ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты изучения методики обучения подвижной игре детей дошкольного возраста с умеренной и тяжелой интеллектуально недостаточностью
1.1 Понятие умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточности
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью
1.3 Особенности применения методики обучения подвижной игре детей дошкольного возраста с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью
Глава 2. Эмпирическое исследование методики обучения подвижной игре детей дошкольного возраста с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Анализ и интерпретация полученных данных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Игра занимает важное место в жизни ребенка дошкольного возраста, являясь ведущим видом его деятельности. Актуальность. В специальной психологии в настоящее время не так много исследований, посвященных изучению игровой активности детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Этой проблемой занимаются такие ученые, как Л.Б. Баряева, Л.С. Выготский, О.П. Гаврилушкина, Е.А. Стребелева, А.А. Катаева, А.Ю. Кирко и т.д.
В игре в ролевые игры дети приобретают навыки социальной активности. Для дошкольников с нарушениями интеллекта игра становится незаменимым инструментом интеграции в общество. Это очень неоднородная по своим характеристикам и возможностям группа. Система обучения игре детей с нарушениями интеллекта основана на признании того, что игра является наиболее эффективным средством коррекции психофизического развития данной категории детей. Процесс обучения игре, который мы рассматриваем как особую форму взаимодействия взрослых и детей, предусматривает не столько формирование определённых игровых навыков и способностей, сколько активизацию их умственной и двигательной сферы, развитие всех познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, навыков общения со взрослыми и сверстниками.
Недостаточное развитие игровой активности у детей с нарушениями развития оказывается «запрограммированным» уже в раннем детстве. Основные причины, препятствующие самостоятельному последовательному формированию игры: низкий уровень познавательной активности, задержка во времени освоения двигательных функций, объектных действий, речи, эмоционально-ситуационного и делового общения со взрослыми.
Игра становится существенным компонентом развития личности, важным механизмом социализации. Процесс социализации разворачивается как способ активного вхождения ребенка в культуру, присвоения имеющегося содержания культурного опыта в субъективной роли в различных видах деятельности ребенка, его общения и познания.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения методики обучения подвижной игре детей дошкольного возраста с умеренной и тяжелой интеллектуально недостаточностью
1.1 Понятие умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточности
Правильное определение «интеллектуальной недостаточности» имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Теоретическая ценность такого определения заключается в том, что оно способствует более глубокому пониманию сути ненормального умственного развития детей. Нарушения и особенности психического развития у детей могут быть самыми разнообразными. Дать правильное определение «умственной неполноценности» означает объяснить причину этого состояния и выделить его наиболее существенные признаки.
Интеллектуальная недостаточность – это явление, для которого характерны медленный темп психического развития, личностная незрелость и незначительные нарушения познавательной деятельности [2, с.45].
Психические свойства возникают в процессе онтогенеза, в процессе индивидуальной жизни ребенка. Психические свойства зависят, конечно, от генетически обусловленного здоровья и степени совершенства нервной системы. Чем лучше, пластичнее нервная система, тем быстрее и легче ребенок усваивает опыт взрослых. Но сами по себе, как таковые, свойства психики не наследуются, они не обусловлены генетически.
Интеллектуальное развитие и черты характера формируются под решающим влиянием воспитания. Если мозг ребенка здоров и полон, то при благоприятных условиях он может достичь наивысшего уровня интеллектуального развития, даже если его родители были недоразвиты из-за отсутствия перечисленных выше условий. Низкий или высокий интеллектуальный уровень не передается по наследству, а формируется в процессе индивидуального развития [3, с.63].
Глава 2. Эмпирическое исследование методики обучения подвижной игре детей дошкольного возраста с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью
2.1 Организация и методика исследования
База исследования: ГУО «Детский сад №11» г. Витебска. В исследовании приняли участие 20 детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Исследование проводилось с двумя граппами испытуемых. Выборка составила 8 (40%) девочек и 12 (60%) мальчиков. В связи с преобладающим количеством в выборке мальчиков, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Цель эмпирического исследования: определить уровень овладения детьми старшего дошкольного возраста навыками подвижной игры.
Методики исследования:
1. Наблюдение. Для наблюдения использовалась подвижная игра «Бездомный заяц»
Цель: быстро бегать; ориентироваться в пространстве.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что интеллектуальная недостаточность представляет собой нарушение, для которого характерны медленный темп психического развития, личностная незрелость и незначительные нарушения познавательной деятельности. Для данного нарушения характерными являются 4 стадии развития: легкая, умеренная, тяжелая и глубокая. Для детей умеренной и тяжелой степени интеллектуальной недостаточности характерными являются такие особенности как дефицит интеллектуального функционирования, адаптивного поведения, наличие социальной сферы и наличие определенных социальных проблем.
Дети с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности имеют определенные сложности в рамках развития речи, учебной деятельности, формирования представлений об окружающих, суждения отличаются определенной скудностью и несамостоятельностью. Также для них характерна неадекватность самооценки, а также нарушения мышления и внимания.
Обучение игре – это постепенное, долгосрочное, с поощрением и созданием мотивации со стороны учителя. Дети с умеренной и тяжелой степенью умственной неполноценности не могут самостоятельно научиться переносить усвоенные игровые действия объекта на новые игрушки, кроме того, дети быстро теряют навык, если он не укрепляется многократно.
С целью определения уровня развития навыков участия в подвижной игре у детей с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности, нами было проведено исследование при помощи наблюдения.
1. Баряева Л.Б. Обучение сюжетно–ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии: учеб.–метод. Пособие / Н.Д. Соколова. – СПб.: Питер, 2011. – 245 с.
2. Баряева Л.Б. Опыт организации коррекционной помощи детям с интеллектуальным недоразвитием / Инновации в Российском образовании: Дошкольное образование / Л.Б. Баряева. – М.: Изд. МГУП, 2009. – 256 с.
3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 2006. –№ 6 – С. 62–76.
4. Гаврилушкина О.П. Воспитание обучение дошкольника с нарушением интеллекта / О.П. Гаврилушкина. – М.: Академия, 2011. – 247 с.
5. Гаврилушкина О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников / О.Д. Соколова. – М.: Просвещение, 2010. – 287 с.
6. Игра и дошкольник: развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Е.А. Стребелева – СПб.: Питер, 2004. – 289 с.
7. Катаева А.А. Дошкольная олигофренопедагогика / Е.А. Стребелева. – М.: Академия, 2001. – 278 с.
8. Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения / Е.А. Стребелева. – М.: Академия, 2001. – 247 с.
9. Кирко А.Ю., Развитие мотивации игровой деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / А.Ю. Кирко. – СПб: Эврика–2011, сборник научных работ Гродно, 2011. – 365 с.
10. Комарова Н.Ф., Комплексное руководство сюжетно–ролевыми играми в детском саду / Н.Ф. Комарова. – М.: Скрипторий 2003, 2012. – 245 с.
11. Комарова, Н.Ф. Диагностика игры детей: методические рекомендации / Н.Ф. Комарова. – Н. Новгород, 2009. – 245 с.
12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости / И.Ю. Кулагина. – М.: Сфера–Юрайт, 2001. – 258 с.
13. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. – М.: Академия, 2003. – 278 с.
14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Академия: Смысл, 2005. – 254 с.
15. Лубовский В.И. Специальная психология: учебное пособие для студентов высших педагогических заведений / В.И. Лубовский. – М.: Форум, 2003. – 254 с.
16. Недоленко С.В., Педагогические условия развития игровой деятельности дошкольников с умеренной умственной отсталостью: дис. канд. пед. наук / С.В. Недоленко. – М.: Академия, 2010. – 265 с.
17. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 285 с.
18. Психология аномального развития ребенка / А.М. Тимофеенко. – М.: Академия, 2002. – 257 с.
19. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника // Психологическая наука и образование. – 2010. –№3. – C. 62–70
20. Соколова Н.Д. Игровая деятельность умственно отсталых дошкольников // Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя / Под ред. Л.П. Носковой. – М.: Просвещение, 2003. – 258 с.
21. Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 265 с.
22. Шпек О. Люди с умственной отсталостью: обучение и воспитанное / О. Шпек. – М.: Академия, 2003. – 258 с.
23. Щербакова А.М. Воспитание ребенка с нарушениями развития / А.М. Щербакова. – М.: Академия, 2002. – 247 с.
24. Эльконин Д.Б. Детская психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2007. – 247 с.
25. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 2008. – 256 с.