Введение
Глава 1 Теоретические аспекты изучения особенностей смысложизненных ориентаций у артистов танцевального жанра как представителей творческих профессий
1.1 Характеристика смысложизненных ориентаций с позиций зарубежных и отечественных ученых
1.2 Специфика смысложизненных ориентаций у представителей творческих профессий
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей смысложизненных ориентаций у артистов танцевального жанра
2.1 Описание процедуры и методов исследования
2.2 Результаты исследования особенностей смысложизненных ориентаций у артистов танцевального жанра
2.3 Практические рекомендации по формированию смысложизненных ориентаций у артистов танцевального жанра
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения проблемы исследования заключается в наличии стабильного научного интереса в практической психологии к поиску повышения субъективной удовлетворенности жизнью и формирования осмысленности жизни как залога психологического благополучия личности. Представление о том, что осмысленная жизнь есть залог духовного равновесия, душевного благополучия в широком смысле слова, а отсутствие смысла жизни приводит к формированию особого типа заболевания ноогенного невроза, благодаря работам В. Франкла [24], прочно укоренилось в современной психологии и породило многочисленные и многоаспектные исследования, в которых основное внимание уделяется связи наличия или отсутствия смысла жизни с различными аспектами человеческой жизнедеятельности в различные возрастные периоды. Особый научный интерес представляет изучение смысложизненных ориентаций представителей разных профессий. Каждой профессиональной группе присущ свой смысл деятельности, своя система ценностей, которые определяются, прежде всего, направленностью деятельности на объект труда. В этой связи, особый интерес представляют творческие профессии, в которых трудовая деятельность обусловлена наличием развитой креативной направленности, гуманистическими принципами по отношению к своему объекту.
Существенный вклад в разработку проблемы формирования смысложизненных ориентаций личности внесли Э.Гуссерль, М. Вебер, М.Даммит, ВДильтей, К.И. Льюис, Ж.П.Сартр, П.Тиллих, ГЛ. Тульчинский, Г. Фреге, М.Хайдеггер, Г.Шпет, Э. Шпрангер, Г.П. Щедровицкий, К. Ясперс и др. Однако до сих пор остается недостаточно освещенной связь осмысленности жизни с различными аспектами профессиональной направленности. Особенно дискуссионным и мало изученным является вопрос о том, что выступает необходимым условием обретения смысла жизни у артистов танцевального жанра как представителей творческих профессий. Изучение этой проблемы связано с необходимостью изучения становления человека как субъекта деятельности, а также изучение его профессионального становления через осмысление своей жизни. В связи с этим была выбрана тема курсовой работы: «Особенности смысложизненных ориентаций у артистов танцевального жанра».
Объект исследования: смысложизненные ориентации.
Предмет исследования: особенности смысложизненных ориентаций у артистов танцевального жанра.
Цель исследования: особенности смысложизненных ориентаций у артистов танцевального жанра.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У АРТИСТОВ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ЖАНРА КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ТВОРЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ
1.1 Характеристика смысложизненных ориентаций с позиций зарубежных и отечественных ученых
Смысложизненные ориентации – это целостная система сознательных и избирательных связей, отражающая направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность выборов и оценок, удовлетворенность жизнью (самореализацией) и способность брать за нее ответственность, влияя на ее ход [2]. Согласно мнению В.Э. Чудновского, смысложизненные ориентации должны быть «продуктивными», т.е. адекватными и способствовать позитивному развитию личности [25, с. 75].
Смысложизненные ценности – это субъективно выбранные материальные и нематериальные ценности, реализация которых является одновременно детерминантом и функцией смысла жизни личности. Таким образом, смыслом жизни предопределены смысложизненные ценности человека. Однако эти ценности, как и ценности, формируемые под воздействием иных факторов (физиологических, социальных и др.), оказывают влияние на выбор личностью смысла своей жизни. Смысл жизни отражает жизненную концепцию человека, осознанный и обобщенный принцип его жизни, его жизненную цель. Смысл жизни выводится из мировоззрения и определяет систему убеждений и взглядов на мир, на место в нем, на отношение к окружающей действительности, к самому себе, которые стали его внутренним достоянием [25, с. 76].
Смысложизненная ориентация – это состояние направленности личности на достижение смысложизненных ценностей и смысла жизни. Вектор этой направленности формирует текущие задачи, деятельность личности и в конечном итоге влияет на отношение к окружающему миру, характер, поведение и т.д. [8, с. 122].
Смысложизненные ориентации не исчерпываются одной, хотя бы и очень важной идеей, жизненной целью, а представляет собой структурную иерархию «больших» и «малых» смыслов. Иерархия смысложизненных ориентаций человека относится к особым образом организованным целостным многоуровневым системам, включающим в себя целый ряд различных смысловых структур.
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У АРТИСТОВ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ЖАНРА
2.1 Описание процедуры и методов исследования
Цель исследования: особенности смысложизненных ориентаций у артистов танцевального жанра.
Гипотеза исследования: существуют возрастные различия в особенностях смысложизненных ориентаций у артистов танцевального жанра.
Выборку исследования составили 100 испытуемых в возрасте 20-45 лет: из них 50 молодых танцоров в возрасте 20-25 лет и 50 танцоров в возрасте 40-45 лет.
База исследования: театр танца «Фантазия».
Эмпирические методы исследования: тестирование, метод количественной обработки, статистические методы. Статистическая обработка данных осуществлялась с использованием t-критерия Стьюдента для независимых выборок, а также метода частотного распределения.
Психодиагностические методы и методики исследования:
1. Метод контент-анализа. В данной курсовой работе объектом контент-анализа стали эссе, составленные в произвольной форме примерно следующей тематики «Смысл и ценности моей жизни». Следующие понятия были выделены в качестве ведущих категорий, которые учитывались при контент-анализе: смысл жизни, цель в жизни, успех, образование, работа, творчество.
2. Методика смысложизненных ориентации (СЖО, Д.А. Леонтьев).
Является адаптированной версией теста «Смысл в жизни» Дж. Крамбо и Л. Махолика. Адаптация теста осмысленности жизни на русском языке была впервые выполнена К. Муздыбаевым. Другая русскоязычная версия теста осмысленности жизни была разработана и адаптирована А. Д. Леонтьевым. Версия К. Муздыбаева была взята А. Д. Леонтьевым за основу и видоизменена. В соответствии с оригиналом тест представляет собой набор из 20 пунктов, каждый из которых представляет собой утверждение с раздваивающемся окончанием: два противоположных варианта окончания задают полюса оценочной шкалы, между которыми возможны семь градаций предпочтения. Испытуемым предлагается выбрать наиболее подходящую из семи градаций и подчеркнуть или обвести соответствующую цифру [16].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ проблемы показал, что на сегодняшний день все еще не сложилось однозначной трактовки понятия «смысложизненные ориентации». В нашем исследовании мы определяем понятие смысложизненные ориентации как выражение стремления личности, ее потребности, как подтверждение ее реальных достижений, реальную способность выразить себя в формах жизни. Таким образом, смысл жизни – это не только будущее, не только перспектива, но и мера свершенного человеком, оценка достигнутого собственными силами по важным для личности критериям. Человеческая жизнь мотивируется поиском смысла своего существования, стремлением реализовать этот смысл на основе ценностных ориентиров. Стремление найти смысл жизни есть «вторичная рационализация» инстинктивных влечений, основная мотивационная сила, помогающая преодолеть трудности.
Представители творческих профессий как отдельная категория профессионалов имеют определенный набор личностных, и ценностно-мотивационных характеристик, которые отличают их от представителей других профессий. Творческая деятельность обладает большим потенциалом для формирования смысложизненных ориентаций личности, так как обеспечивает интеграцию творческого потенциала личности и создает условия для практического освоения видов искусства и способов художественно-творческой деятельности, принятию гуманистических ценностей (красота, добро, любовь и т.д.). В целом, представители творческих профессий демонстрируют устремленность, выраженную креативность и направленность личности на саморазвитие. С другой стороны, представители творческих профессий кроме профессиональной самореализации, находят в своей деятельности средство для самоутверждения, а также своеобразную групповую психотерапию для оптимизации своего эмоционального и психологического состояний, которое в силу природной чувствительности, является нестабильным.
В ходе эмпирического исследования смысложизненных ориентаций артистов танцевального жанра разного возраста – 20-25 лет и 40-45 лет, было установлено, что у артистов танцевального жанра независимо от возраста доминирует позитивное отношение к собственной жизни. Однако в старшем возрасте большую актуальность приобретает поиск смысла жизни, а в более молодом возрасте – постановка целей жизни. Для артистов танцевального жанра 20-25 лет характерны наличие целей в будущем, придающих жизни направленность и осмысленность, четкая временная перспектива. Артистам танцевального жанра 40-45 лет присуща более высокая удовлетворенность своей жизнью в настоящем, чем их более молодым коллегам.
1. Абдуллаева, М. М. Особенности профессиональной идентичности представителей творческих профессий // Вестник МГЛУ. – 2009. – № 5. – С. 35-49.
2. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. – М. : Мысль, 1991. – 299 с.
3. Александрова, Ю.В. Нравственное переживание как путь преодоления «раскола» смысла жизни // Психолого-педагогические и философские ас¬пекты проблемы смысла жизни / Под ред. В.Э.Чудновского, А.А.Бодалева, НЛ.Карповой. – М. : Психологич. ин-т РАО, 1997. – С. 140-144.
4. Бельская, З. В. Смысложизненные ориентиры личности в условиях творческой деятельности / З. В. Бельская // Современная психология : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Казань : Бук, 2014.
5. Ведин, И.Ф. Бытие человека: деятельность и смысл / И.Ф. Ведин. – Рига : Зинатне, 1987. – 212с.
6. Вильсон, Г. Психология артистической деятельности: таланты и поклонники / Г. Вильсон. – М. : «Когито-Центр», 2001. – 384 с.
7. Волкова, Е.Н. Субъектность как деятельное отношение к самому себе, к другим людям и к миру / Е.Н.Волкова // Мир психологии. – 2005. - № 3. – С.33-39.
8. Голышева, З.В. Динамика смысложизненных ориентаций (лонгитюдное исследование) / З.В. Голышева // Психологические проблемы смысла жизни. – Материалы XIV симпозиума. – Москва : МГУ, 2009. – 312 с.
9. Гуревич, П.С. Психология личности: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 559 с.
10. Жаткина, К.А. Проявление смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте // Журнал прикладной психологии. – 2010. - №3. – С.23-30.
11. Зеленкова, И. Л. Проблема смысла жизни: Опыт историко-этического исследования / И.Л. Зеленкова. – Минск, 1998. – 125 с.
12. Калашников, М.О. Проблема смысла в контексте деятельностного подхода / М.О. Калашников // «Психологические проблемы смысла жизни и акме» / Материалы ХII симпозиума Психологического института РАО. – М. : МГУ, 2006. – 212 с.
13. Каунова, Н.Г. Исследование смысложизненных ориентаций и значимости смысла жизни современной молодежи // Автореферат дис. …канд. психол. наук. – М.: МГУ, 2006. – 93 с.
14. Леонтьев, Д.А. Новые горизонты проблемы смысла в психологии / Электронная библиотека. Статьи и монографии // Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла): материалы международной конференции / под ред. Д.А.Леонтьева. – М.: Смысл, 2005. – С. 36-49.
15. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет психологии. – 2-е, исправленное издание. – М. : Смысл, 2003. – 487 с.
16. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1992. - 334с.
17. Мишина, М. М. Взаимосвязь смысложизненных ориентаций и характера профессиональной деятельности личности / М. М. Мишина // Историческая и образовательная мысль. – 2012. – № 1. – С.22-28.
18. Писарева, В. Ю. Особенности развития эмпатии как компонента социальной креативности на отдельных этапах профессионализации личности: на примере старшеклассников и студентов-психологов / В. Ю. Писарева // Науч. ведомости Белгород. гос. ун-та. Серия: Гуманитарные науки. 2013. Т. 20, № 27 (170). С. 295–299.
19. Психология – наука будущего : Материалы VIII Международной конференции молодых ученых «Психология – наука будущего». 19–20 ноября 2019 года, Москва / Отв. ред. Е. А. Сергиенко, Н. Е. Харламенкова. – М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2019. – 562 с
20. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Нева, 2002. – 854 с.
21. Самоукина Н. Психология профессиональной деятельности. 2-е изд. СПб.: Изд-во «Питер», 2003. 224 с.
22. Толстова, Д. А. К проблеме изучения личностных особенностей молодых людей, увлекающихся социальными латиноамериканскими танцами / Д. А. Толстова // Личность в Природе и Обществе: Научные труды молодых ученых. Серия «Психология и педагогика». Выпуск 15 / Сост. и науч. ред. А.В. Иващенко, Н.Б. Карабущенко, Е.Н. Полянская. – М. : Изд-во РУДН, 2012. – С. 125-128.
23. Тульчинский, Г.Л. Разум. Воля. Успех / Г.Л.Тульчинский. – Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1990. – 215 с.
24. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М. : Дайджест, 1990. – 322 с.
25. Чудновский, В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни / В.Э. Чудновский // Мир психологии. – 1999. – № 2. – С. 74-80.
26. Чудновский, В.Э. Роль смысложизненных ориентаций и акме в профессиональной деятельности / В.Э. Чудновский [и др.] // Психологический журнал. – 2004. – Т. 25, №1. – С. 22-32.
27. Чудновский, В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни: избранные труды / В.Э. Чудновский. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. – 768 с.