ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПРОТИВ ПОРЯДКА УПРАВЛЕНИЯ
ГЛАВА 2 ЮРИДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТАВА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 23.5, ЕГО ОТЛИЧИЕ ОТ СТ. 9.3 КОАП
ГЛАВА 3 АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОСКОРБЛЕНИЕ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ИМ СЛУЖЕБНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ И ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫМ ПРАВОНАРУШЕНИЯМ ПРОТИВ ПОРЯДКА УПРАВЛЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования в данной работе обусловлена тем, что органы государственной исполнительной власти осуществляют свои полномочия в порядке, установленном нормативными актами. Несоблюдение данной процедуры приводит к нарушению законных прав и интересов физических и юридических лиц и, в конечном итоге, негативно влияет на авторитет государственной власти.
Не только становление демократии, но и осуществление политических и экономических реформ неразрывно связаны с укреплением верховенства права и дисциплины, созданием в обществе атмосферы высокой духовности, нравственности, правовой культуры и правового сознания.
Создание подлинно правового государства предполагает распространение действия закона на все сферы общественной жизни, в первую очередь на функции органов государственной власти, обязательность закона для самого государства и его органов, должностных лиц, а также высших должностных лиц, развитие государственного аппарата по пути демократизации, законности и справедливости.
Условием существования формирующегося в Республике Беларусь гражданского общества является обеспечение безопасности граждан, государства и самого общества в целом.
Безопасностью же является состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Защищенность, следовательно, будет является сутью общественной безопасности.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПРОТИВ ПОРЯДКА УПРАВЛЕНИЯ
Особенность конфликта в данной области, который складывается между гражданами, или иными лицами с государством, проявляющегося в форме правонарушений, состоит в том, что субъекты действуют противоправно, вопреки нормам права, запрещающим соответствующее поведение или обязывающим к активным действиям [1, с. 47].
Следовательно, необходимым признаком правонарушения является противоправность. Деяние, которое не нарушает каких-либо норм права, может быть аморальным, нарушением норм общественных организаций, однако не правонарушением.
Стоит отметить, что точным основанием административной ответственности, является наличие состава административного правонарушения, как в нормативном, так и в фактических аспектах.
Административное правонарушение – это противоправное виновное (умышленное), а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП), деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность [2].
Стоит упомянуть, что например, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием [3, с. 230].
Из изложенного выше можно сформулировать также определение административного правонарушения против порядка управления.
ГЛАВА 2 ЮРИДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТАВА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 23.5, ЕГО ОТЛИЧИЕ ОТ СТ. 9.3 КОАП
Объектом данного административного правонарушения может рассматриваться честь и достоинство должностного лица государственного органа, как дополнительный объект к установленному законодательством порядку деятельности государственных органов и их должностных лиц. В то же время это должностное лицо является потерпевшим при совершении данного административного правонарушения [10, с.268].
Объективная сторона данного административного правонарушения выражается в деянии – оскорблении. Законодательное определение оскорбления раскрывается в статье 9.3 КоАП.
Оскорбление выражается в непристойной форме, умышленно унижающей честь и достоинство человека. Для привлечения к административной ответственности по статье 23.5 КоАП необходимо учитывать следующие особенности квалификации.
Общественная опасность оскорбления представителя власти состоит в том, что это преступление ослабляет авторитет органов управления, создает условия нервозности в деятельности их сотрудников, затрагивает их честь и достоинство, тем самым требуя реорганизации работы органов управления [9, с.272].
Оскорбление – это унижение чести и достоинства другого человека, выражение в неприличной форме.
Под честью понимается общественная оценка личности, которая относится к ее духовным, нравственным, нравственным, социальным качествам. Достоинство – вытекает из позиции собственной значимости личности в обществе, конкретном коллективе, самооценки собственных умственных, деловых, нравственных качеств [6, с. 128].
ГЛАВА 3 АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОСКОРБЛЕНИЕ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ИМ СЛУЖЕБНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ И ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕНИХ ДЕЛ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫМ ПРАВОНАРУШЕНИЯМ ПРОТИВ ПОРЯДКА УПРАВЛЕНИЯ
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь», органы внутренних дел – это государственные правоохранительные органы, осуществляющие борьбу с преступностью, охрану общественного порядка и обеспечивающие общественную безопасность в соответствии с задачами, возложенными на них настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь [14].
Борьба с административными правонарушениями против порядка управления органами внутренних дел осуществляется на принципах:
1. законности;
2. уважения и соблюдении прав, свобод и законных интересов граждан;
3. гуманизма;
4. единства системы органов внутренних дел и централизации управления ими;
5. сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности, независимости от деятельности политических партий и других общественных объединений [14].
На основании ст. 3.6 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, органы внутренних дел рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 23.1, 23.30, 23.53-23.55, 23.68, частями 1, 2 и 4 статьи 23.84 и некоторых других статьи КоАП, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов внутренних дел. Также от имени органов внутренних дел дела об административных правонарушениях имеют право рассматривать руководители территориальных органов внутренних дел и их заместители [15].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.
Глава 23 КоАП предусматривает административную ответственность за нарушение порядка управления. Административным правонарушением, нарушающим порядок управления, считается противоправное, виновное и наказуемое деяние, нарушающее общественные отношения, возникшее при осуществлении порядка управления.
Государственные органы исполнительной власти осуществляют свои полномочия в порядке, установленном нормативными правовыми актами. Нарушение этой процедуры приводит к нарушению законных прав и интересов и отрицательно сказывается на авторитете государственной власти.
Объективно большинство административных правонарушений этой группы составляют неповиновение законному распоряжению работника, произвол и другие осуществляются в форме активных действий.
Составы административных правонарушений, посягающие на установленный порядок управления, по своему выражению носят формальный характер, то есть для привлечения к административной ответственности достаточно установить факт совершения противоправного действия (бездействия) без каких-либо вредных последствий.
Субъектами административного правонарушения в области порядка управления являются физические лица (как правило, с 16 лет; по некоторым данным – с 14), должностные лица и юридические лица. В связи с этим совершение отдельных административных правонарушений возможно только специальными субъектами.
1. Крамник, А. Н. Административно-деликтное право. Общая часть: пособие для студентов вузов / А. Н. Крамник. – Мн.: Тесей, 2014. – 288 с.
2. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 № 194-3 : принят Палатой представителей 17 декабря 2002 года : одобрен Советом Республики 2 апреля 2003 года [Электронный ресурс] // Национальный центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
3. Россинский, Б. В. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Постатейный научно-практический комментарий / Б. В. Россинский. – М.: Норма, 2018. – 645 с.
4. Бахрах, Д. Н. Административное право: учебник для вузов / Д. Н. Бахрах. – М.: Издательство ВЕК, 2014. – 368 с.
5. Конституция Республики Беларусь 1994 года: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. и 17 окт. 2004 г. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. – 62 с.
6. Кудрявцев, В. Н. Причины правонарушений / В. Н. Кудрявцев. – М.: Норма, 2017. – 256 с.
7. Габричидзе, Б. Н., Чернявский, А. Г. Административное право: учебник / Б. Н. Габричидзе, А. Г. Чернявский. – М.: ТК Велби, 2014. – 480 с.
8. Амелин, Р. В. Комментарий к Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях (постатейный) [Электронный ресурс] / Р. В. Амелин, Е. А. Бевзюк, Ю. В. Волков // СПС «КонсультантПлюс. Беларусь».
9. Зеленцов, А. Б. Административное право: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / А. Б. Зеленцов. – М.: Проспект, 2015. – 560 с.
10. Конин, Н. М. Административное право / Н. М. Конин. – М.: Норма, 2017. – 456 с.
11. Мигачев, Ю. И. Административное право: учебник / Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров. – 4-е изд., нерераб. и доп. – М.: Юрайт, 2015. – 519 с.
12. Ясинская-Казаченко, А. Административное право: учеб. программа для высших учебных заведений / А. Ясинская-Казаченко. – Минск: БНТУ, 2013. – 668 с.
13. Макарейко, Н. В. Административное право: конспект лекций / Н. В. Макарейко. – М.: Юрайт, 2014. – 154 с.
14. Об органах внутренних дел Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 17 июля 2007 г. № 263-З [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
15. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. № 194-З : принят Палатой представителей 9 ноября 2006 года : одобрен Советом Республики 1 декабря 2006 года [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
16. Тархов, В. А. Права и ответственность / В. А. Тархов. – Уфа, 2016. – 222 с.
17. Гавриленко, Д. А. Административное право Республики Беларусь: курс лекций / Д. А. Гавриленко, И. И. Мах. – Минск: Дикта, 2014. – 480 с.
18. Ананьев, Д. В. Административное право: учебно-методическое пособие / Д. В. Ананьев, С. М. Забелов. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2015. – 365 с.
19. Россинский, Б. В. Административное право: учебник / Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. – М.: Норма, 2018. – 928 с.
20. Крамник, А. Н. Курс административного права Республики Беларусь / А. Н. Крамник. – Минск: Тесей, 2012. – 345 с.