Введение
Глава 1 Теоретические основы социально-медицинской этики и результаты исследования моральных проблем во взаимодействии с клиентами
1.1 Понятие, базовые принципы социально-медицинской этики и этические правила взаимоотношений с клиентами
1.2 Характеристика морально-этических проблем во взаимодействии с клиентами
1.3 Результаты исследования содержания моральных проблем во взаимодействии с клиентами
Глава 2 Практические аспекты применения методик решения моральных проблем во взаимодействии с клиентами
2.1 Описание методик решения моральных проблем во взаимодействии с клиентами
2.2 Применение методик решения моральных проблем во взаимодействии с клиентами (примеры использования)
Заключение
Список литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования такого прикладного аспекта социально-медицинской этики, как моральные проблемы взаимодействия с клиентами, обусловлена тем, что в настоящее время помогающие профессии (медицинский работник, социальный работник, психолог) предъявляют специальный уровень подготовки и наличия определенных личностных качеств. Поскольку осуществление профессиональной деятельности психологом либо социальным работником непосредственно или опосредованно влияет на клиента (клиентов).
Работа специалистов помогающих профессий относится к таким видам деятельности, в которых профессионально-этическая компетентность специалиста является значимой компонентой профессионализма. В процессе осуществления профессиональной деятельности могут возникать моральные проблемы во взаимодействии с клиентами. При этом реализовывать моральные ценности приходится порой в сложных условиях. Поэтому теоретическое осмысление профессионально-этических основ эффективного разрешения проблем морального выбора при взаимодействии с клиентами должно способствовать развитию умений не только разрешать нравственные проблемы, но и предотвращать возможность их возникновения.
Изучению различных аспектов социально-медицинской этики посвящены работы ряда ученых: Т.А. Алексина [4], Э.И. Зборовский [8], Г.П. Медведева [14], Т.В. Мишаткина [15], И.И. Орлова [16], Е.И. Холостова [21], Г.М. Шеламова [22], и др. Исследователи С.С. Гуревич и А.И Смольняков, выделили восемь основных этических принципов социально-медицинской этики [7], Е.И. Холостова [21] описала этические принципы социальной работы. Ряд белорусских ученых внесли существенный вклад в изучение различных проблем социально-медицинской этики.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОРАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С КЛИЕНТАМИ
1.1 Понятие, базовые принципы социально-медицинской этики и этические правила взаимоотношений с клиентами
Понятие «этика» имеет несколько значений. В повседневном общении это понятие обозначает совокупность принципов жизни людей, выступающих своеобразным кодексом поведения. Под этикой понимают также теорию о морали как форме общественного сознания, в которой закрепляются этические качества действительности (добро, благо, справедливость и др.). В разговорном стиле термины «этика» и «мораль» используются как взаимозаменяемые. В научном понимании данные термины не тождественны и имеют разный смысл. Понятием «этика» обозначают науку, а понятием «мораль» – то, что этой наукой изучается [9]. Таким образом, предметом этики как науки выступает мораль – совокупность ценностей, принципов, норм общежития, которые определяют отношение людей друг к другу и обществу в целом.
Прикладная этика на основе нормативной этики выполняет практическую функцию научения людей должному поведению в конкретных ситуациях и в определенных сферах их жизнедеятельности. В рамках прикладной этики сформировалась и социально-медицинская этика.
Социально-медицинская этика – учение о морально-нравственных основах профессиональной социальной и медицинской деятельности по оказанию помощи индивидам, семьям, и нуждающимся категориям населения [3, с. 68].
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИК РЕШЕНИЯ МОРАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С КЛИЕНТАМИ
2.1 Описание методик решения моральных проблем во взаимодействии с клиентами
Во взаимодействии специалистов помогающих профессий с клиентами встречаются ситуации, которые предполагают решение моральных проблем. Моральная проблема специалиста представляет собой восприятие им ситуации взаимодействия с клиентом как личного морального выбора, предполагающего негативные или неоднозначные последствия в обоих случаях. Признаками ситуации моральной проблемы являются: безусловная альтернативность обстоятельств, уникальность данной ситуации для специалиста, необходимость немедленного принятия решения. В связи с этим научный интерес представляет изучение методик решения моральных проблем во взаимодействии с клиентами практикующими специалистами помогающих профессий.
В исследовании приняли участие 40 практикующих психологов-консультантов, социальных работников и медицинских работников. Возраст испытуемых составил от 25 до 50 лет. Определяющими критериями выбора испытуемых являлись: регулярная консультационная практика, профессиональное образование, опыт столкновения с моральными дилеммами в своей практике.
Методики решения моральных проблем во взаимодействии с клиентами основаны на уровне развития морального сознания специалиста. В качестве методологических принципов при анализе методов решения моральных проблем мы опирались на теорию Л. Колберга об уровнях морального сознания, а также концепцию В.Гус, описывающую пять ступеней развития внутренней аргументации консультанта при решении этически неоднозначных вопросов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование было посвящено изучению базовых принципов социально-медицинской этики и изучению моральных проблем во взаимодействии с клиентами. На основании обзора научной литературы было установлено, что в наиболее общем виде социально-медицинская этика определяется как прикладной раздел этики, раскрывающий основы профессиональной социальной и медицинской деятельности по оказанию помощи отдельным гражданам и группам населения. Этические правила взаимоотношений с клиентами сводятся к соблюдению разумных интересов клиента, личной ответственности специалиста за свои решения, проявлению доброжелательности, честности и открытости, сохранению конфиденциальности предоставленной клиентом информации, отсутствию предрассудков и предубеждений в отношении клиента.
В ходе проведения и обработки данных эмпирического исследования было установлено, что, по мнению представителей помогающих профессий, наиболее часто встречающимися моральными проблемами во взаимодействии с клиентами у них являются внепрофессиональные отношения с клиентом, нарушение конфиденциальности, вопросы финансового вознаграждения и непринятие ценностей и моральных суждений клиента. Большинство специалистов, принимавших участие в исследовании (70%), находятся на постконвенциональной уровне морального развития по Л. Колбергу, а также по классификации К. Гиллиган для 60% испытуемых характерна высшая стадия морального развития, которое проявляется в сознательном учете интериоризированных ценностей. На основании данных статистической обработки были выявлены различия в доминировании определенных моральных проблем у специалистов на разных стадиях морального развития.
1. Актуальные проблемы биомедицинской этики и коммуникаций в здравоохранении : учебно-методическое пособие / А. И. Климович [и др.]. – Минск: БГМУ, 2019. – 196 с.
2. Александрова, Д.П. Деонтологические проблемы в контексте биоэтики / Д.П. Александрова // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2015. – №2. – С. 65-69.
3. Александрова, Д.П. Становление медицинской этики / Д.П. Александрова // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2015. – №1. – С. 68-73.
4. Армашова, А.Б. Этические дилеммы во взаимодействии психолога-консультанта и клиента: автореф.дис. … кандидата психологических наук: 19.00.05 / А.Б. Армашова. – Ярославль, 2018. – 25 с.
5. Бадалова, М.В. Моральные дилеммы в деятельности практического психолога: подходы к разрешению / М.В. Бадалова // Первый независимый научный вестник. – 2015. – №1. – С.128–132.
6. Веселова, Е.К. Психологическая деонтология : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Е. К. Веселова. – СПб., 2003. – 62 с.
7. Биомедицинская этика: Практикум / Под общ. ред. С. Д. Денисова, Я.С. Яскевич. – Минск: БГМУ, 2011. – 255 с.
8. Зборовский, Э. И. Этика здоровья: ценности социальной работы / Э. И. Зборовский // Минск : ГИУСТ БГУ, 2010. – 246 с.
9. Зеленкова, И.Л. Этика: учебное пособие для студентов вузов / И.Л. Зеленкова. – Минск: ТетраСистемс, 2003. – 352 с.
10. Капто, А.С. Профессиональная этика / А.С. Капто. – М.-Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2006. – 187 с.
11. Клюева, Н.В. Основные проблемы этической составляющей профессиональной деятельности психолога-консультанта в современной России / Н.В. Клюева, А.Б. Армашова // Педагогический имидж. – 2016. – №4. – С.115-122.
12. Коныгина, М.Н. Профессионально-этические основы социальной работы: учебное пособие / М.Н. Коныгина, Е.Б. Горлова. – М.: Академический проект; Культура, 2009. – 208 с.
13. Красникова, И.Г. Этико-социальные аспекты взаимоотношений врача и пациента в условиях информационного общества / И.Г. Красникова // Биоэтика и современные проблемы медицинской этики и деонтологии: материалы Республиканской научно-практической конференции. − Витебск : ВГМУ, 2016. − 289 с.
14. Медведева, Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы: учебное пособие / Г.П. Медведева. – М.: Академия, 2007. – 272 с.
15. Методика оценки уровня развития морального сознания (дилеммы Л. Колберга) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб.: Речь, 2002. – С.103-112.
16. Поддьяков, А.Н. Альтер-Альтруизм / А.Н. Поддьяков // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2007. – № 3. – С. 98-107.
17. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д.Я. Райгородский. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2008. – 672 с.
18. Степаненко, Н.А. Концептуальные решения проблем биомедицинской этики / Н.А. Степаненко // Приволжский научны вестник. – 2016. – №1. – С.15-18.
19. Тесфайе, В.А. Этическая особенности поведения медработника по отношению к пациентам / В.А. Тесфайе, Н.Г. Харкевич // Биоэтика и современные проблемы медицинской этики и деонтологии: материалы Республиканской научно-практической конференции. − Витебск : ВГМУ, 2016. − 289 с.
20. Формирование коммуникативной компетентности у студентов медицинского ВУЗА (теоретические и практические аспекты). Уч.-метод. пособие / Под ред. Ю.В. Михайлюк, В.А. Хриптович, В.А. Манулик – Минск: БГМУ, 2015. – 220 с.
21. Холостова, Е.И. Профессионализм в социальной работе: Учебное пособие / Е.И. Холостова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 236 с.
22. Шеламова Г.М. Психология и этика профессиональной деятельности: учеб. пособие / Г.М. Шеламова. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 64 с.
23. Шмелева, Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала / Н.Б. Шмелева. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 196 с.
24. Этика социальной работы: учебно-метод. комплекс: / сост. Е.А. Бай ; Брест.гос. ун-т имени А.С. Пушкина, каф.социальной работы. – Брест : БрГУ, 2013. – 158 с.
25. Яскевич, Я.С. Биоэтика в Республике Беларусь опыт, проблемы, перспективы // Биоэтика и современные проблемы медицинской этики и деонтологии: материалы Республиканской научно-практической конференции. − Витебск : ВГМУ, 2016. − 289 с.