ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.1 Проблема агрессии и агрессивности в психологической науке
1.2 Гендерные различия в агрессивном поведении
1.3 Причины различий в агрессивности мужчин и женщин
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Агрессивное поведение и агрессивность как черта личности человека находятся в центре внимания многих исследователей. Психологический подход к этой проблеме дает шанс для выявления причин агрессивного поведения и агрессивности, а также факторов, влияющих на формирование и развитие агрессивности. Такие данные не только позволяют лучше понять феномен человеческой агрессии, но и наметить пути ее конструктивного «использования».
В современном обществе, несмотря на достаточную общую стабильность, существуют множество точек напряжения и потенциального конфликта. В такой ситуации повышается вероятность проявления агрессивного поведения людей, что неблагоприятном течении может перерастать в деструктивные конфликты. В этом контексте исследование проблемы агрессивности приобретает не только научное, но и выраженное социальное звучание.
Проблемой агрессивного поведения и агрессивности занимались такие исследователи как З. Фрейд, К. Лоренц, А. Басс, Р. Бэрон, Д. Ричардсон и др. среди отечественных исследователей, занимавшихся проблемой агрессивного поведения, можно отметить Д.И. Фельдштейна, Л.М. Семенюк, Т.Г. Румянцеву, А.А. Реана, С.Н. Еникалопова и др.
Несмотря на многочисленные исследования, проблема агрессивного поведения по-прежнему актуальна. Важное теоретическое и практическое значение имеют исследования, направленные на выявление факторов и последствий агрессивного поведения различных групп, в частности гендерной специфики агрессивности.
Цель исследования – исследование гендерных различий и агрессивного поведения в коллективе.
Объект исследования – гендерные различия в агрессивном поведении.
Предмет исследования – гендерные различия и агрессивное поведение в коллективе.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.1 Проблема агрессии и агрессивности в психологической науке
Агрессия – целенаправленное деструктивное поведение, нарушающее нормы и правила существования людей в обществе, которое наносит ущерб объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), причиняет физический вред людям или вызывает у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности [6].
На сегодняшний день универсальное определение агрессии не существует. Под агрессией Л. Бендер понимал склонность приближения к объекту или удалению от него. Согласно Ф. Аллану, агрессии - внутренняя сила, не имеющая объяснения своего происхождения, при котором человек может давать отпор внешним силам [13].
Многие исследователи определяют агрессию, опираясь на объективные наблюдения и практические измерения изученных явлений, в основном, актов поведения. Например, А. Басс идентифицирует агрессию как «реакцию», при которой другой организм воспринимает болевые ощущения, а Э. О. Уилсон определяет агрессию как «физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи» [13].
В отечественной психологии феномен агрессии понимается как определенное поведение в отношениях с другими людьми, являющееся следствием сложных эмоциональных состояний, за которыми стоит мотивационное ядро личности, в том числе ее «Я», обязательно включающее ряд биологических и психофизиологических предпосылок, осознанных и неосознанных факторов [21].
Г. Аммон выделяет три вида агрессии: констуктивную, дефицитарную, деструктивную. Конструктивная агрессия выражается в социально-приемлемой форме и является предпосылкой к творческому преобразованию окружающего мира.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ
2.1 Организация и методы исследования
Цель исследования: выявить гендерные различия и агрессивное поведение в коллективе.
Задачи исследования:
– подобрать методы и методики, релевантные поставленной цели и задачам исследования;
– сформировать выборку испытуемых;
– провести психодиагностические методики;
– на основании данных психодиагностических методик изучить особенности проявления агрессивного поведения и выявить гендерные различия;
– на основании данных количественного и статистического анализа провести сравнительный анализ гендерных различий и агрессивного поведения в коллективе.
Гипотеза исследования: существуют различия между гендером и агрессивным поведением в коллективе.
Описание выборочной совокупности: выборку исследования составили 20 человек (25-45 лет), из них 10 мужчин и 10 женщин.
Методы исследования: методы теоретического анализа и обобщения, психодиагностические методы, методы статистической обработки данных.
Описание психодиагностических методик исследования:
Методика изучения форм агрессии А.Басса-А.Дарки. Цель методики: изучение уровня агрессивности и враждебности, выявление доминирующих форм агрессии. А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций: физическая агрессия – использование физической силы против другого лица; косвенная агрессия– агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная; раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Агрессия – целенаправленное деструктивное поведение, нарушающее нормы и правила существования людей в обществе, которое наносит ущерб объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), причиняет физический вред людям или вызывает у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности.
Существует несколько теорий агрессивности. Все общие теории происхождения агрессивности у человека принадлежат двум полярным парадигмам – культурной и биологической, иначе формулируемым как этико-гуманистический и эволюционно-генетический подходы.
Большинство исследований показывают, что если сравнивать мужчин и женщин, то первые демонстрируют более высокие уровни прямой, а последние — непрямой, то есть не выраженной в физических действиях агрессии. Кроме того, мужчины чаще, чем женщины, выступают в качестве объекта физического нападения, в то время как женщины чаще становятся жертвами сексуальных домогательств и грубости в супружеских отношениях.
Гендерные различия в агрессии иногда объясняются влиянием генетических или биологических факторов. Существуют определенные данные, свидетельствующие о том, что влияние этих факторов как детерминант агрессии весьма значительно.
С другой стороны, велико влияние небиологических факторов на гендерные различия в агрессивности. В частности, согласно одной из теорий, гендерные различия в агрессии порождаются, главным образом, противоположностью гендерных ролей, то есть представлениями о том, каким, в пределах данной культуры, должно быть поведение представителей различных полов.
Таким образом, есть филогенетическая предрасположенность к агрессии у мужчин, что, однако, не исключает возможных влияний со стороны культуры в рамках конкретного общества на формирование поведения индивидов обоих полов.
1. Аликина, Н.В. Принципы диагностики агрессивного поведения / Н.В. Аликина. – М.: Проспект, 2002. – 140 с.
2. Алфимова, М.В. Психогенетика агрессивности / М.В. Алфимова, В.И. Трубников // Вопросы психологии. – 2014. – № 6. – С. 12-18.
3. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л Берковиц. – СПб.: Евразия, 2001. – 512 с.
4. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон . – СПб: Питер, 2001. – 352 с
5. Доллард, Д. Фрустрация и агрессия / Д. Доллард. – М.: Прогресс, 1995. – 348 с.
6. Елисеев, О.П. Социализация агрессивности / О.П. Елисеев. – СПб.: Речь, 2010. – 286 с.
7. Ениколопов, С. Н. Агрессивность как специфическая форма активности / С.Н. Ениколопов. – М.: 2002. – 127 с.
8. Ильин Е.П. Дифференциальная психология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. – СПб., 2003. – 366 с.
9. Кернберг, О.Ф. Агрессия при расстройствах личности / О.Ф. Кернберг. – М.: Проспект, 2004. – 368 с.
10. Клецина И.С. Гендерная социализация. Учебное пособие / И.С. Клецина. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. – 92 с.
11. Ковалев, П.В. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения / П.В. Ковалев. – СПб.: Речь, 2004. – 358 с.
12. Козырева Е. В. Влияние маскулинности-фемининности на ауто- и гетероагрессию / Е. В. Козырева // Психология XXI века : тезисы Международной межвузовской научно-практической студенческой конференции. – СПб. : Изд-во Петербургского ун-та, 2002. – С. 57-61.
13. Кон И. С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Введение в гендерные исследования: Учебное пособие. Ч. I / Под ред. И. А. Жеребкиной. – Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2001. – С. 562-605.
14. Курбатова, Т.Н. Агрессивность и ее проявления / Т.Н. Курбатова // Вопросы психологии. – 2009. – № 3. – С.42-50.
15. Лоренц, К. Агрессия / К. Лоренц. – М.: Прогресс, 1994. – 188 с.
16. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 1997 – 688 с.
17. Михайлова, О.Ю. Феномен агрессивного поведения / О.Ю. Михайлова // Вестник Московского университета. – 2009. – № 1. – С.56-66.
18. Ольшанская, Е.В. Психологические факторы агрессии / Е.В. Ольшанская // Вестник Московского университета. – 2012. – № 2. – С. 20-38.
19. Психология человеческой агрессивности / Под ред. К.В. Сельченок. – Мн.: Тесей, 2002. – 656 с.
20. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д.Я. Райгородский. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2008. – 672 с.
21. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан // Психологический журнал. – 1996. – №5. – С. 5-18.
22. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. – М.: Проспект, 2000. – 254 с.
23. Фурманов, И.А. Психологические проблемы агрессии в социальных отношениях / И.А. Фурманов. – Брест : БрГУ. 2014. – 261 c.
24. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность / Под редакцией Б. М. Величковского. –СПб.: М.: Смысл, 2003 – 860 с.