, связаны с личностными особенностями субъектов взаимодействия.
С точки зрения указанных методологических подходов ситуации в межличностном взаимодействии, вызывающие психическую напряжённость, можно разделить на внутренне обусловленные (личностный подход) и внешне обусловленные (деятельностный и ситуативный подход).
К ситуациям, в межличностном взаимодействии, вызывающим психическую напряжённость, обусловленным личностными характеристиками субъектов взаимодействия, относятся проявление в поведении устойчивых негативных черт характера: предубеждение и зависть, эгоизм, агрессивность, желание подчинить других себе. Большую роль здесь играет установка, т. е. возникающая естествен¬но неосознанная готовность человека воспринимать окружающее под определенным углом зрения и реагировать определенным, заранее подготовленным образом на часто повторяющиеся ситуации, события, людей без полного объективного анализа данной ситуации, т. е. человек ведет себя, думая, что он ведет себя правильно.
ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В НАПРЯЖЕННОЙ СИТУАЦИИ
3.1. Организация и методы исследования
Цель исследования: выявить и описать стратегии поведения субъектов межличностного взаимодействия в напряженной ситуации.
Организация эмпирического исследования включала в себя реализацию следующих этапов:
1. Подобрать методы и методики, релевантные целям и задачам исследования.
2. Сформировать выборку исследования.
3. Провести психодиагностические методики.
4. Выявить социально-психологические установки личности, позиции в социальной ситуации у студентов.
5. Выявить предпочитаемые стратегии разрешения конфликтных ситуаций у студентов.
6. Провести корреляционный анализ между изучаемыми переменными и установить взаимосвязь между ними.
7. Сравнить стратегии поведения у юношей и девушек.
8. Описать стратегии поведения субъектов межличностного взаимодействия в напряженной ситуации.
В качестве основной гипотезы исследования выступило следующее предположение: выбор стратегии поведения субъектов межличностного взаимодействия в напряженной ситуации определяется социально-психологическими установками личности, позиции человека в социальной ситуации, а также предпочитаемыми стратегиями разрешения конфликтных ситуаций.
В качестве частной гипотезы исследования выступило следующее предположение: стратегии поведения субъектов межличностного взаимодействия в напряженной ситуации различаются у юношей и девушек.
Описание выборочной совокупности: в исследовании приняли участие студенты 3 курса УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (юноши и девушки 19-20 лет) в количестве 25 человек.
Методы эмпирического исследования:
− тестирование,
− методы качественного и количественного анализа,
− методы статистической обработки данных (метод ранговой корреляции Ч. Спирмена, критерий оценки достоверности различий Манна-Уитни).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Межличностное взаимодействие – это специфический вид взаимодействия человека с человеком, в котором имеется возможность непосредственного одновременного или отсроченного ответного личностного отношения. Проявление субъектности в межличностном взаимодействии описывается через основные характеристики субъекта. Разновидностью межличностного взаимодействия является учебно-профессиональное взаимодействия, которое опосредовано рядом условий.
В ходе межличностного взаимодействия могут возникать ситуации, которые вызывают психическую напряженность. Эти ситуации могут быть связаны с социальными характеристиками или с личностными характеристиками субъектов. Позиции и социально-перцептивные установки субъекта в напряженной ситуации межличностного взаимодействия обуславливают формирование определенного отношения к ситуации, к участникам взаимодействия, а также выбору стратегий поведения. Стратегии поведения в напряженной ситуации межличностного взаимодействия определяют выбор конструктивных или деструктивных способов ее решения.
На сновании данных эмпирического исследования можно заключить, что выбор стратегии поведения субъектов межличностного взаимодействия в напряженной ситуации определяется социально-психологическими установками личности, позиции человека в социальной ситуации, а также предпочитаемыми стратегиями разрешения конфликтных ситуаций. В частности, доминирование у студентов социально-психологической установки на результат, на эгоизм или на власть, связано с позицией в социальной ситуации «преобразователь» и взаимосвязано с выбором стратегии соперничество при разрешении конфликтной ситуации. В конфликтных ситуациях юноши чаще, чем девушки склонны прибегать к стратегии соперничество. Если у студента доминирует социально-психологическая установка на альтруизм или на труд, то она взаимосвязана с позицией ««аналитик-наблюдатель» и связана с выбором стратегии сотрудничество при разрешении конфликтной ситуации. Таким образом, в ходе исследования выявлены две условно противоположные стратегии поведения субъектов взаимодействия с напряженной ситуации. Первая из них носит наступательный и агрессивный характер, вторая связана с проявлением выраженной ориентации на сохранение и поддержание благоприятных взаимоотношений.
Таким образом, цель исследования была достигнута. Гипотеза исследования была подтверждена.
1. Акимова О. Б. Основы профессионально-педагогического общения: учебное пособие / О. Б. Акимова, Г. М. Соломина. – Екатеринбург : Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2010. – 50 с.
2. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. – СПб. : Питер, 2001. – 159 с.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 376 с.
4. Анцыферова, Л. И. Психологическое учение о человеке: теория Б.Г. Ананьева, зарубежные концепции, актуальные проблемы / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. – 1998. – № 1. – С. 3 −15.
5. Бабосов, Е. М. Конфликтология / Е. М. Бабосов. – Минск: Молодежное, 2001. – 213 с.
6. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология Н. В. Басова. – Ростов-н/Дону: Феникс, 2000. – 416 с.
7. Богданов Е.Н. Психология личности в конфликте / Е.Н.Богданов. – СПб. : Питер, 2004. – 224 с.
8. Бодалёв, А. А. Личность и общение / А. А. Бодалев. – М. : Педагогика, 1983. – 272 с.
9. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – СПб. : Союз, 1997. –224 с.
10. Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. – СПб. : Питер, 2008. – 476 с.
11. Дубовицкая, Т.Д., Психодиагностическая методика оценки социально-перцептивной установки личности: Психометрические характеристики и особенности использования / Т. Д. Дубовицкая, Г. Ф. Тулитбаева, А. В. Шашков // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2017. – № 2. – С. 213-225.
12. Журавлев, А. Л. Психология управленческого взаимодействия (теоретические и прикладные проблемы) / А. Л. Журавлев. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – 590 с.
13. Заиченко Н. У. Конфликтные характеристики межличностных отношений / Н. У. Заиченко // Мир психологии. – 2001. – № 3. – С.197-208.
14. Кишко, М. В. Смыслогенез межличностных конфликтов / М. В. Кишко, Е. Л. Доценко // Вестник московского университета. Сер. 14. Психология. – 2004. - № 2. – С. 37 – 48.
15. Коломинский, Я. Л. Актуальные проблемы педагогического взаимодействия / Я. Л. Коломинский // Псiхалогiя. – 2002. – № 3. – С.14-19.
16. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. – Минск : Тетра Системс, 2000. – 432 с.
17. Красная, М. А. Разработка и апробация методики определения позиции человека в социальной ситуации / М.А. Красная // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2014. – №1. – С.103-111.
18. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. Л.: Медицина, 1970. – С. 178-208.
19. Линник, Е. О. Сущностная характеристика понятия «субъект-субъектное взаимодействие»: психолого-педагогический аспект / Е.О. Линник // Инновационные образовательные технологии. – 2013. – № 4. – С. 48-54.
20. Мясищев, В. Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии / В.Н. Мясищев // Психология личности: Хрестоматия: В 2 т. Т.2. – Самара : БАХРАХ, 1999. – С.197 – 244.
21. Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений / Н. Н. Обозов. – К.: «Лебедь», 1990. – 192 с.
22. 9 Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 1999. – 382 с.
23. Сидоренков, А. В. Групповая сплочённость и неформальные подгруппы / А. В. Сидоренков // Психологический журнал. – 2006. – №1. – С. 44 − 53.
24. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск : Харвест, 2008. – 800 с.
25. Щукина, М. А. Особенности развития субъектности личности в подростковом возрасте: Автореф. дис канд. психол. наук. Тюмень, 2004. – 23 с.