Введение
1 Теоретическое обоснование взаимосвязи уровня социальной адаптации и самоотношения у подростков
1.1 Феномен социальной адаптации и факторы ее формирования
1.2 Самоотношение как психологический феномен и как фактор социальной адаптации
1.3 Особенности формирования социальной адаптации и самоотношения в подростковом возрасте
2 Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня социальной адаптации и самоотношения у подростков
2.1 Методики и организация исследования
2.2 Анализ результатов исследования уровня социальной адаптации у подростков
2.3 Результаты исследования самоотношения у подростков
2.4 Анализ результатов исследования взаимосвязи уровня социальной адаптации и самоотношения у подростков
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Современные условия существования, постоянные изменения в нашем обществе требуют от подрастающего поколения усилий и ресурсов для спешной социальной адаптации. Подростки вынуждены адаптироваться не столько к внешней, объективно существующей среде, сколько к социальному пространству, которое они создают сами. Особенностью нового мира становится процесс перехода к самостоятельному проектированию своей жизни, открывающий новые пути самореализации и способы социальных отношений, что ведет к увеличению степени социальной неопределенности и росту количества рисков.
Самоотношение оказывает регулирующее влияние практически на все аспекты поведения человека, играет значимую роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования и разрешения критических ситуаций. Ведущую роль самоотношения в нормальном функционировании личности освещают такие отечественные психологи, как И.Г. Андреева, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев и др.
Особую значимость проблема самоотношения как феномена самосознания имеет для подросткового возраста, поскольку именно самосознание считается центральным новообразованием этого возрастного периода, являясь условием успешной социализации и адаптации в социуме.
Многие ученые считают, что самым критическим в формировании самоотношения является подростковый возраст (И.С. Кон, B.C. Мухина, И.И. и др.). Это обусловлено тем, что неоднозначность и противоречивость развития подростков на данном возрастном этапе характеризуется различными аспектами: многочисленные ограничения, свойственные данному возрасту, и появление новой потребности быть взрослым, − требуют от подростка не малой работы над собой, а главное над отношением к себе.
Феномен социальной адаптации изучали такие исследователи как Л.Г. Агеева, М.М. Безруких, С.А. Беличева, М.И. Бобнева, Н.В. Вайзман, А.Л. Журавлев, В.А. Иванников, С.И. Колосова, Е.В. Мороденко, А.А. Реан, Е.В. Руденский, Г.А. Овчинникова и др.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И САМООТНОШЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
1.1 Феномен социальной адаптации и факторы ее формирования
Термин «адаптация» (от лат. «приспособление») рассматривается в психологическом, педагогическом, социальном, медицинском аспектах. Адаптация представляет собой совокупность реакций организма человека, которые поддерживают его функциональную устойчивость при изменении условий окружающей среды [1, с. 94].
В психоанализе З. Фрейда и А. Адлера адаптация представлена с точки зрения анализа защитных механизмов личности. Адаптация включает в себя ситуации, связанную с разрешением конфликтов, и процессы из области эго, свободной от конфликтов. Хорошо адаптированный человек живет без нарушений продуктивности и со сбалансированным психическим состоянием. В процессе адаптации меняется личность, меняется и окружающая среда, которая регулирует процесс адаптации [2, с. 68].
Представители гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу) считают адаптацию механизмом и условием позитивной социализации, реализованную потребность в самореализации. По К. Роджерсу дезадаптация – это состояние несоответствия, внутреннего диссонанса, основной источник которого заключается в потенциальном конфликте между установками «Я» и непосредственным опытом индивида. А. Маслоу считал, что психологическая адаптация – это оптимальное взаимодействие личности и окружающей среды. Целью адаптации является достижение позитивного здоровья. Противоречие личностных ценностей с восприятием социальной ситуации вызывает конфликт, который индивид пытается устранить посредством мыслительной и трудовой деятельности [2, с. 69].
По словам Р. Лазаруса, «в процессе восприятия мира личность получает информацию, противоречащую установкам. В результате возникает конфликт между личностными установками, а также образом реальности. Интенсивность реакций индивида, направленных на устранение раздражающего фактора, указывает на степень адаптации» [1, с. 94].
В контексте когнитивного подхода к проблеме социально-психологической адаптации личности преобладает идея о том, что нелогичные мыслительные процессы и ложные представления об окружающем мире способствуют выбору неэффективных приспособительных стратегий в поведении, что в итоге приводит к дезадаптации личности. В теории когнитивного диссонанса, разработанной американским психологом Л. Фестингером, социально-психологическая адаптация рассматривается как положительный результат разрешения некоторого противоречия в знании об одном и том же объекте или событии. Наличие в психике личности противоречивых, несовместимых друг с другом представлений, потребностей или мотивов деятельности приводит к внутреннему конфликту, что обусловливает смену нормативных стереотипов, принятых в социальной среде, и, в результате, приводит к дезадаптации [1, с. 95].
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И САМООТНОШЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
2.1 Методики и организация исследования
С целью выявления взаимосвязи уровня социальной адаптации и самоотношения у подростков было проведено эмпирическое исследование.
База исследования: эмпирическое исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 4 г. Пружаны». Всего в исследовании приняли участие 40 учащихся 9-10 классов в возрасте 14-15 лет.
Методы исследования: метод анализа литературы, методы обобщения и систематизации; эмпирические методы: психодиагностический метод, методы математико-статистической обработки данных.
Для решения поставленных задач был использованы следующие методики:
1. Методика диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд) [23].
Цель: исследование комплекса психологических проявлений, сопровождающих процесс социально-психологической адаптации и ее интегральные показатели, такие как адаптация, интернальность, принятие других, самопринятие, эмоциональная комфортность и стремление к доминированию.
Опросник включает 101 утверждение, сформулированное в третьем лице с целью избежать влияния «прямого отождествления», потребности давать испытуемыми социально-желательные ответы. Испытуемым предлагается оценить утверждения по 7-балльной шкале.
Авторы методики выделили 6 интегральных показателей: 1) адаптация; 2) приятие других; 3) интернальность; 4) самовосприятие; 5) эмоциональная комфортность; 6) стремление к доминированию.
Шкала «адаптации» выявляет уровень приспособления индивида к существованию в социуме в соответствии с требованиями данного социума и с собственными потребностями, мотивами и интересами.
Шкала «принятия себя» отражает результат самооценки индивида, определяет уровень удовлетворенности личности своими характеристиками.
Шкала «принятия других» свидетельствует об уровне потребности личности в общении, взаимодействии, совместной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ проблемы взаимосвязи уровня социальной адаптации и самоотношения у подростков позволяет сделать следующие выводы:
Социальная адаптация – это процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления деятельности, которая позволяет человеку удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая соответствие психической деятельности человека, его поведение требованиям среды. Факторами формирования социальной адаптации являются: объективные факторы (возраст, половая принадлежность, условия воспитания и развития, социо-экономические условия); субъективные факторы (личностные особенности, развитый личностный адаптационный потенциал, внутренняя мотивация, осмысленность жизни).
В современной психологии самоотношение рассматривается как структурное личностное образование, включающее включает в себя когнитивный, эмоциональный и конативный компоненты. Самоотношение представляет собой важнейший фактор социальной адаптации. Основное предназначение самоотношения состоит в нормативном функционировании личности в социуме, в детерминации социальной активности личности, а позитивное самоотношение выступает условием психологического здоровья, которое помогает полной самореализации личности, определяет её успешность в разных сферах жизнедеятельности. Позитивное самоотношение подростков является основой успешной адаптации в обществе.
Формирование социальной адаптации и самоотношения в подростковом возрасте имеет свои особенности. Включение в референтную группу, расширение круга общения и повышение социальной активности приводят тому, что подростки проявляют себя, изменяют отношение к себе, корректируют ценностно-нравственные ориентиры своего поведения. Важным фактом социальной адаптации подростка является самоотношение. На развитие самоотношения подростков влияют многие факторы, среди которых психологические особенности этого возрастного периода. В подростковом возрасте происходит осознание своей индивидуальности, становление устойчивого образа собственного «Я», повышается критичность к себе.
1. Соколова, Ю. А. Генезис понятия «адаптация» / Ю. А. Соколова // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2014. – № 3. – С. 93–99.
2. Назаревич, О. С. Теоретические подходы к определению социально-психологических аспектов адаптации личности / О. С. Назаревич // Вестник угроведения. – 2012. – № 4. – С. 66–69.
3. Ларионова, С. А. Социально-психологическая адаптация личности : теоретическая модель и диагностика : монография / С. А. Ларионова. – Белгород, 2002. – 200 с.
4. Налчаджян, А. А. Психологическая адаптация : механизмы и стратегии / А. А. Налчаджян. – М. : Эксмо. – 368 с.
5. Азбергенова, Г. А. Социально-психологическая адаптация: подходы к изучению / Г. А. Азбергенова // Вестник КРСУ. – 2016. – № 12. – С. 144–148.
6. Вызулина, К. С. Личностные детерминанты социально-психологической адаптации личности : теоретико-методологические основы исследования / К. С. Вызулина, Б. А. Ясько // Вестник Адыгейского гос. ун-та. – 2015. – № 2. – С. 180–185.
7. Сарджвеладзе, Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н. И. Сарджвеладзе. – Тбилиси : Мецниереба, 1989. – 382 с.
8. Дрибан, Е. П. Подходы к определению самоотношения личности / Е. П. Дрибан // Развитие профессионализма. – 2016. – № 2 (2). – С. 149–150.
9. Башмакова, С. Б. Самоотношение подростков с задержкой психического развития / С. Б. Башмакова, Н. В. Цветкова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 813–817.
10. Колышко, A. M. Психология самоотношения : монография / А. М. Колышко. – Гродно : Изд-во Гродненского государственного университет имени Янки Купалы, 2004. – 102 с.
11. Герасимов, П. Е. Теоретические аспекты проблемы «самоотношения» / П. Е. Герасимов // Известия Саратовского ун-та. – 2010. – № 1. – С. 90–95.
12. Хватова, М. В. Самоотношение в структуре психологически здоровой личности / М. В. Хватова // Гаудеамус. – 2015. – № 2. – С. 9–17.
13. Пантелеев, С. Р. Самоотношение // Психология самосознания : Хрестоматия. – Самара : БАХРАХ-М, 2007. – С. 225-311.
14. Усынина, Т. П. Характеристика самоотношения в подростковом возрасте / Т. П. Усынина // Мир педагогики и психологии. – 2019. – № 5. – С. 195-201.
15. Регуш, Л. А. Самоотношение подростков и переживание проблем школьной жизни / Л. А. Регуш // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2009. – С. 57-65.
16. Хухлаева, О. В. Психология подростка / О. В. Хухлаева. – М. : Академия, 2004. – 463 с.
17. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека / Е. Е. Сапогова. – М. : Аспект Пресс, 2005. – 460 с.
18. Черепкова, Н. В. Формирование самоотношения в подростковом возрасте / Н. В. Черепкова, М. Ю. Кузнецова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2976-2980.
19. Андреева, И. Г. Исследование особенностей самоотношения подростков / И. Г. Андреева // Гаудеамус. – 2016. − №2. – С.89-93.
20. Киреева, Т. И. Социально-психологическая адаптация и самоотношение подростков со сколиозом / Т. И. Киреева // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – № № 11 (101). – С. 140-143.
21. Сурчакова, Л. А. Особенности самоотношения подростков группы риска / Л. А. Сурчакова // Молодой ученый. − 2018. − №49. − С. 258-262.
22. Стреленко, А. А. Взаимосвязь самоотношения с локусом контроля у подростков групп социального риска / А. А. Стреленко // Профилактика девиантного поведения детей и молодежи: сборник трудов конференции. – Симферополь, 2019. – С. 345-349.
23. Методика диагностика социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. – C. 193-197.
24. Методика исследования самоотношения (МИС) С. Р. Пантелеев, В. В. Столин // Настольная книга практического психолога / Сост. С. Т. Посохова, С. Л. Соловьева. – СПб. : Сова, 2008. – С. 141-157.